1

Тема: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

В ПМ мы  с Евгением Богатиковым начали обсуждать данную тему.

Этот вопрос у меня возник из-за того, что встречал варианты как с разрешение так и с запретом АПВ.

Stepanov пишет:

Женя, можно технический вопрос, отдельную тему на форуме не хочу создавать
Как думаете
От резервных защит АТ отключаться надо с пуском АПВ или запретом?
Понятно что последнее действие всегда с запретом, а деление, и отключение ВН?

Bogatikov пишет:

Вопрос сложный и неоднозначный. Сперва обратимся к ПУЭ.
П. 3.3.2. Устройства АПВ должны предусматриваться для быстрого восстановления питания потребителей или межсистемных и внутрисистемных связей путем автоматического включения выключателей, отключенных устройствами релейной защиты.
Должно предусматриваться автоматическое повторное включение:
3) трансформаторов (см. п. 3.3.26)
П. 3.3.25. На двухтрансформаторных понижающих подстанциях при раздельной работе трансформаторов, как правило, должны предусматриваться устройства АПВ шин среднего и низшего напряжений в сочетании с устройствами АВР.
П. 3.3.26. Устройствами АПВ должны быть оборудованы все одиночные понижающие трансформаторы мощностью более 1 MB•А на подстанциях энергосистем, имеющие выключатель и максимальную токовую защиту с питающей стороны, когда отключение трансформатора приводит к обесточению электроустановок потребителей.

Как видим, прямого требования о пуске АПВ выключателей ВН при работе резервных защит нет.
Теперь подумаем логически. Когда работают резервные защиты АТ с действием на деление шин и выключатели ВН?
1.    При КЗ на ВЛ и отказе её защит.
2.    Ложно, излишне.
При ложном (излишнем) срабатывании ничто не мешает проАПВшить выключатели, вроде ничего плохого нет.
Правильное срабатывание резервных защит говорит о том, что где-то оказали защиты ВЛ, причём и основные, и резервные. И теперь включив выключатели ВН от АПВ, мы:
1.    подадим напряжение на линию, заведомо не обеспеченную защитами, хотя нужно принимать меры по её выводу из работы.
2.    будем опробовать ВЛ, с возможно не устранённым КЗ от АТ, что не всегда допустимо и у нас не приветствуется.
Исходя из этих рассуждений, я бы АПВ не делал. Хотя в схеме, например, четырёхугольника где используется деление шин ВН, можно проАПВшить выключатель ВН, не связанный с повреждённой ВЛ, т.е. подать напряжение на АТ. Как это сделать, пока не знаю, можно подумать.

2 (2011-01-26 23:26:35 отредактировано Antip)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Bogatikov пишет:

будем опробовать ВЛ, с возможно не устранённым КЗ от АТ

На вводных выключателях сторон ВН и СН АТ режим АПВ, как правило, по синхронизму. Запрещать при КЗ в сети АПВ с КС ввода АТ излишне, опробовать будет ВЛ.

3

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Ну, не совсем. Смотрите рисунок 50 кб.
Вот такой режим ТАПВ на линии. Поделили шины выключателями В-2, В-3. КЗ не ликвидировалось, отключили В-1. Первым должен включиться по КС В-3. Но почему-то не захотел (недопустимая разность напряжений или скольжение). Вот первым подаст напряжение В-1 от ТАПВ ОНл.
Это в слусае деления шин. Если деление не используется, то с первой выдержкой времени отключатся все 4 выключателя, т.к. уставки по времени одинаковые. Тогда опробование ВЛ по любому от АТ.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/0/2000/2072/thumb/p15n34m3l118m9as1mul49lrk41.png

4

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

В-3 с АПВ-КС включиться, ведь второй АТ остался в работе и ШСВ СН включен - так что разности частот и скольжения ощутимых не должно быть, если только сеть от данного КЗ на линии (затянувшееся, или связи слабые) начало "трясти".
Но вот АПВ-ОН В-1 (В-2) никто не отменит, и это описанный выше вами недостаток при неустранившемся КЗ. Точнее, это скорее недостаток схемы "Автотрансформатор-шины". Но резервные защиты АТ (да и самой ВЛ, если не отказали) при этом  будут работать с меньшей выдержкой времени по цепи ускорения.

5

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Еще  такой вопрос, при автоматическом ускорении гасить весь транс или только сам выключатель? По ВН? и СН?

6

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Если причина срабатывания - включение выключателя и КЗ в сети, то выключатель.

7 (2011-01-27 13:08:20 отредактировано Antip)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Кстати, цепь АУ формируют от KQT + отсутствие напряжения на АТ. Вот должно ли работать АУ рез. защит АТ в данной схеме при АПВ линии - вопрос. Даже если исключить контроль по напряжению в схеме АУ, то если включиться В-2 с АПВ-КС, то цепь автоматического ускорения не соберется. Похоже выше я поторопился. Хотя возможно, если с момента включения В-2 запомнить его KQT для АУ на время до включения В-1 от ТАПВ-ОН линии.

8

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Antip пишет:

В-3 с АПВ-КС включиться, ведь второй АТ остался в работе и ШСВ СН включен - так что разности частот и скольжения ощутимых не должно быть, если только сеть от данного КЗ на линии (затянувшееся, или связи слабые) начало "трясти".

Не факт. Существуют схемы деления сети СН при трёхфазном отключении ВЛ. Например, в Дагестане транзит ВЛ 330 кВ от Чирюрта до Дербента, а тале в Азербайджан к Альбертовичу – цепочка, шунтируемая только линиями 110 кВ. Так вот, по факту отключенного положения двух выключателей ВЛ, с контролем направления мощности в предшествующем режиме делится сеть 110 кВ, причём первым отключается ШСВ 110 кВ с нулем. Так что разделиться можно, есть варианты. А если деление шин ВН не предусмотрено, то опробование линии от АТ неизбежно.

Stepanov пишет:

Еще  такой вопрос, при автоматическом ускорении гасить весь транс или только сам выключатель? По ВН? и СН?

Нужно сперва разобраться что мы защищаем резервными защитами и где КЗ.
Очевидно, что АУ будет вводиться при ручном включении выключателя, когда нет напряжения на АТ. Есть два варианта ввода АУ, по факту отсутствия напряжения и отключенного положения выключателя в предшествующем режиме и по факту отсутствия напряжения и команды включить выключателя своей стороны.
В первом случае резервные защиты ВН автоматически ускорятся даже при подаче напряжения на АТ со стороны СН. Следовательно, нужно ускорять ступени и ДЗ, и ТЗНП, которые направлены в сеть ВН для резервирования ДЗО. Если в резервных защитах ВН используются ступени ДЗ и ТЗНП, направленные в АТ, то при включении выключателя ВН их тоже можно ускорять, для резервирования ДЗТ, но отстраивать от броска тока намагничивания.
Во втором случае АУ будет вводиться только при включении выключателя ВН. Следовательно, мы можем ускорять ступени ДЗ и ТЗНП, направленные в АТ для резервирования ДЗТ. Также можно ускорять ТЗНП для резервирования ДЗО при КЗ, связанных с землёй. Ускорять ДЗ, направленную в сеть ВН будет бесполезно.
Если используется АПВ при работе резервных защит, логично было бы водить АУ ДЗ и ТЗНП, направленные в сеть ВН для резервирования защит ВЛ, в противном случае опять отключимся с выдержкой времени. Но это невозможно, т.к. ТН АТ под напряжением.

Antip пишет:

Даже если исключить контроль по напряжению в схеме АУ, то если включиться В-2 с АПВ-КС, то цепь автоматического ускорения не соберется. Похоже выше я поторопился. Хотя возможно, если с момента включения В-2 запомнить его KQT для АУ на время до включения В-1 от ТАПВ-ОН линии.

П. 3.3.4 ПУЭ. “Не следует ускорять защиты после включения выключателя, когда линия уже включена под напряжение другим своим выключателем (т. е. при наличии симметричного напряжения на линии)”.

9

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Не знаю жива эта тема или уже нет, мой вопрос .
Нужно ли АПВ от КСЗ СН АТ
Здесь с одной стороны обсудили,я немного с другого ракурса смотрю.
Частично повторюсь
АПВ  при работе защит КСЗ СН АТ резервирующих защиты шин, СВ,ВЛ, участок м/у В 110 АТ и АТ.
Также у нас опробование шин происходит от АТ и собственно нам нужно сохранить режим а не оборудование)))
Само по себе КЗ в зоне от АТ вниз позволяет произвести АПВ, НО!!!
При работе схемы деления :
Т1ср ОРУ 110 4С делим пополам
Т2ср оставшиеся наши 2С делим пополам
и !!!!!
Т3ср (отказ дзш или КЗ выше В 110 АТ) отключаем ВЕСЬ АТ!!!
Вот в этом случае запрет нужен мы резервируем  основные защиты!!
Но участок мужду АТ и его выключателем можно АПВ, но при отключенном сверху трансе АПВ не произойдет,уже не будет условий

Кто что скажет

10

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спасибо за освежение (встряхивание) темы.
Мое мнение. Когда мы (РДУ) столкнулись при рассмотрении проекта одного из объектов в отсутствии АПВ АТ (решили проектировщики не заморачиваться на заказе терминалов с функцией АУВ, обойтись встроенными функциями без АПВ в комплекте поставки выключателей), долго бились. Доводы расчетчиков (ОРПНУРЗИА, начальник молодой и энергичный и замначСРЗА чуть старше и не менее энергичный): А если резервная защита АТ закроет отказ защит на отходящей линии, АПВ здесь лишним не будет! Мои доводы: если отказали защиты линии или выключатель, зачем же при таком дальнем резервировании еще и АПВшить КЗ?
С учетом того, что мои оппоненты были практически ровесниками моей дочки (один на три года старше, другой на год моложе) на авторитете приняли мои доводы.

11

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

doro пишет:

Мои доводы: если отказали защиты линии или выключатель, зачем же при таком дальнем резервировании еще и АПВшить КЗ?

Тогда и с других концов ВЛ питающих точку КЗ должен быть запрет АПВ. У нас везде есть АПВ выключателей отключаемых резервными защитами АТ с 1-й или 2-й выдержкой времени.

Long Live Rock'n'Roll

12

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Так выпьем же за то, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями!
На тему запрета АПВ при отказе в отключении выключателя есть ВЧТО-1. При отказе защит - не отправлять же на противоположные концы всех питаемых линий ту же команду?
Хотя, впрочем, есть предмет для обсуждения.

13

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

doro пишет:

Мое мнение. Когда мы (РДУ) столкнулись при рассмотрении проекта одного из объектов в отсутствии АПВ АТ (решили проектировщики не заморачиваться на заказе терминалов с функцией АУВ, обойтись встроенными функциями без АПВ в комплекте поставки выключателей), долго бились. Доводы расчетчиков (ОРПНУРЗИА, начальник молодой и энергичный и замначСРЗА чуть старше и не менее энергичный): А если резервная защита АТ закроет отказ защит на отходящей линии, АПВ здесь лишним не будет! Мои доводы: если отказали защиты линии или выключатель, зачем же при таком дальнем резервировании еще и АПВшить КЗ?

Моё мнение:
- АПВ АТ только с контролем синхронизма. Подходит для 95% случаев. Но наше РДУ задает АПВ шит от АТ. tongue

14

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Papuas пишет:

Моё мнение:
- АПВ АТ только с контролем синхронизма.

такое же

Papuas пишет:

наше РДУ задает АПВ шит от АТ.

про них тут много писали
встречал схему,где выполнялся запрет АПВ линий при определенной величине тока,дабы защитить АТ от сверхтоков,правда для определенного типа АТ.

15

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

vpa61 пишет:

Также у нас опробование шин происходит от АТ и собственно нам нужно сохранить режим а не оборудование))) Кто что скажет

1. Зачем Вы АПВ шин делаете от АТ? Когда других вариантов нет, то вопросов нет, а когда есть, почему АТ.
2. Как это сохранить режим, а не оборудование?

16

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

АПВ шин от АТ - это просто жесть. Подставлять под КЗ АТ - это вероятность смещения обмоток из-за динамического воздействия. Так можно убить АТ. Такие опробования разрешаются в исключительных случаях, когда нет возможности опробования от линий

Какие-нибудь нормативные документы на эту тему есть?

17

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

Мне они не известны, только здравый смысл. Можно поискать в инструкциях по переключениям и ликвидации аварий.

Здравый смысл понятие неопределённое и у каждого отличается.

По поводу АТ я думаю следующим образом:
В каком-нибудь документе (В руководстве по эксплуатации, тех. паспорте, может быть даже и в ГОСТе) должно быть указано какие токи КЗ АТ выдерживает без последствий. И если ток в режиме АПВ шин от АТ не превышает данных значений - то ничего плохого в этом АПВ нет.

18 (2016-04-21 11:48:37 отредактировано Lekarь)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

Здравый смысл понятие неопределённое и у каждого отличается.

По поводу АТ я думаю следующим образом:
В каком-нибудь документе (В руководстве по эксплуатации, тех. паспорте, может быть даже и в ГОСТе) должно быть указано какие токи КЗ АТ выдерживает без последствий. И если ток в режиме АПВ шин от АТ не превышает данных значений - то ничего плохого в этом АПВ нет.

Ни в одном паспорте вы не найдете, сколько раз может без последствий АТ выдержать эти токи.
Но дело не в том, о чем вы написали.
Рассматривать надо с другой стороны. При выборе АПВ шин надо рассматривать отказ выключателя при АПВ. Учитывая, что среднее напряжение большинства АТ являются источниками питания даже целых регионов, то слишком серьезные последствия.
При отказе выключателя во время АПВ шин от АТ вы теряете и выключатель и АТ + короткое замыкание Вы в данном случае вытаскиваете в сеть более высокого напряжения.
При отказе выключателя линии при АПВ шин вы теряете только выключатель, который ну в самом крайнем случае можно запетлить. только эти доводы. Ограничений на АПВ шин от АТ нет, потому, как существуют схемы сети, когда по другому не сделаешь. Но основные аргументы, те, что я привел выше.

19

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь пишет:

Рассматривать надо с другой стороны <..>

Мысли интересные. Если я правильно вас понял, то выбор присоединения для опробования шин определяется по условию минимизации рисков нежелательных последствий (при отказе выключателей, снижению напряжений в сети и пр.) с учётом выполнения требований к чувствительности защит в режиме опробования.

Но всё равно при прочих равных не понял необходимости выполнения АПВш от ВЛ, а не от АТ.
На ПС 220 кВ обычно не менее двух АТ.
При отказе В СН АТ, через время УРОВ отключится В ВН АТ, для сети ВН ничего страшного за это время не должно произойти.

20 (2016-04-21 15:18:31 отредактировано Lekarь)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

Мысли интересные. Если я правильно вас понял, то выбор присоединения для опробования шин определяется по условию минимизации рисков нежелательных последствий (при отказе выключателей, снижению напряжений в сети и пр.) с учётом выполнения требований к чувствительности защит в режиме опробования.

Но всё равно при прочих равных не понял необходимости выполнения АПВш от ВЛ, а не от АТ.
На ПС 220 кВ обычно не менее двух АТ.
При отказе В СН АТ, через время УРОВ отключится В ВН АТ, для сети ВН ничего страшного за это время не должно произойти.

Если у Вас АТ отключится от УРОВ, то ни один нормальный главный не даст ввести АТ в работу без испытаний и измерений. Если АТ отключится от резервных защит, то тоже придеться разбираться.
Второй момент. Нормально, загрузка АТ должна быть 70 %. То что имеем сегодня по недогрузке АТ это ненормально. Потеря АТ в нормальной схеме может приводить к перегрузке оставшегося в работе АТ.
Третий момент. от АТ со стороны НН также питаются СН, потеря источника СН очень плохое событие, тем более без времени готовности.
Самое главное. Мы сейчас рассуждаем, когда уже знаем , что отказал выключатель АТ. А надо смотреть на схему с позиции, когда отработал УРОВ или резервные защиты, а причину Вы не знаете, почему и что отработало. Плюс ко всему этому неуспешное включение секции шин. Несколько дней будешь разбираться, что , почему и как отработало.
Если как вы пишите, что вся нагрузка перешла на другой АТ, то в данной схеме, вообще один из АТ должен быть отключен в резерв в нормальной схеме и находиться в АВР.
И какие прочие равные условия? При отказе выключателя АТ - вы теряете АТ, а при отказе выключателя ВЛ, мы теряем только выключатель на длительный срок. ВЛ в кратчайшее время во многих случаях может быть ведена в работу с противоположного конца.