1

Тема: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

Здравствуйте, уважаемые релейщики. Буду очень благодарен если кто-то скинет на почту (Alex_Skyline@bk.ru) схему КРБ-12 старого типа (до 1980-го года с двумя вторичными обмотками) с указанием на этой схеме КЛЕММ для подключения разомкнутого треугольника. Или ссылку на такую схему.
Также интересны ваши соображения на указанную ниже информацию.

Для вывода секции шин по 10кВ в ремонт отключили со всех сторон АТ, далее отключили от АТ разъединителем ЛРТ и начали включать АТ. Включили ввод АТ по 220кВ и не поднимался блинкер "Неисправность цепей напряжения" на панели ПЗ-5 резервных защит АТ на стороне 220 кВ (на панель цепи напряжения заводятся от ТН 10 кВ, жёстко закреплённого на шинном мосту АТ). Сначала предположили, что могли быть отключены автоматы в шкафу ТН 10 кВ. Но напряжение на панель поступает, как "звезды", так и "раз-го тр-ка". Однако, по цепям "звезды" замерили перекос по напряжению относительно "О" и в цепях "раз-го тр-ка" НК=25 В. Тогда предположили, что перепутаны концы "Н" и "К" на КРБ-12 старого типа. Так как в панель до испытательных блоков все цепи приходят правильно, а вот потом на реле есть какая-то путаница. Инженер, который подключал это реле, очень опытный, сказал по телефону, что он внимательно отследил все цепи и НЕ МОГ перепутать концы "Н" и "К" на реле КРБ-12.

Резюмирую выше сказанное:

Отключили АТ; отключили ввод 10 кВ; отделили ЛРТ от АТ; включили ввод АТ по 220 кВ и резервная защита по 220 кВ заблокировалась ("Неисправность цепей напряжения"). Когда ввод 10 кВ введут в работу по нормальной схеме, эта неисправность сама устраниться.  Ваши предположения, из-за чего это может быть?

P.S. От ТН 10 кВ цепи напряжения приходят правильно, ничего не вывернуто (снята потенциальная диаграмма и проверена фазировка)

2

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

Самопроизвольное смещение нейтрали вероятно. Нормальное явление для ТН-10 кВ, который сидит на холостых шинах (в вашем случае это шинный мост).

3

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

А ТН-10 какого типа? Случайно не НАМИ-10? Если такой, надо нагружать шины.

4

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

uz8tve пишет:

Случайно не НАМИ-10? Если такой, надо нагружать шины.

И с НАМИТ, и с НТМИ, и с НАМИ  перекос практически одинаковый. Дело не в ТН, а в конструкции ошиновки

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

uz8tve пишет:

А ТН-10 какого типа? Случайно не НАМИ-10?

Да, НАМИ-10

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

SVG пишет:

Дело не в ТН, а в конструкции ошиновки

все время считал,что это происходит из-за разной емкости обмоток фаз НН АТ(Т)

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

7 (2015-02-19 20:29:27 отредактировано doro)

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

SVG пишет:

Дело не в ТН, а в конструкции ошиновки

Спартак Молодцов пишет:

А дальше ёмкость шин, обусловленное конструкцией, плюс индуктивность ТН.

А мне здесь видится такая штука. Поскольку нейтраль изолирована, ее положение относительно фаз  определяется комплексом емкостей как между фазами, так и фаз относительно землисети. Замыкание на землю - на той фазе и нейтраль оказывается. Когда подключена сеть разумной конфигурации, эти емкости довольно прилично выравниваются. А если голые вывода АТ, а то еще и ошиновка или сборные шины, та фаза, которая поближе к заземленным элементам, и имеет преобладание над другими. Ноль к ней приближается.

8

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

SVG пишет:

Дело не в ТН, а в конструкции ошиновки

Спартак Молодцов пишет:

А дальше ёмкость шин, обусловленное конструкцией, плюс индуктивность ТН.

А мне здесь видится такая штука. Поскольку нейтраль изолирована, ее положение относительно фаз  определяется комплексом емкостей как между фазами, так и фаз относительно сети. Замыкание на землю - на той фазе и нейтраль оказывается. Когда подключена сеть разумной конфигурации, эти емкости довольно прилично выравниваются. А если голые вывода АТ, а то еще и ошиновка или сборные шины, та фаза, которая поближе к заземленным элементам, и имеет преобладание над другими. Ноль к ней приближается.

9

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

doro пишет:

так и фаз относительно сети.

может, относительно земли?

doro пишет:

А если голые вывода АТ, а то еще и ошиновка или сборные шины, та фаза, которая поближе к заземленным элементам, и имеет преобладание над другими. Ноль к ней приближается.

Так оно и происходит. При этом емкость холостых шин, похоже, много больше емкости обмоток. Пока холостые шины КРУ не подключишь, перекос, как мне помнится, незначительный.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

И ещё вопрос по моей теме: "Старая" (впрочем, как и новая) КРБ-12 не должна же работать в таком режиме? (в режиме "перекосов" напряжения)?

11

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

SVG пишет:

Пока холостые шины КРУ не подключишь, перекос, как мне помнится, незначительный.

похоже так,помнится 3U0 на АТ без шин был 12-15 В

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

12 (2015-02-19 20:28:30 отредактировано doro)

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

Alex_Skyline пишет:

"Старая" (впрочем, как и новая) КРБ-12 не должна же работать в таком режиме?

Напряжения в двух вторичных обмотках соответствуют друг другу? В таком случае неисправность цепей напряжения не выявляется. Неисправность - в первичной цепи, это уже - другая печальная песня.

SVG пишет:

может, относительно земли?

Щяз подправлю.

13

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

Здравствуйте, уважаемые релейщики. Вот уже два года прошло и не думал, что снова вернусь к этой теме. Однако, получив излишнюю работу дистанционной защиты и начав детально разбираться в конец запутался.
Опишу исходные данные: защита ПЗ-5 подключена к ТТ стороны 220 кВ и ТН стороны 10 кВ. В качестве блокировки от неисправности цепей напряжения используется реле КРБ-12 НЕ МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ! Таким образом, к реле КРБ-12 подводятся фазы "А" "В" "С" "О" "Н" "К". 
Ранее, как я и говорил, при холостом ходе АТ по 10 кВ срабатывал блинкер на ПЗ-5 6РУ "Неисправность цепей напряжения". Задав здесь про это вопрос, затем поразмыслив, я пришёл к выводу, что были перепутаны фазы "Н" и "К" на реле КРБ-12. После того, как они были поменяны местами, блокировка защиты ПЗ-5 в режиме холостого хода АТ по 10 кВ прекратилась. Тогда я считал, что несимметрия "звезды" из-за различной ёмкости фаз в режиме холостого хода должна уравновешиваться несимметрией "разомкнутого треугольника".
На этой неделе обнаружили сгоревший предохранитель фазы "В" высокой стороны в ТН-10 на шинном мосту. Никакой сигнализации не было. Обнаружили проводя послеаварийную проверку ПЗ-5 в поисках причин её излишней работы при внешнем КЗ (это уже другая история...). Инженеры СРЗАиЭ на другой, похожей подстанции говорят, что у них при такой ситуации (перегорании предохранителя на ТН-10 кВ) обязательно срабатывает КРБ-12 и сигнализирует о поломке. К слову, у них КРБ-12 МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ! Так вот появились следующие вопросы:
1) Реагирует ли какая-нибудь КРБ на повреждения предохранителей в первичной схеме?
2) Есть ли отличия между модернизированной и не модернизированной КРБ-12 в плане реакции на первичные повреждения?
3) В руководящих указаниях №13 встречал, что помимо КРБ-12 ещё ставятся реле РНФ и РН. Это потому что КРБ не способно реагировать на перегорание предохранителей в первичной сети?
4) Как будет себя вести КРБ при замыкании на землю в сети 10 кВ? А реле сопротивления в ПЗ-5 с учётом "искусственного нуля"?
5) Можете ли прокомментировать прикреплённый документ?

Post's attachments

Информация по ТН-10 для ПЗ-5.rar 5.62 Мб, 11 скачиваний с 2017-01-18 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

14

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

Поскольку соотношение фазных и линейных напряжений при ОЗЗ на шинах с изолированной нейтралью и обрыве первичной цепи заметно различается, нет проблем построить БНН с учетом этого фактора. Но в данном случае (заменяем отсутствующий ТН на стороне ВН АТ) картина строится совершенно иная.
На тех АТ, с которыми приходилось работать лет 15-30 назад, припоминаю именно это сочетание: РН и РНФ.
Единственное, что приходит в голову - информационное письмо Амурэнерго, по которому неисправность цепей трансформаторов напряжения выявлялась по сопоставлению напряжений от двух связанных ТН.

15 (2017-01-18 19:52:17 отредактировано High_Voltage)

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

http://rzia.ru/uploads/27/thumbnail/SVJgwxMUWtk1q2u0FhZN.png http://rzia.ru/uploads/27/thumbnail/SVJgwxMUWtk1q2u0FhZN.png http://rzia.ru/uploads/27/thumbnail/SVJgwxMUWtk1q2u0FhZN.png http://rzia.ru/uploads/27/thumbnail/SVJgwxMUWtk1q2u0FhZN.png

Alex_Skyline пишет:

3) В руководящих указаниях №13 встречал, что помимо КРБ-12 ещё ставятся реле РНФ и РН. Это потому что КРБ не способно реагировать на перегорание предохранителей в первичной сети?

РНФ не дает сработать РН при перегорании предохранителей ТН поэтому сигнал "Земля в сети" не формируется ложно.
Во вложении схема как подключить КРБ к ТН 6-10

Post's attachments

КРБ.vsd 264.5 Кб, 20 скачиваний с 2017-01-18 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Long Live Rock'n'Roll

16

Re: Схема на КРБ-12 до 1980-го года выпуска

В свое время Борисыч прислал мне свои наработки по поводу подключения КРБ-12 к НТМИ (заодно и доводы оппонента), размещены на страницах http://dororz.ru/cons_5_2.htm В первом приближении схемы совершенно различны с приведенной выше, нужно бы и здесь с векторными диаграммами поиграть.