1

Тема: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Такой вот катаклизм выплыл перед праздником. Больше наверно касается расчетчиков, им ухо надо держать востро. Потому пишу в тему расчетов.
ДЗ АТ на стороне 110 кВ терминал 072.  III и IV зоны направлены в сеть 110 кВ. В логике жестко прошит подхват III зоны от ненаправленной IV зоны. Уставки на неаправленную зону не задаются, являются уставками IV зоны направленной зоны, только с выведенным направлением.
Получилось так: заданы уставки III и IV направленных зон ДЗ отстроены от нагрузки, а 4  ненаправленная не отстроена от нагрузки. Авторы уставок посчитали, что так можно жить. Почти 3 года прожили хорошо. А тут вывели ТН  8:00 в ремонт, а часа через два внешнее КЗ (далекое, на грани срабатывания IV зоны ДЗ) и получили отключение ШСВ и В-110 АТ.
Логика работы следующая:
1. Не направленная IV зона находилась в сработанном состоянии.
2. При переводе цепей напряжения с ТНа на ТН был клевок III зоны ДЗ.
3. Этот клевок, ввиду сработанного состояния IV ненаправленной зоны встал на самоподхват.
4. Дождался срабатывания БК при внешнем КЗ и отключил ШСВ и В-110 .
Фактически при такой логике ДЗ бесполезно выбрать IV зоны ДЗ по отстройке от нагрузки. Будем иметь излишнее отключения после переключений в цепях напряжения.
PS. На разборе полетов был представитель разработчиков. Сам там не был, со слов присутствующих релейщиков, «Сразу согласился. Знаем сей недостаток, работаем над устранением».
PSS. Зря наверно, но … . Сейчас при составлении протокола по отключению наблюдаю усиленное стремление обойти упоминание от недостатке заложенной логики со стороны (как это не странно) эксплуатации.
Упоминаний об аналогичной работе ДЗ не встречал, неужели не у кого таких отключений не было. Или все списали на …?
Э, забыл вопрос.
А так ли нужен этот подхват?

2 (2015-05-08 17:26:26 отредактировано retriever)

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

хм, а нельзя ли было эту ступень с подхватом направить в трансформатор, а в сеть пусть глядят ступени без него?
и да, что значит- направленные ступени от нагрузки отстроены, а четвертая ненаправленная -нет? имеется в виду,что у ненаправленной нет выреза?

3

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

retriever пишет:

имеется в виду,что у ненаправленной нет выреза?

В старой версии терминала нет выреза. В версии 200 уже появился, плюс добавили вывод подхвата через программную накладку.

4 (2015-05-08 22:37:13 отредактировано retriever)

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

Именно в этой защите нужен – при КЗ на ошиновке АТ с отказом основной защиты, после отключения В-110 АТ ТН шин отделится от АТ и ДЗ вернётся. В данной ситуации подхват нужно делать при действии на отключение В-110 АТ.

А ТТ берется откуда? С выключателя, или встроенный в АТ?
Если отключить В-110 и брать ТТ с выключателя, то при КЗ на ошиновке ток через него уже не пойдет, за исключением, быть может, случая КЗ между выключателем и ТТ. Подхват при этом будет бесполезен, нет тока - сопротивление равно бесконечности и ДЗ не работает.

Если взять ТТ с вводов АТ, то вообще пойдет странное дело - только что защита, смотревшая в шины, видела КЗ "рядом", далее ТН отделяется, напряжение на нем станет равным непонятно чему, в самом благоприятном случае ситуация замер сопротивления будет равен где-то в районе 2·Zат (если второй АТ включен), в неблагоприятном (всякие подпитки) замер заедет вообще непонятно куда, и не факт, что удержится даже в пределах 4й ненаправленной, отстроенной от нагрузки ступени, т.е. это будет какое-то гадание на кофейной гуще, сработает-не сработает, какое-то сверхдальнее резервирование с труднопредсказуемым результатом.

Спартак Молодцов пишет:

Как-то так, нагрузка – красные точки. Вырез нагрузки не поможет.

Как это? В нагрузочном режиме замер сопротивления никогда не достигает нуля. А вот идея вырезать эти области с красными точками так и напрашивается.

5

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

Честно говоря, ничего не понял. Есть нагрузка из ВН в СН, есть наоборот, из СН в ВН. При отстройке ДЗ от нагрузки необходимо рассматривать оба варианта.

Если ТТ встроенный в АТ - этот момент из рассмотрения выпадает.

Спартак Молодцов пишет:

Ничего не понятно. Кстати понятно, номинальному напряжению.

По модулю - почти да, по фазе - от подпитки со стороны 220 кВ зависит

6

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

    Если ТТ встроенный в АТ - этот момент из рассмотрения выпадает.
Ни в коем случае! Это самый главный момент.

Да насчет встроенного в АТ я понял (рис. А, там ДЗ будет работать), я же хотел сказать, что в случае Б  ДЗ работать не будет smile.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/5500/85612/thumb/p19kro4oi0o6l1prf1chpf4p6je1.png
И вот интересно, по варианту Б вообще делают?
И да, кстати, почему МП защиты не делают с возможностью питания от ТН 10 кВ? Чем плох такой вариант?

7

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

без подхвата от IV зоны ДЗ органы ДЗ III зоны не смогут отработать на отключение.

почему подхват не по току,так делали в ЭМ и сейчас на МП

8

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

а почему не сделать с другой стороны АТ обратнонаправленную ступень?

9

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

Только после второго действия.

у нас сделано одновременно с действием на выключатель средней стороны

10

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

ТЗНП невозможно запитать от ТН 10 кВ, а цепи напряжения одни. Вот и имеем, что имеем.

Так, может, стоило бы предусмотреть в терминале, используемом в качестве резервных защит АТ, две группы входов переменного напряжения? Для универсальности

11

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Ну очень уж круто!
Два комплекта ТН, насколько припоминаю, предусматриваются на ВЛ 500 кВ и выше. А два входа защит от одного ТН, полагаю, эффективности иметь не будут.

12

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Вот характеристика ДЗ III и IV зон.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/5500/85728/thumb/p19l40u239vfp16bj12jp1ef61k1i1.PNG

ТТ всегда используются встроенные, иначе бы пришлось, что-то на ОВ городить.
ТН по обстоятельствам. Если требуется защитить полностью АТ с обмоткой НН), то нравтся или не нравится, но подключаются надо на ТН НН.
Не понятно,  почему нельзя МП  ДЗ АТ включить на ТН НН? С такой ситуацией не сталкивался.
На счет подхвата от ненаправленной чувствительной зоны.  Хочется возразить. Это наследие эл.механники и электроники, компенсирует мертвую зону из-за смещение характеристики в первый квадрант на 1,5-2%.  Зачем сие в МП защитах?
Согласен, если это используется для предотвращения отказа РС из-за увеличения переходного сопротивления в месте КЗ. Но для этого не требуется ненаправленная ступень.
В случае с ДЗ АТ III зона ДЗ защищает только ошиновку АТ и СШ.
Вот для примера замеры Z при КЗ на ошиновке АТ в нормальном режиме и каскаде (там, где защита отработала излишне). Уставка 2,5 Ом 70 град.
1.    3х фaзное КЗ, нормальный режим .  ZAB=0.48 Ом 90 град.
2.    3х фазное КЗ, каскад ZAB = 8.4 Ом 89,7 град
Как видим после отключения В-110 АТ Zкз вышло из III зоны ДЗ АТ, но не из I квадранта. Т.е подхват нужен. Но зачем же использовать ненаправленную зону?

13

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

doro пишет:

А два входа защит от одного ТН, полагаю, эффективности иметь не будут.

Нет, я имел в виду одна группа входов для ТН стороны ВН, а другая - для ТН стороны НН.

14 (2015-05-12 17:15:55 отредактировано doro)

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Если взять МТЗ ВН с блокировкой по напряжению, то блокировка по напряжению СН@НН - давно известное решение. А вот чтобы ДЗ в таком формате использовалось, что-то не припоминаю.
Тьфу, начал за здравие (ТЗНП), кончил за упокой (ДЗ).

15

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

В соответствии с работой Московского Энергосетьпроекта № 14082тм-т6 (схемы ДЗ АТ 330 кВ на базе шкафов Ш2101…Ш2103) действие 1 ступени дистанционной защиты на выходные реле стороны 110 кВ исключено. В противном случае на защиту отделенного от шин АТ с повреждением на ошиновке 110 кВ может быть подано напряжение неповрежденных шин, что сорвет отключение других выключателей автотрансформатора. В защите от замыканий на землю в этом случае выводится орган направления мощности. Деление шин при близких КЗ (зона действия 1 ступени) не выполняется.

Работы Энергосетьпроекта у меня нету, только вот эта запись нашлась

16

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Сергей89 пишет:

В противном случае на защиту отделенного от шин АТ с повреждением на ошиновке 110 кВ может быть подано напряжение неповрежденных шин,

мутновато как то

17

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

Если можно, подробнее, почему I зона (не понятно, какой стороны) не действует на вводной выключатель?

АТ 330/110 кВ. Имеется в виду действие 1 ступени ДЗ 110 кВ на отключение выключателя 110 кВ при КЗ на ошиновке 110 кВ и отказе ДЗТ. Тот же случай, про который Вы писали в #26.
Про деление, возможно, в моих записях было про какой-то частный случай. Лучше посмотреть работу № 14082тм-т6.

18

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Как-то про резервную защиту стороны ВН ничего не говорится ... Там ведь тоже есть ступени, направленные в АТ, и они чувствительны (хотя бы одна ступень) при КЗ на ошиновке стороны СН. При этом там (на стороне 220-330 кВ)  ТН не отделяется от места КЗ. Разработчики, по-видимому,  стремились выжать максимум из установки одного комплекта резервной защиты АТ. Более 20 лет назад,    13-ый выпуск РУ предусматривал отдельные резервные защиты для сторон ВН и СН. Правда, это для АТ 500 кВ.
Мне кажется, нужно просто снимать удержание от ненаправленной ступени по времени. Подождать секунд 10, заведомо больше времени срабатывания  всех резервных защит  примыкающей сети, и снять подхват ДЗ от ненаправленной ступени. КЗ на ошиновке так долго не живут smile , по делу этот подхват  не нужен так долго.

19 (2015-05-13 09:35:44 отредактировано ALAR)

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

ShSF пишет:

Вот характеристика ДЗ III и IV зон.

На счет подхвата от ненаправленной чувствительной зоны.  Хочется возразить. Это наследие эл.механники и электроники, компенсирует мертвую зону из-за смещение характеристики в первый квадрант на 1,5-2%.  Зачем сие в МП защитах?

Вот тут Евгений Георгиевич поднимал довольно интересный вопрос, касающейся этой темы.

работа ДЗ по памяти

Сообщения №4, №6, №8 и др.

20

Re: ДЗ АТ предупреждение и вопрос

Спартак Молодцов пишет:

Всё очень просто. ДЗ питается от ТН СН. При КЗ на ошиновке СН ТН шин отделяется от места КЗ вторым действием резервных защит АТ. ДЗ и ТЗНП возвращаются, что делать дальше?

Если есть смотрящие в АТ или ненаправленные ступени ДЗ на стороне ВН, то они могут отключить АТ.