1

Тема: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Здравствуйте коллеги.

Имеется некоторая ВЛ 110 (220)кВ с двухсторнним питанием и с соответствующим набором защит фирмы "ЭКРА"

ШЭ2607 085 - ДФЗ+КСЗ
ШЭ2607 022 - КСЗ
ШЭ2607 019 - АУВ

Функция УРОВ выключателя реализована в терминале АУВ и действует на отключение собственного выключателя, системы шин через ДЗШ и останов ВЧ передатчика (ПВЗУ-Е) через терминал ДФЗ.

Подскажите пожалуйста не лучше будет выполнить останов передатчика не через ДФЗ, а непосредственно действием на ПВЗУ-Е? Или можно реализовать обе цепи останова?

2

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

А что не устраивает в останове через терминал?Логика прежняя.как и в эл.механике,на 7РП в комплекте ДФЗ действовали все "остановы"

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

3

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Если ДФЗ не работает (выведена, например), то какой смысл действовать на останов ВЧ? А если введена - то правильно действовать от УРОВ на ДФЗ, как бы на 2-7РП. Действие от резервной защиты (КСЗ) на останов ВЧ - вопрос отдельный. По-прежнему считаю такой останов излишним.

4

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Действием на останов через терминал ДФЗ можно одновременно передать команду ТО.
И останов от резервной защиты нужен.

5 (2011-06-26 12:28:51 отредактировано nkulesh)

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Bogatikov пишет:

И останов от резервной защиты нужен.

"Это спорный вопрос, между прочим. " (Е. Лукашин, "Ирония судьбы ..."). На самом деле, зачем такой останов? Как он может помешать - понятно, приводил пример в прошлом году. А вот зачем это может быть нужно, реально, когда это будет работать? Представим старый набор ДФЗ 201 + ЭПЗ 1636, или современные шкафы ЭКРА. Если ДФЗ работает, то она работает быстро, и останов от выходных реле КСЗ не успеет подействовать на останов (или успеет, но это мало ускорит отключение КЗ, верно?). Если ДФЗ введена, но отказала, и посылает в линию блокирующий сигнал (например, "забыли" перевести токовые цепи). Останов произойдёт обновременно с действием КСЗ на отключение (на данном, "своём" конце линии). Действие на останов ускорит отключение линии на дальнем конце.  Вот только в этом случае (ДФЗ считается исправной, введена на отключение, но в момент повреждения на линии отказывает) может быть полезным останов ВЧ ДФЗ от КСЗ.
Думаю, что тут бы надо проанализировать,  проверить расчётом, насколько необходимо на данной линии отключать КЗ по всей длине с минимальной выдержкой времени. Это напоминает мне "автоматический" ввод персоналом оперативного ускорения ДЗ и ТЗНП при выводе основной, быстродействующей защиты. В обоих случаях есть очевидные минусы, которые, возможно, "перевесят" плюс повышения быстродействия. Надо расчёты делать, мне кажется. Тут очень многое идёт от "так исторически сложилось", лет 10 назад я пытался разобраться, почему пауза АПВ выбрана именно такой, и почему выдержка времени АПВУС не зависит от типа выключателя. Дошёл до режимщиков (СЭР) ОДУ и сдался...
Кстати, в прошлом году перечитал РУ по дифффазной защите, там нет останова от резервной защиты линии!

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Коллега nkulesh, а мы с Вами это уже обсуждали. http://rzia.ru/post4909.html#p4909
В приведённом Вами примере действие ДФЗ на дальнем конце по останову можно рассматривать, как резервное действие, если откажет выключатель на том конце, где подействовали резервные защиты. Если откажет выключатель, то при отсутстви останова дополнительно к погашению шин, линий будет ещё и УРОВ. При останове от резервных защит и отказе выключателя, ДФЗ на противоположном конце отключит свой выключатель, ток КЗ исчезнет и УРОВа не будет.

7 (2011-06-27 07:24:01 отредактировано nkulesh)

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Обсуждали, вспомнил, да. Перечитал. Возвратимся совсем уж к началу. Питающая со стороны ГЭС подстанцию  со сборными шинами линия 220 кВ. Происходит КЗ на шинах этой ПС, внешнее по отношению к защищаемой линии (потом оказалось, что КЗ устойчивое, повреждение разрядника).  ДФЗ не работает, правильно, КЗ же внешнее. ДЗШ нет, всё плохо. Время идёт, срабатывает резервная защита (ТЗНП 3 ступени). Отключается выключатель на питающем конце линии, и, после действия резервной защиты на останов ВЧ передатчика, от ДФЗ на дальнем конце - выключатель на дальнем конце. В смысле прекращения КЗ на шинах это второе отключение ничего не добавляет. Да, может отказать и выключатель на данном конце, и тогда - действие УРОВ ещё и на этой ПС.    Но это какое-то умножение отказов получается, сначала ДФЗ отказывает (но блокирующий сигнал всё-таки посылает), не действует на отключение, потом ещё и выключатель. Как далеко мы должны идти в этом направлении? Почитал Рубинчика наскоро, на ответ не наткнулся.
В Писании сказано, что необходимость отключать КЗ по всей длине линии с минимальной (одной, одинаковой, не зависящей от места КЗ) выдержкой времени определяется влиянием КЗ на сохранение устойчивости параллельной работы. Никогда не видел практических выводов, рекомендаций такого рода: "отключение  трёхфазного КЗ на линии ПС "А" - ПС "В"  должно выполняться основной защитой с выдержкой времени  не более ... с." Кстати, тогда и вывод основной защиты на линии должен сопровождаться какими-то режимными ограничениями, нет? Занимаюсь ПА на ГЭС около двух лет, в перечне доаварийных ремонтных схем нет таких, например: "Вывод основной защиты линии 500 кВ "Х-ская ГЭС" - ПС "Y". Отключение линии - да, есть, а вот возможно большее время отключения при выводе основной защиты - нет.   
Вновь отсылаю Вас к РУ по дифференциально-фазной защите линий 110-330 кВ. Там нет такого останова, от резервной защиты. Допускаю, что иногда, возможно, он нужен, целесообразен, именно для, насколько  возможно,  быстрого отключения КЗ, так и хочется сказать,  - "любой ценой". Но это нужно как-то дополнительно обосновывать, мне кажется.
Всё это относится к линиям без ОАПВ, 110-220 кВ. Даже у нас на Востоке это уже не линии межсистемных связей, как правило.

8

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Останов ВЧ ПРД ДФЗ от резервных защит считаю грубейшим нарушением принципа работы не только ДФЗ, но и принципа резервирования в РЗА.
Две защиты устанавливаются для того, чтобы каждая действовала на отключение и на пуск УРОВ, резервируя друг друга.
Выполняя останов ПРД от резервных защит, запрещается работа ДФЗ, а следовательно, и резервирование цепи отключения и пуска УРОВ от нее.
При КЗ на 70% длины ВЛ (исключается по 15% с каждой стороны) будут работать 1 ст (1ст ДЗ или 1 ст ДЗ при КЗ на землю) резервных защит с двух сторон, и эти защиты работают быстрее ДФЗ (особенно МП защиты). Следовательно, ПРД ДФЗ будут остановлены с двух сторон и ДФЗ не сработает. И если на одном из концов произойдет отказ цепи отключения или пуска УРОВ от КСЗ, то ДФЗ их не продублирует, так как ее работа уже запрещена.
А все разговоры о том, что этот останов полезен при каком-то полуотказе ДФЗ не больше чем миф.

Для тех кто все таки хочет иметь такой останов может его выполнить, соединив последовательно контакт КСЗ и контакт из АУВ действие УРОВ на себя с Т=0.
Таким образом будет предусмотрено, что КСЗ подействовал на отключение и пуск УРОВ.

Очень интересна позиция проектных институтов. Все новые проекты идут с такими остановами. Почему они это делают - сказать не могут. Кто инициатор этого?

Где руководящие органы, которые должны сказать свое слово?

9

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

R14 пишет:

Очень интересна позиция проектных институтов. Все новые проекты идут с такими остановами. Почему они это делают - сказать не могут. Кто инициатор этого?
Где руководящие органы, которые должны сказать свое слово?

Подтверждаю,в новых проектах остановы от рез.защит есть везде

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

10

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Спасибо Вам.
По поводу останова ВЧ передатчика от АУВ все понятно.
А по поводу останова ВЧ ПРД от резервных защит единого мнения нет я так понимаю. В новых проектах везде сейчас реализуют останов ВЧ поста от КСЗ через ДФЗ. Никаких требований по этому вопросу я не нашел.

11 (2011-06-29 13:56:43 отредактировано Борисыч)

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

scorp пишет:

Подтверждаю,в новых проектах остановы от рез.защит есть везде

R14 пишет:

Останов ВЧ ПРД ДФЗ от резервных защит считаю грубейшим нарушением принципа работы не только ДФЗ, но и принципа резервирования в РЗА.

ДФЗ-503 на ВЛ 500 кВ передачи Волгоград-Москва. Останов выполнен от самой себя и от резервных защит. Схемы задавались ЦДУ ЕЭС СССР в 1984г. Менял панель ДФЗ-401 в 1985г там также было. Честно говоря никогда не заморачивался по этому поводу. А на ВЛ 220 кВ этого нет.

12

Re: УРОВ в составе терминала АУВ ВЛ 110кВ

Борисыч пишет:

ДФЗ-503 на ВЛ 500 кВ передачи Волгоград-Москва. Останов выполнен от самой себя и от резервных защит. Схемы задавались ЦДУ ЕЭС СССР в 1984г. Менял панель ДФЗ-401 в 1985г там также было. Честно говоря никогда не заморачивался по этому поводу. А на ВЛ 220 кВ этого нет.

Борисыч,речь только о 110 - 220 кВ

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают