Как раз в защитах понижающих трансформаторов с ДЗТ всё просто - тормозная обмотка включается или в плечо стороны НН, или на сумму плеч НН и СН (например, если трансформатор 220/35/10 кВ). Тогда при всех КЗ в зоне томожение отсутствует, при внешних - есть. КЗ вне зоны на стороне ВН (питания) можно не рассматривать вовсе, в реле там ток КЗ не попадает. Необходимость в торможении появилась, насколько я понимаю, с появлением РПН с большим числом ступеней и большим диапазоном регулирования, из-за чего сильно вырос расчётный ток небаланса (Iнб""", кажется). Поэтому в защитах трансформаторов всегда по методике принимается решение о применении ДЗТ, а не РНТ, у которого уставка по условию отстройки от броска тока намагничивания ниже, но небаланс при протекании сквозного тока заставляет делать выбор в пользу реле с торможением.
Из-за наличия торможения проверять реле ДЗТ сложнее, нужен ещё один источник тока.
Да, обозначения полярности на схеме реле нет, по крайней мере, в РУ вып. 13. Но там есть схема включения. Да, от фазы тока в тормозной обмотке направление тормозной МДС зависит. Поэтому на характеристике реле (тормозной характеристике) две ветви. И, наверное, правильнее относить МДС не к обмотке той или иной, а к стержню, на котором расположена обмотка исполнительного органа.