1

Тема: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Интересует ответ на вопрос о подключении панели ПЗ-5 по цепям напряжения. Опишу схему подстанции (ПС) (см. файл во вложении). По стороне 220 кВ схема мостик с выключателями в сторону линии. По 110 кВ двойная секционированная система сборных шин. На ПС имеется авторансформатор (АТ) мощностью 125 МВА. В качестве резервных защит от междуфазных КЗ используются две панели ПЗ-5: одна подключена к трансформаторам тока (ТТ) стороны 110 кВ и к трансформатору напряжения (ТН) шин 110 кВ и действует сначала на отключение выключателей по стороне 220 кВ, а затем уже на отключение АТ. Другая панель ПЗ-5 подключена к ТТ сторны 220 кВ и ТН 10кВ на шинном мосту АТ и действует на отключение выключателей 110 кВ и затем на отключение АТ. Т.е. ступени панели 110 кВ "смотрят" в АТ и сторону 220кВ, а ступени 220 кВ "смотрят" в АТ и сторону 110 кВ.

Вопрос - зачем ДЗ стороны 220 кВ подключают по цепям напряжения к ТН-10-АТ? Почему бы их не подключить к ТН-220 кВ на линии? Из-за условий чувствительности?

На форуме встречал только некоторые догадки. В руководящих указаниях №13 про это не сказано. Сказано лишь, что есть такой вариант подключения. Хотелось бы услышать ваши соображения и если повезёт ссылки на нормативную документацию.

Post's attachments

Про ТН-10-АТ.jpg 146.25 Кб, 14 скачиваний с 2017-12-04 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Может поможет.....

Post's attachments

инф письмо_МЭС Сибири ДЗ с ТН ННАТ.pdf 3.41 Мб, 54 скачиваний с 2017-12-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Alex_Skyline пишет:

Вопрос - зачем ДЗ стороны 220 кВ подключают по цепям напряжения к ТН-10-АТ? Почему бы их не подключить к ТН-220 кВ на линии? Из-за условий чувствительности?

Если подключить к ТН 220 кВ линии, то при отключении линии 220 кВ будет обесточен и ТН 220 кВ линии. Блокировки по цепям напряжения панели ПЗ-5 не сработают по понятным причинам (отсутствие всех шинок цепей напряжения). И от токов нагрузки АТ получим не нужные отключения, описанные Вами выше.

Надо понимать всю глубину наших глубин!

4 (2017-12-05 18:35:27 отредактировано High_Voltage)

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Смысл подключения ДЗ к ТН стороны НН АТ заключается в том, что при КЗ между АТ и выключателем АТ для корректной работы РС нужно напряжение в точке КЗ. Если его брать от ТН шин, то шины отключаются со второй выдержкой времени и напряжение на них восстанавливается, т.к. они уже не связаны с местом повреждения, соответственно, РС может вернуться
PS Некорректно выразился про напряжение в точке КЗ: нужна электрическая связь между местом установки защиты, местом установки ТН и местом КЗ

Long Live Rock'n'Roll

5

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Немного по брюзжу. А почему бы не задать эти вопросу автору уставок? С какой целью устанавливается две панели защит? Для установки двух панелей ДЗ нужно серьезное обоснование.
А теперь по сути вопросов. ДЗ устанавливается для:
-« обеспечения возможности согласования защит линий высшего или среднего напряжений с защитами автотрансформатора»
- « обеспечения дальнего резервирования в сетях высшего или среднего напряжений. Одновременно ДЗ может использоваться для частичного резервирования основных защит автотрансформатора.»
По Вашим уставкам можно сказать, что их поставили от балды. Так при КЗ на одной ВЛ 220 кВ и отказе защиты ВЛ  отключаться оба АТ. Прекрасно? (Аналогично в сети 110 кВ.) Хотя может быть у Вас СВ-220 кВ отключен в нормальном режиме. Тогда смысла в ДЗ направленной в сеть 220 кВ не вижу.  (Но ШСВ 110 то точно включен). Первое действие ДЗ должно быть на отключение СВ-220 (ШСВ-110), второе на отключение В-220 (В-110), третье – на полное отключение АТ. Не знаю как у Вас с конфигурацией ВЛ 110 кВ, но как правило в таких схемах ПС (с двумя АТ и несколькими ВЛ-110 кВ) с дальним резервированием очень напряженно. Деление систем шин очень необходимо.
А включение ДЗ на ТН нн обычно используют когда требуется обеспечить отключение КЗ на НН АТ, т.е. зарезервировать отказ МТЗ ввода НН АТ. Выдержка времени ДЗ на отключение В-220 (в Вашем случае) должна согласовываться с выдержкой времени МТЗ ввода НН АТ.
Ну вот как-то так.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Papuas пишет:

Немного по брюзжу. А почему бы не задать эти вопросу автору уставок? С какой целью устанавливается две панели защит? Для установки двух панелей ДЗ нужно серьезное обоснование.

В книге "панели дистанционных защит типа ПЗ-5 (ПЭ2105)" из серии "Библиотека электромонтера" на стр.6-11 есть обоснования этих вопросов. Можете почитать, ознакомиться))))

Надо понимать всю глубину наших глубин!

7

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

snezer пишет:

Если подключить к ТН 220 кВ линии, то при отключении линии 220 кВ будет обесточен и ТН 220 кВ линии. Блокировки по цепям напряжения панели ПЗ-5 не сработают по понятным причинам (отсутствие всех шинок цепей напряжения). И от токов нагрузки АТ получим не нужные отключения, описанные Вами выше.

Применимо к "моей" схеме (без собственного выключателя АТ на ВН и наличии секционной перемычки до выключателя линии 220 кВ) это справедливо, так как переток по 220 кВ на АТ сохранится. Но ведь такая схема подключения цепей напряжения (к ТН НН) может применяться и на ПС где у АТ есть свой выключатель по стороне ВН. Тогда при отключении этого выключателя не будет ни каких токов по стороне 220 кВ и следовательно защита ложно не сработает.

Добавлено: 2017-12-09 16:55:08

Papuas пишет:

По Вашим уставкам можно сказать, что их поставили от балды. Так при КЗ на одной ВЛ 220 кВ и отказе защиты ВЛ  отключаться оба АТ. Прекрасно? (Аналогично в сети 110 кВ.) Хотя может быть у Вас СВ-220 кВ отключен в нормальном режиме.

СВ-220 в нормальном режиме постоянно включён. При отказе защиты одной ВЛ 220 кВ должен отключиться СВ-220 и один соответствующий АТ.

Добавлено: 2017-12-09 17:12:08

Papuas пишет:

А включение ДЗ на ТН нн обычно используют когда требуется обеспечить отключение КЗ на НН АТ, т.е. зарезервировать отказ МТЗ ввода НН АТ

Почему ДЗ стороны 220 кВ включается на ТН НН? Почему не ДЗ стороны 110 кВ?

8 (2017-12-09 21:33:01 отредактировано Papuas)

Re: Цепи напряжения ДЗ на базе панели ПЗ-5. Подключение к ТН-10 кВ

Alex_Skyline пишет:

СВ-220 в нормальном режиме постоянно включён. При отказе защиты одной ВЛ 220 кВ должен отключиться СВ-220 и один соответствующий АТ.

Alex_Skyline пишет:

одна подключена к трансформаторам тока (ТТ) стороны 110 кВ и к трансформатору напряжения (ТН) шин 110 кВ и действует сначала на отключение выключателей по стороне 220 кВ, затем на отключение АТ

Каких выключателей? Вы не указали.  Защиты обоих АТ находятся в равных условиях при КЗ на ВЛ 220 пустятся одновременно  и подействуют одновременно (уставки ДЗ на обоих АТ одинаковые, не так ли?) и отключат выключатели 220 кВ. Какие?  Для правильной работы обязательно должно быть первое действие на СВ-220, второе на В-220 АТ, третье на полное отключение АТ. В противном случае будет отключаться все одновременно.

Аналогично для:

Alex_Skyline пишет:

Другая панель ПЗ-5 подключена к ТТ сторны 220 кВ и ТН 10кВ на шинном мосту АТ и действует на отключение выключателей 110 кВ и затем на отключение АТ.

Первое действие на ШСВ-110, затем В-110 АТ и наконец полное отключение АТ.

Alex_Skyline пишет:

Почему ДЗ стороны 220 кВ включается на ТН НН? Почему не ДЗ стороны 110 кВ?

Вариантов ответов на этот вопрос много.  Вот один наиболее видный:
1-     Zсз зоны ДЗ установленной на стороне 110 кВ АТ для обеспечения защиты от КЗ на НН АТ  в 1,5-2,0 раза больше, чем при  ДЗ установленной на стороне 220 кВ.
Далее идут варианты связанные с согласованием с защитами ВЛ 220 и 110 кВ.  Может выбранная уставка для защиты на стороне 220 для обеспечения чувствительности к КЗ на НН АТ хорошо согласована с уставками  защит ВЛ 110 кВ отходящих от шин. А в случае использования  ДЗ установленной по стороне 110 кВ согласование получалось плохо. Можно долго гадать. Это Вопрос к автору уставок.