1

Тема: Блокировка разъединителей

Всем доброго времени!

Существуют следующие виды блокировок:
- механическая;
- электромеханическая;
- электромагнитная;
- логическая (цифровая).

Сейчас изучаю проект.
Нетиповая схема (110/10), близкая к 110-8 (шестиугольник):
http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/5AB9xbzTvCJDKUqndwfm.jpg http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/5AB9xbzTvCJDKUqndwfm.jpg
Реализованы ЭМБ: отдельно по 110, отдельно по 10. Внешний вид по 10:
http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/CiHsjo8M56Pla_4GpIXx.jpg http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/CiHsjo8M56Pla_4GpIXx.jpg
Также реализован ОБР с помощью терминала ТОР 300 ОБР 591, который:
- принимает РПО, РПВ коммутационных аппаратов (КА), изображенных на рисунке 1;
- выдаёт сигналы деблокирования, включения и отключения КА.

Вопросы:
1. Реализуемая ОБР через терминал к какому виду блокировки относится?
2. Обязательно выполнять и ЭМБ и ОБР через терминал? Как определяется необходимость того или иного вида блокировки. Если дополнительно приведёте выкладку из стандарта - буду бесконечно благодарен.

2

Re: Блокировка разъединителей

Трансформатор - одно присоединение. Как можно выполнить блокировку отдельно? Чтобы включить ЗН в сторону тр-ра, нужно знать положение всех ТР, в том числе и на стороне ВН.

3

Re: Блокировка разъединителей

Блокировка выполненная на МП терминале управляет КА (выключатели, разъединители, ЗН) имеющих электромагнитные и электрические блокировки.

4 (2018-01-19 14:50:53 отредактировано Леонид Глыбин)

Re: Блокировка разъединителей

nkulesh пишет:

Трансформатор - одно присоединение. Как можно выполнить блокировку отдельно? Чтобы включить ЗН в сторону тр-ра, нужно знать положение всех ТР, в том числе и на стороне ВН.

Ни в коем случае не отдельно. В данном примере в схеме ЭМБ 10 кВ используются БК выключателя по высокой стороне.
Но цепочки электромагнитной блокировки по 110 и 10 насколько я знаю всегда делят по питанию. Это имелось в виду. Предположу, что это регламентируется. Не уточните?

karghsi пишет:

Блокировка выполненная на МП терминале управляет КА (выключатели, разъединители, ЗН) имеющих электромагнитные и электрические блокировки.

Что подразумеваете под электрической блокировкой?
Повторюсь, есть :
- механическая (до 220 кВ);
- электромеханическая (выше 220 кВ);
- электромагнитная;
- логическая (цифровая) (ПС нового поколения).

Правильно ли я понимаю:
Реализация ОБР через терминал - та жа самая ЭМБ.
Через терминал - более дорогого исполнения, но зато легче в обслуживании и выявлении неисправностей.
Не понятно только одно - почему в проекте было реализовано и классическая ЭМБ и ЭМБ через терминал? Достаточно ведь было реализовать лишь одного из этого?

5

Re: Блокировка разъединителей

имхо, это логическая.

Откуда эта градация?
- механическая (до 220 кВ);
- электромеханическая (выше 220 кВ);
- электромагнитная;
- логическая (цифровая) (ПС нового поколения).

И почему логическая относится к ПС нового поколения не понятно.
Логику можно в любой момент поменять, т.к. она хранится в виде логических формул в терминале или контроллере.
Сигнал может идти по цифре и сухим контактом. От этого логика в общем не меняется.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Блокировка разъединителей

aignashev пишет:

имхо, это логическая.

Откуда эта градация?
- механическая (до 220 кВ);
- электромеханическая (выше 220 кВ);
- электромагнитная;
- логическая (цифровая) (ПС нового поколения).

И почему логическая относится к ПС нового поколения не понятно.
Логику можно в любой момент поменять, т.к. она хранится в виде логических формул в терминале или контроллере.
Сигнал может идти по цифре и сухим контактом. От этого логика в общем не меняется.

Касательно терминов. Взяты из:
- ФСК. Распоряжение №236р. Думаю данного документа достаточно, но всё же дополнительно:
- РД 34.35.512.

А общую информацию взял отсюда:
http://malahit-irk.ru/index.php/2011-01 … 08-57.html

ФСК. Распоряжение №236р:
3.1. На ПС ЕНЭС нового поколения применяется программная (логическая)
блокировка, реализуемая в контроллерах присоединений в составе АСУ ТП с
использованием блокировочных элементов приводов с соблюдением следующих
условий: ...

7

Re: Блокировка разъединителей

Вообще-то любая блокировка - логическая ICQ/ab:) И логика эта очень проста - не допустить операции включения разъединителя, после чего возможна подача напряжения на заземленную часть схемы (электроустановки), или операции включения ЗН (заземления) части схемы, которая не отделена отключенными разъединителями от находящейся под рабочим напряжением схемы. Все остальное - более или менее необходимые детали.
Механическая блокировка актуальна сегодня только как часть конструкции разъединителя с ЗН на его же раме. Т.е. это блокировка, не позволяющая механически включить ЗН при включенном положении главных ножей, и наоборот, включить главные ножи при включенных ЗН. Понятно, что такая блокировка ограничена одним устройством.
Электрическая блокировка возможна там, где разъединители и ЗН имеют электрические приводы или приводы с электрическим управлением. Управление такими аппаратами ведется так или иначе дистанционно: с выносных пультов или шкафов управления, или от устройств дистанционного управления (терминалов управления), это не так и важно. Логика блокировки может быть реализована схемно, когда релейно-контактная группа подает в конце концов напряжение питания на реле разрешения операции (реле блокировки), и возможно управление приводом от кнопки, ключа или от реле "Включить" или "Отключить".
Электромагнитная блокировка с ключами и замками это, как известно, сочетание электрической блокировки и механической. На каждом аппарате электромагнитный замок механически блокирует операцию, в случае, если логика операцию разрешает собирается цепь катушки замка ЭМБ. Вставляете ключ - соленоид деблокирует привод, операцию можно выполнять.в принципе, такую цепь может создавать и контроллер, но как-то в последние годы не встречались аппараты с ручным приводом.
Схема блокировки с контроллерами самая экономная по кабельным связям и простая. В ней вполне возможно выполнить достоверизацию положения аппарата (либо включен, либо отключен).
Да, практически всегда проектировщики не предусматривают блокировку (электрическую) в пределах одного разъединителя, т.е. блокировку включения ЗН при включенных главных ножах и наоборот, включения разъединителя при включенных ЗН. Вероятно, они полагаются на механическую блокировку (конструктивную). Однако моторный привод более или менее легко это блокировку ломает, либо срезает зубья в редукторе привода, ну, тут кто кого. Поэтому при наладке приходится это исправлять, и всегда выполнять такую электрическую блокировку, иначе оборудование повреждается еще до ввода в работу.
Думаю, что руководствоваться нужно Нормами ТП ПС, инструкцией по переключениям и ПУЭ. Поищите сами конкретный текст, я сейчас с планшета пишу, книжек нет под рукой.

8 (2018-01-22 19:45:02 отредактировано doro)

Re: Блокировка разъединителей

Есть еще блокировка "думай головой". Это - вопрос больше диспетчеров. На одном конце линии еще включен ЗН, на другом собирается схема ЛР. В принципе, можно организовать блокировку посредством телеуправления или чего-то подобного, но нам пока так не жить (по крайней мере, на большинстве объектов).
Собственно, как-то упоминал о случае вывода из работы ЭМБ на переводимом на ОВ присоединении с включением ЗН. Ну деблокировали принудительно в нарушение регламента, ну обо***лись. Пытались еще наврать, что причина отключения линии - внешний фактор за забором.

9

Re: Блокировка разъединителей

Леонид Глыбин пишет:

Касательно терминов. Взяты из:
- ФСК. Распоряжение №236р. Думаю данного документа достаточно, но всё же дополнительно:
- РД 34.35.512.

А общую информацию взял отсюда:
http://malahit-irk.ru/index.php/2011-01 … 08-57.html

ФСК. Распоряжение №236р:
3.1. На ПС ЕНЭС нового поколения применяется программная (логическая)
блокировка, реализуемая в контроллерах присоединений в составе АСУ ТП с
использованием блокировочных элементов приводов с соблюдением следующих
условий: ...

меня смутила формулировка - логическая (цифровая) (ПС нового поколения).
На новых подстанциях какая-угодно логика может быть, 236р только требует применять на новых подстанциях ОБР на цифровой логике.
Этим подстанциям "нового поколения" уже почти 8 лет. И то, что было тогда и сейчас это разные новые поколения.

В 236р имеется в виду стандартная цифровая логика на терминалах, контроллерах ТМ или АСУТП.
Ее основное отличие - сигнал попадает сначала в систему АСУТП через модули УСО (или непосредственно в терминал), а далее, согласно алгоритмам, производится выдача сигнала разрешения конкретному приводу тоже через УСО. Логику можно многократно усложнять доводя до невероятно сложной с использованием сигналов измерений и положения КА с других подстанций. Или например, ловить сигналу удаленного управления с модулей релейного вывода системы АСУТП, а затем подавать сигнал разрешения непосредственно на КА. Можно для включения и отключения использовать разные логические цепи или в зависимости от положения ключа местное\дистанционное.

Какие сами привода, моторные или ручные - не имеет значения. Цифровую логику можно применять везде. Различие в нюансах.

Механическая логика обычно страхуется цифровой, т.к., действительно, привод можно легко "свернуть" усилием двигателя.

10

Re: Блокировка разъединителей

Припоминаю коллизию из своего опыта работы. Идет опробование управления разъединителями на одном из супернавороченных объектов. СтаршОй зачитывает пункты программы: "включить ШР 1 СШ ЭВ-110 такого-то. Включается ШР 2 СШ. и т.д. и т.п. Оно-то все быстро решилось, и вряд ли повторится при... Но вот условие: если не глюкнет система.

Добавлено: 24-01-2018 12:41:04

Леонид Глыбин пишет:

А общую информацию взял отсюда:
http://malahit-irk.ru/index.php/2011-01 … 08-57.html
...
ФСК. Распоряжение №236р:

Интересный сайт. Но указанного распоряжения на нем не нашел.

11

Re: Блокировка разъединителей

Делали ОБР на новой ПС так : с каждого привода шли два кабеля в шкаф ОБР, один на двухпозиционный сигнал положения КА, второй на электромагнит, тут, кстати, не важен тип управления приводом, на ручных точно также всё работает. В шкафу стоял один терминал 6MD664 в котором посредством CFC логики и была реализована ОБР. невероятно удобно, вплоть до выдачи сообщений на дисплей о состоянии блокировки на каждом приводе и причинах блокировки. Для страховки также делали блокировку цепей управления в пределах одного блока разъединителя и заземлителя. Это в заводской схеме ПД-14 есть.