1

Тема: КЗ на шинах 110кВ

Здравствуйте, коллеги.
На шинах ПС 110кВ случился обрыв фазы С с касанием земли (по словам эксплуатации).
На одном из присоединений сработала ТЗНП-1, хотя она направлена.
Напряжение на неповрежденной фазе B увеличилось до 250-300кВ по осциллограмме на обоих комплектах защит.
Можете объяснить физику процесса и причину увеличения напряжения?

Post's attachments

T1720160_DR78_20190827040026.cfg 3.64 Кб, 26 скачиваний с 2021-05-13 

T1720160_DR78_20190827040026.dat 644.53 Кб, 20 скачиваний с 2021-05-13 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: КЗ на шинах 110кВ

Похоже на витковое КЗ в первичной обмотке ТН фазы “В”.
На ВД причина работы направленной ТЗНП.

Post's attachments

Витковые в ТН.zip 10.69 Мб, 15 скачиваний с 2021-05-13 

КЗ.jpg 674.44 Кб, 1 скачиваний с 2021-05-13 

Контроль исправности ТН типа НКФ-500, НКФ-330 кВ.zip 1.04 Мб, 9 скачиваний с 2021-05-13 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3

Re: КЗ на шинах 110кВ

Почему тогда напряжение в фазе А тоже упало? КЗ если судить по току только в ф. С

4

Re: КЗ на шинах 110кВ

Мне сложно ответить, нужно видеть схему ПС, в каком месте обрыв, в какую сторону, где ТН, на шинах или на линии. Может линейный выключатель затянул, в фазах А и В текут токи нулевой последовательности.

5 (2021-05-13 10:09:04 отредактировано 100Ампер)

Re: КЗ на шинах 110кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-05-13 08:18:31

Напряжение на неповрежденной фазе B увеличилось до 250-300кВ по осциллограмме на обоих комплектах защит.Можете объяснить физику процесса и причину увеличения напряжения?

      Тут правильней указать что измеренное вторичное напряжение ф В составило 250-300В. С первичным напряжением там было все нормально.
Скорее всего на ПС контур заземления негодный, и самое главное вторичка цепей напряжения заземлена не в одной, а в двух точках (например на ОРУ и в ОПУ). Часть первичного тока КЗ, растекаясь по земле, протекала по проводу ф В вторичных цепей напряжения от  одного места заземления до другого, и этот ток  создал на проводе ф В такое напряжение. Возможно второе заземление не было сделано специально, а где-то произошел пробой изоляции ЦН.
      Не раз приходилось видеть подобное, правда в данном случае напряжение очень большое, видимо КЗ произошло близко месту заземления ЦН на ОРУ.
      Через 0,22 сек от начала КЗ видно изменение в цепях напряжения-это что-то отключилось?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: КЗ на шинах 110кВ

100Ампер писал(а):
2021-05-13 09:36:28

      Через 0,22 сек от начала КЗ видно изменение в цепях напряжения-это что-то отключилось?

Происходит отключение других присоединений 110кВ с погашением всей ПС. Но это уже другая проблема)

Про контур заземления сообщили, ПС очень старая.


Предварительно, про ТН можно что-нибудь сказать? Живой или нет.

7

Re: КЗ на шинах 110кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-05-13 09:43:48

Предварительно, про ТН можно что-нибудь сказать? Живой или нет.

Тут нужно уточнить кое что. Канал "LINE VT UN" это 3U0 расчетный? (сделал расчетный 3U0 из фазных и они совпали с абсолютной точностью, в жизни расчетный и измеренный всегда немного отличаются. Увидеть бы измеренный 3U0 на треугольнике ТНа, тогда можно было бы подтвердить версию повреждения ТН.

8

Re: КЗ на шинах 110кВ

100Ампер писал(а):
2021-05-13 10:19:07

Увидеть бы измеренный 3U0 на треугольнике ТНа

По факту, треугольник не заведен. Напряжение 3U0 используется расчетное.

9

Re: КЗ на шинах 110кВ

Есть вариант, посмотреть по другим осциллографам, устройствам ОМП. Это же ТН шин?

10

Re: КЗ на шинах 110кВ

Bogatikov писал(а):
2021-05-13 10:27:28

Есть вариант, посмотреть по другим осциллографам, устройствам ОМП. Это же ТН шин?


Простите, коллеги, забыл указать. Повреждение на 2 с.ш., а осциллограмма с присоединения 1 с.ш. ШСВ включен.


Другое присоединение с МП терминалом 2 с.ш. не зарегистрировало ничего, ввиду выбитых автоматов ШУ и питаний терминалов.

11

Re: КЗ на шинах 110кВ

С I СШ есть осциллограммы?

12

Re: КЗ на шинах 110кВ

Bogatikov писал(а):
2021-05-13 10:34:20

С I СШ есть осциллограммы?

К сожалению, больше МП устройств нет.
А на ПС всего 3 ВЛ 110кВ. Одно скинул, второе не записало. 3-е на ЭМ.

13 (2021-05-13 11:01:02 отредактировано scherenkov)

Re: КЗ на шинах 110кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-05-13 10:32:55

Другое присоединение с МП терминалом 2 с.ш. не зарегистрировало ничего, ввиду выбитых автоматов ШУ и питаний терминалов.

Когда выбило питание терминалов?

Добавлено: 2021-05-13 12:59:32

100Ампер писал(а):
2021-05-13 09:36:28

Часть первичного тока КЗ, растекаясь по земле, протекала по проводу ф В вторичных цепей напряжения от  одного места заземления до другого, и этот ток  создал на проводе ф В такое напряжение. Возможно второе заземление не было сделано специально, а где-то произошел пробой изоляции ЦН.

Тут дело в чем - две земли в цепях ТН есть на ОРУ 110кВ точно - на первой и второй системах шин...
И почему так долго отключала КЗ ДЗШ-110кВ - более 340мсек?

14

Re: КЗ на шинах 110кВ

scherenkov писал(а):
2021-05-13 10:56:35

Когда выбило питание терминалов?

Дежурный сообщает, что во время КЗ.
Однако после включения RED 670 светодиодов срабатываний защит не обнаружено. Выключатель в момент КЗ отключился непонятно от чего. Конфигурация идентична терминалу с 1 с.ш.
Как вел себя ТН 2 с.ш. неизвестно.
По информации ДЗШ выведено.

15 (2021-05-13 11:12:37 отредактировано scherenkov)

Re: КЗ на шинах 110кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-05-13 11:06:18

Дежурный сообщает, что во время КЗ.

На ПС точно плохой контур заземления! Оперативно необходимо осмотреть шкафы ТН-110кВ, шкафы вторичных цепей выключателей 110кВ. Было близкое КЗ, могло что-то выгореть из-за плохого контура заземления.

16

Re: КЗ на шинах 110кВ

Фаза Б заземлена? Проверяйте цепи напряжения - проблема явно в них. Ну и контур заземления пусть проверят первичники.

Знание немногих принципов заменяет знание многих фактов. Но это неточно...

17 (2021-05-14 09:01:36 отредактировано l_yuriy)

Re: КЗ на шинах 110кВ

Регистратор не смотрел, но, судя по описанию, это вынос потенциала из-за неисправного контура заземления.
Автоматы выбило в следствие пробоя изоляции во вторичных цепях.
Напрашивается послеаварийная проверка всего оборудования.
Какая на ПС система опертока?
Если батарея, то установлена ли диодная защита.
Если установлена, то сработал ли её защитный автомат или предохранитель?

Всё это должны были зафиксировать дежурные с записью в журнал.

18

Re: КЗ на шинах 110кВ

Хорошо бы дискреты на терминалах проверить, раз опер. ток выбивало