1

Тема: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

Привет всем !
Подскажите пожалуйста литературу или статьи по общеподстанционной сигнализации с описанием релейных схем ?
Эта панель куда сходятся шинки со всех приссоединений типа ША, ШС, ВШ, ОКЦ, ШМС, реле НП (неисправность на подстанции).

2

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

donar писал(а):
2022-07-13 21:27:49

Привет всем !
Подскажите пожалуйста литературу или статьи по общеподстанционной сигнализации с описанием релейных схем ?
Эта панель куда сходятся шинки со всех приссоединений типа ША, ШС, ВШ, ОКЦ, ШМС, реле НП (неисправность на подстанции).

Библиотека электромонтера, выпуск 388. Сигнализация на электроподстанциях

Добавлено: 2022-07-14 00:34:26

И в библиотеке электротехника:
127. Цифровые устройства центральной сигнализации (часть 1). О.Г. Захаров, В.Н. Козлов, 2009
128. Цифровые устройства центральной сигнализации (часть 2). О.Г. Захаров, В.Н. Козлов, 2009

Добавлено: 2022-07-14 00:39:54

Можете еще ознакомиться с данным видеоматериалом:
https://youtu.be/RQlG87on3kw

3

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

Центральная сигнализация ... вас интересует существующая, действующая на старом объекте? В ЭСП были разные типовые решения, мне известны по крайней мере три, и есть ещё для ПС 330-500 кВ, она довольно сильно отличается. Сейчас её (центральную сигнализацию) чаще всего рассматривают как резервную сигнализацию, и выполняют с помощью терминалов ЦС разных производителей.   
  Схема ЦС - это автоматика, которая работает чаще всех других устройств, больше изнашивается, и, к сожалению, не всегда правильно понимается и проектировщиками, и релейщиками - дескать, что тут сложного. Дьявол же hides in details, как известно. Со старыми типовыми схемами ЦС) многие тут  довольно хорошо знакомы, обращайтесь!

4

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

nkulesh писал(а):
2022-07-14 05:41:07

Центральная сигнализация ... вас интересует существующая, действующая на старом объекте? В ЭСП были разные типовые решения, мне известны по крайней мере три, и есть ещё для ПС 330-500 кВ, она довольно сильно отличается. Сейчас её (центральную сигнализацию) чаще всего рассматривают как резервную сигнализацию, и выполняют с помощью терминалов ЦС разных производителей.   
  Схема ЦС - это автоматика, которая работает чаще всех других устройств, больше изнашивается, и, к сожалению, не всегда правильно понимается и проектировщиками, и релейщиками - дескать, что тут сложного. Дьявол же hides in details, как известно. Со старыми типовыми схемами ЦС) многие тут  довольно хорошо знакомы, обращайтесь!

Мне не нужны терминалы. Интересуют схемы на электромеханических реле. На ПС 110-220 кВ.
У нас возникла проблема. Есть шлейф ВШ. Если все норма на ней нет потенциала. Но сейчас появилось - выясняем откуда. На схеме ОПС написано что ВШ отвечает за исправность цепей привода ППрК-1400. Начали смотреть, оказывается к этому шлейфу может быть подключены цепи неисправности ЭПЗ-1636, ДФЗ-201 и ЛИФП. Я то думал что они должны быть просто на блинкерах или хотя бы быть подключены к шлейфу НП или ША.

5 (2022-07-15 05:30:54 отредактировано nkulesh)

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

Вот я затевал было обсуждение ранее: Сигнализация с выдержкой времени
  На шинке ВШ напряжение (потенциал относительно земли, если у вас нормальная схема контроля изоляции, и напряжение на полюсах +110 В и - 110 В, бывает и иначе) нормально есть, это "-" шинок сигнализации первого участка, -ШСI. Схема сигнализации с выдержкой  времени работает, очевидно, таким образом (открыл схему): в схеме сигнализации, например, схемы управления выключателем, замыкается цепь, скажем "Пружины не заведены". В этой цепи на панели автоматики (считая от "+" питания, от 1701, контакты в приводе, связанные с включающими пружинами, далее обмотка РУ 0,1 А, у РУ один контакт переделан  в размыкающий и включен в эту цепь последовательно, далее сопротивление 1000 Ом, 50 Вт, и вот уже это цепь с маркой 1711 подключается к шинке 1ВШI - шинка 1ВШ первого участка. При появлении на шинке напряжения +220 В (относительно -ШСI) срабатывает реле РП4, запускает РВ2 (выдержка времени ВШ, обычно до 9 с). ППрК с асинхронным двигателем заводит пружину более 10 с (12-15 с), поэтому по истечении выдержки времени РВ2 контакт в цепи сигнала всё ещё замкнут, контакт 3-5 РВ2 шунтирует обмотку РВ2. Чуть раньше проскальзывающий контакт РВ2 (4-6, не очень хорошо видно) замыкает цепь сигнализации на ШЗПI, работает звуковая сигнализация. Сопротивление в цепи сигнала резко падает (с примерно 10 кОм до 1 кОм), ток в цепи РУ скачком возрастает до примерно 200 мА, РУ срабатывает (падает указатель) и размыкает размыкающий контакт, сигнал снимается, цикл заканчивается. На панели автоматики управления выключателя включена общепанельная лампа или СИ "Указатель не поднят", "висит" указатель реле сигнализации "Пружины не заведены". Схема в исходном положении, когда пружины будут заведены, нужно поднять указатель реле.
  Есть варианты:  РУ может не сработать (неисправно, не отрегулировано, сопротивление в цепи сигнала не 1 кОм, а, например, 3,9 кОм). Тогда схема будет работать раз за разом, пока либо не уйдёт причина (привод заведёт пружины и контакт разомкнётся), либо не сгорит катушка РВ (проектное решение - обычное РВ, не термически стойкое с дополнительным сопротивлением в цепи катушки).
  Почитайте обсуждение, есть ещё одна шинка сигнализации, 2ВШI,  в которой на панели-источнике сопротивлений в цепи каждого сигнала нет, но есть общее сопротивление в схеме панели ЦС. Эта схема намного экономичнее, но она может отказать при одновременном появлении сигналов, очевидно, что ток в цепях РУ будет при этом делиться. В общем, эта "экономия" может "выйти боком" и выходит, как показывает опыт. Пример ... отключился автомат шинного  ТН 220 кВ, на всех панелях ЭПЗ-1636 практически одновременно срабатывает БНН, замыкаются цепи сигналов "Неисправность цепей напряжения". Если включить их на шику 2ВШ, какие-то из РУ, возможно, сработают, какие-то - нет.
  Возможно ещё и такое сочетание - на панелях-источниках сигналов сопротивления (индивидуальные) в цепи каждого из сигналов есть, но подключены не к 1ВШ, а к 2ВШ, или. в старых схемах ЦС, к ШКЦ, где на панели ЦС есть общий резистор 910 Ом. Ток в результате даже при одном сигнале примерно 100 мА, РУ вполне может не сработать, звонок прозвучал ... и всё, разве что дым от катушки РВ привлечёт внимание к проблеме.
  Описание таких схем не встречал. Замечу, что такая схема вспомогательной шинки с выдержкой времени применяется и в схеме вызывной сигнализации КРУ, "земляной" ВШ в схеме сигнализации  КРУ и ... мало ли ещё где. В справочниках по наладке Мусаэляна есть схема (рис. 2.18, это вариант с "общим" сопротивлением). В брошюрке БЭМ №388 описаны схемы ещё более "древние", но страна у нас большая, есть и старые энергосистемы, наверное, сохранились и такие схемы. На всякий случай прилагаю.

Post's attachments

Сигнализация на электроподстанциях.djvu 2.8 Мб, 7 скачиваний с 2022-07-15 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

donar писал(а):
2022-07-14 23:21:09

Интересуют схемы на электромеханических реле. На ПС 110-220 кВ

Типовая схема такая: (EA это и есть шинка ВШ)
http://rzia.ru/uploads/images/678/a3289f3bcf303b29cec565d4ef0bb611.png http://rzia.ru/uploads/images/678/a3289f3bcf303b29cec565d4ef0bb611.png

7

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

donar писал(а):
2022-07-14 23:21:09

На схеме ОПС написано что ВШ отвечает за исправность цепей привода ППрК-1400. Начали смотреть, оказывается к этому шлейфу может быть подключены цепи неисправности ЭПЗ-1636, ДФЗ-201 и ЛИФП. Я то думал что они должны быть просто на блинкерах или хотя бы быть подключены к шлейфу НП или ША.

  Не стоит "очеловечивать" неодушевлённое, это мило и забавно иногда, но всё-таки неправильно.  ВШ ни за что не "отвечает", но используется для организации приёма сигналов с выдержкой времени (которым нужна такая выдержка, они в принципе могут быть недолго (вот как "Пружины не заведены" или "Обрыв цепей управления"), и это не не является признаком неисправности, а вот более этой выдержки времени - причина должна быть выявлена. Сейчас в схемах (логических) терминала легко создать индивидуальное (и к тому же различное) замедление для сигналов в ОПС, в схему ЦС, а раньше ... вот, скажем, в защите тр-ра есть некоторые выдержки времени. А так - два реле, одна вспомогательная шинка.
  С точки зрения надёжности выявления неисправности ВШ, на мой взгляд, надёжнее действия через РУ 0,016 А или 0,025 А (и сопротивление 3,9 кОм, конечно)  непосредственно на ШЗП. Такой сигнал легче пропустить, диоды в цепях развязки 905 действия на общепанельную лампу часто пробиты, и обход может результата не дать.  Надёжнее, т.к. поднять указатель не удастся, работают реле, звенит снова сигнализация ... ну, это моё субъективное мнение, разумеется. К сожалению, дежурные важного от не очень важного зачастую не отличают, а иногда это и трудно сделать "в темпе процесса". Попрробуйте (на досуге) прикинуть, сколько практически одновременно сработает указательных реле в рутинной аварии - близкое КЗ, аварийное отключение одной из линий с последующим успешным АПВ. Ну, чтобы составить легенду противоаварийной тренировки, например. И не забудьте про РАС, фиксирующие индикаторы и т.п.
  Дежурные, правда, больше озабочены тем, заправили вы подол спецодежды в брюки и застегнули ли манжеты ICQ/ab:) - там же видеофиксация ... Такие времена.

8 (2022-07-15 14:27:56 отредактировано Gene)

Re: Общеподстанционная сигнализация (ОПС)

Есть небольшое описание работы ЦС на переменном и постоянном токе со схемами.

Post's attachments

24596 960.68 Кб, 16 скачиваний с 2022-07-15 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.