1

Тема: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Добрый день.
После не успешного АПВ, на ВЛ 110кВ, хочу заменить реле РНЛ (РТ40/0,2) на аналоги. В литературе нашел замену на статическое реле РСТ-11-04 или РН-60 (РН-48), подскажите как они в эксплуатации.
Реле РНЛ ( уставка 75мА) стоит совместно с катушкой реле синхронизации (Уставка 40градусов 30вольт),  с тона приходит 147мА, 40В.

2

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Подробное описание решений с емкостными отборами напряжения можете найти в книжонке (книгой я ее назвать не решаюсь)  Схемы АПВ в электрических сетях. Использование емкостного отбора напряжения под ред. Б.А. Алексеева. Составители Е.Г. Дорохин, Т.Н. Дорохина. Найти можете на странице http://dororz.ru/lib_1.htm
А так, вкратце и популярно. Использование РТ-40/0,2 было применено в старых проектных решениях. Имеет нехорошую привычку "дребездеть". Несколько раз при работе в эксплуатации за десять лет на полутора десятках ВЛ 110, 220 кВ до десяти раз менял эти реле в связи с отгоранием контактов. Потом с радостью приняли переход на упомянутые Вами альтернативные реле. Конкретные распорядительные документы не припомню, "я лежу на пляжу, отдыхаю". Но в любом случае рекомендую выполнить соответствующие рекомендации.

3

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

doro писал(а):
2023-07-04 12:22:33

Подробное описание решений с емкостными отборами напряжения можете найти в книжонке (книгой я ее назвать не решаюсь)  Схемы АПВ в электрических сетях. Использование емкостного отбора напряжения под ред. Б.А. Алексеева. Составители Е.Г. Дорохин, Т.Н. Дорохина. Найти можете на странице http://dororz.ru/lib_1.htm
А так, вкратце и популярно. Использование РТ-40/0,2 было применено в старых проектных решениях. Имеет нехорошую привычку "дребездеть". Несколько раз при работе в эксплуатации за десять лет на полутора десятках ВЛ 110, 220 кВ до десяти раз менял эти реле в связи с отгоранием контактов. Потом с радостью приняли переход на упомянутые Вами альтернативные реле. Конкретные распорядительные документы не припомню, "я лежу на пляжу, отдыхаю". Но в любом случае рекомендую выполнить соответствующие рекомендации.

Спасибо. Мы как раз брали варианты из этой книги и параллельно смотрим библиотеку электромонтера выпуск 587 "Автоматическое повторное включение" Овчинников.

4 (2023-07-04 15:19:21 отредактировано doro)

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Да, рекомендую книгу Богорад, Назаров на аналогичную тематику. Там конкретной информации по аппаратуре нет (вышла пораньше), но в части общего развития очень полезно.

5 (2023-07-04 15:55:24 отредактировано nkulesh)

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Недостатки РТ-40/0,2 в качестве РКН2 в типовой схеме контроля напряжения и синхронизма известна давно, решения предлагались (были достаточно очевидны), было в конце 80-ых  инф. письмо Краснодарэнерго, кажется, и даже вышло типовое решение ЭСП. Идея очевидна - включить в цепь тока отбора от ШОН (в вашем случае 147 мА, но - при каком напряжении?) шунт-сопротивление Ом в 150-200, а РТ-40/0,2 заменить на РН-50, у которого есть выпрямление, и вибрация подвижной системы отсутствует.  Сам я, например, предлагал просто "доработать" РТ-40/0,2, установил резистор-шунт (два сопротивления 75 Ом, 2 Вт последовательно и выпрямительный мостик)  внутри реле тока, исключив внешний перемонтаж. Оформил даже рацпредложение ICQ/ab:), не приняли.
  Опыта с электронными реле нет. Пробовал заменить всю схему контроля одним электронным реле, контроль наличия/отсутствия и КС получается, а вот УС - нет. Бросил. Попробуйте найти типовое решение ЭСП для отбора напряжения, я видел такое (замена РТ-40 на шунт и РН-50). Я могу найти, но синьки старые, выцветшие, едва ли что увидите, придется обводить или "перессказывать". Принципиально, повторяю, всё просто - резистор-шунт, напряжение на котором будет достаточно для работы РН, а мощность резистора - достаточная для протекания тока отбора 150 мА (лучше с запасом, ток отбора вполне может быть и больше).
  Кажется (память уже не та что была) где-то изложил методику наладки (настройки) схемы отбора и контроля напряжения для ТН на шинах и ШОН. Ну, если надо. Напишите где-нибудь with CapsLock - ШОН - источник тока, более или менее точно пропорциональный фазному напряжению на линии, но всё-таки выходным его сигналов является ток отбора. Не напряжение. Никаких "30 В".

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

nkulesh писал(а):
2023-07-04 15:54:05

Недостатки РТ-40/0,2 в качестве РКН2 в типовой схеме контроля напряжения и синхронизма известна давно, решения предлагались (были достаточно очевидны), было в конце 80-ых  инф. письмо Краснодарэнерго, кажется, и даже вышло типовое решение ЭСП. Идея очевидна - включить в цепь тока отбора от ШОН (в вашем случае 147 мА, но - при каком напряжении?) шунт-сопротивление Ом в 150-200, а РТ-40/0,2 заменить на РН-50, у которого есть выпрямление, и вибрация подвижной системы отсутствует.  Сам я, например, предлагал просто "доработать" РТ-40/0,2, установил резистор-шунт (два сопротивления 75 Ом, 2 Вт последовательно и выпрямительный мостик)  внутри реле тока, исключив внешний перемонтаж. Оформил даже рацпредложение ICQ/ab:), не приняли.
  Опыта с электронными реле нет. Пробовал заменить всю схему контроля одним электронным реле, контроль наличия/отсутствия и КС получается, а вот УС - нет. Бросил. Попробуйте найти типовое решение ЭСП для отбора напряжения, я видел такое (замена РТ-40 на шунт и РН-50). Я могу найти, но синьки старые, выцветшие, едва ли что увидите, придется обводить или "перессказывать". Принципиально, повторяю, всё просто - резистор-шунт, напряжение на котором будет достаточно для работы РН, а мощность резистора - достаточная для протекания тока отбора 150 мА (лучше с запасом, ток отбора вполне может быть и больше).
  Кажется (память уже не та что была) где-то изложил методику наладки (настройки) схемы отбора и контроля напряжения для ТН на шинах и ШОН. Ну, если надо. Напишите где-нибудь with CapsLock - ШОН - источник тока, более или менее точно пропорциональный фазному напряжению на линии, но всё-таки выходным его сигналов является ток отбора. Не напряжение. Никаких "30 В".

Ток 147мА при номинальном напряжении 110кВ на реле РНЛ настроено 75мА это при 0,8 от номинала (110кВ).
Напряжение это для обмотки реле синхронизации, оно стоит в той цепи что и РНЛ, и ее номинал 30В, мы при проверках его измеряем.
По поводу настройки и подбора резисторов в практическом пособии Схемы АПВ все есть, так что пока не требуется, но все равно спасибо.

Добавлено: 2023-07-04 17:13:13

doro писал(а):
2023-07-04 15:18:58

Да, рекомендую книгу Богорад, Назаров на аналогичную тематику. Там конкретной информации по аппаратуре нет (вышла пораньше), но в части общего развития очень полезно.

Уже скачал, будем изучать. Спасибо

7 (2023-07-04 17:43:37 отредактировано nkulesh)

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Deni писал(а):
2023-07-04 16:51:24

Ток 147мА при номинальном напряжении 110кВ на реле РНЛ настроено 75мА это при 0,8 от номинала (110кВ).
Напряжение это для обмотки реле синхронизации, оно стоит в той цепи что и РНЛ, и ее номинал 30В, мы при проверках его измеряем.

Это при номинальном напряжении, а у вас при настройке схемы какое фактически? Ток отбора от ШОН (на самом деле от ТОНа, конечно) зависит как от величины (фактической) фазного напряжения, так и от фактической же ёмкости конденсатора связи, в цепь заземления которого ШОН и включен. Как вы помните, для номинальных величин (110 кВ, 6400 пФ) ток в первичной обмотке ТОН 128 мА. А реально какой?
Помните, в типовой схеме в цепи обмотки РН-55, которая подключена к ТН, есть регулируемое сопротивление, ПЭВР-50, 1 кОм примерно. Реле РН-55  (как и все остальные реле РТ-40, РН-50 - электромагнитное, реагирует на намагничивающую силу, а она - произведение тока в обмотке реле на число витков в ней. Видите, никакого напряжения. В реле две обмотки и два тока. Один от ШОН (от ТОН), примерно 150 мА, но тут уж - сколько есть, повлиять на это нельзя. Реле предварительно настраивается любым методом, самый простой - по одной обмотке, как в справочнике Мусаэляна. Ток от ШОН - данность, вот у вас - 147 мА при реальном напряжении в сети.  Напряжение от ТН, подводится к другой обмотке, понятно, что в условиях, когда линия и шины соединены, первичное напряжение (одно фазное, другое линейное), но можно с учетом этого считать что это одно и то же напряжение, верно? 110 кВ линейное и 110/1,73 =63,5 кВ фазное. Значит, токи в обмотках должны быть такими, чтобы намагничивающие силы были равны, isn't they? Вот тут и выступает на первый план резистор в цепи питания реле от ТН(кажется, в схеме обозначен R11). С его помощью нужно отрегулировать  ток в обмотке реле РН-55, подключенной к ТН, так, чтобы НС были равны.  К примеру, для реле РН-55/90, в обмотке от ТН 1350 витков, а в обмотке от ШОН - 660. Значит, если ток отбора 147 мА, нужно отрегулировать ток в обмотке от ТН 147х660/1350 = 71,9 мА. Заметьте, никаких вольт ICQ/ab:)
  Измерять это полагается миллиамперметрами электромагнитными, типа Э500, реагирующими на действующее значение тока и проградуированные тоже в действующих значениях. Но где их сегодня найти, откалиброванные и поверенные... Поэтому ... вполне можно пользоваться ВАФом вроде РЕТОМЕТРа, измеряя ток клещами. Он, как пишут, true RMS. Опыт показывает, что измерения тока от ШОН РЕТОМЕТРом и Э500 дают очень близкие результаты.
Слово "неуспешное" (АПВ) пишется слитно. Это я вам как grammar nazi говорю. Глаз цепляется...

8

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

nkulesh писал(а):
2023-07-04 17:35:14

Это при номинальном напряжении, а у вас при настройке схемы какое фактически? Ток отбора от ШОН (на самом деле от ТОНа, конечно) зависит как от величины (фактической) фазного напряжения, так и от фактической же ёмкости конденсатора связи, в цепь заземления которого ШОН и включен. Как вы помните, для номинальных величин (110 кВ, 6400 пФ) ток в первичной обмотке ТОН 128 мА. А реально какой?
Помните, в типовой схеме в цепи обмотки РН-55, которая подключена к ТН, есть регулируемое сопротивление, ПЭВР-50, 1 кОм примерно. Реле РН-55  (как и все остальные реле РТ-40, РН-50 - электромагнитное, реагирует на намагничивающую силу, а она - произведение тока в обмотке реле на число витков в ней. Видите, никакого напряжения. В реле две обмотки и два тока. Один от ШОН (от ТОН), примерно 150 мА, но тут уж - сколько есть, повлиять на это нельзя. Реле предварительно настраивается любым методом, самый простой - по одной обмотке, как в справочнике Мусаэляна. Ток от ШОН - данность, вот у вас - 147 мА при реальном напряжении в сети.  Напряжение от ТН, подводится к другой обмотке, понятно, что в условиях, когда линия и шины соединены, первичное напряжение (одно фазное, другое линейное), но можно с учетом этого считать что это одно и то же напряжение, верно? 110 кВ линейное и 110/1,73 =63,5 кВ фазное. Значит, токи в обмотках должны быть такими, чтобы намагничивающие силы были равны, isn't they? Вот тут и выступает на первый план резистор в цепи питания реле от ТН(кажется, в схеме обозначен R11). С его помощью нужно отрегулировать  ток в обмотке реле РН-55, подключенной к ТН, так, чтобы НС были равны.  К примеру, для реле РН-55/90, в обмотке от ТН 1350 витков, а в обмотке от ШОН - 660. Значит, если ток отбора 147 мА, нужно отрегулировать ток в обмотке от ТН 147х660/1350 = 71,9 мА. Заметьте, никаких вольт ICQ/ab:)
  Измерять это полагается миллиамперметрами электромагнитными, типа Э500, реагирующими на действующее значение тока и проградуированные тоже в действующих значениях. Но где их сегодня найти, откалиброванные и поверенные... Поэтому ... вполне можно пользоваться ВАФом вроде РЕТОМЕТРа, измеряя ток клещами. Он, как пишут, true RMS. Опыт показывает, что измерения тока от ШОН РЕТОМЕТРом и Э500 дают очень близкие результаты.
Слово "неуспешное" (АПВ) пишется слитно. Это я вам как grammar nazi говорю. Глаз цепляется...

Фактическое напряжение/ток со вторичной обмотки ТОНа ( с учетом нагрузки в виде обмотки реле синхронизации и обмотки РНЛ) 40,1В / 148мА. По поводу тока в цепи от ТН мы его не измеряем, нужно будет проверить.

9

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

Собственно говоря, речь идёт о том, как выравнять (уравнять, сделать равными) в реле величины (вторичные) при заведомом равенстве первичных величин. Если линия включена под напряжение от шин ПС, то напряжение на ВЛ (и на КС, который подключен к ВЛ) и на шинах ПС равны. Да, одно из них фазное, например, ф А (КС с ШОН на ф.А), а другое, от ТН, линейное, в данном случае ВС. Но если напряжение в сети симметричное, а в сети ВН чаще всего так и есть, то Напряжения (первичные) равны (отличаются в 1,73 раза)  и противоположны. Как выровнять модули, чтобы и НС в реле была равна нулю? КС выпускаются с большой допустимой погрешностью величины емкости,  это не прецизионные емкостные делители в НДЕ, там точность до единиц пФ. Поэтому ток отбора может изменяться в довольно широких пределах, и в новых ШОН нет даже отводов, чтобы его хотя бы грубо подрегулировать. В общем, ток от ТОН - величина данная, что есть - то есть. В МП терминалах есть возможность подогнать эту величину программно, изменив масштабный (весовой) коэффициент.  В электромеханической схеме - только регулировкой физической.
  Инф. письмо о применении РН-50 вместо РТ-40 в схеме контроля напряжения может быть у Е.Г. doro, это не чужая ему энергосистема. С электронным реле может быть проблема, контакты РКН-2  используются оба, и замыкающий и размыкающий, а в электронном выходное реле - один переключающий, скорее всего. Ну, собственного опыта нет.

10 (2023-07-08 12:37:24 отредактировано doro)

Re: АПВ с контролем синхронизма + напряжение на линии.

По поводу моей энергосистемы помню информационное письмо там были в свое время умные головы (сейчас в основном покойники). По поводу РН-50 и РСТ-11 - это, все же, не их разработка. Что-то из обновленного типового решения, что-то - из журнальной статьи. Им оставалось довести до ума (а может, типовое проектное решение было по их наработкам доведено?). Уточню у жены, работала в то время в ЦСРЗАИ Кубаньэнерго.
А по поводу рождения нашей книжечки. Как-то в одном преподавательском коллективе на курсах повышения квалификации родилась идея написать справочник по наладке аналог Э.С. Мусаэляна с компанией. Поделился идеей с профессором А.В. Богданом. Тот с моими тезисами познакомился и отказался (я - теоретик, в практике слабоват). Другие потенциальные соавторы (один - ДТН, другой практик - релейщик) наутро от темы ушли. А.С. Засыпкин, профессор ЮрГТУ дал мудрый совет. Не беритесь за масштабные проекты, начните с чего-то полегче. Написали для начала методичку к курсам по ЭПЗ-1636. А потом пришла большая идея на тему АПВ с емкостными отборами. В основу легла страничка в конспекте моей жены (в наладке старшие коллеги учили). Потом у меня в эксплуатации накопились некоторые материалы (ШОН пошли другие, да и условия работы существенно различались, главным образом - нестандартные конденсаторы связи). Жена в то время работала в ЦСРЗАИ, ей было поручено переработать инструкцию по АПВ с ШОН. Полгода начальник службы держал у себя на столе. А к тому времени наша книжонка вышла в свет и стала популярной.