1 (2023-07-14 15:06:54 отредактировано KD)

Тема: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Коллеги, добрый день!

Подскажите неучу

Есть в терминале ДЗШ ключ "Запрет АПВ шин"
Пошли оперировать в ОРУ с шинными аппаратами
В целях безопасности персонала вывели АПВ шин этим ключом
И раздали запреты во все присоединения
С этим все ясно

А вот для чего ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений?
Например, в линии
Когда запрещают АПВ от ДЗШ оставля в работе АПВ линии?

Как то не задумывался на этим вопросом - есть и есть
А тут понадобилось

2 (2023-07-14 16:20:46 отредактировано nkulesh)

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

"Ну, это давно началось" (С) В самом деле, накладкой Н2 "Запрет АПВ шин" (запрет АПВ присоединений при действии ДЗШ) в схеме защиты шин (на панели ДЗШ, выполненной по "голубой книге" Таубеса) вводилась цепь срабатывания реле запрета АПВ присоединений от ДЗШ, при срабатывании ДЗШ. Эти реле (их было два) замыкали цепь т.н. называемого "безусловного" запрета АПВ присоединений (в старых схемах ЭСП - цепь с маркой 67).  В этой цепи других переключающих устройств нет (отсюда - "безусловный"), и соединение цепи с "плюсом" оперативного тока схемы АУВ означает (в конечном счёте, сначала сработает реле запрета АПВ в схеме АУВ) разряд конденсатора в РПВ-58 и запрет АПВ присоединений (всех присоединений, имеющих АПВ).  Как вы заметили, вводится это в тех случаях, когда возможно срабатывание АПВ (при переключениях, операциях с ШР, например), а вот АПВ - недопустимо или нецелесообразно. К слову, на эти же реле действует и схема УРОВ (в типовой схеме), чтобы запретить АПВ присоединений при действии УРОВ.
  Другая цепь запрета АПВ от ДЗШ (в старых схемах - 65) замыкается всегда, при любом срабатывании защиты шин, т.к. замыкают её (их, это отдельные цепи для каждого присоединения), выходные реле защиты шин. Я называю этот запрет "условным", т.к. в этой цепи есть ещё одно переключающее устройство (в старых схемах - накладка Н4 "Запрет АПВ от ДЗШ"), в схеме каждого АУВ, каждого присоединения. Если накладка введена - АПВ присоединения будет всегда запрещаться от ДЗШ, при действии защиты шин - всегда, независимо от того, введена ли накладка Н2 на панели защиты шин.
  To me, это позволяет запретить АПВ некоторых присоединений, они "никогда" не будут участвовать в автоматической сборке доаварийной схемы. К сожалению, это нередко приводит к путанице, там "Запрет АПВ от ДЗШ" и тут "Запрет АПВ от ДЗШ". Книжку по защите шин прилагаю, правда, обозначения там другие. Есть где-то и типовые схемы ДЗШ и УРОВ, но, мне кажется, смысл понятен. ЭКРА в схемах своих шкафов ДЗШ и АУВ поддерживает этот подход.

Добавлено: 2023-07-15 02:26:11

Пошли оперировать в ОРУ с шинными аппаратами
В целях безопасности персонала вывели АПВ шин этим ключом
И раздали запреты во все присоединения

Ну, не "раздали запреты", если ДЗШ не сработает, то и запрета АПВ присоединения не будет. Например, если во время этих ваших переключений какой-то из выключателей аварийно отключится не от защиты шин - его АПВ не будет запрещено. "Создали цепь" для запрета АПВ от ДЗШ - это точнее.

Post's attachments

Дифференциальная защита шин 110-220 кВ.pdf 41.95 Мб, 28 скачиваний с 2023-07-14 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

KD писал(а):
2023-07-14 15:06:23

А вот для чего ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений?

Как раз таки этот ключ основной, которым должен вводиться запрет АПВ от ДЗШ, а на панели ДЗШ - этот ключ нужен для разбора схемы при выводе ДЗШ в ремонт. На присоединениях, которые должны выполнять АПВ шин, должен быть, кроме того, ключ (накладка) "АПВ с КОНш".
При манипуляциях с шинными разъединителями должен вводиться ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" на панели самого присоединения, которое выполняет АПВ шин.
Следует иметь ввиду, что общий ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" на панели ДЗШ может ещё и выводить запрет АПВ от УРОВ.
Как-то так.

4 (2023-07-14 17:35:18 отредактировано nkulesh)

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Dr.Radio писал(а):
2023-07-14 17:07:07

Как раз таки этот ключ основной, которым должен вводиться запрет АПВ от ДЗШ, а на панели ДЗШ - этот ключ нужен для разбора схемы при выводе ДЗШ в ремонт. На присоединениях, которые должны выполнять АПВ шин, должен быть, кроме того, ключ (накладка) "АПВ с КОНш".
При манипуляциях с шинными разъединителями должен вводиться ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" на панели самого присоединения, которое выполняет АПВ шин.
Следует иметь ввиду, что общий ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" на панели ДЗШ может ещё и выводить запрет АПВ от УРОВ.
Как-то так.

Хм-м, тогда при операциях с ШР надо выводить АПВ всех присоединений при действии защиты шин (вводить на каждом шкафу "Запрет АПВ от ДЗШ") - а если их (присоединений)  много? Помнится, в бланках переключений только одна операция, ввод запрета АПВ от ДЗШ в схеме самой ДЗШ.  Выбор вида АПВ - АПВ КОНШ не решает проблемы полностью - это присоединение не будет опробующим, но цепь АПВ КС вы ведь не выводите, АПВ, вполне возможно, будет. Правда, не могу найти причины, по которой может понадобиться запрещать АПВ присоединения, исключать его из сборки доаварийной схемы. Помню, правда, что когда-то на ГЭС мне сказали, что "у нас нет АПВ шин". Возможно, это связано с тем, что ресинхронизация блоков после действия ДЗШ выполняется вручную, через схему ручной точной синхронизации. Но что мешает восстановить хотя бы транзитную схему ОРУ, включить повторно линии?
    О запрете АПВ от УРОВ была когда-то  многостраничная дискуссия, но ... ключ на шкафу (накладка на панели) ДЗШ "Запрет АПВ от ДЗШ" нормально выведен,  это же не значит, что выведен запрет АПВ от УРОВ?

5

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

nkulesh писал(а):
2023-07-14 17:33:54

но цепь АПВ КС вы ведь не выводите, АПВ, вполне возможно, будет.

По КС, скорее всего, АПВ не произойдёт, т.к. на опробующей линии АПВ по условию КОНШ выведено, на шинах напряжения не будет, реле РКС сработает и разорвёт цепь на запуск АПВ

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Нормально у транзитных линий вводится запрет АПВ от ДЗШ, только у тех, которые по режиму являются опробующими шины, он выводится. У тупиковых можно даже вывести отключение от ДЗШ, соответственно, нет смысла даже вводить запрет АПВ от ДЗШ. Смысл тут в том, что остальные линии должны включаться по указанию диспетчера, так как при отключении транзитов возможен рассинхрон узлов сети.
Если требуется автосборка доаварийной схемы, то у присоединений остаётся как минимум признак КС (ну или КС+КОНл), запрет АПВ выводится, но вот с таким я не сталкивался.

nkulesh писал(а):
2023-07-14 17:33:54

О запрете АПВ от УРОВ была когда-то  многостраничная дискуссия, но ... ключ на шкафу (накладка на панели) ДЗШ "Запрет АПВ от ДЗШ" нормально выведен,  это же не значит, что выведен запрет АПВ от УРОВ?

Зависит от схемы, у меня на практике был такой случай, когда накладку на панели ДЗШ обозвали "Запрет АПВ от ДЗШ", а она на самом деле снимала плюс со всех цепей запрета АПВ (от ДЗШ и от УРОВ). По идее, запрет АПВ от УРОВ не должен выводиться, кроме случаев техобслуживания УРОВ. Действие УРОВ подразумевает, что на системе шин есть отказавший выключатель, и, соотвественно, нет смысла в АПВ шин.

7

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Похоже, сказался "вечерний эффект" ICQ/ab:) Давайте ещё раз:
1. Переключатель (накладка) на шкафу (панели) ДЗШ вводит цепь срабатывания реле запрета ДЗШ присоединений при срабатывании защиты шин (это дополнительные реле и дополнительные цепи  в схеме защиты шин, т.н. "безусловного" запрета АПВ присоединений от ДЗШ (при действии ДЗШ). На этот запрет, на эти цепи  накладки (переключатели) в схемах АУВ присоединений  никак не влияют.
2. Накладка (переключатель) в схеме АУВ, подписанная чаще всего "Запрет АПВ от ДЗШ" замыкает цепь действия защиты шин, выходных реле ДЗШ, на зарет АПВ присоединения. Раньше это ещё контактами одного и того же реле было выполнено: отключение выключателя (марка цепи 33) и запрет АПВ (марка цепи 65). Поскольку цепь такого запрета АПВ можно разомкнуть или замкнуть, называю его "условным" запретом.
3. По моему мнению, исходя из возможности восстановления схемы после неустойчивого повреждения, накладки (ключи) "Запрет АПВ от ДЗШ" в схемах АУВ присоединений должны быть выведены. У выключателей, которыми после отключения шин от ДЗШ производится автоматическое   опробование шин напряжением,  установлен вид АПВ "АПВ КОНШ". Остальные, если опробование будет успешным, включатся по цепи "АПВ КС" (или "АПВ УС").
4. Запрет АПВ присоединений при отключении их от защиты шин, если он вводится при любом действии ДЗШ, от выходных  реле ДЗШ - должен быть как-то специально обоснован.
  Логично это как-то обсудить с органами СО, не оставлять на усмотрение дежурного ПС, дежурного диспетчера и т.п. Хорошо бы заложиться и на случай неисправности в схеме контроля напряжения присоединения, когда  приходится прибегать к "слепому АПВ".

8

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

nkulesh писал(а):
2023-07-15 15:32:09

Переключатель (накладка) на шкафу (панели) ДЗШ вводит цепь срабатывания реле запрета ДЗШ присоединений при срабатывании защиты шин

это выглядит так:

Post's attachments

Pages from [Альбом типовых схем АУВ 110-220 кВ].pdf 1.25 Мб, 16 скачиваний с 2023-07-15 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

9 (2023-07-15 19:34:23 отредактировано Dr.Radio)

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Не знаю как у вас, у нас сделано было так. На первой картинке - цепи АПВ; на второй картинке - цепи отключения; красным выделил накладки, которые относятся к ДЗШ.
Накладка в цепи отключения находится на панели ДЗШ, а запрет АПВ - на панели АУВ.

http://rzia.ru/uploads/images/17606/d152a656f52f1675c325c92a4e1c0621.png http://rzia.ru/uploads/images/17606/d152a656f52f1675c325c92a4e1c0621.png
http://rzia.ru/uploads/images/17606/24003c1cfb995d2827f17aad22439fef.png http://rzia.ru/uploads/images/17606/24003c1cfb995d2827f17aad22439fef.png

10 (2023-07-16 11:26:20 отредактировано nkulesh)

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Коллеги scorp и Dr.Radio, спасибо за схемы. Со схемами всегда интереснее ICQ/ab:) Нельзя ли, если у вас есть под рукой, и другие схемы АУВ, остальные листы? Недавно обсуждали АПВ, выполнение цепей контроля напряжения (шунт в цепях отбора от ШОН и РН-50 в качестве РКН на линии). А схемы ЭСП нет, разве что старые синьки обвести и сфотографировать - выцвели.
   Схемы с юга почему-то от "наших" ЭСП отличаются. Накладка в цепи отключения выключателя от ДЗШ, на панели ДЗШ - понятно и логично. А вот с запретом АПВ как-то ... Цепь 55 - это действие на реле запрета АПВ, так? И УРОВ тоже действует по цепи с маркой 55? Получается, с одной стороны накладки цепь 55 и с другой тоже? Вообще, и вправду УРОВ "само" действует на запрет АПВ, не через реле запрета АПВ в схеме ДЗШ?  А какое это напряжение? Я увидел там "АЧР", АЧР действует на отключение В-110?
Прилагаю типовую работу ЭСП, мне кажется, решения ЭКРА в основном её повторяют.

Post's attachments

Поясн. записка ДЗШ и УРОВ двойная СШ.pdf 2.41 Мб, 11 скачиваний с 2023-07-16 

Схемы ДЗШ и УРОВ двойная СШ.pdf 3.44 Мб, 10 скачиваний с 2023-07-16 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

11

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

nkulesh писал(а):
2023-07-16 09:55:55

Нельзя ли, если у вас есть под рукой, и другие схемы АУВ, остальные листы?

Альбом здесь:
https://flhub.ru/JcuD6

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

12

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

nkulesh, у нас просто такие схемы от того, что всё это добавлялось постепенно. Вначале была ДЗШ, потом отдельным проектом реализовали УРОВ, АЧР вообще самоделка (по монтажу видно, что не на заводе собирали). Но логика ясная. Дело в том, что запрет АПВ от ДЗШ и УРОВа формируется разными реле, и в цепи запрета АПВ от ДЗШ есть накладка, а в цепи запрета от УРОВ - нет. А действуют на отключение через одно и то же реле. По поводу цепи 55, там косяк, он связан опять же с древностью проекта. Поначалу не было там накладки, точнее, она была в другой цепи, это мы уже переставили её.

13

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

nkulesh писал(а):
2023-07-15 15:32:09

4. Запрет АПВ присоединений при отключении их от защиты шин, если он вводится при любом действии ДЗШ, от выходных  реле ДЗШ - должен быть как-то специально обоснован.

Например, определенный потребитель на присоединениях или при выводе ТН системы шин мы не переводим ДЗШ в режим нарушения фиксации, а вводим запрет АПВ от ДЗШ на всех присоединениях, кроме опробующего шины, а после успешного АПВ шин вручную включаем эти присоединения.

Long Live Rock'n'Roll

14

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

High_Voltage писал(а):
2023-07-16 21:28:06

при выводе ТН системы шин мы не переводим ДЗШ в режим нарушения фиксации

А надо, так как при этом должен разбираться оперток ШСВ, а значит, нарушается фиксация.

15

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

scorp писал(а):
2023-07-16 15:30:48

Альбом здесь:
https://flhub.ru/JcuD6

Скачал, спасибо. Правда, оказалось, что это не "до боли знакомые" схемы начала 70-ых, но - тем интереснее, есть над чем подумать.

16

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Dr.Radio писал(а):
2023-07-17 03:39:44

А надо, так как при этом должен разбираться оперток ШСВ, а значит, нарушается фиксация.

Оперток с ШСВ не снимается, фиксация не нарушается, возможная неправильная работа АПВ исключается за счёт индивидуального запрета АПВ

Long Live Rock'n'Roll

17

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Не знаю как там у вас, у нас вывод ТН системы шин является нефиксированным режимом так, как присоединения переводятся на резервный ТН, и из-за этого возможна неправильная работа РЗА при разделении систем шин. Поэтому с ШСВ снимается оперток дабы исключить раздельную работу систем шин, следовательно, ДЗШ должна переводиться в режим нарушенной фиксации.

18

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Dr.Radio писал(а):
2023-07-17 19:01:27

Не знаю как там у вас, у нас вывод ТН системы шин является нефиксированным режимом так, как присоединения переводятся на резервный ТН, и из-за этого возможна неправильная работа РЗА при разделении систем шин. Поэтому с ШСВ снимается оперток дабы исключить раздельную работу систем шин, следовательно, ДЗШ должна переводиться в режим нарушенной фиксации.

Это просто вам так удобно, но это не значит, что это правильно во всех случаях. Для каких-то схем это правильно, а для каких-то это может обернуться серьезными проблемами.
Наверное резервный ТН это ТН другой системы шин.
Например, если к одной системе шин подключена одна электростанция, а к другой другая, и весь район сбалансирован, то нарушая фиксацию, мы фактически гасим целый район, при повреждении в районе системы шин. Неужели это стоит такого решения?
Либо еще пример, который сплошь и рядом случается. ПС с двумя системами шин. Какой нибудь крупный химкомбинат имеет первую категорию, и питается по двум линиям, от первой и второй СШ соответственно. Снимая оперативный ток с ШСВ, вы тем самым схемно не спрашивая потребителей, снижаете категорию этому предприятию с первой на вторую, а может и на третью. Готовы ли ваши сети выплачивать потом ущербы за такие фокусы? Я вам точно скажу, что не готовы. Просто пользуемся неграмотностью потребителей.

19

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Lekarь писал(а):
2023-07-17 23:19:14

Неужели это стоит такого решения?

Вот именно, не переводить ДЗШ в режим нарушения фиксации при выводе ТН чревато только неправильной автосборкой схемы после КЗ на той СШ где выведен ТН.
Если КЗ будет на той СШ где ТН в работе, то, скорее всего, неповрежденная СШ (где ТН выведен) в догонку отключится действием дистанционных защит присоединений, т.е. получим тоже самое, что при переводе ДЗШ в режим нарушения фиксации.
Т.е. не переводя ДЗШ в режим нарушения фиксации снижаем вероятность потери двух СШ.

Long Live Rock'n'Roll

20

Re: Ключ "Запрет АПВ от ДЗШ" в терминале присоединений

Lekarь писал(а):
2023-07-17 23:19:14

Это просто вам так удобно, но это не значит, что это правильно во всех случаях.

Это не нам так удобно, это так в правилах прописано.

Lekarь писал(а):
2023-07-17 23:19:14

Снимая оперативный ток с ШСВ, вы тем самым схемно не спрашивая потребителей

Опять же, это делаем мы не по своей прихоти, а по команде диспетчера, и его задача согласовать ремонтный режим со всеми заинтересованными организациями.

Lekarь писал(а):
2023-07-17 23:19:14

Какой нибудь крупный химкомбинат имеет первую категорию, и питается по двум линиям, от первой и второй СШ соответственно

Ну здесь проблема самого химкомбината, так как надо было питание брать от двух независимых подстанций.