1

Тема: Питание районных потребителей 10 кВ

Привет всем ! Есть вопрос, возможно ли запитать качественной электроэнергией от обмоток НН однофазных тяговых трансформаторов ОРДТНЖ-25000/110 районных потребителей ?
Есть блок трансформаторов Т1,2 подключенный к фазам СА; Т3 подключен к фазам АВ; Т4 подключен к фазам ВС.
Блок Т1,2 обеспечивает питание тяговой нагрузки в одну сторону от тяговой подстанции (фаза С). Т3 в другую сторону (фаза А). Трансформатор Т4 является резервным и его возможно подключать к любым фазам: CА, АВ во время вывода в ремонт Т1,2 или Т3. В нормальном режиме работы подстанции он должен быть подключен к ВС и к тяговой нагрузке 2*25 не подключен. Проектом задумывалось с обмоток НН 10 кВ всех данных трансформаторов собрать ввода для КРУН-10 кВ. А уже с данного КРУН-10 запитать линию продольного электроснабжения и прочие районные потребители станции. Но вопрос состоит в том, какая несимметрия будет ? Ведь тяговая нагрузка на плечах тяги 2*25 кВ непостоянна и сильно изменяется, а значит будут разные потери напряжения на обмотках 110 кВ транформаторов, что в свою очередь вызовет несимметрию напряжений в КРУН-10 и ее потребителях 0,4 кВ. Вроде пробовали запитать, но несимметрия вызвала серьезные проблемы в работе компрессорной где мощные трехфазные двигатели 380 В.
В книге Бородулина ''Система тягового электроснабжения 2*25'' на страницах 10-11 описано устройство подстанции. Но может кто реально сталкивался с данной проблемой ?

https://rzia.ru/uploads/images/11989/6762f40a870bd64cb58c4f2aaf4f1635.jpg https://rzia.ru/uploads/images/11989/6762f40a870bd64cb58c4f2aaf4f1635.jpg

Post's attachments

тяговая.jpg 100.38 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Посмотрел пяток схем участков нашей железной дороги. В основном стоят трехфазные трехобмоточные трансформаторы, с обмотками 110/27,5/35 (или 10 или 6) кВ, но есть и однофазные, но двух обмоточные 110/27,5. И при этом на всех объектах ТСН запитаны с шин 27 кВ. А с обмоток 10 или 6 и кое где 35 кВ запитаны целые районы. Не могу сказать, характер нагрузки какой, но по логике, если бы проблемы были на 0,4 кВ, то ТСН не стали бы запитывать с шин, где резкопеременная нагрузка и идет несимметрия.https://rzia.ru/uploads/images/8857/09ef27c9fd5c9f090b4d581d91211107.jpg https://rzia.ru/uploads/images/8857/09ef27c9fd5c9f090b4d581d91211107.jpg

3

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

donar писал(а):
2024-06-20 01:51:16

возможно ли запитать качественной электроэнергией от обмоток НН

Даже при трёхфазных трансформаторах, которые в этом деле сильно лучше однофазных, сильно напряжение на шинах 10 прыгает и перекашивается. Да и высоковато напряжение получается.    Население жалуется. Потому у нас питание сети 10 сделано от отдельного трансформатора 110/10. Когда он в ремонте - один из железнодорожных трансформаторов включают только на шины 10.

donar писал(а):
2024-06-20 01:51:16

Вроде пробовали запитать, но несимметрия вызвала серьезные проблемы

Наверное потому, что трансформаторы однофазные. При трёхфазных несимметрия не так велика, хотя РНФ на ТН-10 подрабатывало. Но это было давно, когда по этой линии только электрички бегали, грузовые под тепловозами ходили. Как грузовые на электротягу перешли, пошли жалобы и перестали нагрузки 10 питать от тяговых трансформаторов. Это на одной ПС, самой старой. На остальных - не знаю. Они чисто ЖД, наши сети от них не питаются и что там внутри творится - неведомо.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

4

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

С характером нагрузки по 10 кВ можно решить проблемы. Вопрос именно в том, что даже с идеальной нагрузкой по 10 кВ идет несимметрия. Из-за постоянно меняющей и разной нагрузках на шинах 2*25 кВ фаза А и фаза С. Может есть какие-нибудь мероприятия есть по устранению ?

5

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

donar писал(а):
2024-06-20 10:53:14

С характером нагрузки по 10 кВ можно решить проблемы. Вопрос именно в том, что даже с идеальной нагрузкой по 10 кВ идет несимметрия. Из-за постоянно меняющей и разной нагрузках на шинах 2*25 кВ фаза А и фаза С. Может есть какие-нибудь мероприятия есть по устранению ?

Тут много не выдумаешь. Изначально видимо расчеты по выбору оборудования были так сделаны.
Мощность трансформаторов увеличивать надо, чтобы перекосы не чувствовались.
В наших краях, при питании таких объектов, раньше бывали случаи пуска ДФЗ, на линиях 220 кВ, которые были шунтами линии 110 кВ,  питающей тяговую нагрузку, когда эшелоны с небольшим временным интервалом шли один за другим и когда один поезд, еще не доходил до границы следующей зоны, а за ним уже шёл второй поезд.
Там даже была история интересная, что железнодорожники вроде как мощность своих трансформаторов увеличили, но сами  питающие линии 110 кВ, были ограничением по мощности. Железнодорожники построили вторую цепь 110 кВ, более мощную, причем свыше 50 км в полном объеме, кроме одного последнего пролета, который заходил на ПС, которая стала принадлежать ФСК, а когда начинали строить ФСК еще не было. Из-за бюрократии так в работу эту цепь и не ввели.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

donar писал(а):
2024-06-20 01:51:16

Есть вопрос, возможно ли запитать качественной электроэнергией от обмоток НН однофазных тяговых трансформаторов ОРДТНЖ-25000/110 районных потребителей ?

Все зависит от необходимых параметров качества электроэнергии необходимых для конкретного потребителя

donar писал(а):
2024-06-20 01:51:16

Вроде пробовали запитать, но несимметрия вызвала серьезные проблемы в работе компрессорной где мощные трехфазные двигатели 380 В.

Нессиметрия по потребителям, запитанных от обмоток тяговых трансформаторов (6,10,35 кВ) в любом случае будет, вопрос в том, какой величины и как она скажется на работе конкретных потребителей. По трехфазным асинхронным двигателям проблем не наблюдалось. Если двигатель развернулся, то далее он будет работать нормально, даже если нессиметрия. Даже откинув одну фазу полностью двигатель работает (но не долго)))). Тяговая нагрузка не вызовет такую нессиметрию, что бы начал греться асинхронный двигатель от токов обратной последовательности. Целые заводы питаются от тяговых трансформаторов. Жалобы идут, как правило от однофазных потребителей, имеющих электроприемники чувствительные к просадкам напряжения (у бабушек в деревне кинескопные телевизоры без стабилизаторов, лампчоки накаливания меняют яркость.....)

7 (2024-09-11 13:40:44 отредактировано ПАУтина)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

donar писал(а):
2024-06-20 01:51:16

возможно ли запитать качественной электроэнергией от обмоток НН однофазных тяговых трансформаторо

бытовуху можно без особых проблем, а вот что-то серьёзное нельзя ...
у меня был диплом в этом году, практически аналогичная ситуация, но не много сложнее т.к. на НН питался порт погрузки угля с большим числом двигателей, самый прикол, что ночью бытовая нагрузка снижается, а порт работает круглосуточно и несимметрия выделяется более явно....
Моделировали прохождение гружёного состава, АС/ДС с разным приводом ...
содержание гармоник выше допустимого, несимметрия  существенно выше нормы, у двигателей соотношения токов могли быть типа 0,8;1;1,3 ...
дело в том, что сложно это всё моделировать, мало разработок ....  модели разрабатывали сами...
хотели ещё разработать мероприятия (так формально поставили фильтр  - как слону дробина), но не успели... уже в следующем году другой дипломник...

8 (2024-09-11 16:56:17 отредактировано Саня)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

ПАУтина писал(а):
2024-09-11 13:37:44

Моделировали прохождение гружёного состава

ПАУтина писал(а):
2024-09-11 13:37:44

у двигателей соотношения токов могли быть типа 0,8;1;1,3

Это большая нессиметрия. Такое соотношение токов на двигателях сторонних потребителей просматривается, если  грузовой в составе ВЛ 80 тянет на полную катушку с мощностью часового режима 6.5МВт и транс на тяговой стоит самый дохлый на 25МВА. Обычно, в таких случаях, если позволяет схема, включают две тяговые на параллель по контактной сети. Мощность распределяется между двумя подстанциями, в конечном итоге доволен машинист (хорошее высокое напряжение на электровозе) и довольны сторонние потребители (менее выражена нессиметрия)

9 (2024-09-12 01:23:51 отредактировано ПАУтина)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Саня писал(а):
2024-09-11 16:55:01

Мощность распределяется между двумя подстанциями, в

Ветка тупиковая и отходит от транзита, ПС/Т не проходная, на которых так называемые, пакеты составов,  как бы равномерно нагружают фазы.
Как на моделировали, так и получили! просто от РЖД и от портовиков мало чего толком удалось добиться, поэтому исходные данные в основном были как получилось - набрали нагрузку по суммарной из проекта ОТР... вариаций было много - мощность локомотива брали от 3,5 до 6,5, больше не стали ... хотя можно было и 6,5х2, старались оптимально подобрать режимы ...

Посмотрел ещё раз схему, она существенно отличается от нашей, которая типа типовая... а для обсуждаемой для начала нужно просто нарисовать векторки с вариантами загрузки по фазам... как понял это одна ПС/Т, а веток  сколько, 3 или 1, т.е. сколько составов одновременно или по одному будет  проходить проходить через станцию
Например, когда проектировал исполнение команд ОН от АПНУ на транзите Волочаевка-Косомольс-Ванино пришлось переворошить весь транзит и нарисовать векторки для каждой ПС/Т

А по поводу своего проекта, в следующий раз смоделируем ещё рекуперацию при торможении, будет ещё та плесень лесть в сеть... это вообще задачка сложная сама по себе, но эффект очевидно будет показательным.
Поэтому, при рассмотрении не симметрии, нужно так же учитывать ещё и этот фактор... - то фаза потребляла, а в режиме торможения стала генерировать... как на такую смену режимов отреагирует двигательная нагрузка
А вообще к таким вещам нужно относится спокойно, ибо, десятилетиями работало и ни чего, вроде все спали спокойно, а тут видите ли узнали и хана ... просто трагедь, катастрофа ...

10 (2024-09-12 03:09:12 отредактировано Berks)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Есть у нас городишко на Транссибе (крупная ж/д станция), питается от двух ПС110, подключенных к тяговому транзиту (на одной есть напряжение 27,5 кВ, на другой стоят обычные тр-ры).  Сейчас у них проблема: на новом водозаборе поставили двигатели насосов (0,4 кВ, 400 кВт) с ЧРП, а этот самый ЧРП постоянно отключается собственными защитами. Делали замеры - постоянные короткие провалы-скачки напряжения, приличной амплитуды. Думаю, что при поднятии/опускании пантографов локомотовов, в основном. Хотя не спец, не знаю. Плюс гармоники.
Вот теперь они думают, как это всё победить. Вроде какой-то тиристорный преобразователь хотят, типа СТАТКОМа.

11 (2024-09-12 07:22:55 отредактировано SVG)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

ПАУтина писал(а):
2024-09-12 00:53:46

в следующий раз смоделируем ещё рекуперацию при торможении, будет ещё та плесень лесть в сеть

На электровозах переменного тока нет же рекуперации, а на постоянке нет обратимых преобразователей на подстанциях, просто выпрямители. Или прогресс уже дошел до невиданных чудес?

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12 (2024-09-12 08:33:52 отредактировано ПАУтина)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

SVG писал(а):
2024-09-12 07:22:19

На электровозах переменного тока нет же рекуперации, а на постоянке нет обратимых преобразователей на подстанциях, просто выпрямители. Или прогресс уже дошел до невиданных чудес?

ну очевидно доходит...
"https://electrik.info/main/fakty/1172-rekuperaciya-elektricheskoy-energii.html
https://gudok.ru/zdr/181/?ID=669608&archive=27239&ysclid=m0yu8kaxvw316223593"
достаточно много источников ...
вот даже дисер толковый.

Был проект, реализация команд ОН от АПНУ по огромному жд транзиту - километров 1400... 1500 ...
с самого начала спорил, что это полная ерунда, но потом согласился и предложил для симметрии отключать сразу по три ПСТ,
и так для прикола хотел ещё предложить рекуперацию!, т.е. не отключать ..., а заставить электровозы экстренно тормозить чем не то, что снимать нагрузку, а ещё и выдать мощность ICQ/bj:rofl: не стал вдруг согласятся
вот это точно невиданные чудеса ICQ/bm:crasy: !!!

Post's attachments

Диссертация+Томилов+В.С..pdf 4.51 Мб, 5 скачиваний с 2024-09-12 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

13 (2024-09-12 19:24:24 отредактировано RF7000)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

ПАУтина писал(а):
2024-09-12 00:53:46

Как на моделировали, так и получили! просто от РЖД и от портовиков мало чего толком удалось добиться, поэтому исходные данные в основном были как получилось - набрали нагрузку по суммарной из проекта ОТР... вариаций было много - мощность локомотива брали от 3,5 до 6,5, больше не стали ... хотя можно было и 6,5х2, старались оптимально подобрать режимы ...

Описанная вами схема сильно походит на подстанцию Мыс А... Но и эта подстанция работает параллельно с остальной сетью и будет подпитывать перевальный участок П - Н, особенно в те моменты, когда на самой портовой ветви поездов нет или они едут медленно и малую мощность потребляют. Хотя с другой стороны это должно способствовать выравниванию нагрузки рассматриваемой подстанции.

Berks писал(а):
2024-09-12 03:08:11

Есть у нас городишко на Транссибе (крупная ж/д станция), питается от двух ПС110, подключенных к тяговому транзиту (на одной есть напряжение 27,5 кВ, на другой стоят обычные тр-ры).  Сейчас у них проблема: на новом водозаборе поставили двигатели насосов (0,4 кВ, 400 кВт) с ЧРП, а этот самый ЧРП постоянно отключается собственными защитами. Делали замеры - постоянные короткие провалы-скачки напряжения, приличной амплитуды.

А эти частотники тоже от тяговой подстанции питание получают? Ибо обычно на сеть 110 кВ такие короткие возмущения в тяговой сети 25 кВ не очень сильно влияют. Разве что сеть 110 кВ не очень мощная (мощность трехфазного КЗ менее 400 - 500 МВА).
Так-то приходилось видеть кривые напряжения (к сожалению, только действующее значение), на станции где меняются локомотивные бригады. Регулярные апериодические провалы на 15 - 25 %. Но на той станции тяговой подстанции нет, эквивалент сети 25 кВ довольно большой получается. Впрочем, иногда и смены бригад не надо. На разных железных дорогах есть разные инструкции по проследованию разделов фаз у подстанций (т.н. "нейтральных вставок"). Если там нет требования отключения высоковольтных выключателей на электровозах, то в момент заезда токоприёмника под напряжение тоже довольно большой бросок тока намагничивания получается, более 1000 А при "тройных" электровозах. Если же выключатели отключают, то он меньше из-за неодновременности их включения.

SVG писал(а):
2024-09-12 07:22:19

На электровозах переменного тока нет же рекуперации, а на постоянке нет обратимых преобразователей на подстанциях, просто выпрямители. Или прогресс уже дошел до невиданных чудес?

На Транссибе восточнее Мариинска и Междуреченска 98 % всех электровозов с рекуперацией сейчас. Не на всех, конечно, она может быть исправна ICQ/ah:[ . Ещё на какой-то части могут не использовать по другим причинам. На на большинстве используют. А схема там самая простая, с ведомым сетью инвертором и большими углами запаса. Поэтому и гармоник ещё больше производит, и коэффициент мощности устремляет к нулю. Ибо на перевальных участках груженые поезда на спуск в рекуперации идут, а навстречу им легкие в горку. Активная мощность идёт от тяжелых поездов к лёгким миную подстанцию. А вот реактивную они все вместе потребляют из сети.

14

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

ПАУтина писал(а):
2024-09-12 08:22:48

ну очевидно доходит...

Одна ссылка - это общая теория. Вторая - это Урал. Это постоянный ток. Там рекуперация, понятно, есть. Но там она работает от электровоза к электровозу, а не в сеть 110кВ. А на переменном токе разве есть серийные электровозы с рекуперацией? Пока эксперименты, статьи и диссертации...

UPD Нагуглил. Были ВЛ80р, но это несколько процентов от общего парка даже ВЛ80, не говоря уже про другие типы. Хотя, они все там в Сибирских краях и сосредоточены. В основном депо Боготол. Эти 80р не только при рекуперации должны в сеть гармониками гадить. У них тиристорное регулирование. Попадалась как-то статья про гармоники и как раз по Восточной Сибири было исследование. Гармоник от тяговых ПС там было валом, как я помню.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

15 (2024-09-12 09:50:32 отредактировано RF7000)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Гуглите 2,3, 4ЭС5К. Только 3ЭС5К выпущено около полутора тысяч. Причём с самого начала было предложение хоть какое-то ступенчатое ФКУ поставить. А воз и ныне там. Теперь вот предлагают вместо обычных тиристоров IGBT ставить. Любой электровоз, да и вообще любая нагрузка, с однофазным двухполупериодным выпрямителем или инвертором будет гнать в сеть гармоники что при выпрямлении, что при инвертировании. Просто из-за того, что период коммутации (перехода тока с одной ветви на другую) равносилен короткому замыканию с провалом напряжения. А после завершения перехода напряжение резко восстанавливается, что вызывает ещё и резонансные явления в сети.

16

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

RF7000 писал(а):
2024-09-12 09:42:02

Гуглите 2,3, 4ЭС5К.

Спасибо, поинтересуюсь. В наших Гондурасских Хутикальпах только ВЛ80с да несколько китайцев, сделанных по Альстомовской лицензии.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

17 (2024-09-12 10:06:19 отредактировано RF7000)

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Китайцы у вас там вообще веселые. Механическая часть от Альстома, а электрическая - от Бомбардье. Но в рекуперацию они могут очень хорошо, и гармоник должны гораздо меньше выдавать в сеть (и те обычно от 11-й и выше). Там на входе после трансформатора стоит импульсный выпрямитель с широтно-импульсной модуляцией (4QS).

18

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

RF7000 писал(а):
2024-09-12 10:03:49

(и те обычно от 11-й и выше)

Во-во. 21 гармоника выше нормы. Уже обыскались, кто генерит эту гадость. Остальные гармоники в допустимых пределах.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

19

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

Berks писал(а):
2024-09-12 03:08:11

Сейчас у них проблема: на новом водозаборе поставили двигатели насосов (0,4 кВ, 400 кВт) с ЧРП, а этот самый ЧРП постоянно отключается собственными защитами. Делали замеры - постоянные короткие провалы-скачки напряжения, приличной амплитуды. Думаю, что при поднятии/опускании пантографов локомотовов

Поднятие и опускание пантографа производится только при отключенном ГВ (главном выключателе) элетроподвижного состава, который отключает цепь питания первичной обмотки трансформатора. Иначе: минимум  - расплавленная медь от контактного провода в месте контакта, максимум - дуга, пережог контактного или КЗ через дугу на фазу С корпуса электровоза. Провалы, скачки напряжения возможны  в момент включения/отключения ГВ от токов намагничивания трансформатора, если не исправны фильтра L, L-C на электровозе. ЧРП на водозаборе не должны отваливаться от таких бяк. Эти частотники вообще нужно ставить на самозапуск на несколько секунд по полному исчезновению напряжения: отстраиваться от АПВ в контактной сети. И по другим защитам грубить.

20

Re: Питание районных потребителей 10 кВ

В общем по поводу распространения вялотекущего маразма ...
На сколько сейчас крутыми темпами идёт внедрение альтернативной энергетики, казалось бы дорогостоящее производство элементов, расход земли что под СЭС  что по ВЭС в сотни и тысячи раз больше чем для традиционных (площади некоторых СЭС больше, чем водохранилища ГЭС), малые единичные мощности генераторов, короче на столько не эффективная генерация..., но всё внедряется и внедряется и, как правило, в ущерб развития и совершенствования основной традиционной энергетики....
Поэтому, рекуперация - это тоже альтернативные источники (просто об этом хайг манагеры от энергетики пока ещё не догадались) и именно они спасут генерацию РФ!!! и нужно быть к этому готовым!!!

По поводу рекуперации соглашусь, действительно, о ней уже столько говорят и пишут, что создалось впечатление, что она применяется уже не менее лет 20!