SVG пишет:Есть ли будущее у планового техобслуживания устройств РЗА? Или со временем перейдём к ремонтам "по фактическому состоянию"? Т.е. "не лезь в машину, не мешай ей работать", пока не случится отказ, или системы диагностики "умных" подстанций не скажут, что где-то запахло керосином.
А как вы собираетесь оценивать состояние устройств РЗА? Каким средствам диагностики вы всё это доверите? Волшебная самодиагностика МП РЗА, которая способна отловить любой дефект в реле - это сказки производителей аппаратуры (менее культурная версия - всё это чушь собачья). Проверено на собственном опыте.
По состоянию можно эксплуатировать первичное оборудование (если у вас есть хорошая математическая модель). Например, трансформатор - чётко отслеживая его нагрузку, температуру, сквозные кз, перегрузки и анализы масла и газа, можно с достаточной точностью определить его состояние и приблизительно оценить оставшийся срок службы (есть соответствующие исследования и стандарты).
Оценивать состояние реле по его срабатыванию при кз - идея хорошая, но и имеющая определенные недостатки. Не пускаясь в рассуждения про "отказ защиты" и "отказ функционирования", приведу пример (доводя до крайности) - защиты генератора обслуживаются "по состоянию", плановые проверки заменены анализом осциллограмм аварийных процессов с последующей оценкой правильности работы защит.
Случай первый - произошло кз на в сети и генератор действием защиты генератор был отключен. Все радуются и финансовые гении пьют шампанское по поводу успешного внедрения новой системы обслуживания.
Случай второй - отказало реле (стоимостью 10 килоденег) и при коротком сгорел генератор (миллионы денег). Чувства тут будут двоякие - с одной стороны, вроде бы сэкономили на плановом облуживании РЗА, с другой - ну и чего, собственно, добились? Дополнительный комизм ситуации может придать тот факт, что если генератор был застрахован, то при попытке получить страховое возмщение особо умным собственникам будет торжественно вручён "шиш в масле, одна штука".
Если рассматривать систему РЗА как часть основных фондов, то ситуацию можно довести до любой степени абсурда. Если же смотреть на РЗА как на страховку (чем она, собственно, и является), то всё становится более или менее понятно (вы же машину страхуете вне зависимости от ваших планов въехать в кого-либо?).
SVG пишет:И отдельная просьба к нашим коллегам "из-за бугра". Как обстоят дела у вас и каковы тенденции?
По состоянию обслуживается первичка.
РЗА - планово, комплексный шестилетний цикл, проверяется всё, в том числе и взаимодействие всех устройств систем РЗА. Причём всё делается живьём - например, если защита трансформатора пускает УРОВ с действием на отключение системы шин, то опробуется вся цепочка (поочередно отключаем каждый выключатель) - особенности наших схем с токовым подхватом.
При использовании современных проверочников (Doble или Omicron) и правильно спроектированной защите, плановая провека МП реле не требует высокой квалификации релейщика.
Вся проверка сводится к выводу защиты из работы и следованию инструкций в программе проверки (написанной инженером и обкатанной при наладке или К1).
Например - подключите токовые вход IA к испытательной клемме X1-1; IB - X1-2 и т.д. Таж же расписывается подключение логических входов и выходов проверочника. Оператору (а не инженеру РЗА) остаётся нажимать кнопки и фиксировать результаты тестов (уд / неуд). Может даже и не записывать - всё фиксируется программно и выдаётся в виде таблицы. На сложные защиты, разумеется, посылают более опытных релейщиков - так, на всякий случай.
Как правило, на плановую проверку МП защиты любой сложности тратится не более одного дня.
Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)