1

Тема: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Собственно говоря, озадачился вопросом, который и вынес в название топика.
Есть ли будущее у планового техобслуживания устройств РЗА? Или со временем перейдём к ремонтам "по фактическому состоянию"? Т.е. "не лезь в машину, не мешай ей работать", пока не случится отказ, или системы диагностики "умных" подстанций не скажут, что где-то запахло керосином.
И отдельная просьба к нашим коллегам "из-за бугра". Как обстоят дела у вас и каковы тенденции?

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

2

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

ЕМНИП, Александр США писал,что у них 3-х летний цикл обслуживания,проверяют входа,выхода и функции

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

3

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Автоматы цепей ОТ, токовые цепи (ТТ, БИ, клеммы), выходные реле в шкафу, внешние цепи, связанные со шкафом - все по старым нормам.
Ну, а сам терминал, скорее всего, просто проверка, что измеряет токи и напряжения и ДВ не сдохли, т.к. это самотестированием не выявляется.

Будешь тише воды, не заметишь, как окажешься ниже травы.

4

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Глюки АЦП, когда начинает фиксировать ток, при его отсутствии - тоже средствами самодиагностики терминала не определяются.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

РЗА, это не только цифровое реле, но и все, что входит в понятие в комплект защиты. Будущее за плановым обслуживанием. Интервалы обслуживания, другой вопрос, но то, что обслуживание так или иначе будет плановым, лично я не сомневаюсь.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

SVG пишет:

Есть ли будущее у планового техобслуживания устройств РЗА? Или со временем перейдём к ремонтам "по фактическому состоянию"? Т.е. "не лезь в машину, не мешай ей работать", пока не случится отказ, или системы диагностики "умных" подстанций не скажут, что где-то запахло керосином.

А как вы собираетесь оценивать состояние устройств РЗА? Каким средствам диагностики вы всё это доверите? Волшебная самодиагностика МП РЗА, которая способна отловить любой дефект в реле - это сказки производителей аппаратуры (менее культурная версия - всё это чушь собачья). Проверено на собственном опыте.

По состоянию можно эксплуатировать первичное оборудование (если у вас есть хорошая математическая модель). Например, трансформатор - чётко отслеживая его нагрузку, температуру, сквозные кз, перегрузки и анализы масла и газа, можно с достаточной точностью определить его состояние и приблизительно оценить оставшийся срок службы (есть соответствующие исследования и стандарты).
Оценивать состояние реле по его срабатыванию при кз - идея хорошая, но и имеющая определенные недостатки. Не пускаясь в рассуждения про "отказ защиты" и "отказ функционирования", приведу пример (доводя до крайности) - защиты генератора обслуживаются "по состоянию", плановые проверки заменены анализом осциллограмм аварийных процессов с последующей оценкой правильности работы защит.
Случай первый - произошло кз на в сети и генератор действием защиты генератор был отключен. Все радуются и финансовые гении  пьют шампанское по поводу успешного внедрения новой системы обслуживания.
Случай второй - отказало реле (стоимостью 10 килоденег) и при коротком сгорел генератор (миллионы денег). Чувства тут будут двоякие - с одной стороны, вроде бы сэкономили на плановом облуживании РЗА, с другой - ну и чего, собственно, добились? Дополнительный комизм ситуации может придать тот факт, что если генератор был застрахован, то при попытке получить страховое возмщение особо умным собственникам будет торжественно вручён "шиш в масле, одна штука".

Если рассматривать систему РЗА как часть основных фондов, то ситуацию можно довести до любой степени абсурда. Если же смотреть на РЗА как на страховку (чем она, собственно, и является), то всё становится более или менее понятно (вы же машину страхуете вне зависимости от ваших планов въехать в кого-либо?).

SVG пишет:

И отдельная просьба к нашим коллегам "из-за бугра". Как обстоят дела у вас и каковы тенденции?

По состоянию обслуживается первичка.

РЗА - планово, комплексный шестилетний цикл, проверяется всё, в том числе и взаимодействие всех устройств систем РЗА. Причём всё делается живьём - например, если защита трансформатора пускает УРОВ с действием на отключение системы шин, то опробуется вся цепочка (поочередно отключаем каждый выключатель) - особенности наших схем с токовым подхватом.

При использовании современных проверочников (Doble или Omicron) и правильно спроектированной защите, плановая провека МП реле не требует высокой квалификации релейщика.

Вся проверка сводится к выводу защиты из работы и следованию инструкций в программе проверки (написанной инженером и обкатанной при наладке или К1).
Например - подключите токовые вход IA к испытательной клемме X1-1; IB - X1-2 и т.д. Таж же расписывается подключение логических входов и выходов проверочника. Оператору (а не инженеру РЗА) остаётся нажимать кнопки и фиксировать результаты тестов (уд / неуд). Может даже и не записывать - всё фиксируется программно и выдаётся в виде таблицы. На сложные защиты, разумеется, посылают более опытных релейщиков - так, на всякий случай.
Как правило, на плановую проверку МП защиты любой сложности тратится не более одного дня.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

7

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Плановые проверки
у каждой конторы по своему.

усреднёно, станции вместе с плановым блока :раз в два года.подстанции раз в 5-7 лет.
частники, стараемся войти в цикл раз в 5 лет.

я воюю за:
без наличии СКАДА раз в 4-5 лет
при наличии раз в 5-6 лет.
обход раз в год.....

8

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

А какие результаты мы ожидаем от техобслуживания (ТО)?
Сделав ТО электромеханики я гарантировал ее нормальную работоспособность до очередного ТО.
Да, были узкие места, где приходилось ТО выполнять чаще обычного (цемзавод, топливоподача и пр. и пр.).
После ТО микроэлектроники никаких гарантий я уже дать не мог - выход из строя микроэлектронной техники близок к лавинообразному. Никаких гарантий, что через неделю - месяц после ТО устройство потеряет работоспособность.
Тоже самое с МП техникой - никаких гарантий о работоспособности до следующего ТО, даже при ежегодном его проведении.
По моему мнению:
- периодический осмотр без вывода из работы по показаниям терминала (по местным условиям, но не реже 1 раза в год): сравнение I и U, состояние входов - выходов и сравнение с реальным;
- анализ всех осциллограмм и листов событий;
- внеочередное ТО по результатам выявленных дефектов по предыдущим пунктам;
- ТО с выводом из работы два раза за весь срок службы с проверкой подачей сигналов на все входа, проверка срабатывания всех выходов, проверка кабелей связи, аппаратуры панели (блоки, ключи, клемники и пр. и пр.)
При нормальной работе АЦП необходимости проверять уставки подачей аналоговых сигналов не вижу.
Когда я начинал работать, полный цикл плановых проверок (терминология тех времен) электромеханики состаляла 2 года с промежуточной частичной проверкой. И когда переходили на 6-8 летний цикл ТО, разговоры были абсолютно такие же сейчас.
Работал по двум немецким проектам (заводским). Нет у них понятия о релейщиках на объекте. Дешевле 2-3 раза за срок службы нанять подрядчиков. Так что вполне может быть, что я тоже перестраховываюсь и ничего, кроме осмотров не требуется.

Михаил Пирогов пишет:

но то, что обслуживание так или иначе будет плановым, лично я не сомневаюсь.

Как я Вас понимаю! Когда у меня был М412, то я шесть дней ездил на нем, а один день проводил под ним. Планово!
Когда у меня дома был "Горизонт ХХХ" (это такой цветной телевизор), то я раз в месяц лазил в него с паяльником (чтобы детям посмотреть мультфильмы). Внепланово!
Сейчас я знаю о машине только куда заливать жидкости, а о телевизоре - где какая копка на дистанционном пульте. И это нисколько не мешает и не омрачает.

9

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

zloi пишет:

Если рассматривать систему РЗА как часть основных фондов, то ситуацию можно довести до любой степени абсурда. Если же смотреть на РЗА как на страховку (чем она, собственно, и является), то всё становится более или менее понятно (вы же машину страхуете вне зависимости от ваших планов въехать в кого-либо?).

Трудно добавить что-либо, к уже сказанному Коллегой из далекой Буркина-Фасо.

zloi пишет:

РЗА - планово, комплексный шестилетний цикл, проверяется всё, в том числе и взаимодействие всех устройств систем РЗА. Причём всё делается живьём - например, если защита трансформатора пускает УРОВ с действием на отключение системы шин, то опробуется вся цепочка (поочередно отключаем каждый выключатель) - особенности наших схем с токовым подхватом.

К сожалению, у нас ограничиваются только тупой проверкой каждого отдельного реле, живых, как Вы говорите, проверок они не делают, полагая, что дотошная проверка при вводе станции в эксплуатацию должна выявить все. Я с этим не согласен.
В предыдуще компании - интервал был четыре года, с полной функциональной проверкой а-ля Буркина Фасо, с отключением выключателей, выпадением блинкеров и пр. Кроме того, в отличие от нас - они при каждой проверке снимают ВАХ каждого ТТ.. 

Вообще В США каждая компания назначает свой собственный интервал проверок, но назначив, обязана следовть плану безоговорочно. Инспектора из NERC могут назначить штраф до одного миллиона денег, умноженный на кол-во дней существования нарушения.
В нашей компании - это три года, ВНЕ зависимости от типа и назначения защиты. Я лично считаю, что три года - интервал слишком короткий, впрочем шесть лет - это уже перебор, на мой взгляд.
Разумеется, как говорил великий реформатор, Дэн Сяопин, "Пусть Расцветают ВСЕ Цветы" - самопроверка МП реле, разбор полетов после каждого срабатывания и плановое обслуживание должны идти рука об руку.

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

10

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Карты приоткрою.
Тема родилась после утреннего спора с главным инженером. Я трансформатор и секцию 10 кВ на 5 дней для профвосстановления вывожу, а ему давай за два-три дня сделай. Двумя бригадами по три человека и ездой за 90 км на УАЗке с крейсерской скоростью 60 км/ч. Ногой топает, говорит неча там проверять, пора, мол, как на Диком Западе, по фактическому состоянию. Я ему: нет такого дела у проклятых буржуинов. Не поверил, обещал послать в американ или Буркина Фасо, пошпионить, как там дело поставлено. А я жары не люблю. Дай, думаю, у коллег с помощью интернета порасспрашиваю что там да как.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

11

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Сергей поверь мне, самый дикий запад у нас в частном секторе, в американ и буркино фассо порядок.
крупных частников потихоньку перевоспитываем и даже добились некоторых успехов., мелких...тяжко идёт.

сетевая и распределительная компания, как я написал....правда там тоже войны.
кстати у них и первичка плановая, думают иногда переходить на "по факту".

кстати цифры что я приводил пересекаются и с опытом и с коменд, официальными на сайте, АББ Финляндии.

12

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

имхо,
самодиагностика не может подменить плановое обслуживание, период которого зависит от надежности устройства и заданной вероятности его выхода из строя, или от принятых в организации норм обслуживания;
самодиагностика сообщает (может сообщить) о "вне плановом" выходе из строя, или о наступлении периода выхода из строя групп компонентов; и позволяет сократить время ремонта за счет сокращения времени поиска причины неисправности

самодиагностика в период статистического выхода из строя компонентов и узлов, может помочь использовать "плавующие" сроки обслуживания, но не больше принятых в организации норм. Правда для этого нужна самодиагностика, работающая по принципу предупредительной сигнализации, которую делать мало кто умеет (может быть дорого)

13

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

SVG пишет:

Тема родилась после утреннего спора с главным инженером. Я трансформатор и секцию 10 кВ на 5 дней для профвосстановления вывожу, а ему давай за два-три дня сделай.

Коллега, поясните пожалуйста - что такое "профвосстановление"?

SVG пишет:

Ногой топает, говорит неча там проверять, пора, мол, как на Диком Западе, по фактическому состоянию. Я ему: нет такого дела у проклятых буржуинов.

Вы правы, а вот Главный Инженер - в лучшем случае - мечтатель. Впрочем, вполне допускаю, что есть и исключения, т.к. вся Одесса - очень велика.

SVG пишет:

Не поверил, обещал послать в американ или Буркина Фасо, пошпионить, как там дело поставлено. А я жары не люблю.

Пусть посылает - а мы примем как родного.  Не уверен как обстоят дела в Буркина, или, скажем, в Фасо, но у нас за жару не беспокойтесь - все подстанции оснащены кондиционерами, диванами, коврами, коньяком и сигарами.... Ладно, с диванами и прочим я, подобно Вашему Главному Инженеру,  слегка погорячился. ICQ/ab:)

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

14

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Профвосстановление (по старому "полная проверка") это как бы капремонт.
Профконтроль (по старому "частичная проверка") это как бы текущий ремонт.

15

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Сергей.
По правде сказать, я в первый момент был удивлен твоим постом. Потом сообразил, что ты не от себя, а кого-то убедить надо. И оказался прав (а иначе я должен был бы с прискорбием констатировать, что совершенно не разбираюсь в людях).
Наш не самый добрый коллега все написал, добавить нечего. Еще раз остается повторить, что как глупость, так и здравый смысл не имеют ни нац.принадлежности, ни гос. границ.

Делай , что должен, и будь, что будет

16

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Long_Ago пишет:

Тоже самое с МП техникой - никаких гарантий о работоспособности до следующего ТО, даже при ежегодном его проведении.

Именно поэтому я при внедрении МП защит (правда речь идет о тупиковых, заводских потребителях 6,10,35 кВ) всегда ставил дополнительно ТО на рт40 - это если оперативный ток подведёт или блок питания в МП защите сдохнет в самый не подходящий момент. И тут очень к стати выключатели Таврида Электрик, которые могут отключаться даже через несколько часов после отключения оперативного тока. На серьёзных линиях и мощных трансформаторах "куча" защит (основных и резервных). Ну и почему то молчат о дублировании защит. Ведь должна же цена на МП защиты когда то стать не сильно высокой (их же автоматы делаю). И тогда я бы проверки самих блоков МП защит делал бы реже и не на объекте, а в лабораториях (привозишь проверенный и меняешь им рабочий). Понятно, что все внешние цепи надо "охлопывать" как и раньше по графику.

17

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

scorp пишет:

ЕМНИП, Александр США писал,что у них 3-х летний цикл обслуживания,проверяют входа,выхода и функции

Извините, Коллега, но увы, функции у нас не проверяют. Я бы с радостью проверил все "три миллиона" разных возможных операций ДЗЛ старика Швайцера - но ведь не дадут, сосиски! Default/lol:lol:

Повторюсь, в МП подвергаются проверке (с небольшими исключениями) только:

- Статус
- Уставки
- Входа
- Выходы
- Поверка измерения
- Состояние канала/ов  связи

Комплексная проверка всей защиты с оперированием УРОВ и прочих вкусностей, как у коллеги  Zloi, в заполярной Буркина Фасо, делается только в отдельных случаях - увы..

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

18

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Александр США пишет:

увы, функции у нас не проверяют

Александр США пишет:

Уставки

Не все конечно,которые в реле имеются,а только те которые используются.
Проверяя уставки,на мой взгляд вы прверяете функцию ДЗ,ТЗНП,ДЗЛ и т.д.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

19

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Согласен с Вами, но уж больно я это дело люблю (шутка). Вы правы, в МП, если уставки не поменялись - значит и функции здоровы, таков современный подход у нас.
Уставки в SEL сверяются программно, иногда дважды - в начале и в конце проверки реле, когда требуется временно изменить несколько уставок для тестирования.
Я не упомянул ранее, что частью проверки является проверка катушек отключения выключателя. Кроме того, состояние здоровья последних проверяется самими реле в реальном времени. Выездная бригада станционников проверяет цепи включения-отключения, так же, с интервалом в три года.
Есть еще много разных нюансов, о которых я не могу говорить

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

20

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

У нас (генерирующая компания)  начинается "оптимизация ремонтной деятельности", и ЭТЛ (т.к. там есть элмонтеры по ремонту аппаратуры РЗА) собираются переводить, и  ремонтный персонал со всех цехов, в ЦЦР(цех централизованного ремонта). Все доводы, типа "не ремонт, а техобслуживание", часть работ чисто эксплуатационные (по ПТЭ, раздел 5.9.), плюс еще мы занимаемся метрологией и испытаниями, в сетях службы РЗА относятся к эксплуатации  - пока во внимание не принимаются. А как у вас?  Как работает оперативный персонал без ЭТЛ?