1

Тема: Цифровые ДЗШ

В одной из тем форумчане обсуждали различные алгоритмы дифференциал защиты трансформатора.
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =496947548
Предлагаю обсудить в подобном ключе алгоритмы цифровых ДЗШ, методологию выбора уставок.
Несколько раз упоминался термин "Чек зона", предлагаю также обсудить достоинства и недостатки даного алгоритма.

2

Re: Цифровые ДЗШ

Интересная тема.
ДЗШ обычно имеет две составляющие.
Первая – быстродействующая ДЗШ, та которая работает в первые 3-4 мс и свободна от насыщения ТТ. На нее мы влиять не можем – как сделал производитель защиты так и будет работать.
Вторая – ДЗШ, работающая с торможением. В качестве тормозной величины используется сумма  модулей всех токов умноженная на Кт. У некоторых фирм есть две характеристики с разными Кт.
Имеется горизонтальный участок и наклонный участок, определяемый Кт.
Мы можем выбрать начало торможения и Кт (наклон).
На мой взгляд тормозить надо как можно раньше. У ЭКРы это при Iб=1. У Сименс обе кривые должны иметь начало в нуле. То есть, как только ток превысил уставку Iд через 0,1-0,2 уже можно переходить на наклонный участок. Это позволяет считать чувствительность по горизонтальному участку и иметь небольшой его участок для отстройки при внешних КЗ.
Использование второго излома характеристики считаю ненужным, так как при небольших токах погрешности ТТ не велики и можно использовать такой же Кт как и при больших токах. То есть, если при больших токах ДЗШ сработает при определенном Кт, то при малых токах тем более сработает. Кт я бы брал =0,6-0,65 без всякого расчета.
Правда здесь есть зависимость от того как выполнено торможение. Если от суммы векторов, то при КЗ в зоне никогда не перетормозим при таком Кт.
А, если от выпрямленного значения (берется амплитуда) как это сделано у Сименс, можно при большом значений Кт и наличии апериодической составляющей  в начальный момент КЗ перетормозить.  Но это может наблюдаться при очень большом насыщении и в таких случаях должна работать быстродействующая ДЗШ. ДЗШ с торможением также сработает, только с небольшим замедлением (10-20 мс, если постоянная Т=50-60 мс).
Уставку срабатывания Iд всегда берут 1,2 от наибольшего тока присоединения для исключения срабатывания ДЗШ при обрыве токовых цепей.
Что такое чек зона я не знаю. У Сименс есть контрольная зона – это то же самое что и пусковой орган у наших старых схем. Уставки для него надо ставить такие же как и для основной ДЗШ.
Правда в рекомендациях Сименс Кт почему  то предлагают брать 0,5. А ведь тормозной ток для контрольной зоны при внешних КЗ равен половине суммы всех токов (берется наименьшее значение из суммы токов к шинам или от шин). При внутреннем КЗ для контрольной зоны  тормозной ток вообще равен нулю. Поэтому Кт-0,6 годится.

3

Re: Цифровые ДЗШ

Чек зона=контрольная зона.
Т.е диф ток по всем зонам защиты.

Дополнительные вводные ICQ/ab:)
1. А вот что делать, если зона одна?
2. Как себя поведут защиты при двойном металлическом КЗ, сначала за зоной, потом ( 10-20мс) в зоне?
3. Как поведут себя защиты при внешнем КЗ на фидере с ТТ 100/5, когда на линии будет ТТ 2000/5?

4

Re: Цифровые ДЗШ

4. Нужно ли в ДЗШ использовать вход напряжения как фактор?
5-е. Что значит в ДЗШ отстройка от насыщения?
каков алгоритм?

5

Re: Цифровые ДЗШ

R14 пишет:

Интересная тема.
Правда в рекомендациях Сименс Кт почему  то предлагают брать 0,5. А ведь тормозной ток для контрольной зоны при внешних КЗ равен половине суммы всех токов (берется наименьшее значение из суммы токов к шинам или от шин). При внутреннем КЗ для контрольной зоны  тормозной ток вообще равен нулю. Поэтому Кт-0,6 годится.

Тут надо делить на рекомендации Siemens AG (Германия, рекомендации по выбору уставок приведены в мануалах и слайдах) и ООО Сименс  (Россия, выпущены по требованию ФСК как обязательное условие сертификации в России в качестве отдельного документа,где должно быть множество формул, чтобы автоматизировать процесс). В рекомендациях Siemens AG Кт=0,6 (или даже выше). Но это не устраивает ФСК ЕС. Они ни в какую не пропускают Кт больше 0,5. Аргумент один: Кч=2 при  Кт=0,5. При большем Кт Кч становится меньшем 2, что противоречит ПУЭ.
Поэтому для всего мира Кт=0,6 и даже больше,а для России =0,5

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Цифровые ДЗШ

grsl пишет:

4. Нужно ли в ДЗШ использовать вход напряжения как фактор?

Слава, шины ведь разные бывают.... Например в "схеме мостика" на 110кВ в деревне "Гадюкино"  тоже есть шины, но защищать их можно без всяких "чек зон" обычным трехвходовым терминалом ДЗТ. Ну отключится ложно или наоборот не отключится, ущерба большого не будет. Или наоборот шины 500кВ. Отключим ложно, главный инженер с должности слетит, не отключим, все погорит и система развалится, вот тут и приходится "закладываться" (терминалы с чек-зон, да два комплекта, да детекторы насыщения и всякие другие прибамбасы). В первом случае можно ввести критерий посадки напряжения. А во втором я бы подумал.... Получится как всегда: вырубится автомат цепей ТН, а потом КЗ по первичке: все защиты, где есть цепи напряжения заблокированы (в том числе и ДЗШ с пуском по напряжению), получаем системную аварию

7

Re: Цифровые ДЗШ

ICQ/ab:)
Всё таки мозги релейщиков одинаковы устроены.
Валера, твой ответ один к одному был наш ответ по поводу почему не используем критерий просадки напряжения.

8

Re: Цифровые ДЗШ

grsl пишет:


1. А вот что делать, если зона одна?
2. Как себя поведут защиты при двойном металлическом КЗ, сначала за зоной, потом ( 10-20мс) в зоне?


Тут зависит от железа. Если это Сименс и первое КЗ вызвало насыщение ТТ, то быстродействующая ДЗШ (1 из 1) и ДЗШ с торможением заблокируются на 150 мс. Но, при КЗ в зоне через 20 мс сработает быстродействующая ДЗШ, работающая по принципу 2 из 2. То есть производится замер при переходе тока через нуль в течение 3 мс 2 раза. Если оба показания в зоне то ДЗШ сработает.
ЭКРа не рассказывает нам как это будет работать. Просто сработает и все.

grsl пишет:


3. Как поведут себя защиты при внешнем КЗ на фидере с ТТ 100/5, когда на линии будет ТТ 2000/5?

При таком КЗ ТТ 100/5 должен быть выбран так чтобы он не насыщался в первые 3 мс. И тогда в эти 3 мс определяется КЗ вне зоны и ДЗШ блокируется на 150 мс. Это Сименс. У ЭКРы есть еще фазный принцип. Если все токи больше 2 Iб и находятся в разных полуплоскостях (различие больше 90 гр), то это КЗ вне зоны и ДЗШ блокируется.

9

Re: Цифровые ДЗШ

ВОТ, дорогой R14, к чему я веду дело, что блокируется при насыщении, а тут раз и второе металлическое КЗ, уже в зоне ДЗШ.
Правда я в общем о ДЗШ, не о конкретной фирме/фирмах

10

Re: Цифровые ДЗШ

Conspirator пишет:

Тут надо делить на рекомендации Siemens AG (Германия, рекомендации по выбору уставок приведены в мануалах и слайдах) и ООО Сименс  (Россия, выпущены по требованию ФСК как обязательное условие сертификации в России в качестве отдельного документа,где должно быть множество формул, чтобы автоматизировать процесс). В рекомендациях Siemens AG Кт=0,6 (или даже выше). Но это не устраивает ФСК ЕС. Они ни в какую не пропускают Кт больше 0,5. Аргумент один: Кч=2 при  Кт=0,5. При большем Кт Кч становится меньшем 2, что противоречит ПУЭ.
Поэтому для всего мира Кт=0,6 и даже больше,а для России =0,5

Я немного ошибся говоря о рекомендациях Сименс. Это были уставки по умолчанию.
Теперь о чувствительности. Почему то для диф защит имеющих горизонтальный и наклонный участок многие считают чувствительность на наклонной части, что не верно. Ведь мы берем один и тот же ток с ТТ и при КЗ в зоне отправляем его весь как Iд, а для тормозного берем часть этого же тока. Как может тормозной ток оказаться меньше дифференциального. ФСК видно исходит из этого принципа, что диф ток всегда должен быть больше тормозного в 2 раза. А это происходит при Кт=0,5. Но, повторяюсь это глупо. Чувствительность может снижаться когда ТТ выдаст меньше тока или КЗ происходит через переходное сопротивление. Но, когда в аппарат пришел ток и внутри он делится на 2 части диф ток и тормозной, равный какой-то части от этого тока, ДЗШ сработает всегда.

11

Re: Цифровые ДЗШ

Может малёхо не в тему, но тоже о ДЗШ. ДЗШ (ДЗОШ) должна иметь отстройку от броска тока намагничивания для опробования рабочим напряжением автотрансформаторов, трансформаторов, блочных трасформаторов с открытым плечом ДЗШ (ДЗОШ) при новых включениях, разборке токовых цепей и т.д.

12

Re: Цифровые ДЗШ

Господа!
Уже не в первой теме «дежа-вю». И эта тема подробно обсуждалась на прежнем форуме, с теми же участниками и с той же аргументацией.
И в какой-то степени это даже хорошо. Например, для новых участников, которые не читали материалов старого форума.
Просто, помимо всего прочего, это навеяло мысль о том, как много ценной инф. было на старом форуме.
И это еще доп. инфа для размышлений по составлению архивов материалов по старому форуму. Без предложений. Что предлагать? Только сказать: смотрите, чтобы оттуда ничего ценного не пропало. Но это и так понятно.
Просто 25 кадр. Можно не отвечать.

Делай , что должен, и будь, что будет

13

Re: Цифровые ДЗШ

Не Леонид, имено в таком ключе тема не обсуждалась ICQ/ad;) .
Поверь мне и через пару дней проверь.
Шли разговоры о видах, типах, упоминлось многое, но не алгоритмы и не сложные ситуации типа двойных металлических КЗ ( одно за зоной и сразу за ним в зоне).
Я ведь не так просто поднял тему......такие вещи надо проверять с производителем..да и случаи были....

14

Re: Цифровые ДЗШ

grsl пишет:

Чек зона=контрольная зона.
Т.е диф ток по всем зонам защиты.

Здравствуйте все! Можно тоже проучаствовать в теме. Все знаем что чек зона нужна для обеспечения стабильности многозонной ДЗШ при операциях с делением/объединением шин, так же знаем что угол наклона тормозной хар. должен быть обязательно меньше чем основной хар. (если число зон >1) А у кого какой опыт по выбору угла наклона чек зоны?

Полет мысли может остановить только кость черепа.

15

Re: Цифровые ДЗШ

R14 пишет:

Iб=1. У Сименс обе кривые должны иметь начало в нуле. То есть, как только ток превысил уставку Iд через 0,1-0,2 уже можно переходить на наклонный участок. Это позволяет считать чувствительность по горизонтальному участку и иметь небольшой его участок для отстройки при внешних КЗ.

Я бы лично поосторожнее был бы с такими заявлениями. Могут ведь и буквально понять ICQ/ab:)  Нам разок выдали уставки для Сименса, где начало тормозной характеристики было выставлено равным нулю (то-есть буквально). Реле это совсем не понравилось ICQ/ag:D .

R14 пишет:

Использование второго излома характеристики считаю ненужным, так как при небольших токах погрешности ТТ не велики и можно использовать такой же Кт как и при больших токах.

Тоже надо смотреть, потому как у отдельных производителей алгоритмы торможения для первого и второго излома отличаются, а кое-где реле переключает тормозные характеристики в зависимости от того внешнее это кз или кз в зоне.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

16

Re: Цифровые ДЗШ

Александр, явки, пароли, адреса.
Метод распознания в зоне , вне зоны.
Что значит переключение кривой? Используют элемент направленност?

ICQ/ab:)  Default/lol:lol:

17 (2011-01-22 11:53:01 отредактировано zloi)

Re: Цифровые ДЗШ

Избегайте избыточного цитирования!

Да, используют элемент направленности (у трансформаторов - изменение тормозного / дифференциального тока).
Если интересно -
http://www.selinc.com/SEL-487B/

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

18

Re: Цифровые ДЗШ

[box]zloi,
Вы пишете: Я бы лично поосторожнее был бы с такими заявлениями. Могут ведь и буквально понять. Нам разок выдали уставки для Сименса, где начало тормозной характеристики было выставлено равным нулю (то-есть буквально). Реле это совсем не понравилось. [/box]
Уточните о чем речь. Какой терминал и для чего используется.
Если речь идет о реле 7SS52х, то там используется одна наклонная кривая и начало ее всегда располагается в нуле. Задается только наклон.
Если для небольшой ДЗШ используется 7UT613/63x, то там две кривые. И базовую точку первого наклона 1242 и второго наклона 1244 можно задать равными нулю.

19

Re: Цифровые ДЗШ

Избегайте избыточного цитирования!

ДЗО на 7UT613. Как раз и выдали уставки с точкой начала второго наклона равную нулю (соответственно и первую задали нулю). Реле этого не поняло (может быть зависит от прошивки самого реле) и молча (опять молча!!!) перешло на какие-то свои уставки с точкой перегиба равной 1.5, ЕМНИП.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

20

Re: Цифровые ДЗШ

Спасибо за информацию. Если реле не терпит уставки нуль для обеих кривых, а в описаний ничего об этом не сказано то это плохо. В этом случае может помочь только Conspirator. Если это так, то можно для второй кривой задать 0,01 - практически тот же нуль.