21

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Волшебник пишет:

Я так понимаю, на ПС со сборными шинами также вводят в работу защиты СВ(ШСВ), которые в нормальном режиме выведены?

Ведь на кой ляд тогда эти защиты нужны, если не на случай вывода из действия ДЗШ?

Это так плюс на случай запетления выключателя одного из присоединений и случай резервирования собственного выключпателя линии на время проверки его защит.

22

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Lekarь пишет:

случай резервирования собственного выключпателя линии на время проверки его защит.

Как это проворачивается, если на СВ(ШСВ) имеем ТО, МТЗ и ТЗНП (ненаправленная), а на линии основную защиту + КСЗ ?

23

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Кроме того, бывает так что ТО и МТЗ невозможно отстроить по надежности и чувствительности от больших перетоков через СВ(ШСВ) и в итоге имеется только ТЗНП

24 (2015-09-07 14:35:21 отредактировано Lekarь)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Волшебник пишет:

Как это проворачивается, если на СВ(ШСВ) имеем ТО, МТЗ и ТЗНП (ненаправленная), а на линии основную защиту + КСЗ ?

Хорошего конечно мало. Есть подстанции и случаи на них, когда отключать ЛЭП нельзя, а выключатель коротких набрал предельное число. Дают отключить ЛЭП только на время «запетления». Таких мест все меньше и меньше.
Ну и плюс еще в схемах, когда ТТ выносные и только с одной стороны СВ или ШСВ – «защита мертвой зоны». Правда на ней время большое, порядка 2 сек.
А, плюс еще суммарные защиты, в схемах, где секционированные системы шин.

25

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Я так понимаю, Вы говорите о случае ШСВ - когда присоединения С.Ш. рассматриваемой ЛЭП, переводятся на другую С.Ш., а на ШСВ выставляются уставки для ЛЭП?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Волшебник пишет:

Я так понимаю, Вы говорите о случае ШСВ - когда присоединения С.Ш. рассматриваемой ЛЭП, переводятся на другую С.Ш., а на ШСВ выставляются уставки для ЛЭП?

Я имею ввиду, когда освобождаем систему шин, от всех присоединений (переводя их на другую систему), кроме одного, которое «петлим». И это одно включаем через ШСВ с его защитами и АПВ, если нет подменной панели.

27

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Хотя честно говоря, часто, даже очень часто все эти запетления намного опаснее, чем просто вывести присоединение. Одни операции по вводу и выводу чего стоят, плюс возможная работа "неродных" защит. Зачастую маразм бывает, что день выводишь – день вводишь и работы всего на день. При этом те кто такие вещи практикует не могут внятно объяснить зачем петлить, и тем более не рассчитывают на работу "неродных" защит. Более того скажу, что если бы системный оператор верстал планы ремонтов не спустя рукава, а нормально с делом, случаи с запетлением были бы исключением.

28 (2015-09-08 09:39:09 отредактировано Волшебник)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Вопрос снят автором

29 (2015-09-08 09:41:20 отредактировано retriever)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

del

30

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Lekarь пишет:

Я имею ввиду, когда освобождаем систему шин, от всех присоединений (переводя их на другую систему), кроме одного, которое «петлим». И это одно включаем через ШСВ с его защитами и АПВ, если нет подменной панели.

А если не "петлим" , а как вы писали выше случай

Lekarь пишет:

случай резервирования собственного выключпателя линии на время проверки его защит.

Т.е. в этом случае какие оперативные переключения проводятся - также освобождают секцию шин от присоединений, кроме рассматриваемой линии и включают защиты ШСВ, а защиты линии отключают на проверку - т.е. итого 2 последовательных выключателя (линейный и ШСВ), но в защите участвует только ШСВ?

31

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Волшебник пишет:

Т.е. в этом случае какие оперативные переключения проводятся - также освобождают секцию шин от присоединений, кроме рассматриваемой линии и включают защиты ШСВ, а защиты линии отключают на проверку - т.е. итого 2 последовательных выключателя (линейный и ШСВ), но в защите участвует только ШСВ?

Да. Именно так. Случаев много всяких было. Чаще всего такие вещи практиковались, не столько для плановой проверки защит, сколько для послеаварийной проверки правильности сборки токовых цепей, когда нехорошие подозрения возникали на работу защит. Защиты собственного присоединения выводили на «сигнал», а на ШСВ вводили защиты (получив последовательно два выключателя). Только подправлю – защиты не отключают, а выводят. Термин «вывести» он более широкого смысла, чем «отключить». Отключить и включить можно коммутационный аппарат, а когда говорят про защиты, то как правило выполняют несколько операций по отключению – перевод накладок, отключение автоматов, снятие предохранителей и т.д. – и это уже называется выводом защиты из работы.

32

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Режим запетления ШСВ практикуется на ПС с главной схемой - 2 системы шин без ОВ - правильно понимаю?

Тогда целесообразно вместо защит ШСВ в простейшем исполнении (МТЗ, ТО, ТЗНП) иметь "сложные" защиты, т.е. комплект КСЗ по типу ЛЭП (ДЗ+ТНЗНП) ...

Однако требований относительно состава защит ШСВ, например, в НТП ФСК нет.  Есть ли вообще такие рекомендации в НТД?

33

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

1.Да, без ОВ или когда ОВ занят, а бывало, что и два ОВ заняты. Всё это я считаю неправильным планированием работ, как по первичке, так и по вторичке.
2. Я не релейщик поэтому не могу сказать точно. Если бы спросили мое мнение, то был бы против рекомендаций по комплектованию защит. И причин этому несколько. На мой взгляд надо четко определить, что такое основные защиты и резервные зашиты. Причем определения должны быть однозначными. Должно быть определено, с какими из защит разрешается коммутация первичной цепи под напряжением разъединителями и выключателями. А дальше уже исходить из схемы сети.  Даже не исключаю, что на сегодняшнем этапе развития можно в каких-то схемах отказываться от дальнего резервирования, применяя, как пример по два комплекта защит с абсолютной селективностью. Комплектация определенными видами защит конкретного оборудования нецелесообразна – это требование легко внести в  НТД, но потом избавиться от него трудно или невозможно. Район будет развиваться, денег на модернизацию выделяться не будет, число отказов на уже устаревших защитах будет увеличиваться и вроде бы можно в некоторых случаях обойтись без каких либо защит, а будете зажаты рамками требований НТД.

34

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Всё совершенно логично, для ДЗШ быстродействующей защитой будет ДЗШ, для линий, при переключениях на своей стороне, это могут быть 1-я ступень ТЗНП, I зона ДЗ, МФО, а при переключениях на противоположной стороне, как ни крути - ДФЗ, ДЗЛ и т.д. Во всех остальных случаях - вводи ОУ.
Зачастую, дальнее резервирования существует не везде, поэтому, применяют не два комплекта основных защит, а три комплекта защит.

Что логично я не спорю. Но не все так замечательно как хотелось бы. Было одно из судебных разбирательств, суть которого была в следующем. Крупная сетевая компания, имея транзитную линию, выполняла переключения по выводу в ремонт присоединения этой линии. За день до начала переключений произошло следующее. По неисправности была выведена ВЧБ. Соответственно было введено ускорение при выводе ВЧБ. Когда стали выводить присоединение персонал ошибся и включил ЗН под напряжением. Линия отключилась. Технологический процесс у потребителя был нарушен. Его сбытовая компания подала иск в суд на возмещение ущерба. И суд выиграла. Выиграла по той причине, что ускорение, которое было введено, было по времени дольше, чем время нормально введенной ВЧБ. Там сотые доли секунды были, но сетевая компания не смогла ничего доказать. Одна из основных ссылок была именно на пункт который Вы указали. Сетевая компания всем известная. Потребитель еще известней, очень крупный и знаменитый. В процессе разбирательства выяснилось, что согласно НТД ускорения не обеспечивают времени действия основных защит, в данном случае быстродействующих. Ускорения обеспечивают сохранение устойчивости системы или ее части. С тех пор, те кто прямо или косвенно знал это дело при выводе основных защит (ВЧБ, ДФЗ, ДЗЛ) и необходимости проведения переключений , проводили их только с обесточением линии. Урок всем нам был хороший.

35

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Так ведь в этом самая соль, ОУ должны иметь тоже время действия, что и постоянная защита, т.е, при оперативных переключениях необходимо вводить ОУ без выдержки времени. Не все, кто читает п. 5.9.6 это понимают, а доходит, как в армии, через одно место, когда уже поздно.

На коротких линиях, в крупных мегаполисах, когда токи короткого близки к предельным, введение ОУ с нулевой выдержкой может причинить очень крупные неприятности, да еще на связях с электростанциями. Бывали районы в системе, где обнуляли ускорение, потом не знали как от других нехороших вопросов при расследовании отделаться.
На сегодня на мой взгляд мы неприятности, от развала районов, когда введено обнуленное ускорение обходим только за счет бюрократизации технологических процессов. Хорошо, если я ошибаюсь...

36 (2015-09-08 20:38:28 отредактировано Lekarь)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Может, но это подтверждаемая расчётом и НТД сознательная, крайняя мера - безопасность персонала, бесперебойное снабжение потребителя.

В данном случае безопасность персонала вообще не причем. Безопасность персонала может быть обеспечена только при проведении операций без напряжения в таких случаях.
Да и в общем говоря, релейная защита  все таки обеспечивает отключение повреждений, что может не иметь ничего общего с безопасностью персонала.

37 (2015-09-08 20:54:02 отредактировано Lekarь)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Не скажите, ОП не во всех случаях переключается без напряжения. Даже на современных ПС 500 кВ ОП, зачастую, находится в нескольких метрах от разъединителя, специально узнавал. А РЗ может обеспечить быстрое время ликвидации КЗ, запрет АПВ.

Я только имею ввиду случаи когда вывели основную защиту и ввели ускорение защит. В других случаях, в нормальной схеме, со всеми нормально введенными защитами, хотя бы можно прикинуть, что как и где отработает. и в принципе можно всегда сославшись на НТД объяснить свои действия, даже при несчастном случае.
Когда выводим основную защиту и вводим ускорение, то как правило учитываем именно этот объект. Редко кто смотрит шире, а последнее время, многие и не знают, что есть и делается на смежных объектах, а это ведет к непредсказуемым последствиям.

38

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Ну и основное, это вывод всех видов АПВ при любых оперативных переключениях, не зависимо от наличия или отсутствия "основных" защит, что СО явно не приветствует - им безразлична безопасность персонала.

СО вообще не должен заниматься переключениями. нет ни одного нормативного документа федерального уровня, который бы регламентировал СО этим заниматься. Но это тема другой ветки. Есть подозрения, что ОНФ не только до медицины добрался, скоро и до энергетики доберется.

39 (2015-09-08 22:56:32 отредактировано Lekarь)

Re: Как проверить защиту шин не "погасив" при этом подстанцию?

Спартак Молодцов пишет:

Но ведь занимаются. Причём всеми в пределах "диспетчеризации", а, непонятно для чего созданные ЦУСы, играют роль информаторов и осуществляют допуск на ЛЭП. Нафига козе боян?

Есть причина. Деньги. Раньше были еще две причины - авторитет организации, который был на этапе ее становления и необходимость оперативного управления на этапе распаковки АО-энерго (это была главная причина). Дальше понеслось по инерции (возможность увеличения штатного расписания под фиктивные функции, которые десятилетиями будут передаваться в ЦУСы). 
А сегодня представьте, сколько людей останется без денег, тех которые они получают, если их сократить за ненадобностью. Для некоторых семей этой своеобразный бизнес стал. Устроил (если сам при руководящей должности) свою жену на должность (желательно заместителем начальника службы или начальником службы, лучше режимов) и не надо откатов, не надо ни за что отвечать, не надо ни с кем договариваться - твоя семья в "обойме". Государство само будет платить тебе и твоей жене или дочурке, устанавливая тарифы для системного оператора. Это ли не идеальная коррупция? Ничего страшного, если супруга путает генератор и компенсатор.  Главное умело пользуйся авторитетом тех людей, которые на этапе становления заработали его для системного оператора. Если хотите тему в другое место сносите, а то нас модераторы выгонят из нее.
Тема допусков очень серьезная. Уверяю, что если в СО и знают настоящее положение дел, то это единицы и те будут молчать. Со стороны сетевых организаций не резон открывать карты в данной теме, по причине усложнения отношений как с СО так и с органами власти, занимающимися нормативкой.