1 (2024-04-26 16:36:05 отредактировано retriever)

Тема: Вопросы по АПВ

Здравствуйте!

Есть линия через 2 выключателя (220 кВ, 3ф привод), там было примерно так (эл/мех АПВ)
В1 Тапв=2.5 с,
В2 Тапв=4.2 с.
Я так и не понял, как на эл/мех там работало АПВ (нужно вникать в схемы),
почему-то мне казалось, что там просто выключатель В1 включается первым, В2 вторым, как делался запрет АПВ второго при неуспешном АПВ первого - не успел разобраться.

Вопросы
1) Сейчас будут везде МП АУВ.
Хотел бы прояснить порядок работы (очень давно с этим дело имел).

На МП ставится 1 АУВ в режиме АПВ с КС, второй в режиме просто ТАПВ?
И тогда 1 выключатель включается от ТАПВ, второй от КС? (режим АПВ выбирается ключом)

Они друг другу никакие сигналы не должны давать при неуспешном АПВ?

2) На электромеханике как-то реализуется режим АПВ, аналогичный МП, или там оба выключателя просто долбят вначале В1 с 2.5 с, потом В2 с 4.2 с, или может если было неуспешное АПВ, то какой-то контакт куда-то посылается и разряжает эл/мех АПВ второго выключателя?

2

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-26 16:34:46

Я так и не понял, как на эл/мех там работало АПВ (нужно вникать в схемы)

Возможно у второго выключателя АПВ с контролем синхронизма (КС), тогда как у первого с контролем отсутствия напряжения на линии (КОНл), тогда при неуспешном АПВ первого выключателя просто не будет АПВ второго. Всё это справедливо даже в случае, когда линия опробуется с другого конца.
Всё это можно реализовать и на МП.

3

Re: Вопросы по АПВ

На 1В и 2В должен быть режим ТАПВ опробования линии, с возможностью выбора ведущий/ведомый на каждом из них
Дальше возможны 2 варианта:
1. Формировать между АУВ запрет ТАПВ 2(1)В при неуспешном ТАПВ 1(2)В
2. Формировать запрет ТАПВ 1(2)В при работе АУ защит линии

Long Live Rock'n'Roll

4 (2024-04-26 19:31:24 отредактировано retriever)

Re: Вопросы по АПВ

High_Voltage писал(а):
2024-04-26 18:04:56

Дальше возможны 2 варианта:
1. Формировать между АУВ запрет ТАПВ 2(1)В при неуспешном ТАПВ 1(2)В
2. Формировать запрет ТАПВ 1(2)В при работе АУ защит линии

А если поставить просто на В1 ключ "АПВ линии", на В2 - АПВ с КС, я не очень понимаю, зачем в этом случае какие-то запреты?
Будет неуспешное АПВ, выключатель отключится, второй просто не дождется синхронизма и не включится.

5

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-26 18:20:28

Будет неуспешное АПВ, выключатель отключится, второй просто не дождется синхронизма и не включится.

Если первый не включится по какой-либо причине, второй тоже не включится

Long Live Rock'n'Roll
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Вопросы по АПВ

И еще 1 вопрос, а как делается АПВ на линии с двусторонним питанием, условно было КЗ, со стороны ПС1 происходит АПВ, допустим, T=2c, с другой стороны (ПС2) нужно переключателем выставить режим "с КС", я правильно понимаю?

Я смотрю схемы из РЭ, и получается в первом приближении, что у выключателя либо АПВ шин, либо линии, либо с КС (+ всякие неинтересные нам режимы),
при этом нельзя выбрать например, АПВ линии + АПВ с КС одновременно. Тогда получается, что если на выключателе стоит АПВ линии, то даже если он увидит оба напряжения синхронных по концам, то включаться он не будет, - это правильный алгоритм функционирования?

7

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-26 19:34:43

И еще 1 вопрос, а как делается АПВ на линии с двусторонним питанием, условно было КЗ, со стороны ПС1 происходит АПВ, допустим, T=2c, с другой стороны (ПС2) нужно переключателем выставить режим "с КС", я правильно понимаю?

Обычно, да.

retriever писал(а):
2024-04-26 19:34:43

либо АПВ шин, либо линии, либо с КС

retriever писал(а):
2024-04-26 19:34:43

при этом нельзя выбрать например, АПВ линии + АПВ с КС одновременно.

А вот это неправильно в принципе. У нас есть линия, у которой введены признаки КОНл, КОНш и КС. Хотя вроде как КС в принципе невыводимый признак, т.е. он всегда введён.
В терминале это вроде можно просто сконфигурировать.

8

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-26 19:34:43

И еще 1 вопрос, а как делается АПВ на линии с двусторонним питанием

Линия опробуется с одной стороны, где введен контроль АПВ НШ+О (наличие U на шинах + отсутствие U на линии), после успешного опробования(неуспешного опробования) линия включается (не включается) с другого конца по контролю Н+С (наличие U на линии + синхронизм)
Естественно на опробующем конце ВЛ должен быть введен контроль АПВ НШ+О, на другом конце ВЛ все контроли АПВ должны быть выведены (Н+С введен по умолчанию)
ЗЫ
НШ+О, Н+ОШ, Н+С терминология принятая у нас

Long Live Rock'n'Roll

9

Re: Вопросы по АПВ

Dr.Radio писал(а):
2024-04-26 20:07:59

терминале это вроде можно просто сконфигурировать.

Да, вроде можно

High_Voltage писал(а):
2024-04-26 18:04:56

с возможностью выбора ведущий/ведомый на каждом из них

А ведущий/ведомый это что технически? Уставка? Дискрет? Накладка?

Т.е. подытоживая.
1) На моей ПС вполне может быть, что какие-то присоединения опробуются с другого конца. Поэтому я ставлю везде, где будет опробование с другого конца ТАПВ-КС
2) Нужно спараметрировать терминалы АУВ так, чтобы была возможность всегда включаться по КС.
3) Между АУВами нужно кинуть запрет ТАПВ 2(1)В при неуспешном ТАПВ 1(2)В.

10

Re: Вопросы по АПВ

Давно уже АПВ не занимался.... Вроде бы термин "ведущий - ведомый" пришел от АВВ, где две функции АПВ и есть поэтому уставка "ведущий - ведомый"
Почему-то Вы не употребляете термин ПАВ (полуавтоматическое включение). Линия "опробуется" с одного конца, а на втором стоит как раз ПАВ. Вообще, похоже, надо "разделить" понятия (схемы)  АПВ для электромеханики  и для МП-защит. Причем как "делить" - непонятно, так как отечественные МП-терминалы с АПВ - это прямой аналог  "электромеханических" схем АПВ, а "импортные" намного "вариативнее" (можно выполнить практически любую "хотелку")

11

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-27 00:23:43

1) На моей ПС вполне может быть, что какие-то присоединения опробуются с другого конца. Поэтому я ставлю везде, где будет опробование с другого конца ТАПВ-КС

Нужно не забыть, что есть еще опробование шин и выключатель может не опробовать линию, но при этом опробовать шины

Добавлено: 2024-04-27 11:27:28

retriever писал(а):
2024-04-27 00:23:43

А ведущий/ведомый это что технически? Уставка? Дискрет? Накладка?

Это возможность оперативно уменьшить выдержку АПВ 2В при выводе в ремонт 1В, если ведущий 1В, и наоборот, если ведущий 2В

Long Live Rock'n'Roll

12 (2024-04-27 08:34:34 отредактировано Lekarь)

Re: Вопросы по АПВ

High_Voltage писал(а):
2024-04-26 18:57:07

Если первый не включится по какой-либо причине, второй тоже не включится

Хороший пример! Только, теперь смоделируйте, что первый не включился, а второй включился. И дальше делать что?
А когда оба не включатся, то  логика понятна  - включаем вручную.
А когда один не включится, то перед ручным включением второго, логика будет такая - если он включится, то отлично, никто может и не заметит последовательность.
Но следом будет логика такая - если я сей1час будут от руки включать невключившийся выключатель, и при этом отключится включившийся, то это расследование со всеми вытекающими последствиями.
Я согласен, что разбежку надо делать по времени, и на выключателе с большим временем - вводить контроль синхронизма.

Добавлено: 2024-04-27 10:32:25

High_Voltage писал(а):
2024-04-27 07:27:28

Нужно не забыть, что есть еще опробование шин и выключатель может не опробовать линию, но при этом опробовать шины

И еще даже не то что не забыть, а проверить, возможность работы на одном выключателе без ограничений. Есть случаи, когда линия например на ток 1000 А, а ТТ в схеме четырехугольника (тоже как пример) на 600 А, и как следствие это вызывает ограничения по перетокам, при не включении одного из выключателей.
Тоже может быть по ошиновке из проводов - когда все замкнуто, то линия может брать полную нагрузку - любой из выключателей линии отключил и пошли ограничения.

13 (2024-04-27 10:56:05 отредактировано nkulesh)

Re: Вопросы по АПВ

retriever писал(а):
2024-04-26 16:34:46

Здравствуйте!

Есть линия через 2 выключателя (220 кВ, 3ф привод), там было примерно так (эл/мех АПВ)
В1 Тапв=2.5 с,
В2 Тапв=4.2 с.
Я так и не понял, как на эл/мех там работало АПВ (нужно вникать в схемы),
почему-то мне казалось, что там просто выключатель В1 включается первым, В2 вторым, как делался запрет АПВ второго при неуспешном АПВ первого - не успел разобраться.

Вопросы
1) Сейчас будут везде МП АУВ.
Хотел бы прояснить порядок работы (очень давно с этим дело имел).

На МП ставится 1 АУВ в режиме АПВ с КС, второй в режиме просто ТАПВ?
И тогда 1 выключатель включается от ТАПВ, второй от КС? (режим АПВ выбирается ключом)

Они друг другу никакие сигналы не должны давать при неуспешном АПВ?

2) На электромеханике как-то реализуется режим АПВ, аналогичный МП, или там оба выключателя просто долбят вначале В1 с 2.5 с, потом В2 с 4.2 с, или может если было неуспешное АПВ, то какой-то контакт куда-то посылается и разряжает эл/мех АПВ второго выключателя?

Для линии 220 это не очень характерная схема, включение через два выключателя. Тема большая, может быть, стоит обратиться сначала к классикам (Богорад и Назаров, 1969 г), ну, чтобы "проникнуться", так сказать...
  В МП устройствах больше возможностей, поэтому режимы КОНЛ (или КОНШ) - это не только контроль отсутствия напряжения на линии (на шинах), но и контроль наличия напряжения на шинах (на линии), с другой стороны выключателя. Разумно - какой смысл АПВ, если при включении не произойдет подача напряжения на линию? Если это АУВ, не имеющий режима "ведущий"/"ведомый", то у В1 задаётся КОНЛ, после отключения и паузы АПВ он включится, подавая напряжение на линию. Ну, если АПВ успешное. Остальные выключатели включатся со своими выдержками времени по цепи КС, если синхронизм сохранится, конечно. В условно "старых" схемах (электромеханических, релейных) выдержки времени могли быть и одинаковыми, сейчас ... надо посмотреть, когда выдержка времени паузы АПВ начинает отсчитываться - с момента пуска АПВ (по "несоответствию") или с момента, когда условия контроля напряжения и синхронизма будут выполнены.
  При неуспешном АПВ нет смысла запрещать включение второго выключателя, его АПВ с КС и так не даст разрешения на включения - напряжения на линии нет. Такой запрет, помнится, в схемах 500 кВ был для ОАПВ, там ведь очерёдность включения только по времени. Ведущий выключатель (выбирается ключом "Ведущий/ведомый") выполняет ОАПВ, ведомый, если включение успешное, включается после него с выдержкой времени. Раз в год (условно) "роли" меняются. В вашем случае ведь нет ОАПВ? Или есть? Каков смысл в двух разных уставках пауз АПВ, своего рода двукратное АПВ? Но тогда выдержка времени второго, В2, должна быть больше.
А может, ваши "два выключателя на цепь - это в схеме мостика на транзите, где линия присоединена через выключатель трансформатора и секционный выключатель. В последний раз, когда делали такое, АПВ трансформаторного выключателя просто не вводили, КС не сделаешь, а просто "долбить", как вы выразились, без контроля напряжения, по крайней мере бессмысленно. Можно либо не отключать его (выключатель в цепи тр-ра) от защиты линии, либо отключать, но включать потом "вручную"

Добавлено: 2024-04-27 21:05:39

retriever писал(а):
2024-04-27 00:23:43

Да, вроде можно

А ведущий/ведомый это что технически? Уставка? Дискрет? Накладка?

Т.е. подытоживая.
1) На моей ПС вполне может быть, что какие-то присоединения опробуются с другого конца. Поэтому я ставлю везде, где будет опробование с другого конца ТАПВ-КС
2) Нужно спараметрировать терминалы АУВ так, чтобы была возможность всегда включаться по КС.
3) Между АУВами нужно кинуть запрет ТАПВ 2(1)В при неуспешном ТАПВ 1(2)В.

1. Это не от вас, это от СЭР зависит, может быть так, может быть иначе. Кроме того, опробующую сторону могут изменить для выравнивания износа, расходования ресурса выключателя.
2. Разумеется, линию с двухсторонним питанием  нельзя включать без контроля синхронизма, был циркуляр ещё в 1999 г.
3. Запрет АПВ ведомого выключателя при неуспешном АПВ (речь ведь идёт о ТАПВ?) выглядит как-то ... а зачем это? Второй выключатель, В2,  и так не включится, нет условий для АПВ по контролю напряжения (при неуспешном АПВ В1 линия вновь отключится, "конец фильма")
  Вы всё-таки почитайте что-нибудь по теме, похоже, вы строите схему как будто вы "первый релейщик на свете" ICQ/ab:)

14

Re: Вопросы по АПВ

Lekarь писал(а):
2024-04-27 08:32:25

А когда один не включится, то перед ручным включением второго, логика будет такая - если он включится, то отлично, никто может и не заметит последовательность.
Но следом будет логика такая - если я сей1час будут от руки включать невключившийся выключатель, и при этом отключится включившийся, то это расследование со всеми вытекающими последствиями.

Мы же не знаем кто собственник электроустановки, может у них всё по-человечески и "партизанить" вовсе не обязательно.

Long Live Rock'n'Roll

15

Re: Вопросы по АПВ

На ВЛ 220 кВ с двумя выключателями на обоих АУВ делали все виды ТАПВ(простое/слепое,КОНЛ,КННЛС).КОНШ не делали т.к.КРУЭ.
Не делали ведомый/ведущий,на одном,допустим Tапв=4.0 сек,на втором 4,5 сек.На обоих введен одинаковый режим ТАПВ и выполнен запрет второго при неуспешном ТАПВ первого

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

16

Re: Вопросы по АПВ

На самом деле многое (если не все) зависит от аппаратной части реле и традиций (философии построения системы защиты). Поэтому общих рекомендаций недостаточно, нужно начинать с возможностей реле.