61

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

grsl и stoyan огромное спасибо за помощь.

62

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

сорри за офф.
Дак павлодарским грех не помочь, вас тут как чебоксарских :-))))

63

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Доброго времени суток! Обращаюсь к Вам все с той же проблемой в новой формулировке.
Заказчик зарубил вариант ДЗШ на Micom P746, говорят дорого. Предлагают выполнить ДЗШ секции на терминале дифф. защиты трансформатора Micom P633. Может кто-нибудь сталкивался с таким решением. Предлагают объединить токовые цепи по коэффициентам трансформации и использовать только 3 ступени МТЗ.

64 (2013-06-05 17:24:22 отредактировано Nikodim)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Объясните, пожалуйста, почему нельзя применять ЛЗШ при наличии двигателей?

Нашел ответ: http://rzia.ru/post8682.html#p8682.

65

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Nikodim пишет:

Объясните, пожалуйста, почему нельзя применять ЛЗШ при наличии двигателей?

Можно применять - главное что бы токи от ЭД не пустили ложно ЛЗШ...Вот с генками проблемы - это да

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

66

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Вернусь в свою тему! ЛЗШ использовать можно, но не в ее классическом виде! Дело в том что в момент КЗ на секции шин у вас получается не один источник питания места КЗ а два, т.к. СД в таком режиме превращается ICQ/ab:) в генератор. Однако справедливости ради, отмечу, что вопрос этот очень интересный!!! В зависимости от нагрузки двигателя, время подпитки от СД может отличаться в разы. Отсюда вывод: необходим анализ работы двигателя, и его нагрузки. Так же не стоит забывать что на самом СД стоит защита от реверса мощности действующий на гашение поля, и отключение СД. Так что прежде чем городить такую защиту надо все тщательно взвесить. В моей ситуации: к секции подключено 3 СД каждый по 4000 кВА. На движках стоит своя защита от реверса мощности, но эксплуатация сказала: сделай как было!!! Я и не сопротивлялся, поставил REB670! А форумчане только подтвердили мое  решение!.

67

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

опять 25
да нельзя.
тем более на ПС с СД

68

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

fll пишет:

да нельзя.
тем более на ПС с СД

Можно если маломощные ЭД и их мало..Нужен расчет...

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

69

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Ну как бы есть вариант направленной ЛЗШ. http://www.news.elteh.ru/arh/2006/40/22.php
А почему её нельзя использовать для защиты шин с подключенными к ней СД???

70

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

читайте матчасть)

71

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

У нас в Беларуси по стандарту! "Нормы технологического проектирования подстанций 35-750кВ" при реконструкции или новом строительстве необходима ДЗШ-10 на всех понижающих трансформаторных подстанциях с мощностью последних 40МВА и выше. Ставим по три терминала и даже больше. Пока никто не жаловался что дорого.
Потому как даже стоимость только ячейки в разы превышает стоимость терминалов ДЗШ. И не важно какого производителя ставить. На ТЭЦ или как в начале ветки там где стоят мощные синхронники без вариантов ДЗШ.
Заменять же ДЗШ дуговой защитой или уж тем более ЛЗШ неправильно. Работают они на разных принципах. По опыту за 0,3секунды (ЛЗШ) ячейки выгорают, а при коротком на шинах это будет не одна ячейка, а возможно все КРУ. Стоимость ячеек и главное наличие электроснабжения не идет ни в какое сравнение со стоимостью терминалов ДЗШ. К тому же по тем или иным причинам все же ЛЗШ не очень надежная защита и не важно на каком принципе строить (с направлением мощности или просто блокировкой от МТЗ фидеров). То же относится к дуговой. Кстати дуговая защита предотвращает дуговое перекрытие поскольку реагирует на появление искрового разряда дуги. А дифзащита работает на другом принципе и потому по моему разумению все же намного быстрее сработает.
А вообще если очень дорого, то берите нашу белорусскую дифзащиту. Чтоб это не было рекламой сами найдете кому надо. Появилась недавно. Но уже ставится у нас на объекты. Она в разы дешевле чем АББ или Дженералы. И очень хорошая техподдержка. Если что-то сломалась или есть проблемы меняют буквально в течении нескольких дней. И еще преимуществом является относительная простота. Отсутствуют многие дополнительные функции, которые имеются в скажем АББ и которые часто не используются.
Конечно если реконструкция неполная и ТТ не меняются, то возможно будет проблема с установкой дифзащиты, но это скорее вопрос технический. И как тут правильно однажды сказал один уважаемый мной бывалый релейщик практически все технические специалисты в эксплуатации люди более чем адекватные. И такие уверен смогут убедить любого менеджера потратиться на новые трансформаторы тока чтоб организовать дифзащиту.
Если же все-таки вам было указано, что дифзащита не нужна по причине ее большой стоимости в обязательном порядке доведите необходимость ее установки в письменном виде. Докладную записку или письмо на эксплуатацию потому как потом когда сгорит синхронники или выгорит секция никто не примет "Я же говорил, что надо".
И напоследок никакая неполная дифзащита не заменит полноценную ДЗШ. Раньше, когда не было МП терминало, это было логично. Сейчас техника пошла далеко вперед, поэтому даже выбросьте этот вариант из своей головы и голов всех кто вам будет ее предлагать выполнить сейчас.

72

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Zgruk пишет:

По опыту за 0,3секунды (ЛЗШ)

Достаточно 0,1 сек... 0,3 сек - неоправданно много

Zgruk пишет:

Заменять же ДЗШ дуговой защитой

Почему нет то? Если сдеалть на современной ВОД - то нормально..разумеется если будет ДЗШ - это только плюс... Но заказчик может не пойти на удорожание.. к том же российские НТД как знаю (не для станций) ДЗШ 10 кВ не регламентируют

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

73

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Zgruk пишет:

И напоследок никакая неполная дифзащита не заменит полноценную ДЗШ. Раньше, когда не было МП терминало, это было логично. Сейчас техника пошла далеко вперед, поэтому даже выбросьте этот вариант из своей головы и голов всех кто вам будет ее предлагать выполнить сейчас.

Некорректно сказано..видел на секции РУ до 40 ячеек...где то 30 отходящих линий..И как тогда все охватить то? Да и зачем собственно, если нужно только охватить генерирующие элементы..схема обкатана со времен СССР..учесть небаланс и все.... Это не 110 кВ и выше где КЗ на шинах такое может натворить, что и качания, и развал района...

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

74

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Zgruk пишет:

И не важно какого производителя ставить

Важно.

Zgruk пишет:

то берите нашу белорусскую дифзащиту

Не-не-не. Этому производителю веры нету.

Zgruk пишет:

К тому же по тем или иным причинам все же ЛЗШ не очень надежная защита и не важно на каком принципе строить (с направлением мощности или просто блокировкой от МТЗ фидеров).... А дифзащита работает на другом принципе и потому по моему разумению все же намного быстрее сработает.

чем эта ДЗШ отличается от ЛЗШ? При больших токах (при насыщении ТТ отходящих) она всё равно переходит на принцип ЛЗШ.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

75

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Уважаемые коллеги.
Вполне могу понять каждую позицию.
Спорить нет смысла. Доводы и у вас и у меня серьезные.
Я всего лишь высказал свою позицию. Я бы делал именно так.
Средний срок подстанции от реконструкции до реконструкции порядка 30лет. Вероятность что за это время будет короткое на шинах хотя бы раз очень высокая. И если подстанция крупная (больше 30ячеек 10 или 6кВ), то если не отключить быстро, будет плохо. Может сгореть. Кстати был случай буквально полгода назад. КЗ в кабельной разделке. Дуговая отключила нормально (время отключения порядка 0,1сек). А потом с противоположной стороны подали неправильно еще раз напряжение. Дуговая снова отключила. Время отключения примерно как и в первом случае. К сожаленью даже при таком времени отключения кабельная разделка была повреждена. Это я к тому что, даже 0,1сек хватает для серьезных разрушений.
Вот представте вы начальник СРЗА, что вам важней стоимость или надежность энергоснабжения.
А к сожаленью ни одна проектная организация не несет ответственности за недостатки проекта. А если ячейки сгорят лет через 15 после реконструкции проектной организации уже может не оказаться вовсе. И эксплуатация остается один на один с начальством. "Как допустили", "почему дифзащиту не предусмотрели". Опять же для проформы можно премии поснимать скажем всему филиалу или только релейщикам
Я тут спросил у коллег. На одной  крупной подстанции стоит 12(!) однофазных дифзащит (а это более 100 тыс. у.е.). У нас тоже не хотели ставить.
Конечно когда речь идет о личных деньгах (есть конкретный собственник), то дело другое. И если он примет решения отказаться от дифзащиты - что ж, дело хозяйское. Я бы все же написал официально что дифзащита очень даже понадобится в процессе эксплуатации.
И еще раз повторюсь нельзя заменять дифзащиту ни дуговой, ни уж тем более ЛЗШ.  Они всего лишь дополняют первую, но никак не могут заменить. По ряду причин (в том числе и по вине эксплуатации или по вине неправильно выполненного проекта, а иногда просто проект имеет небольшие огрехи, которые никто не усмотрел и не додумал) и дуговая и ЛЗШ часто работают неправильно. Я тут никого не обвиняю. Просто констатирую. Во всяком случае у нас в энергосистеме такие случаи нередки. 1-2 раза за год.

76 (2013-07-12 09:26:46 отредактировано Zgruk)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

SVG пишет:

Zgruk пишет:

    И не важно какого производителя ставить

Важно.

Что касается производителя все чаще сталкиваюсь, что мастодонты типа Сименс, АББ, Дженерал имеют не меньше недостатков, чем либо наши белорусские либо российские. И выходят они из строя тоже относительно часто.
Слышал что АББшные терминалы в одном филиале начали повально выходить из строя после 6-8лет эксплуатации.

77

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Комрад пишет:

Это не 110 кВ и выше где КЗ на шинах такое может натворить, что и качания, и развал района...

неужели КЗ на ГРУ 6кВ или 10кВ такого не может натворить?

78

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Здесь коллега слишком много связано, техника, финансы и ответственость.
за мои 16 лет работы мне ни разу не удалось убедить клиента на установку ДЗШ, даже на ГРУ, где было всего 6 фидеров и где ДЗШ просто плакало и напрашивалось.

я думаю тут надо рассмотреть и какое КРУ.КРУЭ или что то другое

79

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

grsl пишет:

Здесь коллега слишком много связано, техника, финансы и ответственость.

Я с вами абсолютно согласен. Заказчик всегда должен быть прав. Это нормально. Ну разве что стоит разъяснить к чему может привесте неустановка ДЗШ-10. У нас тоже не всегда получается ставить ДЗШ-10. И где-то она действительно не нужна.
Спор же был в другом. Способны ли дуговая или ЛЗШ заменить ДЗШ-10. Вопрос риторический)) Каждый выбирает по себе...

80

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

в былые временя меня обвиняли что я толкаю ДЗШ ибо я представитель производителя, сегодня потому что я проектировщик.
т.е. в мою объективность не верят.

На самом деле, дуговая, это дуговая, ЛЗШ, это всего лишь ЛЗШ.
я в общем то не задумывался над всеми за и против, но они не заменя полноценой ДЗШ, не по принципу, не по надёжности.
правда с дуговой у меня нулевой опыт.
ЛЗШ на ГРУ не имеет смысла ( скажем в моём примере гру с 4 генераторами, двумя трансформаторами, секциоником и двумя ТСН)

вот как раз позавчера  получил проект, два гены, 4-е линии 33кВ, два ТСН, секционик.
ДЗШ просто стоит и просится, но даже не поднимаю вопрос..могут удавить.