101

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Pigeneshev пишет:

Вопрос следующий: присоединений больше 30 по двум секциям, на каждой секции есть СД по 14 МВт с СПП. Полную ДЗШ вряд ли можно организовать (кол-во токовых входов не позволит).

А если использовать 3х ABB REB670 на каждую секцию? Можно использовать децентрализованную ДЗШ (Siemens 7SS52) - позволяет подключить до 48 присоединений.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

102

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

flash74 пишет:

Можно использовать децентрализованную ДЗШ (Siemens 7SS52) - позволяет подключить до 48 присоединений.

Для более низкого класса напряжения ДЗШ на базе 7SS60 c внешними промежуточными трансформаторами может быть предпочтительнее (по цене)  чем 7SS52.

103

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Pigeneshev пишет:

A. двухступенчатая неполная дифференциальная токовая защита;B. дуговая защита шин;C. защита от перегрузки по току на секционных выключателях с выдержкой времени.

Пункт А невозможно выполнить, т.к. отходящие линии должны быть реактивированы. Возможно выполнить ЛЗШ блокируемую пуском МТЗ отходящих линий.

104

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Sm@rt пишет:

Пункт А невозможно выполнить, т.к. отходящие линии должны быть реактивированы. Возможно выполнить ЛЗШ блокируемую пуском МТЗ отходящих линий.

ЛЗШ конечно можно сделать, но это суррогат ДЗШ, тем более выдержка времени 0,2сек. Лучше все-таки не экономить, тем более если на секции есть СД.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

105

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

flash74 пишет:

А если использовать 3х ABB REB670 на каждую секцию?

flash74 пишет:

А если использовать 3х ABB REB670 на каждую секцию? Можно использовать децентрализованную ДЗШ (Siemens 7SS52) - позволяет подключить до 48 присоединений.

Это очень дорого и не рационально на ПС 10 кВ ставить такое оборудование, все равно что гвозди микроскопом забивать...
По поводу пункта C тоже сомнения есть, какая перегрузка может быть если в послеаварийном режиме, обе секции (как правило) должны получать питание по оставшейся линии?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

106

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Sm@rt пишет:

Это очень дорого и не рационально на ПС 10 кВ ставить такое оборудование, все равно что гвозди микроскопом забивать...
По поводу пункта C тоже сомнения есть, какая перегрузка может быть если в послеаварийном режиме, обе секции (как правило) должны получать питание по оставшейся линии?

По поводу очень дорого - согласен, по поводу рациональности надо еще подумать, т.к. возможный простой и ремонт может привести к значительно большим убыткам. А если это питание взрыво-/пожароопасного производства? Я думаю, в таком случае экономить не нужно.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

107

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Bach пишет:

Для более низкого класса напряжения ДЗШ на базе 7SS60 c внешними промежуточными трансформаторами может быть предпочтительнее (по цене)  чем 7SS52.

Пром. ТТ не признаю как класс.

108

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

flash74 пишет:

Можно использовать децентрализованную ДЗШ (Siemens 7SS52) - позволяет подключить до 48 присоединений.

Sm@rt пишет:

Это очень дорого и не рационально на ПС 10 кВ ставить такое оборудование, все равно что гвозди микроскопом забивать...

Приемлемое по затратам решение возможно в будущем, когда полевые устройства типа 7SS52 будут обладать полным набором функций РЗА для присоединений 6-10 кВ (сейчас только 2 ступени МТЗ и УРОВ) или когда  устройства РЗА присоединений 6-10 кВ типа Siprotec 5 будут располагать возможностью коммуникаций по ВОЛС с центральным устройством ДЗШ 7SS52x (необходима реализация поддержки соответствующего протокола обмена).

109

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Прочитав 6 страниц, у меня, к сожалению, не сложилось полное понимание о том, как защищать сборные шины 6-10кВ.

1. Правильно ли я пониманию, что неполная диф защита может применяться только на сборных шинах с наличием реакторов на отходящих линиях, за которыми падает ток КЗ и, соответственно, можно отстроить защиту. Для сборных шин, на отходящих линиях которых НЕТ реакторов речи о неполной дифф защите быть не может, т.к. что шины, что отходящие линии на выключателем - это электрически одна точка? В учебниках и разных статьях говорится о неполной диф. защите применительно к шинам с реактированными линиями. Однако, в "справочнике по проектированию электроснабжения" под редакцией Барыбина 1990г. п.2.104 описана неполная защита на обычных линиях (нереактированных), но по представленной там принципиальной схеме у меня не складывается понимание её работы (мне кажется там что-то напутано). Может кто ещё что посоветовать, где подробно описан принцип её действия?

2. Логическую защиту можно применять в случае, если на сборных шинах отсутствует мощные электродвигатели, которые при КЗ на шинах дадут подпитку и приведут к блокировке лог. защиты шин. В случае отсутствия двигательной нагрузки - логическую защиту можно применять и при этом спать спокойно. При наличии мелких движков нужно посчитать подпитку от них. В случае его малого значения, производить блокировку ЛЗШ от отсечки линии к электродвигателю ( например движок на 400кВА, даст подпитки ну максимум 200А на 10кВ, а ток КЗ на шинах 10кА. Соответственно взять отсечку 250А и при КЗ на шинах блокировка не произойдет)

3. Полная дифференциальная защита максимально эффективна, но дорого реализуема. И нужно учитывать насыщение трансформаторов тока.

4. Дуговая защита не может использоваться как основная, и должна применяться дополнительно к основной (ЛЗШ или полной диф. защите), побольшей части ввиду того, что работает по "неэлектрическому" принципу
5. Ну и токовые защиты вводных и секционного выключателя - резервная защита, отстроенная по времени от нижестоящих

Прошу Вас прокомментировать мои заключения по защите сборных шин. Спасибо!

110

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

xepo6oez пишет:

если на сборных шинах отсутствует мощные электродвигатели

нужно направленные защиты на таких линиях

111 (2016-05-12 14:54:24 отредактировано retriever)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

xepo6oez пишет:

Правильно ли я пониманию, что неполная диф защита может применяться только на сборных шинах с наличием реакторов на отходящих линиях, за которыми падает ток КЗ и, соответственно, можно отстроить защиту.

Неполная диф. защита - это не диф защита, это МТЗ для защиты шин и резервирования защит тупиковых присоединений.
Применяется в случае, когда есть несколько источников питания на одной и той же секции шин (допустим, есть энергосистема и генератор, или энергосистема и 2 генератора и т.п.).
Вот на сумму токов питающих присоединений и включается т.н. неполная диф. защита.
Ее логическим эквивалентом в "обычной" распред сети с одним питающим вводом на секцию является МТЗ ввода. Неполная ДЗШ считается в точности так же, как МТЗ ввода.
Если у нас тупиковые линии реактивированные, ее можно сделать без выдержки времени (как ТО), отстроившись от КЗ за реакторами.
Если у нас тупиковые линии обычные, то отстраиваемся от самозапуска секции. И ее придется тогда согласовывать по времени с защитами фидеров.
См. РУ 3 стр. 55-56 (пример расчета).

112 (2016-05-12 15:34:47 отредактировано xepo6oez)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

То есть этот дифференциальный принцип используется только для "несрабатывания" при КЗ на каком-либо питающем элементе? А так это обычная МТЗ и всё? В её логику не вводятся блокировка от нижестоящих защит?

Таким образом в обычной распред сети 1 источник питания и СВ не существует такого понятия как "неполная ДЗШ"? Или её можно включить между ВВ и СВ, чтобы не срабатывать при КЗ на соседней секции шин (как раз это описано в вышеупомянутом справочнике по проектированию). Если это так - то не проще блокирующий сигнал от защиты секционника просто подать, нежели обмениваться токовыми цепями ВВ и СВ?

113

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

xepo6oez пишет:

Вот я и не понимаю как она отличает КЗ на шинах от КЗ на отходящих линиях? Если просто блокировкой быстродействующих ступеней нижестоящих защит - то чем она отличается от логической защиты шин?

Вы про нереактивированные линии?
Точно так же, как МТЗ ввода - по времени.
На отх, скажем, 1 с, на вводе 1,5 с. Вот у неполной ДЗШ тоже будет 1,5 с.

Добавлено: 2016-05-12 16:49:53

xepo6oez пишет:

То есть этот дифференциальный принцип используется только для "несрабатывания" при КЗ на каком-либо питающем элементе?

Скорее для повышения чувствительности. Подпитка со второго источника может быть очень сильной, и ток через каждый источник по отдельности будет маленьким, а вот сам ТКЗ, равный их сумме, окажется большим.

114 (2016-05-12 15:55:38 отредактировано doro)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Знаком немного с так называемой "Неполной" ДЗШ. ГРУ- 6 кВ старой ТЭЦ. Токи КЗ на шинах - ого-го (килоампер 70, а в некоторых режимах - и за 100). Выключатели на отходящих реактированых фидерах рвут максимум 40. ДЗШ по токовым цепям охватывает только питающие элементы, где выключател справляются с такими токами КЗ. ДЗШ выполнена двухступенчатой. Отсечка работает мгновенно при КЗ до реакторов. Далее, при КЗ за реакторами действуют собственные защиты отходящих линий. И при отказе то ли защит, то ли выключателей действует вторая ступень ДЗШ (типа МТЗ) в качестве дальнего резервирования. УРОВ если и предусмотрен, то уже на потом.

115

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Вроде стало проясняться. То есть на сборных шинах 10кВ, где только по одному вводу на каждую секцию шин защита шин должна выглядеть следующим образом:
1. Полная дифференциальная защита при наличии денег у заказчика (но этого требования ни в одном нормативе нет) или логическая защита шин (в случае отсутствия электродвигательной нагрузки или наличия наличия электродвигателей с пусковыми токами значительно меньшими токов КЗ на шинах, т.е. когда не будет излишней блокировки при КЗ на шинах) с блокировкой от срабатывания нижестоящих защит.;
2. В случае наличия мощных электродвигателей и отсутствия денег у Заказчика защиты из п.1 не устанавливаются
3. Дуговая защита с подтверждением по току или напряжению (кстати в нормах ФСК именно по току)
4. Токовые защиты, отстроенные от нижестоящих токовых защит

Неполная диф. защита в этом случае не применяется за ненабностью

116

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

xepo6oez пишет:

Неполная диф. защита в этом случае не применяется за ненабностью

Это больше - от бедности.

xepo6oez пишет:

3. Дуговая защита с подтверждением по току или напряжению (кстати в нормах ФСК именно по току)

Пожалуй, самый оптимальный вариант.

117 (2016-09-02 16:03:50 отредактировано hitakiry)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

Добрый день, коллеги!

Не подскажете как работает ДЗШ 6-10 кВ в МПУРЗА при перетоках мощности вдоль сборных шин (например при двух и более секциях ток может поменять направление в ветви секционного выключателя)
На электромеханике вроде все очевидно ток меняет направление, но в нулевом проводе ток в нормальном режиме остается равным нулю.
В МПУРЗА, где токи складываются программно, а направление токов задается коэффициентами, учитывающими направление токов только в одном режиме работа ДЗШ не так очевидна.

Добавлено: 2016-09-02 18:03:11

Для пояснения приложил два рисунка с разными режимами перетоков мощности.
Коэффициенты выбраны для режима 1. Если схема переходит в нормальный режим "Режим 2", не сработает ли защита.
Нельзя ли предусмотреть реле мощности для изменения коэффициента? Но оно должно быть быстродействующим быстрее ДЗШ .
Или проблему решают другим способом?

Post's attachments

Режим 1 (Коэффициенты заданы для Режима 1).png 25.41 Кб, файл не был скачан. 

Режим 2.png 26.73 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

118

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

При чем здесь режим?
Вы имеете в виду, что мощность в одном режиме идет с секции 2 на секцию 1, а в другом -наоборот?
Мощность - это произведение НАПРЯЖЕНИЯ на ТОК. Направление мощности определяется соотношением фаз НАПРЯЖЕНИЯ И ТОКА.

ДЗШ не использует в работе НАПРЯЖЕНИЕ.
Поэтому все сводится в конечном счете к соотношению фаз токов.
Трансформатор тока - это кольцевой магнитопровод, на котором намотана вторичка. Намотана она может быть по часовой стрелке, или против. Вот в конечном счете все определяется направлением намотки.
В электромеханической ДЗШ ТТ надо было подключить ТТ так, чтобы в начале элемента и в конце ТТ были бы намотаны в разную сторону (таким образом, они компенсируют ток друг друга при внешнем КЗ/нагрузке)
В МП ДЗШ можно подключать ТТ и с одинаковым направлением намотки. Нужно просто помножить часть токов на коэффициент -1.

119 (2016-09-02 17:15:09 отредактировано hitakiry)

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

retriever пишет:

Вы имеете в виду, что мощность в одном режиме идет с секции 2 на секцию 1, а в другом -наоборот

Да в "Режиме 1" условно с секции 2 на секцию 1, а в "Режиме 2" с секции 1 на секцию 2.

retriever пишет:

ДЗШ не использует в работе НАПРЯЖЕНИЕ.

конечно не использует, речь шла о перетоке мощности (имелось в виду направление токов, просто переток мощности мне кажется здесь более уместным выражением ICQ/ab:))

retriever пишет:

Трансформатор тока - это кольцевой магнитопровод, на котором намотана вторичка

Думаю это мы все знаем

retriever пишет:

Вот в конечном счете все определяется направлением намотки.

и тем как подвели токи к терминалу ICQ/ab:)

retriever пишет:

В электромеханической ДЗШ ТТ надо было подключить ТТ так, чтобы в начале элемента и в конце ТТ были бы намотаны в разную сторону

Это и изображено на рисунке Режима 1. И там действительно компенсируют.
Более того на электромеханике даже при изменении режима токи будут компенсироваться, это можно видеть по рисунку Режима 2, поскольку ток в нулевом проводе опять будет равен нулю.

retriever пишет:

Нужно просто помножить часть токов на коэффициент -1

Вот именно, что режим изменился, вроде нужно помножить на -1, а в терминале стоит 1.
Какой критерий позволяет определить, что режим изменился (причем режим остался нормальным) и как это учитывается в ДЗШ - никак?

120

Re: Защита шин 6 - 10 кВ

hitakiry пишет:

конечно не использует, речь шла о перетоке мощности (имелось в виду направление токов, просто переток мощности мне кажется здесь более уместным выражением smile)

Данное выражение здесь абсолютно неуместно, как и неуместно здесь (в описании логики работы ДЗШ) понятие "мощность". Есть 1й закон Кирхгофа, который гласит - сумма токов в узле равна нулю. ДЗШ не измеряет мощность (для этого ей нужно напряжение), ДЗШ измеряет сумму токов.

hitakiry пишет:

Вот именно, что режим изменился, вроде нужно помножить на -1, а в терминале стоит 1.
Какой критерий позволяет определить, что режим изменился (причем режим остался нормальным) и как это учитывается в ДЗШ - никак?

Ничего не изменилось, вы просто нарисовали стрелочку в другую сторону сами, без опоры на расчету по законам Кирхгофа.  Рассчитайте схему (в цифрах), хотя бы для простого варианта, с резисторами, и посмотрите на результат. У меня ощущение, что так вам будет проще.

Если полярности ТТ для МП ДЗШ взять в точности так же, как и на электромеханике, то все коэффициенты нужно задать по 1. Будет в точности так же, как и на электромеханике, срабатывание при КЗ в зоне и несрабатывание при КЗ вне зоны.