1

Тема: Типовая авария

Хорошего дня, товарищи.

Решаю сейчас вопрос по построению модели типовой аварии
в электросети. Интересует вопрос о том, как развивается эта самая авария,
например, на примере аварии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0% … 0.B8.D1.8F
в Москве 2005 года.
Как развивались по-шагово события, что зачем и почему отключалось?
Я вот как рассуждаю, происходит авария на одном из участков подстанции, та часть энергии,
которая предназначалась для аварийной линии, распределяется на остальные линии подстанции(не понятно по какому принциму??),
происходит перегрузка уже соседней линии и она умерает, опять происходит перераспределение и т.д. всё рушится, так примерно?

2

Re: Типовая авария

Возьмите для начала тему попроще. Чагино, Чернобыль, Саяно-Шушенская ГЭС, да и просто Сочи 2000/2001 это - не типовые, а уникальные события. Лучше попробовать на знакомом энергорайоне на простой местной аварии. Иначе крыша слетит на начальном этапе работы.

3

Re: Типовая авария

kayfolom пишет:

построению модели типовой аварии

  ICQ/ad;)
Не бывает типовых аварий. Все они по своему уникальны.

4

Re: Типовая авария

Посмотрите сначала Отчет по расследованию аварии в ЕЭС России, происшедшей 25.05.2005г
http://bib.convdocs.org/v21344/?download=file
http://www.---удалено автоцензором---/file/23599/

5

Re: Типовая авария

Спасибо за ответы.
Лучше попробовать на знакомом энергорайоне на простой местной аварии. Иначе крыша слетит на начальном этапе работы.

Вот хорошо бы, да где взять такой пример?
По поводу аварий, виноват, они и правда все уникальные,
но принцип каскадного обрушения, как мне кажется, один и тот же, но
вот какой? почему всё друг за другом рушится?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Типовая авария

Да там одно технологическое нарушение, там - другое... Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала, лошадь захромала - командир убит, конница разбита. армия бежит.
Насколько помню, при аварии, известной под именем "Чагино" в период аномальной (но расчетной) жары аварийно отключилась одна из линий. Далее на оставшиеся легла дополнительная нагрузка, начали еще более провисать, там - то ли легли на растительность, то ли схлестнулись. И т.д. и т.п. Отсутствие противоаварийной автоматики усугубило проблемы. А недоделанная система рыночных отношений на то время не позволила задействовать дополнительные мощности электростанций (это так, по слухам). Подобные процессы были в Харьковской области в начале 70-х годов прошлого века, просто масштабы событий оказались поменьше. Метро в Харькове в то время не было, остановились всего лишь электрички.

7

Re: Типовая авария

doro пишет:

Далее на оставшиеся легла дополнительная нагрузка,

А откуда она там появилась эта дополнительная нагрузка?

8

Re: Типовая авария

Вам бы такому вопросу на форум режимщиков. Я конечно только в процессе становления Бывалого )) Но насколько знаю из теории все уникальные аварий типа Локаута в Москве 2005 - это ошибки режимщиков и диспетчеров. Релейка столько бед не натворит. Да конечно может быть что нет УРОВ например и полрайона отключается дальним резервированием в каскаде - но это все болезник старых норм и старой техники РЗА. Современый же нормы - это полноценной ближнее резервирование (Основная и резервная защита) + УРОВ это проблему сводят к минимуму. Потихоньку, помаленьку но сводят - процент МП РЗА растет. Куда страшнее лавина частоты и лавина напряжений - из-за ошибок в выборе управляющих воздействий ПА или еще хуже - отсутствия в энергосистеме горячего резерва.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

9 (2013-04-17 16:54:50 отредактировано doro)

Re: Типовая авария

Комрад пишет:

Релейка столько бед не натворит

При желании можно. В нашей энергосистеме был прецедент, когда из-за неправильно заданной конфигурации защит погасли потребители в объеме куда большем, чем от работы (или неработы) ПА. Правда, и режимщики в этом помогли. Но в результате их ошибки не расплавилась еше одна линия 220 кВ. Долго пытались доказать комиссии: да если бы эта линия не отключилась защитой, она вы вообще легла. А в ответ: отключение перегруженных линий - задача не релейной защиты, а противоварийной автоматики.

10

Re: Типовая авария

doro пишет:

В нашей энергосистеме был прецедент, когда из-за неправильно заданной конфигурации защит погасли потребители в объеме куда большем, чем от работы (или неработы) ПА.

Дальнее резервирование - как я сказал выше?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

11

Re: Типовая авария

Да резервирование оказалось слишком дальним. Сначала оказался неправильным вырез в "кораблике" (неправильно учли направление максимального перетока), ошибка расчетчиков - релейщиков. А на другой линии неправильно был учтен угол нагрузки в чрезвычайном режиме, ошибка режимщиков. Никому мало при разборке не показалось, но все же обратили внимание вышестоящие органы и на непомерный объем работ по расчетам, и на молодость руководителей соответствующих подразделений. В конце концов, и штат немного позволили увеличить.

12 (2013-04-17 17:30:16 отредактировано Комрад)

Re: Типовая авария

doro пишет:

Да резервирование оказалось слишком дальним.

Так и думал. По этому и указал это выше. Но согласитесь Евгений Георгиевич это мах того что может натворить РЗА. Как уже говорил - куда хуже отсутствие горячего резерва и неправильная работа комплекса АОСЧ.

Добавлено: 2013-04-17 21:29:53

doro пишет:

Сначала оказался неправильным вырез в "кораблике"

А что такое "кораблик"? Несилен в расчетах и потому не владею профф. жаргоном. Это вырез нагрузки в зоне ДЗ?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

13

Re: Типовая авария

Нарисовать "кораблик", тем более запихнуть картинку в сообщение немного обломно, поэтому попытаюсь ответить в устном виде. Возьмите трапецию, охватывающую начало координат. Это - не проблема для любой хоть отечественной, хоть забугорной фирмы. Для отстройки от максимальной нагрузки некоторые разработчики в первом и втором квадрантах предусматривают вырезы, в результате которых основная характеристика в виде трапеции приобретает сходство с кораблем: сверху нависает корма, снизу - элемент, напоминающий лопасть руля или винт двигателя. Между ними - сравнительно пустое пространство, куда и должен упасть вектор нагрузки. Впрочем, может кто из бывших моряков это объяснит более правильно. Нет - попробую завтра забросить и эскиз.

Комрад пишет:

Это вырез нагрузки в зоне ДЗ

Да, совершенно верно. Сразу эту ремарку не приметил.

14 (2013-04-17 19:56:20 отредактировано Bogatikov)

Re: Типовая авария

kayfolom пишет:

которая предназначалась для аварийной линии, распределяется на остальные линии подстанции(не понятно по какому принциму??),

kayfolom пишет:

А откуда она там появилась эта дополнительная нагрузка?

Ток – не дурак, он течёт куда ему нужно, а не куда мы хотим и всё по законам стариков Кирхгофа и Ома. Любая авария, а тем более несчастный случай это всегда стечение обстоятельств, цепочка, казалось бы, не связанных между собой событий. Т.н. "единичный отказ" к аварии не приводит.
В случае московской аварии сработал принцип домино – отключились линии 500 кВ, погасли АТ и шины на Чагино, нагрузка ведь осталась, она легла на линии низших классов напряжения и понеслось – отключилась одна, потом другая, третья и т.д. Дефицит активной и реактивной мощности, снижение напряжения, отключение генераторов и усё. Кстати, недопустимого перегруза ВЛ не было, просто они находились в плачевном состоянии – не заменили после зимы вставки меньшего сечения, не вырубили деревья…

15

Re: Типовая авария

Bogatikov пишет:

отключились линии 500 кВ, погасли АТ и шины на Чагино, нагрузка ведь осталась, она легла на линии низших классов напряжения и понеслось

Только небольшое уточнение - часть линий отключена была при пожаре с вечера, а перегрузка и каскадные отключения начались назавтра ближе  к обеду. И даже при перегрузке линий можно было не допустить каскада при своевременном вводе графика ограничения потребителей. Но решительных не нашлось. Все пытались согласовывать  до уровня министра.

16 (2013-04-17 21:01:43 отредактировано Bogatikov)

Re: Типовая авария

Перегрузка началась с утра, примерно в 9, когда Москва стала просыпаться. А диспетчера выполняли роль статистов и боялись вводить ГВО - как же, отключать потребителей аж в самой Москве! А режимщики проспали аварию с вечера. Ну, и не последнюю роль сыграло отсутствие ПА.
Вообще, во всей этой аварии для меня осталось не понятным только отключения генераторов. Чем они отключались? По перегрузу роторов, по перегрузу статоров? Ни в одном из документов об этом не сказано.

17

Re: Типовая авария

Bogatikov пишет:

Вообще, во всей этой аварии для меня осталось не понятным только отключения генераторов

Было именно отключение или выделение эл.станций от сети?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

18

Re: Типовая авария

Bogatikov, Если отключаются большая часть линий на станции, на турбинах работают защиты от разгона.
И где это Вы видели в официальных заключениях реальную картину развития аварий. Назначается виновный, собирается комиссия, каждый член сваливает все в лучшем случае на отсутствующих, в худшем или по дурости на присутствующих. В результате получается картина, устраивающая всех членов и согласователей-утвердителей. Но с реальной картиной результат зачастую имеет мало общего.

19

Re: Типовая авария

Комрад пишет:

Было именно отключение или выделение эл.станций от сети?

Были именно отключения, оперативным персоналом и защитами. Какими именно защитами (технологическими или релейными), ни акт расследования, ни заключение комиссии РАО не говорят. Просто констатируют факт.

Long_Ago пишет:

Если отключаются большая часть линий на станции, на турбинах работают защиты от разгона.

Да, я это знаю, но, повышения частоты не было, работы АЧР тоже. Потому и вопрос. Был дефицит активной мощности 2500 МВт, в резерве (не помню, горячем или холодном) более 1000 МВт. Всё по памяти.

20

Re: Типовая авария

Коллеги, подскажите, пожалуйста, где ещё можно почитать такие отчёты об авариях, нарушениях?
у уважаемого doro всё уже перечитано и не раз.
Благодарю!

Под лежачего инженера коньяк не течёт