281

Re: энергобезопасность страны

Lekarь пишет:

С чего должна возникнуть неисправность на исправной защите?

Прочитайте выше расположенные посты. Речь идет о возникновении случайного отказа, определение которому я не знаю и хочу дачи пояснений по поводу случайного отказа со стороны Обсервера.

282

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

По моему по трансформатору и вооруженным взглядом видно, что затраты на весь срок эксплуатации трансформатора на проведение испытаний и измерений в сотни раз меньше ущерба полученного в случае выхода его из строя, даже без учёта недоотпуска, полученного при взрыве бака.....
Или это не очевидно.

А давайте посчитаем. Считать будем грубо но точно. Итак исходные данные. ПС 110/10 с двумя АТ 125 МВА. Исходная загрузка АТ, ну пусть номинал. Стоимость АТ по Укрупненным показателям ФСК от 2012 года около 18 млн. руб. Пусть будет 20 млн. Средний ценник рынка в Европейской части РФ 1000-1500 руб МВт*ч. Ну пусть даже 2000 руб за МВт*ч. Оценим ущерб у половины потребителей как 50% стоимости э./э из-за простоя, а у 50% как 10 кратная стоимость э/э из-за брака и ущерба. Перегрузка АТ допускается в 40 процентов. Итого при потере одного 75 МВт надо убрать, ограничить, отключить. Стоить это нам будет (75/2)*2000*24+(75/2)*20000*24 = 19,8 млн руб/сут.
И еще один расчет - за сколько дней простоя окупиться один трансформатор если считать по нормальной стоимости и без перегрузки транса, например по исходной  загрузке 100 МВт
Считаем (20 000 000)/(100*2000) получаем 100 часов.
Ну а во сколько оценить стоимость проверок я надеюсь вы мне подскажете.

283

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Возникновение неисправности РЗА при эксплуатации сети не обязательно приводит к отказу, ибо не сложились условия в сети для обнаружения этой неисправности. При отсутствии проверок, т.е. имитации условий наступления отказа, неисправность не будет выявлена.  С годами неисправности будут накапливаться, вероятность отказа увеличится.

       Коренное отличие МУРЗ от ЭМ в том и заключается , что схемные решения МП устройств подразумевают постоянный мониторинг своего исправного состояния, вплоть до исправности обвязки и компонентов (напр. отсутствия обрыва обмоток выходных реле, исправность ДВ и т.д.) с выдачей сигнала о неисправности.
      Это вам не ЭПЗ1636 с залипшим или нерабочим МЭР-ом. Поэтому о не выявленной, а тем паче накопленных с годами неисправностях не может быть и речи.
В этом случае  имитировать условия  наступления отказа нет необходимости.

284

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Прочитайте выше расположенные посты. Речь идет о возникновении случайного отказа, определение которому я не знаю и хочу дачи пояснений по поводу случайного отказа со стороны Обсервера.

В качестве аналогии хочу привести понятие нормативного возмущения - любой элемент  заранее считается отключившимся, но только один, но зато какой угодно.

285

Re: энергобезопасность страны

Lekarь пишет:

Проведение профилактических проверок на защите, именно сегодня, способствует возникновению неисправности, если ее не было.

Мои вам соболезнования, что у вас персонал, который вредит РЗ при проверках устройст. Тогда уж да, пускай лучше так работает.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

286 (2015-07-17 15:32:51 отредактировано Саня)

Re: энергобезопасность страны

Windtalker315 пишет:

Ну а во сколько оценить стоимость проверок я надеюсь вы мне подскажете.

Берем стоимость работ по плановым испытаниям и измерениям АТ 125МВА = 10т.р. Стоимость профвосстановления защит 20 т.р. Стоимость транса 20 млн. р. Получается 666 проверок. Умножаем на 3 летний цикл. Это 1998 лет эксплуатации. Без учёта недоотпуска.

287

Re: энергобезопасность страны

RemezV пишет:

Поэтому о не выявленной, а тем паче накопленных с годами неисправностях не может быть и речи.

Ню-ню. Подгарели контакты на выходном реле терминала. КЗ - отказ РЗ и минус 100% премии к зарплате минимум

288

Re: энергобезопасность страны

У нас на станции степень "полноты " проверки индивидуальна. Это не зависит ни от присоединения ни от комплектации панели. Оборудование от 60-ых до "современного. Со временем эксплуатации появился негласный список оборудования: это проверяем, тут посмотрим кое что, а тут просто пыль вытрем. После "введения" списка в течении двух лет аварийность сократилась в разы. Некоторые дефекты заложены изначально в схему, например у нас старые автоматы с электроприводом с громоздкой схемой хронически выходили из строя, исправили схему и всё работает, а они "мохнатого" года. Или "шедевр" - рп-256 должно сработать так, что бы один контакт замкнулся чуть раньше остальных, изначально подогнутый он в конце концов выпрямляется и появляется "плавающий" дефект. На соседней станции проведение проверок ограничено, оборудование по количеству меньше, но более мощное и менеджер по продажам лучше работает, как следствие оборудование почти всегда в работе. Так что от дефекта до дефекта. Что касается кибер атак: у нас две машины на АСУ ТП, однажды машина "вылетела", официальная версия была, что один работник с рацией слишком близко приблизился к панели защит. Как говорится  за что купил, не мой участок. На моём участке был дефект, установили неверный сигнал с АСУ, как выяснилось "кто то" перепрограммировал срабатывание контактов.
P.S. А насчёт безопасности, нам врагов не надо, у нас "эффективные" есть. Один рынок чего стоит, теперь генераторы, как свет в туалет, выключателем щёлкают. Машина два дня поработает, только остынет и опять на день в работу. У генераторов явно количество вкл/выкл не большое.

289 (2015-07-17 15:47:55 отредактировано RemezV)

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Подгарели контакты на выходном реле терминала.

Выходное реле терминала нагружают обмоткой выходного реле шкафа, с большим сопротивлением - десятки кОм и мощными выходными контактами.
Это и есть ПРАВИЛЬНОЕ схемное решение, которое может быть правильным или не очень, все зависит от разработки!

290

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Мои вам соболезнования, что у вас персонал, который вредит РЗ при проверках устройст. Тогда уж да, пускай лучше так работает.

Увы, дело не в конкретном персонале. Есть статистика, которая подтверждает правоту Lekarь

291

Re: энергобезопасность страны

observer пишет:

Увы, дело не в конкретном персонале. Есть статистика, которая подтверждает правоту Lekarь

Статистика известна и тенденции понятны, но это не говорит о том, что нужно поменять подходы в обслуживании РЗ, потому что персонал хреновый.
Наверное нужно изменить персонал, каким образом, это уже другая песня. А то, завтра вы предложите убрать диспетчеров, потому что там тоже....

292

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Берем стоимость работ по плановым испытаниям и измерениям АТ 125МВА = 10т.р. Стоимость профвосстановления защит 20 т.р. Стоимость транса 20 млн. р. Получается 666 проверок. Умножаем на 3 летний цикл. Это 1998 лет эксплуатации. Без учёта недоотпуска.

Уважаемый observer, будете парировать ? Какие  есть цифры по стоимости обслуживания МПУРЗА ?

293 (2015-07-17 17:12:32 отредактировано Lekarь)

Re: энергобезопасность страны

Саня пишет:

Статистика известна и тенденции понятны, но это не говорит о том, что нужно поменять подходы в обслуживании РЗ, потому что персонал хреновый.
Наверное нужно изменить персонал, каким образом, это уже другая песня. А то, завтра вы предложите убрать диспетчеров, потому что там тоже....

Статистика неизвестна! Сегодня статистика такая, какую хочет видеть вышестоящее руководство. Тенденции в РФ на модернизацию. А, если Вам нравится ремонтировать автоматы, которые еще 25 лет назад надо было заменить, но можно и не менять, то ремонтируйте.
Насчет персонала, что "хреновый" не надо перегибать палку. Это лично Ваши домыслы. В постах такого нет. Только учтите, сможет ли Ваш персонал, когда за 50 ему перевалит, переучиться работать с автоматами, которые и сегодня уже старые, на работу с МП защитами. Спасибо они вам не скажут.
А, что диспетчеров надо посокращать, так это и не секрет ни для кого. Случаи, что между собой диспетчера устраивают драчки, кому надо выводить линию и у кого надо запрашивать не редки. Дублируют одни других. Это от хорошей жизни в госкомпаниях. Денег много. Это не долго продлится. Причем сокращать надо серьёзно, до оптимальной численности. Уверен, что потребители не должны оплачивать труд диспетчеров, один из которых выводит линии в ремонт, а второй, из другого пункта управления допускает бригады, и всё потому, что первый диспетчерский центр, не считает это своей работой.

294

Re: энергобезопасность страны

Lekarь пишет:

Случаи, что между собой диспетчера устраивают драчки, кому надо выводить линию и у кого надо запрашивать не редки.

А здесь попродробнее. Конкретные примеры можете привести? Если построена нормальная система взаимоотношений между подразделениями СО и нижевисящими органами, такого конфликта в принципе быть не может. Линия в управлении РДУ (ОДУ)? Линия в управлении диспетчера электросетей и ведении РДУ (ОДУ)? Никаких конфликтов в принципе быть не может. Иначе - гнать в шею соответствующего главного диспетчера. Система взаимоотношений давно прописана и обсуждений не требует. Другое дело, когда Системный оператор пытается заниматься свободным творчеством. Здесь уж все на его совести.

Добавлено: 17-07-2015 18:13:09

295

Re: энергобезопасность страны

doro пишет:

между подразделениями СО и нижевисящими органами


      Думаю здесь больше подойдет: "между подразделениями СО и нижесвисающими органами"....
Функции  РДУ  и ОДУ все больше нам напоминают функции полицая!

Lekarь пишет:

А, что диспетчеров надо посокращать, так это и не секрет ни для кого.

     
     Полностью согласен.

296 (2015-07-17 21:14:39 отредактировано Lekarь)

Re: энергобезопасность страны

doro пишет:

А здесь попродробнее. Конкретные примеры можете привести? Если построена нормальная система взаимоотношений между подразделениями СО и нижевисящими органами, такого конфликта в принципе быть не может. Линия в управлении РДУ (ОДУ)? Линия в управлении диспетчера электросетей и ведении РДУ (ОДУ)? Никаких конфликтов в принципе быть не может. Иначе - гнать в шею соответствующего главного диспетчера. Система взаимоотношений давно прописана и обсуждений не требует. Другое дело, когда Системный оператор пытается заниматься свободным творчеством. Здесь уж все на его совести.

Добавлено: 17-07-2015 18:13:09

1. помимо системного оператора, есть структура ФСК, есть МРСК и ее филиалы с производственными отделениями, есть электрические станции, есть ГПП потребителей, есть структура  РЖД.
2. системный оператор не должен участвовать в переключениях на объектах вообще. У системного оператора в соответствии с Федеральным законодательством только функция выдачи команд на электростанции (загрузка - разгрузка), ликвидация аварий и РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ (или неразрешительная) функция на производство переключений.
3. Ни один документ федерального уровня не указывает, что в системном операторе должно быть ЦДУ, ОДУ, РДУ. Так же как и не один документ федерального уровня не указывает, что должен быть  ЦУС и с чем его "едят". Есть такой Вам известный документ , как ПТЭ. Но ПТЭ и  шестую главу СО ЕЭС не признает. Однако в шестой главе, содержится описание структур оперативного управления. Кривовато, но описание есть. Из всех перечисленных выше структур, на сегодня, нет ни одного документа, который бы регламентировал взаимодействие структур оперативного управления (за исключением ПТЭ в части ОДС и РЭС). Все на местных соглашениях. Причем, когда надо пользуются, этими соглашениями, когда не надо или когда рассорятся, то сразу ответ один - это документ с "бородой", да и оснований он не имеет (про местечковые соглашения)
4. Если бы не было Правил охраны труда, то при тщательном рассмотрении могло показаться, что ЦДУ в части диспетчерского управления (хоть и не законно установленного) является образцом. Они не отдают команды на станции, подстанции. Они все делают через ОДУ. Однако есть Правила охраны труда. Нравятся они или нет, но мы живем в РФ, включая работников ЦДУ и должны их выполнять. Команды на отключение  и заземление линий ЦДУшники, если и отдают сегодня, то через ОДУ, а допуск бригад на линии осуществляет персонал ЦУС ФСК, который никак в Правилах охраны труда не фигурирует. Соответственно в механизм охраны труда вводится структура, которая не предусмотрена федеральным законодательством, что влечет за собой интересные последствия.
5. ОДУ и РДУ взаимодействуют и с объектами и с ЦУСами и со станциями, но так как нигде не прописано, как структура должна быть построена, то в каждом регионе она выполняется по-разному.  Где-то ЦУС построен взамен ОДС, где-то самостоятельной структурой, внутри которой даже есть ЦДС, где-то только выполняет административные функции. Везде по-разному.
6. Во-всех перечисленных структурах и подразделениях передача команд осуществляется по-разному. Официально ОДУ и РДУ стремятся к прямым каналам связи. Однако, что-толку от прямого канала, если подстанция с обслуживанием ОВБ. При этом прямые каналы связи ведут к колоссальной загрузке дежурного подстанции, причем не столько физической сколько моральной, по причине, что каждый уровень управления говорит на своем языке, у каждого свои требования и дежурный каждому должен угодить. Порой на одного дежурного объекта приходится несколько диспетчеров.
7. Все уровни диспетчерского управления, за исключением диспетчеров РЭС 6-10 кВ нарушают требования охраны труда в той или иной мере. Кто-то больше, кто-то меньше, но нарушения есть.

Пример можете взять любое РДУ, ОДУ. Если читать Правила охраны труда, то плакаты по безопасности должны быть вывешены по команде лица , ведущего учет линейных бригад (я имею ввиду только диспетчерские плакаты). Ни один диспетчер системного оператора не ведет учет числа работающих бригад. С ЦУСами примерно тоже самое, за редким исключением.
Это только один пример. Вопрос вообще сложный, и чем дальше его загоняют в угол, тем болезнее он потом вылезет.

Еще как пример. Наверное никто не будет спорить, что общепринято говорить о персонале диспетчерском, что тем выше уровень управления, тем персонал должен быть грамотнее и эрудированнее технически. На деле же получается, именно персонал объектов отключая линейный разъединитель должен получить команду из РДУ, для отключения шинного получить разрешение, а для точно такого же присоединения выключателя в соседней ячейке должен получать подтверждение  у кого-то. В итоге персонал сосредотачивается не на своей безопасности, а на выполнении бюрократических процедур.

Или такой пример. На станции отключилась одновременно транзитная линия РДУ и тупиковая сетевой организации с погашением потребителей от этой линии. Для персонала станции, скажем так все равно какие условия включения этих линий. У него еще пять транзитных линий, все нормально. Соответственно он не заботится о тупиковой линии, правильно надеясь, что о ней скажет соответствующий диспетчер. Диспетчер соответствующий закрутился и не сказал и  в итоге обвинили, просто по чьей-то глупости НСС станции. А дальше начинается чтение документов. Внимательное чтение, почему вообще персонал станции должен еще и о линиях заботиться и наступает оспаривание документов и выяснения причин кто главнее.

P.S. У меня мнение может быть ошибочное, но общаясь с энергетиками, на сегодня я пришел к выводу, что после смены руководства системного оператора, будет полностью переформатирована система оперативного управления в электроэнергетике. Примерно также , как сейчас происходит с медициной.

297 (2015-07-17 20:22:45 отредактировано Lekarь)

Re: энергобезопасность страны

RemezV пишет:

Думаю здесь больше подойдет: "между подразделениями СО и нижесвисающими органами"....
Функции  РДУ  и ОДУ все больше нам напоминают функции полицая!

Это от непонимания того, что выполняешь, зачем это нужно, как это отражается на работе и насколько все выполняемое законно.
Когда все этого нет, начинаешь звереть и винить всех вокруг, кроме себя самого.

298

Re: энергобезопасность страны

Всем здравствуйте, как человек только набирающийся опыта, то #285, #295, #301 что-то близко к моему мнению. Думаю суть всех проверок Н, К1, В, К будь они еще с какими-нибудь названиями одна - это поддержание на нужном уровне квалификации персонала делающего эти проверки. Ибо без проверок этих лет через десяток персонал этот пойдет с "мотыгой" на разбор полетов. Слышал в былые времена на каждую последующую проверку даже организации и лица привлекались разные (с другими взглядами) дабы исключить "замыленности" глаза. И систему передачи профессионализма пора возвращать (каждому инженеру по два монтёра))). А про принципиальные ошибки на действующих объектах в МП РЗА даже и говорить не хочется, что уж там системы диагностики!!!

299

Re: энергобезопасность страны

Спартак Молодцов пишет:

Спешу расстроить, вы неправильно думаете. Суть перечисленных проверок никаким образом не предназначена для поддержания на "нужном уровне" некой квалификации неких абстрактных работников, а для выполнения обязательных работ по поддержанию устройства РЗА в работоспособном состоянии.
Дегратационные отказы ещё никто не отменял.

Вы считаете персонал при выполнении проверок не повышает квалификацию? А то что на бумаге написано про эти проверки все и так могут прочитать.

300 (2015-07-17 21:18:55 отредактировано DmitryZ)

Re: энергобезопасность страны

com-com пишет:

Думаю суть всех проверок Н, К1, В, К будь они еще с какими-нибудь названиями одна - это поддержание на нужном уровне квалификации персонала делающего эти проверки.

Не соглашусь с Вами.
Техническое обслуживание устройств РЗА: деятельность по предотвращению отказов функционирования устройств РЗА, осуществляемая при выполнении работ по настройке параметров (уставок) срабатывания (возврата), алгоритмов функционирования, периодической проверке работоспособности, выявлению причин отказов и устранению обнаруженных неисправностей устройства.
Квалификацию можно повысить, выполняя ТО в объеме "Н" (волей-неволей совершенствуешься). Этот вид работ не характерен для эксплуатации. ТО других видов - это, зачастую, необдуманное повторение некоторых (определенных Правилами ТО УРЗиА... для данного вида ТО) пунктов протокола наладки.
Суть К1 - устранение множества ошибок наладки, приемки и т.д.