1 (2014-01-31 13:13:08 отредактировано Brain)

Тема: Реконструкция СН.

Уважаемые коллеги, хотел бы вашего мнения.

Рассматривается линия резервного питания СН. В первом прикрепленном файле изображена существующая схема резервного питания электростанции. В этой схеме все по класске - линия резервного питания разделена на две части через определенное число блоков, а каждая из секций питается от своей резервной линии, подключенных к ГРУ.

Новая идея - использовать один из существующих трансформаторов с ращепленной обмоткой, подключенной к ОРУ-220 кВ станции для увеличения надежности питания СН + добавить выключатели на существующие линии резервного питания. Вопрос - как вы считаете куда лучше подключить эти две ноги трансформатора и как будет выглядеть схема АВР. Ну в принципе вариантов тут не много, нарисовал схему после модернизации. Хотел бы услышать комментарии (второй файл).

Post's attachments

Visio-Схема СН.pdf 25.39 Кб, 50 скачиваний с 2014-01-31 

Visio-Схема СН_модернизация.pdf 20.49 Кб, 52 скачиваний с 2014-01-31 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Реконструкция СН.

не могу понять.... или вопрос риторический или очень криво задан, что никакой реакции

3

Re: Реконструкция СН.

На первый взгляд, неплохо. Для организации АВР нужны ТН на линиях резервного питания, надеюсь, они есть. Время АВР нужно координировать с временами работы защит и АПВ присоединения 220/6-6 кВ. И не забыть посчитать самозапуск с учётом мощности РТСН и длины кабелей или шинопроводов 6 кВ до магистралей резервного питания.

4 (2014-02-19 19:46:55 отредактировано Brain)

Re: Реконструкция СН.

Спасибо за ответ.
Уважаемые коолеги, у меня есть несколько вопросов в догонку. Помогите разобраться пожалуйста.

1. Может подскажите в каком нормативно-правовом документе можно найти типовой состав защит для РЗА в СН, если таковые есть.

2. Обязательна ли установка на резервной системе шин дифференциальной защиты, есть ли каки жесткие требования к этому. Аналогично качается и дистанционной защиты на вводе 6кВ от резервного трансформатора

3. Вопрос может немного не в тему, но правильно ли я понимаю что неполная диф защита шин применима только для ГРУ, где каждое отходящее присоединение имеет реактор? Если реактор отсутсвует, то такая защита неэффективна из-за невозможности отстройки от КЗ не на шине?

4. Помогите понять. Раньше АВР на резервной шине осуществляла включение выключателя без контроля синхронизма/улавливания синхронизма. Понятно что АД на выбеге генерирует ЭДС с некоторой частотой и включение в противофазу этой выбегающей ЭДС может вызвать значительный ток, достаточно ли отстроить защиты от этого режима и успокоится? Ну и вопрос в догонку - может есть методика, которая поможет рассчитать значение этого тока, ну например принять значение ЭДС выбегающих двигателей на уровне 0.9 от номинального напряжения двигателя, каким-то образом рассчитать сопротивление этих выбегающих двигателей (xдв), сложить с сопротивлением включаемого источника (xсистема) и ток будет: (0.9+1)*Uном/корень(3)*(xдв+xсистема) и отстроить все МТЗ от этого тока..... Или же это не целесообразно и пусковой ток полностью заторможенных двигателей, от которого отсраиваются все защиты, будет всегда больше тока несинхронного включения с выбегающей ЭДС.

5. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос - резервный трансформатор обычно использую для замены одного из рабочего трансформатора СН и возможным аварийным остановом другого блока или розжига и пуска остановленного блока, т.е. фактически на резрвной шине не должно оказаться по факту более двух секций РУСН. Но ведь когда смотришь схемы АВР - там же никаких ограничений по этому нету - как говорится - включай сколько хочешь. Это значит что у меня такие кривые схемы сущ. системы СН или это типовое решение может быть?

Я там стал делать наброски насчет предполагаемой схемы работы АВР для описанной мной выше схеме, взгляните пожалуйста и покомментируйте.. Все может в итоге показаться делитанским ) но опять же - рассчитываю на ваше терпение. Заранее спасибо.

5

Re: Реконструкция СН.

Brain пишет:

Рассматривается линия резервного питания СН

А где линия основного питания СН

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2014-02-19 21:52:59 отредактировано fll)

Re: Реконструкция СН.

Какое еще улавливание синхронизма, двигатель асинхронный
За время авр влияние остаточной эдс практически отсутствует
Это на пс с сд авр с контролем отсутствия встречного напряжения и пр

7

Re: Реконструкция СН.

На объектах, где возможны по технологии частые пуски влияние остаточной намагниченности и эдс учитывают при выборе тока срабатывания отсечки этих двигателей, в пределе это вроде как удвоенный пусковой ток, в принципе кто-то учитывает это влияние введением коэф. 1,4 в выборе тока срабатывания отсечки на этих двигателях

8

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

Какое еще улавливание синхронизма, двигатель асинхронный
За время авр влияние остаточной эдс практически отсутствует
Это на пс с сд авр с контролем отсутствия встречного напряжения и пр

ICQ/ab:) сегодня был на презентации продукции ЭКРА, очень понравились ребята, но забыл задать вопрос этот, но у них на линиях ввода на резервную магистраль предусмотрена включение выключателя через реле улавливания синхронизма, хотя знаю что перед авр если и есть СД, то они отключаются. Во. Когда шел домой стрельнуло в голову, решил проконсультироваться. По поводу вопроса - где основные линии питания - я их условно не показывал, потому что пока разбираюсь только с резервной магистралью. Схема получается очень нетиповой, поэтому возникает много вопросов и опаски сделать ошибки

9 (2014-02-19 22:51:35 отредактировано fll)

Re: Реконструкция СН.

СД могут не отключаться, поле гасится
если групповой самозапуск возможен
если нет, то с отключением поочередный

10

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

СД могут не отключаться, поле гасится
если групповой самозапуск возможен
если нет, то с отключением поочередный

На секции просто одни АД вроде. И групповой запуск вроде бы на всех секциях СН даже не допустим, а обязателен.

11 (2014-02-20 05:38:15 отредактировано fll)

Re: Реконструкция СН.

или еще вариант, даже без гашения поля, когда СД разгружают, потом несинхронно включают, а он втягивается в синхронизм
... по поводу самозапуска группового, если он возможен...
считается ток сзп, он естественно меньше пусковых токов, т.к. двигатели продолжают вращаться в момент подачи напряжения, от него МТЗ и отстраивается, если пуска МТЗ по напряжению нет. Если двигатели 0,4 кВ, то у них за время перерыва питания АВР, часть двигателей может и полностью затормозиться, но Вас, как я понимаю, это не интересует
по поводу неполной дифзащиты....не знаю допустимо ли это на СН, но возможен вариант выполнения неполной дзш с блокировкой по факту пуска защит отходящих присоединений, при этом неполная ДЗШ выполняется с выдержкой времени порядка  0,15-0,2 с. Другой вопрос, как ток срабатывания выбрать Но кажется мне - это далеко не Ваш случай
а по поводу нормативки посмотрите книжку зильбермана, на основании ее, как мне казалось циркуляр АТЭПа имеется, еще Байтер.Богданова, вроде так по памяти
да и еще по этим же вопросам посмотрите сборник директивных указаний минэнерго

12

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

Это на пс с сд авр с контролем отсутствия встречного напряжения и пр

А кстати, где можно почитать насчет всех этих контролей отсутствия встречного напряжения и пр.?

fll пишет:

где возможны по технологии частые пуски влияние остаточной намагниченности и эдс учитывают при выборе тока срабатывания отсечки этих двигателей... введением коэф. 1,4 в выборе тока срабатывания отсечки на этих двигателях

Это  только для СД? Или в случае сверхчастых пусков такое применяется также на АД?

И насчет защиты СД: получается, либо
1) мы отключаем СД при потере питания
2) гасим поле на СД и ничего не отключаем

Но тогда вопросы
а) когда предпочтителен вариант (1), а когда -(2)? Или лучше однозначно (2), а (1) - исключительно от бедности?
б) по каким критериям происходит отключение/активация гашения поля?  Напряжение, частота? И каким образом это реализуется технически (в железе)?

И как выбираются уставки защит на отключение/гашение поля, есть ли какая-то литература, где это дело описано?

13

Re: Реконструкция СН.

Слодарж. Редимы работы, релейная защита и автоматика синхронных электродвигателей - классика
Шабад. Релейная защита и автоматика на электроподстанциях, питающих синхронные двигатели
Беляев. Автоматика и защита на подстанциях с синхронными и частотно регулируемыми электродвигателями большой мощности

14

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

считается ток сзп, он естественно меньше пусковых токов, т.к. двигатели продолжают вращаться в момент подачи напряжения, от него МТЗ и отстраивается, если пуска МТЗ по напряжению нет.

Хм.... Вы знаете, читал Байтера, там как раз расчет приведен только для "наиболее тяжелого случая, когда все ответственные приемники (т.е. не отключенных от ЗМН) полностью заторможены, и следовательно их сопротивления минимальны". Там отстройка МТЗ идет только от тока самозапуска и без учета возможности несинхронного включения на незатухшее ЭДС АД

Добавлено: 2014-02-20 10:27:24

С Байтером Богдановой знаком, а вот Зильбермана и циркуляры АТЭП что-то не могу отгуглить, был бы очень признателен если конкретизируете еще как-то ))), иначе придется читать философию Зильбермана. Заранее спасибо

15

Re: Реконструкция СН.

по поводу частых включений и противо включений...как вариант
Гимонян.  Релейная защита горных электроустановок

Добавлено: 2014-02-20 10:32:48

Зильберман. Релейная защита сети собственных нужд атомных электростанций.

Добавлено: 2014-02-20 10:33:54

если двигатель полностью заторможен, какая нафиг ЭДС?

Добавлено: 2014-02-20 10:35:18

гимоян, пардон

16

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

если двигатель полностью заторможен, какая нафиг ЭДС?

Не согласен. При отключении выключателя при молчании защит (например, ощибочном отключении или же самопроизвольном отключении) без КЗ на шине без выдержки времени отключают этот ввод и переключаются на резерв - значит ЭДС может не потухнуть при наличии быстродействующих выключателей.... Это все реально

17

Re: Реконструкция СН.

Вы сказали "послностью заторможены", если двигатель не вращается, - никакой эдс нет

Добавлено: 2014-02-20 10:45:08

кто создаст переменное магнитное поле, в которое попадет обмотка статора?

18

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

Вы сказали "послностью заторможены", если двигатель не вращается, - никакой эдс нет

ЭДС может затухнуть если рабочая секция отключается с выдержкой времени от реле минимального напряжения и пускается АВР. Я имел ввиду  расчет предложенный в Байтере,  для отсройки МТЗ отстраиваться от токов самозапуска. Меня смущает вот что - при включении выключателя от АВР без выдержки времени - когда споротивление двигателей относительно большое, но они могут включиться в противофазу с резервным источником. И вопрос скорее всего в том, может ли он оказаться больше пускового тока, когда сопротивление двигателей заторможенных меньше, но ток в первом случае может быть увеличен за счет условно двойного напряжения между включаемыми концами. Т.е.
1 случай - включение выключателя при включении выключателя без выдреждки времени - двигатели еще не остановились и началось затухание ЭДС, но не полностью затухло - тут при расчете тока надо учесть ЭДС их - приняв за 0.9Uном - I1=1.9Uном/(хдв1+xэс)где xдв1 - сопротивление двигателей в незаторможенном состоянии
2 случай - включение выключателя с выдержкой времени - ЭДС затухло, тогда I2=Uном/(xдв2+xэс), где xдв - сопротивление двигателей полностью заторможенных
И тут вопрос что больше I1 или I2.


Еще вопрос интересует - на трансформаторазх ПС 110кВ на трансформатораз ставят по 2 комплекте дифзащиты, ТО, МТЗ на высокой стороне, в Байтере написано что там еще ставят дистанционную защиту - откуда это требования, если ее не будет - критично ли это? Аналогично по вводу 6кВ - там ставят дистанционную защиту - нигде в нормативных документах этого не вижу, откуда это все?

19

Re: Реконструкция СН.

пуск по напряжению введите, хотя мне казалось, что там вообще дистанционные защиты ставят
возьмите зильбермана почитайте. он пишет, что если МТЗ и ставилась на АЭС, то с пуском по напряжению
возьмите директивные указания минэнерго почитайте, там целый раздел этому посвящен

20

Re: Реконструкция СН.

fll пишет:

возьмите директивные указания минэнерго почитайте, там целый раздел этому посвящен

пытался отгуглить, был бы очень признателен, если покажете ссылки.

заранее спасибо