Роман Вадимович пишет:"Утопия - не утопия", а у одного из европейских конкурентов Росэнергоатома генераторы на 1,5ГВт есть, и слышал в личных беседах что пытаются на конкурсах по зарубежным стройкам подвинуть этим решением наших соотечественников, ведут уже работы над генератором 2ГВт - так что это реальность будет через десятилетие думаю...
Силовые машины с 1,5ГВт запаздывают...
Я вас уверяю, несмотря на очевидные попытки крупных компаний увеличить единичную установленную мощность, эта попытка обречена на провал.
И тому есть очень простое доказательство. Как известно до сих пор наиболее крупным блоком в ЕЭС России был Костромской 1200 Мвт. Он такой у нас один. Наиболее массовым и наиболее крупным блоком является атомный тысячник. Именно под разовый небаланс мощности в ЕЭС в размере 1000 МВт рассчитаны все допустимые перетоки мощности. Увеличение единичной мощности до 1,5 или даже до 2 потянет за собой громадный куст проблем, а возможно и затрат на усиление сети, но это конечно больше технико - экономическая задача.
К тому же я с трудом представляю как в нынешних рыночных реалиях, когда любое неплановое в т.ч. и аварийное отклонение от заданного и согласованного графика штрафуется очень кругленькими суммами, такой блок пройдет хотя бы обкатку.
Роман Вадимович пишет:Напомните пожалуйста и материалы бы почитать неплохо было бы.
А пожалуйста
В субботу 9 сентября 2000 года в Свердловской энергосистеме произошла серьёзнейшая авария, в результате которой оказалась нарушена устойчивая работа целого энергосетевого района. Многие населённые пункты остались без электричества и воды, несколько крупнейших электростанций "сели на ноль", то есть на них аварийно отключились энергоблоки. Энергетики называют такую аварию "развал системы".
По отзывам многих опытных специалистов, они не припомнят ничего подобного в своей практике. Такая авария случалась в нашей энергосистеме ещё в 1942 году: шла война, линии электропередач были нагружены "под завязку", и аварийное отключение одной из них привело к перегрузу остальных, каскаду отключений, "лавине частоты", развалу системы и останову блоков на электростанциях. Диспетчерам удалось тогда за считанные часы "собрать" энергосистему в работу. После этого их несколько суток держали на Ленина 17, где они доказывали "сталинским соколам", что злого умысла врагов народа в данной аварии не было. Люди, совершившие трудовой подвиг, вместо признания заслуг были рады хотя бы тому, что не загремели в "архипелаг ГУЛАГ".
Утро 9 сентября 2000 года не предвещало беды. Была выведена в ремонт ЛЭП-500 кВ "РефтГРЭС - Южная". Чтобы избежать перегрузки шунтирующей сети 110 и 220 кВ, перевели на раздельную работу шины 220 и 500 кВ РефтГРЭС, выделив автотрансформатор блока № 4 на шины 500 кВ. Позднее именно блок № 4 останется ЕДИНСТВЕННЫМ, удержавшимся в работе на Рефтинской ГРЭС, когда начнётся развал системы.
Восточный узел энергосистемы (Рефтинская ГРЭС, Белоярская АЭС, Красногорская ТЭЦ ) являлся "избыточным": то есть, не только обеспечивал своих потребителей, но и выдавал мощность другим потребителям "Свердловэнерго". Системная авария началась в 12 часов дня. При производстве переключений на Новосвердловской ТЭЦ сработала релейная защита, отключившая ЛЭП "НСТЭЦ - Южная". Нагрузка этой ЛЭП перераспределилась на другие линии Восточного узла, вызвав их перегруз. Автоматика произвела деление сети 110 кВ на НСТЭЦ и подстанциях Алапаевск, Лесная, Кунашак, Уфалей, Мраморная, Высокая.
В 12 час 05 мин линию "НСТЭЦ - Южная" попытались ввести в работу. При этом сработала релейная защита на линии 220 кВ "БАЭС - НСТЭЦ". Возникло рассогласование в электрическом режиме БАЭС и НСТЭЦ, поэтому попытка вновь включить линию "БАЭС - НСТЭЦ" вызвала нарушение устойчивости Восточного узла по отношению к остальной энергосистеме.
Здесь следует пояснить, что энергосистема - сложный комплекс объектов, связанных друг с другом и работающих синхронно в едином режиме. Образно говоря, при нормальной работе генераторы на Рефтинской ГРЭС крутятся с той же частотой, что и, например, на Белоярской АЭС или Новосвердловской ТЭЦ. В случае перегрузки или отключения линий, связывающих между собой разные участки системы, происходит нарушение синхронной работы энергоблоков: генераторы начинают крутиться "вразнобой". Где нагрузка оказывается больше, они тормозятся, частота падает, где нагрузка меньше - наоборот, разгоняются, частота растёт. Возникает так называемый "асинхронный ход". Начинает "прыгать" и напряжение в сети. Между тем, всё оборудование (даже наши телевизоры и холодильники, не говоря уж про механизмы самих электростанций) рассчитаны на работу с определённым напряжением и частотой, и очень капризно воспринимают их малейшие отклонения.
Итак, произошло нарушение устойчивости Восточного энегоузла. Возник асинхронный ход. Это явление все могли наблюдать по характерному "медленному" миганию лампочек в квартирах. Спасая от качаний энергосистему в целом, автоматика отсекла поражённый участок, в который попали РефтГРЭС, БАЭС, КрТЭЦ и несколько предприятий электрических сетей. Поскольку Восточный энергоузел, как сказано выше, выдавал мощность в систему, при отделении от неё эта избыточная мощность вызвала разгон генераторов и "зашкал" частоты далеко за аварийную отметку: до 53 - 55 герц.
При такой частоте существует угроза нарушения работы электрооборудования и измерительных приборов электростанций, что может привести к аварии на энергоблоках. На тепловой электростанции ещё можно побороться за живучесть, но с ядерным реактором этого делать не следует. Поэтому в 12 час. 14 мин. действием защиты был остановлен энергоблок БН-600.
В Заречном в это время отмечался день города, когда с третьего блока БАЭС донёсся характерный грохот и показались белые клубы спускаемого в атмосферу пара. Грохот был сильнее обычного, потому что при плановом останове блока сначала снижают мощность до минимума, а уж затем отключают генераторы и стравливают оставшийся пар. Здесь же "падали" сразу с номинального уровня мощности 600 МВт до нуля, поэтому острый пар с давлением свыше 130 атмосфер и температурой свыше 500 градусов, вырываясь из выпускных клапанов, произвёл невообразимый шум. Однако зареченцы были спокойны: они прекрасно знают, что БН-600 имеет трёхконтурную схему для отвода тепла от реактора к турбинам. Радиоактивен только натрий первого контура, а водяной пар в третьем контуре, непосредственно вращающий турбогенераторы, опасен не более, чем пар, который вырывается из носика чайника на кухне. При любом останове блока, когда отключают турбогенераторы, этот пар направляют вместо турбин в атмосферу. Никакого загрязнения при этом быть не может: ведь наружу попадает чистая, даже обессоленная вода.
Однако грохот и клубы пара дали повод нескольким кликушам от "зелёных" опять пощекотать нервы свердловчанам: мол, на БАЭС - авария, радиация попала в атмосферу, в радиусе 200 километров все погибнут. Это было бы смешно, если бы не было так грустно: когда человек некомпетентен в каком-то вопросе, он либо не должен брать на себя ответственность распространять нелепые домыслы, либо - что лучше всего - изучить техническую литературу, приобрести хотя бы зачаточные знания по тому вопросу, о котором он рассуждает "с учёным видом знатока". У нас же, как всегда, получается, что "глупцы другим передают, старухи вмиг тревогу бьют..."
Итак, останавливается реактор на БАЭС. Примерно в это же время Красногорская ТЭЦ выделяется автоматикой на раздельную работу, после чего по разным причинам на ней "гаснут" все котлы и турбины, прекращается подача пара на Уральский алюминиевый завод.
На Рефтинской ГРЭС до начала аварии в работе находилось восемь энергоблоков, в ремонте - два (№ 5 и № 6). При аварии от технологических защит и противоаварийной автоматики отключились блоки по 300 МВт №№ 1, 2, 3 и блоки по 500 МВт №№ 7, 8, 9, 10. Напряжение в Восточном узле упало до катастрофического значения 30 % от номинального, частота резко снизилась до 45 герц. Сработала автоматика частотной разгрузки, отключившая потребителей во многих городах и посёлках.
От полного "погасания" Рефтинскую ГРЭС спас блок № 4, оставшийся в работе. Кстати, этот блок спас и весь Восточный узел: в 12 час. 55 мин. на РефтГРЭС включили автотрансформаторную группу блока № 4 на шины 220 кВ, чем восстановили напряжение в этой сети. Затем начали разворачивать отключенное оборудование электростанций, синхронизировать генераторы на параллельную работу и возобновлять питание потребителей.
Системная авария в "Свердловэнерго" получила широкий резонанс на федеральном уровне. Создана специальная комиссия РАО "ЕЭС России", которая займётся расследованием происшествия. Затребованы сведения о происходивших срабатываниях защит и систем автоматики, об изменениях в режиме работы РефтГРЭС, БАЭС, КрТЭЦ, предприятий электрических сетей - Восточных, Артёмовских, Талицких, Западных. Главное, что предстоит выяснить: почему срабатывала релейная защита на линиях "НСТЭЦ - Южная", а впоследствии и "БАЭС - НСТЭЦ", что и привело к развалу системы? Происходили на этих линиях короткие замыкания, или же защита срабатывала излишне?
На РефтГРЭС запускать в работу отключившиеся блоки начали в тот же день. На Белоярской АЭС с этим не торопятся: после внепланового резкого снижения нагрузки реактор должен "отдохнуть" несколько дней - такова технология его работы. Пока проверяют вспомогательное оборудование: не "полетел" ли какой-нибудь насос из-за толчков напряжения и частоты в системе.
Ряд населённых пунктов, в том числе Рефтинский, Асбест, Заречный, Белоярский, посидели некоторое время без электричества. Из-за возникших перенапряжений кое-где пострадали телевизоры и компьютеры. Вдобавок, оказались обесточены скважины Гагарского и Каменского водозаборов, из-за чего питьевая вода в г. Заречный пока подаётся по графику, на несколько часов в сутки.
Последствия аварии в "Свердловэнерго" до сих пор устраняют Уральский алюминиевый, Каменск-Уральский медеплавильный и Синарский трубный заводы, где цикл производства непрерывный. Повезло, что была суббота: многие заводы не работали. Случись такая авария в будний день, да ещё зимой - последствия были бы гораздо плачевнее. По причине выходного дня не проводились и операции в больницах, поэтому никто не умер из-за обесточивания аппаратуры в операционных. О тех, кто застрял в лифтах, история умалчивает. А жителям эта авария ещё раз напомнила, что все мы "сидим в одной лодке", скованные одной цепью - электрической, от которой зависит всё наше существование.