1

Тема: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Есть такой вопрос.

Сталкивался в практике с тем, что на подстанциях панели РЗА присоединений разных секций запитываются от разных секций шин постоянного тока. Тоже самое касается и разделения питания устройств основных и резервных защит. Рациональность этих решений ясна.

Вопрос: В каком нормативном документе отражается это разделение питания устройств по секциям?

p.s. Я нашел это требование только в СТО 56947007 "Руководстве по проектированию систем оперативного постоянного тока (СОПТ) ПС ЕНЭС".

Есть ли у кого-то ссылки на другие источники?

2

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Добрый день!

НОРМЫ технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС):

6.3.1.5 Организация питания постоянным оперативным током устройств РЗА и электромагнитов отключения выключателей должна обеспечивать:
- при аварийном отключении любого защитного аппарата или обесточении любой секции СОПТ, сохранение в работе хотя бы одного устройства РЗА от всех видов на защищаемом присоединении 110 кВ и выше и отключение любого выключателя 110 кВ и выше;

3

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

СТО 56947007-29.120.40.041-2010
Системы оперативного постоянного тока подстанций.
Технические требования
Стандарт организации
Дата введения: 29.03.2010
Дата введения изменений: 14.12.2012:

5.3 Состав, компоновка оборудования, схема соединения прокладка
кабелей, входящих в СОПТ, а также способы подключения
электроприемников, должны обеспечивать в нормальном режиме работы
СОПТ, при техническом обслуживании и при отказе любого элемента СОПТ
работоспособность хотя бы одного из взаиморезервирующих друг друга
устройств РЗА и соленоидов отключения высоковольтных выключателей.

4

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

На ГЭС, где работал последние годы (видимо, это типовое решение для Ленгидропроекта), можно было индивидуально, для каждого потребителя, выбирать, от какой секции постоянного тока (фактически, от какой батареи) осуществляется питание. По всем панелям проложены шинки +1ШУб -1ШУ, +2ШУ и -2ШУ. Автоматы, включающие нагрузку (например, схема управления выключателя), находится на панели с реле схемы, там же - переключатель выбора источника питания, 1ШУ или 2ШУ. Переключение без объединения секций, с разрывом цепей питания во время переключения. При модернизации РЗА институт предусмотрел такие же индивидуальные переключатели для каждого потребителя в ШРОТ. Конечно, из-за этого схема самого ШРОТ получилась громоздкой, с учётом современных подходов к резервированию и роста числа независимых (отдельных) потребителей. Скажем, шкаф ЭКРА 011021 питается от четырёх автоматов - терминал 011, терминал 021, оперативный ток ЭВ и 1ЭО, оперативный ток 2ЭО. В шкафу, выполненном по проекту ЭСП, есть разделение шинок 1ШУ и 2ШУ, но перевести питание отдельного (каждого) потребителя с одной секции на другую секцию нельзя, только всю секцию в шкафу сразу.
Ну, достоинство первого решения очевидно - при поиске места снижения изоляции достаточно последовательно переводить потребителей с одной батареи на другую и следить за тем, как изменится сопротивление изоляции. Гибкость схемы очень помогла при переустройстве схемы оперативного тока, довольно просто удалось перейти от первоначальной схемы распределения оперативного тока к схеме с ШРОТ.
К сожалению, в знакомых мне схемах распределения ОТ на ПС такого вот индивидуального выбора источника питания не было. На "Бескудниково" московский ЭСП предусмотрел перевод (индивидуальный, независимый) питания каждого потребителя на незавимый источник питания, и вынос сигнализации со щита постоянного тока в ШРОТ.  Это и в самом деле удобно для поиска "земли". Но это не полноценный перевод питания на другую АБ, а так, "посмотреть, где земля".

5

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Что касается тепловых электростанций, то про кольцевое питание устройств РЗА указано в "Сборнике распорядительных материалов по эксплуатации энергосистем. Электротехническая часть. Издание пятое, переработанное и дополненное" (2000 г).

5.4. О повышении надежности управления основными агрегатами действующих тепловых электростанций.

... для всех устройств релейной защиты, электроавтоматики и управления основных агрегатов тепловых электростанций, в том числе электродвигателей напряжением 6 кВ механизмов СН с питанием цепей оперативного постоянного тока от аккумуляторной батареи 220 В (от шинок ± ШУ), не требуется выполнять устройства АВР для питания оперативным постоянным током. Для резервирования кабеля, питающего шинки постоянного оперативного тока 220 В, как правило, должны выполняться две системы шннок ШУ, каждая из которых должна получать питание по отдельному кабелю. При этом следует предусматривать возможность ручного подключения каждого присоединения постоянного оперативного тока к любой из этих двух систем шинок ШУ.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОПРОЦЕССОРНЫМ УСТРОЙСТВАМ ЗАЩИТЫ И АВТОМАТИКИ ЭНЕРГОСИСТЕМ
РД 34.35.310-97

2.2. В случае, если защита присоединения состоит из двух или более взаиморезервируемых систем защиты, каждая из систем защиты должна быть полностью независимой от другой, чтобы при КЗ в защищаемой зоне никакой отказ в одной системе защит не приводил к отказу или к недопустимому увеличению времени отключения другой системой защит. При этом там, где это возможно, рекомендуется выполнение независимых систем защиты с разными принципами действия. Например, на В Л 110 кВ и выше рекомендуется основную защиту № 1 выполнять с использованием абсолютной селективности, а основную защиту № 2 с использованием относительной селективности с передачей ускоряющих и отключающих импульсов.
Независимые МП РЗА присоединений должны быть в максимальной степени разделены по цепям трансформаторов тока и напряжения, источникам питания и цепям управления на постоянном оперативном токе, по дискретным входам и выходам.

7

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

vyacheslav-garimyko пишет:

Например, на В Л 110 кВ и выше рекомендуется основную защиту № 1 выполнять с использованием абсолютной селективности, а основную защиту № 2 с использованием относительной селективности с передачей ускоряющих и отключающих импульсов.

Звучит как лозунг "Даешь 2 основные защиты на ВЛ 110 кВ!!!"

Доживу ли я до этой прекрасной поры? ICQ/ab:):):)

8

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Да я уж дожил. На всех олимпийских кабельных линиях установлено по два комплекта ДЗЛ+КСЗ. Вот только не припомню, предусмотрено ли у ШЭ2607 095 телеускорение КСЗ.
А на тему организации СОПТ самое идиотское решение упомянуто на странице http://dororz.ru/os_32.htm Получили немалые неприятности, пока ТЭС выдавала мощность по сети 110 кВ, сделали "ну-ну!" проектной организации. Была бы новая молодая, сделали бы "есть!" под козырек. Но здесь - старая, авторитетная, которая и так все знает. Повторили ту же ошибку, когда добавили плечо 220 кВ. Ребятам на месте пришлось все переделывать.

9

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Волшебник пишет:

Звучит как лозунг "Даешь 2 основные защиты на ВЛ 110 кВ!!!"

Доживу ли я до этой прекрасной поры? ICQ/ab:):):)

у нас полно таких линий

10 (2015-11-11 11:47:33 отредактировано Notepad)

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

doro пишет:

А на тему организации СОПТ самое идиотское решение упомянуто на странице http://dororz.ru/os_32.htm Получили немалые неприятности

Не посмотреть. Пишет, что срок регистрации домена закончился.

11 (2015-11-11 17:14:03 отредактировано doro)

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Да сегодня бьюсь. Оплатил еще 2 ноября, сегодня заблокировали. Связался с владельцами хостинга, те отсылают к получателю денег. Кстати, в прошлом и позапрошлом году в этот же период были аналогичные вопросы, Никита Любимов плечо подставил.
Не ту страну Гондурасом называют.
На всякий случай как временное решение соответствующий рисунок прикладываю.http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/users/1000/26/tmp/thumb/p1a3rea4q91gmklbhk1u1ic5fv31.gif http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/users/1000/26/tmp/thumb/p1a3rea4q91gmklbhk1u1ic5fv31.gif

12

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Именно по такой схеме организован оперативный ток в панелях "ШЭРА"  Радиус-Автоматика. Только не нарисованы цепи ЭМВ, там они вместе с ЭМО1.

13

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

#11, я успел посмотреть то обсуждение, упомянутое в #10.
Рисунок - как раз начальное решение, приводящее к потере опертока. А решение предлагалось - в организации второй шинки и разделении основных и резервных защит. Рисунок в кеше не сохранился...

14

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

suncov_di пишет:

Только не нарисованы цепи ЭМВ, там они вместе с ЭМО1.

Да, это более-менее очевидно, просто разрисовывал только отключающие цепи, связанные с защитами. На выставке/конференции элсетиРоссии с разработчиками пообщаемся, постараюсь довести "фе" до их сведения.

15 (2015-11-11 12:43:09 отредактировано doro)

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

#13, Да, разумное решение - на следующем рисунке (из того же источника):http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/2500/92829/thumb/p1a3quo1ql6746eh1s2k11ln1j741.gif http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/2500/92829/thumb/p1a3quo1ql6746eh1s2k11ln1j741.gif

16

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Onegin пишет:

у нас полно таких линий

Остается только позавидовать!

17

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

GRadFar пишет:

А решение предлагалось - в организации второй шинки и разделении основных и резервных защит

Тут важен нюанс - все основные ВЧ-защиты нельзя подключать к отдельной шинке СОПТ. Их нужно распределять примерно поровну между двумя шинками

18

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Да завидовать особо и нечему. Больше головной боли. Все предусмотреть довольно сложно. Два примера с сочинских объектов:
1. Несколько КЛ-110, уложенных в одну траншею с ВОЛС. Один экскаватор цепляет все (и это - реальный пример). Теряем все быстродействующие защиты на двух параллельных линиях. Нашли все же нормальное решение.
2. Тщательно прослеживаем трассу ВОЛС еще на одном объекте. Все вроде бы прекрасно: одна пошла прямиком, другая - по кольцу через смежный объект. Ан нет, проектировщики ухитрились два кабеля с оптоволокном буквально на двух метрах заложить в одной трубе. Хорошо, хоть в то время замначСРЗА назначен был довольно молодой, энергичный и въедливый парень. Но так что, СРЗА РДУ еще в строительную часть въезжать при рассмотрении проектов?

19

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

doro пишет:

Но так что, СРЗА РДУ еще в строительную часть въезжать при рассмотрении проектов?

Видимо жизнь обяжет. Как расчетчики считая К1 и К1.1. должны учитывать коридоры параллельного следования ВЛ и способы заземления грозотросов

20

Re: Питание устройств РЗА от отдельных секций шин постоянного тока

Так ведь это - не строительная часть, а обычная математика. Здесь никуда не денешься.
Как-то на одном из штабов по вводу очередного объекта пообщался с замдиректора фирмы, строящей линии электропередачи. Слово по слову, но он упоминает: так линии мы далеко не всегда по проекту строим. Иногда при переходе через реки и ущелья приходится нетиповые решения применять. Попросил я его: при любом уходе от проекта сбрасывать мне необходимую информацию. А уж у расчетчиков - свои методы и заморочки.