1 (2015-11-23 12:04:43 отредактировано Альбертович)

Тема: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Уважаемые друзья!
При одновременном отключении двух энергоблоков 150МВТ от сети 220кВ , происходит потеря СН рабочих секций 6,3 кВ.
Срабатывает АВР резервного трансформатора СН-------32МВА. 220/6,3-6,3кВ и транс -тор излишне отключается дейсвием диф. защиты на реле РНТ-566!

Вопрос: может ли быть причиной излишней работы диф.защиты.... токи самозапуска двигателей рабочих секций двух блоков.
-------как токи самозапуска (отстройка?) учитываются при выборе уставок на реле РНТ!?
с уважением,

2

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Может. Токи самозапуска учитываются, а возможное насыщение ТТ на стороне 6,3 кВ - нет

3 (2015-11-23 16:22:13 отредактировано Альбертович)

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Если можно, поясните КАК учесть самозапуск двигателей СН двух блоков и может было не совсем синхронное АВР
надо ли в диф защиту вводить замедление.........0,1сек?
и еще применение реле ДЗТ-21 с торможением не поможет???

4

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Альбертович пишет:

как токи самозапуска (отстройка?) учитываются при выборе уставок на реле РНТ!?

1.    Iсз=(1,2-2,0)*Iн – отстройка от броска тока намагничивания.
2.    Iсз=Кн*Iнебаланса. Ток небаланса определяется от максимального тока при внешнем КЗ. Думаю, что этот ток больше тока самозапуска эл.двигателей двух секций СН. (Проверьте.) Так что отстройка от токов самозапуска должна обеспечиваться.
Но возможно ТТ в схеме дифзащиты работают с погрешностью более 10% (наиболее вероятно, что с НН), тогда возможна излишняя работа дифзащиты.
Если есть замеры токов при самозапуске, то легко проверить.
А в правильности сборки токовых цепей или их исправности сомнения нет?

5

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Papuas пишет:

Если есть замеры токов при самозапуске, то легко проверить. А в правильности сборки токовых цепей или их исправности сомнения нет?

спасибо, замеров токов при самозапуске нет...............
сомнений в сборке токовых цепей и их исправности нет............
сомнения только в реле с насыщением РНТ--------его поведение при самозапуске ДВУХ групп двигателей СН, при ОДНОВРЕМЕННОМ отключении двух энергоблоков
может есть смысл заменить РНТ на ДЗТ-21

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Излишнее отключение вполне возможно. При несинхронном включении АВР с ЭДС двигателей на выбеге результирующие токи могут быть 7-8 кА. По этому поводу для собственных нужд есть противоаварийный циркуляр Ц-04-87 с подробным расчетом тока при несинхронном включении и расчетом уставок ДЗТ-21.
Использование реле с торможением должно помочь.
Как руководство отнеслось к этому случаю?

7

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Альбертович пишет:

может было не совсем синхронное АВРнадо ли в диф защиту вводить замедление.........0,1сек?

1.При несинхронном АВР в пределе ток будет, примерно, в 2 раза больше тока к.з. Какая уставка дифзащиты?
2.Задержку в 0,1 сек вынужденно  вводили для  защиты с реле ДЗТ-21 по циркуляру. Вряд ли это хорошо.
3. Есть ли осциллограмма? Есть ли уверенность, что был несинхронный АВР? Уйти от несинхронного АВР можно введя задержку в 0,1 сек на выходном реле АВР-6 кВ.
4.Всё ли хорошо было в первичке в этом режиме? Не было ли двойных замыканий на шинопроводах 6 кВ?

8

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

matu пишет:

Как руководство отнеслось к этому случаю?

Добрый день!
Судя по Вашему вопросу------нечто подобное у вас было.
- осциллограмм нет
- К.З. нигде не было
руководство занято причиной отключения двух блоков
я пытаюсь объяснить причину работы дифзащиты резерв. ТСН...........
за циркуляр большое спасибо
с уважением,

9

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Альбертович пишет:

Вопрос: может ли быть причиной излишней работы диф.защиты.... токи самозапуска двигателей рабочих секций двух блоков.

Да, может. И как правило именно это причиной и является, исходя из многолетних наблюдений (я сам не участвовал). Были перепробованы РНТ и ДЗТ-23, РНТ (правильно настроенное) ведёт себя лучше.

И вообще ходили слухи, что французы на своих АЭС не используют чувствительную ДЗТ на ПРТ (диф. отсечка, МТЗ и газовая защита).  Пытался узнать у французских коллег во время совместных пьянок - говорили, что они не знают, так что тема осталась нераскрытой.

Альбертович пишет:

-------как токи самозапуска (отстройка?) учитываются при выборе уставок на реле РНТ!?

Для отстройки от тока небаланса, вызванного насыщением ТТ, используется эффект насыщения магнитопровода реле. "Насыщаемость" магнитопровода регулируется величиной сопротивления короткозамкнутой обмотки, минимальное сопротивление означает наибольшую отстройку от внешних кз (также замедляет защиту при внутренних, так что надо искать компромисс).

Если не поможет, я бы поставил ДЗТ-10 и оттормаживался бы от обмотки НН. Для микропроцессорных реле нужна будет конская уставка по  торможению.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

10

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Разрешите совсем чуть-чуть пофлудить по поводу терминологии...

Вот после АВР короткое замыкание где-нибудь было - нет. Следовательно ДЗТ разве излишне отработала? Вроде как ложная работа защиты в чистом виде.

11

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Solovey пишет:

Вот после АВР короткое замыкание где-нибудь было - нет. Следовательно ДЗТ разве излишне отработала? Вроде как ложная работа защиты в чистом виде.

РНТ по принципу действия может в данной ситуации отработать излишне, это больше реле защиты шин / реакторов / генераторов.
Вот если бы ДЗТ-10 / 20 такое выдало бы - то это да, ложная работа в чистом виде.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

12

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Альбертович, на чем собираетесь строить свои аргументы? Без осциллограмм тут сложно что-то доказывать. Такие случаи известны на практике. С математической точки зрения задача определение тока небалланса ДЗТ при АВР относится к категории задач о случайных процессах, поскольку результирующий пусковой ток определяется моментом включения. Фаза включения может быть принята случайной величиной с равномерным законом распределения и т.д. Тут конечно можно настаивать на том, что нужно приобретать утр-ва синфазного включения АВР, иначе без него никак и т.д.
Все же интересно осциллограмму посмотреть. Интересно, для микропроцессорных терминалов можно ли будет удачно настроить тормозную характеристику?!

13

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Не хочу ввязываться в спор, но... Где здесь несинхронное включение? Зачем требовать какого-то синхронного АВР?  В наличии самозапуск заторможенных, в связи с посадкой напряжения, эл.двигателей.  Надо искать причину ложной работы защиты.
По выставленной уставке можно прикинуть от какого максимального сквозного тока отстроена защита. 
Рассчитать ток самозапуска  2х секций СН при подаче напряжения от нуля (в реалии ток должен быть меньше, так как напряжение до нуля не садилось) и сравнить . Возможно при выборе уставки учитывали самозапуск эл.двигателей только одной секции СН.
Если все нормально, то надо искать причину в повышенном токе небаланса или в самом реле.
PS. А ДЗТ французы стараются не использовать  (предполагаю) по причине, что сложно учесть ток подпитки от эл.двигателей при КЗ в зоне. Этот ток протекает по тормозной обмотке и загрубляет уставку реле, что может вызвать отказ защиты.

14

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

matu пишет:

Альбертович, на чем собираетесь строить свои аргументы?

я выдвину как наиболее вероятную версию (была бы осциллограмма.....!!?)
и есть готовые мероприятия:
- замена реле РНТ на ДЗТ-10(11)
- новый расчет уставок, с учетом всего, что можно и что сложно
спасибо всем.

15 (2015-11-25 21:00:16 отредактировано l_yuriy)

Re: излишняя работа диф. защиты резервного тр-ра СН

Альбертович пишет:

я выдвину как наиболее вероятную версию (была бы осциллограмма.....!!?)
и есть готовые мероприятия:
- замена реле РНТ на ДЗТ-10(11)
- новый расчет уставок, с учетом всего, что можно и что сложно
спасибо всем.

Что бы не гадать на кофейной гуще, а принять технически грамотное решение. Необходимо знать следующее:
1. первичная схема,
2. схема исполнительная цепей тока.
3. расчет токов к.з.
4. проверка выбора реле по к.ч.
5. результаты паслеаварийной проверки.
6. замеры под нагрузкой в соответствие с ПТО: векторные диаграммы по всем плечам, замеры небалансов.
7. статистика отключений.
8. положение РПН.