1

Тема: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Добрый день! При проектировании столкнулись с проблемой организации автоматической сборки схемы на терминалах ЭКРА 019. В общем случае, в схемах на электромеханике (реле РПВ-58, РПВ-258) сделать 2 независимые друг от друга выдержки времени АПВ не представляло особых трудностей. В случае с МП терминалом имеем следующую картину: терминал имеет возможность выполнить 2 цикла АПВ - АПВ1 и АПВ2, НО с общим на два цикла сигналом запрета АПВ. Таким образом, при работе ДЗШ, на терминал автоматики приходит сигнал запрет АПВ и запрещает сразу оба цикла. При последующем неуспешном опробовании секции напряжением, снова отрабатывает ДЗШ и опять же посылает сигнал запрета АПВ на терминал автоматики. В случае неуспешного опробования такой вариант приемлем. Но в случае успешного включения секции под напряжение должна работать автосборка схемы, но так выходит что циклы АПВ1 и АПВ2 уже запрещены первым срабатыванием ДЗШ... какой то замкнутый круг. Получается на терминале 019 невозможно организовать автосборку. Звонили в ЭКРУ, разработчики в курсе, предложили либо сделать больше выдержку времени АПВ( ??получается без запрета АПВ от ДЗШ??), либо самим придумать как переделать логику. Возможно кто то уже сталкивался с подобной проблемой, есть ли решение? Вообще допускается ли работа первичной схемы без автосборки? Либо включать каждое присоединение вручную?

2

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Чёт я не понимаю. Почему при срабатывании ДЗШ должен проходить запрет АПВ? Каким образом осуществится автосборка, если прошёл запрет АПВ при работе ДЗШ? Надо отделить мух от котлет.

3 (2014-01-27 15:29:25 отредактировано LikeSilverRain)

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

А мне нужно отделить АПВ1 от АПВ2.

Переформулирую. В стандартном шкафу Экры 019_200 имеется следующая схема (см.ниже)
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/60000/3000/63389/thumb/p18f9qma6asbsvgt1491ifd0k1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/60000/3000/63389/thumb/p18f9qma6asbsvgt1491ifd0k1.jpg

Входы запрет АПВ1 и запрет АПВ2 жестко связаны развилкой из ключей. Невозможно запретить отдельно каждую функцию. При запрете АПВ1 автоматически запрещается и АПВ2.
Суть проблемы: при работе ДЗШ, отключаются все присоединения, но включаются они с различными выдержками времени АПВ1(по сути и есть автосборка). Но по варианту Экры получается, что времена АПВ1 - остаются и для АПВ после работы защит своего присоединения. Таким образом, терминал АУВ не понимает, что произошло отключение от своих защит, либо от ДЗШ и запускает общее время АПВ для присоединения вместе с автосборкой. Зачастую, требуется различные времена для этих двух функций. Мне видится это так: отрабатывает ДЗШ, отключает все присоединения с запретом АПВ1(АПВ "собственное"), но не запрещает АПВ2(АПВ автосборки). Начинается отсчет времени. Далее запускаем АПВшин, в случае успешного: схема нормально собирается по АПВ2. В случае неуспешного: ДЗШ запрещает АПВ2 по всем присоединениям.

Также хочу отметить, что, исходя из типового РЭ на шкаф 019_200, функции АПВ1 и АПВ2 логически не связаны. Можно полноценно сделать 2 независимые функции. Но экра почему то так не делает, вопрос - почему?

4

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Всё равно не понятно. Пуск АПВ по несоответствию положения выключателя. АПВ шин вводится на одном выключателе. Если он успешно подал напряжение на шины, остальные должны включаться по КС со своими выдержками времени. Или набор выдержек времени без контролей напряжения?

5

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

ДЗШ запретит АПВ оперативно (при операциях с шинными разъединителями например вводится соответствующий ключ), либо при работе от входа УРОВ (если ДЗШ тоже ЭКРА - 062). При собственно работе ДЗШ и при неуспешном опробовании системы шин АСС не будет работать просто по своим контролям. У Вас нормально отработают 2 цикла АПВ на присоединении - скажем на ВЛ. 2-кратное опробование системы шин - тоже не вижу проблем, за исключением вопроса - зачем:-))

6

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

У меня уже крыша в пути, причем с бодрыми строевыми песнями. Но попробую ответить поэтапно, а далее вопросы буду задавать.
Во-первых, вариантов запрета автоматической сборки есть не один:
- автоматический запрет АПВ всех присоединений при работе ДЗШ - оперативный запрет для обеспечения безопасности работ в случаях, оговоренных нормативными документами;
- запрет АПВ последующих присоединений при неуспешном опробовании первым присоединением;
- вообще запрет АПВ при любой работе ДЗШ (ОРУ-110 Краснодарской ТЭЦ или любое КРУЭ);
- запрет автоматической сборки схемы после любого - успешного или неуспешного опробования одним присоединением (ОРУ-220 Краснодарской ТЭЦ)
И т.д.
Теперь Ваш случай. До конца не понимаю, но чувствую, что Вам нужно запретить второй цикл АПВ после неуспешного первого на опробующем присоединении. Для остальных проблем нет - запрещается и все. Так и здесь есть не один вариант решения:
- попросту вывести второй цикл АПВ;
- выполнить условный запрет АПВ как и на остальных присоединениях (неуспешное АПВ);
согласиться с двукратным АПВ при КЗ на шинах.
Или я что-то не так понимаю?

7

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Использование двукратного АПВ исторически задумывалось и использовалось для ВЛ.

LikeSilverRain пишет:

Но по варианту Экры получается, что времена АПВ1 - остаются и для АПВ после работы защит своего присоединения. Таким образом, терминал АУВ не понимает, что произошло отключение от своих защит, либо от ДЗШ и запускает общее время АПВ

Так выполнено у ВСЕХ производителей, а не только ЭКРА.

LikeSilverRain пишет:

Зачастую, требуется различные времена для этих двух функций.

Для АПВвл и АПВшин. Не встречал такого. Можно пояснить, для какой цели, в чем смысл?
Разделить запрет АПВ1 и АПВ2 на ЭКРЕ не составляет труда, так как это выполнено перемычками между ключами.

8 (2014-01-28 08:50:26 отредактировано LikeSilverRain)

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Bogatikov пишет:

Всё равно не понятно. Пуск АПВ по несоответствию положения выключателя. АПВ шин вводится на одном выключателе. Если он успешно подал напряжение на шины, остальные должны включаться по КС со своими выдержками времени. Или набор выдержек времени без контролей напряжения?

Про логику пуска самого АПВ речи не идет. АПВшин тоже работает по стандартной логике опробования - при неуспешном, отключается только питающий выключатель. При успешном, происходит АПВ остальных присоединений по выдержке времени АПВ2 (сборка) с контролем наличия напряжения.

senior пишет:

ДЗШ запретит АПВ оперативно (при операциях с шинными разъединителями например вводится соответствующий ключ), либо при работе от входа УРОВ (если ДЗШ тоже ЭКРА - 062). При собственно работе ДЗШ и при неуспешном опробовании системы шин АСС не будет работать просто по своим контролям. У Вас нормально отработают 2 цикла АПВ на присоединении - скажем на ВЛ. 2-кратное опробование системы шин - тоже не вижу проблем, за исключением вопроса - зачем:-))

Речь не о двукратном АПВ, а про 2 независимые выдержки времени для АПВ. Первая - для работы собственных защит присоединения, вторая - для АПВшин и АСС. Естественно логика АПВ предусматривает контроль наличия напряжения на шинах после успешного опробования.

doro пишет:

Теперь Ваш случай. До конца не понимаю, но чувствую, что Вам нужно запретить второй цикл АПВ после неуспешного первого на опробующем присоединении. Для остальных проблем нет - запрещается и все. Так и здесь есть не один вариант решения:
- попросту вывести второй цикл АПВ;
- выполнить условный запрет АПВ как и на остальных присоединениях (неуспешное АПВ);
согласиться с двукратным АПВ при КЗ на шинах.
Или я что-то не так понимаю?

Похоже что-то не так. ICQ/ab:) При работе второго цикла происходит сборка. Запрещать второй цикл мне нужно только в случае неуспешного опробования, но, как написал senior, он и не запустится, если нет напряжения на шинах по своим контролям. Первый же цикл нужен (повторяюсь) для собственных защит присоединения, и должен автоматически запрещаться при работе ДЗШ.


Ниже привожу выдержку из книги Таубеса( ДЗШ 110-220, стр. 87). Надеюсь развеет завесу неясности.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/60000/3000/63425/thumb/p18fbm8nve10te1vp21v5df3o113p1.JPG http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/60000/3000/63425/thumb/p18fbm8nve10te1vp21v5df3o113p1.JPG

9

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

При работе второго цикла происходит сборка

Сборка - это не АПВ2. АСС - это сумма всех АПВ, в т.ч. АПВш. Отключение присоединения (скажем ВЛ) от ДЗШ - то же самое, что и от своих защит. Работает ДЗШ - далее:
1). УАПВш - работа АПВ присоединений - 1 цикл, а не АПВ2.
2). НАПВш - отсутствие АСС в силу отсутствия условий первого цикла.

10

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

Ниже привожу выдержку из книги Таубеса( ДЗШ 110-220, стр. 87).

"Век живи, век учись, …"
Не знал, не встречал, …
Смысла в этом не вижу.
Повторюсь, в ЭКРА это легко сделать.

11

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

ShSF пишет:

Так выполнено у ВСЕХ производителей, а не только ЭКРА.

В Siprotec можно запретить любой цикл АПВ по внешнему дискретному сигналу и таким образом перейти на следующий цикл АПВ.

12 (2014-01-28 20:55:00 отредактировано doro)

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

При работе второго цикла происходит сборка.

Да опять же не перенапрягайте мозги пожилого человека. Они Вам еще пригодятся, надеюсь. Сборка при успешном повторном опробовании? А если между двумя циклами АПВ элементарно отгорела ошиновка? Возьмем первую опробующую линию. Режим АПВ ОНш+ННл (КС, ННш+ОНл) плюс условный запрет АПВ (запрет АПВ остальных линий при неуспешном АПВш).
Идет первое опробование шин, неуспешное. Далее- условный запрет АПВ всех линий, включая опробующую. Второй цикл АПВ запрещен.
Если линия ведомая (включается при неуспешном опробовании шин), у нее идут другие элементы контроля (КС, ОНл+ННш). Кстати, выбор контроля выполняется оперативно, по заданию органа оперативно-диспетчерского управления. Плюс развод по времени. Первая линия опробовала неуспешно - последующие линии не собрали нужные контроли плюс запрет АПВ при неуспешном опробовании шин. Но в том случае, когда предусматриваются две опробующие линии, возможен вариант (одна линия аварийно отключилась чуть раньше) с разнесением опробования по времени. Для этого и существует запрет АПВ при неуспешном опробовании шин, рассылается по всем линиям - то ли опробующим, то ли включаемым вдогонку. Вот здесь и можно послать запрет второго цикла АПВ при неуспешном опробовании. А можно и не послать - пусть отАПВшит еще раз.
Прошу сформулировать Ваши требования более внятно. Логику прописать - нет проблем. Не один раз ЭКРА по моим требованиям, подкрепленным логическим схемами, делала нормальные нетиповые решения.
Кстати, книга И.Р. Таубеса, хотя я и автора очень уважаю, и книгу не раз с интересом и пользой читал, никак не может рассматриваться в качестве аргумента. Во-первых, там этот вопрос прямо не рассматривается, во-вторых, книга не является нормативным документом. Да и написана довольно давно.

13

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

Речь не о двукратном АПВ, а про 2 независимые выдержки времени для АПВ.

Уфффф, наконец понял. Только не в спортлото, а в преферанс, и не пять тысяч, а пять рублей, и не выиграл, а проиграл.
То есть, Вам вместо стандартного двукратного АПВ нужно два независимых: АПВ линии (ОНл+ННш или КС) и АПВ шин (ННл+ОНш или КС). Думаю, что реализация не составит особых проблем. Тем более, на пятисоточном комплексе, как припоминаю, это давно решено. Один дополнительный таймер всего лишь и перераспределение элементов контроля между двумя АПВ. Понадобятся ли дополнительные оперативные элементы - вопрос чуть сложнее.
Если с предложенным алгоритмом согласны - мне вечер для прорисовки логики (но не сегодня и не завтра - вечера, как и дни, заняты другими срочными проблемами). Так что к вечеру 31 января жду конкретной формулировки задачи.

14

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

ShSF пишет:

Для АПВвл и АПВшин. Не встречал такого. Можно пояснить, для какой цели, в чем смысл?
Разделить запрет АПВ1 и АПВ2 на ЭКРЕ не составляет труда, так как это выполнено перемычками между ключами.

Смысл в том чтобы АПВвл не зависело от АПВшин. Полная независимость двух функций. А получается запрет один на двоих. И при АПВшин для некоторой линии время АПВ может получиться более 10с. А можно было бы обойтись отдельной уставкой для собственного АПВвл 2-3 с.
Да, сложности в перемонтаже терминала АУВ не вижу, по схеме достаточно завести на входы отдельные сигналы запрета АПВ, убрав перемычки у ключей.

doro пишет:

Уфффф, наконец понял. Только не в спортлото, а в преферанс, и не пять тысяч, а пять рублей, и не выиграл, а проиграл.
То есть, Вам вместо стандартного двукратного АПВ нужно два независимых: АПВ линии (ОНл+ННш или КС) и АПВ шин (ННл+ОНш или КС). Думаю, что реализация не составит особых проблем. Тем более, на пятисоточном комплексе, как припоминаю, это давно решено. Один дополнительный таймер всего лишь и перераспределение элементов контроля между двумя АПВ. Понадобятся ли дополнительные оперативные элементы - вопрос чуть сложнее.
Если с предложенным алгоритмом согласны - мне вечер для прорисовки логики (но не сегодня и не завтра - вечера, как и дни, заняты другими срочными проблемами). Так что к вечеру 31 января жду конкретной формулировки задачи.

Прошу прощения за долгий ответ, Евгений Георгиевич. ICQ/ab:)

Да, мне нужно 2 независимых АПВ. Логика терминала АУВ позволяет выполнить 2 независимых АПВ с отдельным запретом каждой функции. Дополнительно ничего, вроде как, рисовать не нужно, все контроли (ОНл+ННш, ННл+ОНш или КС) уже и так есть.
Сложность возникает в другом - как получить от шкафа ДЗШ дополнительные запреты АПВ: при первой работе ДЗШ - запрет для АПВ линии, и при неуспешном опробовании - отдельный запрет для АПВ шин. Оба запрета подаются в терминал АУВ на 2 отдельных дискретных входа.
Шкаф ДЗШ от экры (061) может выдать только такие сигналы: запрет АПВ всех присоединений и избирательный запрет АПВ (оперативный с ключа). То есть сейчас ДЗШ может запретить только одним сигналом сразу оба АПВ. Нужно разделить. Пока что не придумали как

15

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

Шкаф ДЗШ от экры (061) может выдать только такие сигналы: запрет АПВ всех присоединений и избирательный запрет АПВ (оперативный с ключа)

Первый выдаст всем: при действии УРОВ через ДЗШ, неуспешном АПВ шин, при срабатывании ДЗШ и оперативном запрете АПВ шин
Второй (он же избирательный), появляется при срабатывании ДЗШ.
В схемах автоматики управления выключателей стоит накладка или переключатель, что бы второй сигнал не прошел у тех выкл. ВЛ, от которых производится автоматическая сборка. С этой накладкой необходимости в двух АПВ нет.

16

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

Смысл в том чтобы АПВвл не зависело от АПВшин.

Тут Вы в корне не правы. АПВвл и АПВшин это не отдельные функции, а контроли одной функции АПВ. Есть ещё контроль КС. Поэтому, запрет идёт на конкретную функцию АПВ со всеми контролями.

17

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

LikeSilverRain пишет:

при первой работе ДЗШ - запрет для АПВ линии,

Опять не все понимаю. Зачем при работе ДЗШ выполнять запрет АПВ линии? Линия - само собой, шины - само собой. У каждого элемента - свои защиты. Общее у них выключатель, на котором выполняется АПВ, и трансформаторы тока. Единственный случай, который приходит в голову, для  которого есть смысл - повреждение внутри выключателя, когда работают и защита линии, и защита шин (http://dororz.ru/os_3.htm). Там действительно нужно выполнить запрет АПВ при одновременной работе защиты линии и ДЗШ. В остальных случаях не представляю, зачем нужно такое усложнение. Да и одними переделками в терминалах 019 и 061м не обойдешься. Ну как терминал ДЗШ может выявить, что происходит АПВ линии? Да, соберите связи срабатывания защит линии и пустите в терминал ДЗШ - там уж худо-бедно можно разобраться. Но проще все же будет на терминале АУВ решить проблему.
Предварительный алгоритм: одновременная работа защит линии и ДЗШ - запрет АПВ.

18

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Уважаемый LikeSilverRain, предлагаю применить такое решение (с применением диодов).

Post's attachments

Решение.JPG 106.62 Кб, 3 скачиваний с 2014-01-31 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

19

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

Пояснения к вышеуказанной схеме.
1 цикл АПВ предусмотрен для выполнения АПВ линии.
2 цикл АПВ предусмотрен для выполнения АПВ шин (или участия в автосборке).
ДЗШ (ШЭ2607 061) имеет следующие независимые цепи (и выходные реле) запрета АПВ: 1  - запрет АПВ при срабатывании ДЗШ, 2 – запрет АПВ  при неуспешном опробовании СШ, работе УРОВ, при неполнофазном отключении выключателя присоединения. 
В предложенной схеме ДЗШ действует:
а) на запрет 1 цикла АПВ при срабатывании ДЗШ (т.е. по первой независимой цепи от ДЗШ);
б) на запрет 1 и 2 цикла АПВ при неуспешном опробовании СШ, работе УРОВ и при неполнофазном отключении выключателя  присоединения(т.е. по второй независимой цепи от ДЗШ).
В предложенной схеме защиты ЛЭП действуют на запрет 2 цикла АПВ. Индивидуальный УРОВ в составе терминала защит ЛЭП действует на запрет 1 и 2 цикла АПВ.

20

Re: Автосборка схемы на терминалах ЭКРА

DmitrG1 пишет:

Пояснения к вышеуказанной схеме.
1 цикл АПВ предусмотрен для выполнения АПВ линии.
2 цикл АПВ предусмотрен для выполнения АПВ шин (или участия в автосборке).
ДЗШ (ШЭ2607 061) имеет следующие независимые цепи (и выходные реле) запрета АПВ: 1  - запрет АПВ при срабатывании ДЗШ, 2 – запрет АПВ  при неуспешном опробовании СШ, работе УРОВ, при неполнофазном отключении выключателя присоединения. 
В предложенной схеме ДЗШ действует:
а) на запрет 1 цикла АПВ при срабатывании ДЗШ (т.е. по первой независимой цепи от ДЗШ);
б) на запрет 1 и 2 цикла АПВ при неуспешном опробовании СШ, работе УРОВ и при неполнофазном отключении выключателя  присоединения(т.е. по второй независимой цепи от ДЗШ).
В предложенной схеме защиты ЛЭП действуют на запрет 2 цикла АПВ. Индивидуальный УРОВ в составе терминала защит ЛЭП действует на запрет 1 и 2 цикла АПВ.

Огромное спасибо! Вы сделали наш день! Пытались сегодня осмыслить схему, пока что, вроде как все, сходится. Если появятся вопросы, обязательно их обозначим!