1 (2014-11-12 07:26:04 отредактировано alexandeeer5)

Тема: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Приветствую коллеги, это моя первая тема - не судите строго.
Защита типа ДЗШТ излишне сработала при близком К.З. Осциллограммы кривые(даже не все значения по присоединениям видно), понятно что произошло насыщение одного ТТ, перезадаю уставки (в частности задираю Кторм=0.12, который стоял 30 лет до 0.3), просим проверить (подачей токов из файла в момент к.З. в плечи защит)... РАБОТАЕТ! Кторм=0.4 - РАБОТАЕТ! В итоге при разных уставках по крайним точкам определяем средний Кторм=0.5 при котором ДЗШТ молчит (см. рис)
Делаю выводы: полная погрешность ТТ составила порядка 50%, т.е Кторм мне нужно задать еще выше 0.6-0.65. Минимальная уставка по отстройке от тока максимальной нагрузки 3500А.
Предвкушая фиаско считаю Кч=Iкз/(Iср+Кторм*Iнагр.сум), где Iнагр.сум - арифм.сумма сквозной нагрузки (формула из проекта 30 летней давности Энергосетьпроекта) В минимальном режиме при кз в зоне Iкз(2)=13кА, а Iнагр=6кА при этой же схеме. Получаю Кч=13/(3,5+0,6*6000)=1,83
Вопросы:
1. Неужели при К.З. на шинах сквозные токи нагрузки доаварийного режима продолжает течь параллельно токам К.З. в неизменном виде и их необходимо учитывать при проверки чувствительности?
2. Можно ли принять Кторм=0.5, если известно, что при нём срабатывание ДЗШТ в том конкретном случае прекращается?
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77365/thumb/p196h40ca5ua8q4c14ms3f3o7m1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77365/thumb/p196h40ca5ua8q4c14ms3f3o7m1.jpg

2

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Добавлю, для защиты типа ДЗШТ Iдиф=геометрической сумме токов, а Iторм=разности арифметической и геометрической сумм.
Выходит, что при К.З. в зоне сумма токов К.З. дает дифф ток, но не дает торм, в то время как арифм.сумма токов нагрузки составит весь тормозной ток.

3 (2014-11-12 08:11:29 отредактировано Борисыч)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Вообще-то не должно так быть... У нас на п/С 500 кВ. Iср=1800А, Кторм=0,1. Iк.з. макс.=19кА. Вводил защиту в 79г. Приключений не было.

P.S. А время, таки осталось летнее? Кто переведёт?

4

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Эта уставка тоже стояла с 79 года.
Поставили новые ТТ, немецкие... И как всё новое подверженное оптимизации даже у немцев привело к экономии, к экономии естественно на железе, вот и получай: "Один старый - лучше новых двух" )))
Ждите, скоро и к вам придёт!

5

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

alexandeeer5 пишет:

Поставили новые ТТ, немецкие...

А может вы их перегрузили цепями, мощности не хватает?.....
Переключится на другой коэффициент есть возможность..

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

По всем присоединениям Кт=2000/1 больше только с заменой ТТ

7 (2014-11-12 12:15:00 отредактировано rimsasha)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

alexandeeer5 пишет:

Защита типа ДЗШТ излишне сработала при близком К.З.

alexandeeer5 пишет:

Поставили новые ТТ, немецкие...

Знаете не совсем по расчету уставок, но мне все таки кажется вы не тем путем идете.
Стоял коэффициент 30 лет и при сквозных КЗ ложной работы не было. Поменяли ТТ - случилось ложное срабатывание. Если просто прикинуть ток КЗ = 13кА и ток ТТ = 2кА 13/2 = 6,5 крат, если вы правильно собрали токовые цепи и они исправны, если правильно рассчитали нагрузку ТТ, то для ТТ это просто ерунда 7крат. Значит напрашивается вывод, либо не верно выбраны ТТ, либо вы их сильно перегрузили (может не ту мощность выбрали при заказе), не верно технические характеристики ТТ выбрали, либо что то с токовыми цепями, либо сама ДЗШТ не исправна.

alexandeeer5 пишет:

понятно что произошло насыщение одного ТТ, перезадаю уставки (в частности задираю Кторм=0.12, который стоял 30 лет до 0.3), просим проверить (подачей токов из файла в момент к.З. в плечи защит)... РАБОТАЕТ! Кторм=0.4 - РАБОТАЕТ! В итоге при разных уставках по крайним точкам определяем средний Кторм=0.5 при котором ДЗШТ молчит

Куда вы, что вы там подаете не понятно, может вы не туда подаете или панель не исправна, ведь когда вы подаете в плечи, то ТТ не участвуют и все равно срабатывает.
В общем думаю рано вы скорее всего за уставки взялись.
Я бы на вашем месте проверял бы досконально панель и ее токовые цепи, и рассчитывал ТТ.

8

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

У меня был случай, что дифзащита блока Г-Т сработала излишне сразу после отключения близкого внешнего КЗ. Во время КЗ она не срабатывала благодаря торможению. А вот когда торможения не стало, а дифференциальный ток превысил уставку из-за насыщения ТТ, она и сработала. Так что мне видится два способа решения проблемы:
- поменять ТТ, чтобы они не насыщались;
- поменять защиту, чтобы алгоритм её работы был отстроен от насыщения ТТ.

Это так, по-простому, не вдаваясь в теорию.
Увеличение коэффициента торможения здесь вряд ли спасёт.

9

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

rimsasha пишет:

В общем думаю рано вы скорее всего за уставки взялись

Присоединяюсь к коллеге.
"Осциллограммы кривые(даже не все значения по присоединениям видно), понятно что произошло насыщение одного ТТ."
Посмотреть бы.
И что же Вы тогда подаете в реле?
Характеристики старых и новых ТТ сравнивали? Шибко рознятся? Может ошибка в токовых цепях при подключении новых ТТ?

10

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

rimsasha пишет:

Значит напрашивается вывод, либо не верно выбраны ТТ, либо вы их сильно перегрузили (может не ту мощность выбрали при заказе), не верно технические характеристики ТТ выбрали, либо что то с токовыми цепями, либо сама ДЗШТ не исправна.

Мы говорили это точ в точ субъекту, они уверяют, что всё делают правильно. В плечи подавались токи с РЕТОМА из того ЦРАПовского файла, что был записан в момент работы защит. Кторм задирали пока не переставило срабатывать, фиксировали по крайним точкам и снимали оставшуюся тормозную харакретистику - представлено на рис. ТТ тоже проверили и даже ВАХ прислали, вроде нормальная, добавляю рис. http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77403/thumb/p196hkojo41shuoek86vq6619hf1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77403/thumb/p196hkojo41shuoek86vq6619hf1.jpg
Трансформатор SAS 550/5G - выбирал не я, но максимальные токи к.з на шинах достигают почти 30 кА, на момент отключения схема была не полной...

11 (2014-11-12 12:35:17 отредактировано alexandeeer5)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

ShSF пишет:

Посмотреть бы.
И что же Вы тогда подаете в реле?
Характеристики старых и новых ТТ сравнивали? Шибко рознятся? Может ошибка в токовых цепях при подключении новых ТТ?

В файле видно, что подаем. токи 3Iо...
Хоть это дело и не мое, но займусь сравнением старых и новых ТТ.
Тут такое дело - приперли просто... Мол у них всё нормально, давайте пересматривайте уставки, чтоб больше не повторялось)))

Post's attachments

работа дзшт со старыми настройками при аварии.docx 223.95 Кб, 14 скачиваний с 2014-11-12 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

12

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Может подключили на обмотку измерения у них Кбезопасности малый...

13

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Прекрасная ВАХ, 30кА на мой взгляд не должен приводить к насыщению магнитопровода данного ТТ с длиной контрольного кабеля вплоть до 1км 2,5мм^2.

Возможно, причиной ложного отключения стало то, что один из ТТ не совсем здоров и при внешнем КЗ именно он насытился и вызвал небалланс с вытекающим погашением шин. Надо сверять ВАХ всех ТТ.

п.с.: на мой взгляд применительно к ДЗШТ, коэффициент торможения должен быть не менее 0,5 учитывая, что при внутренних КЗ торможения вовсе нет с данным алгоритмом.

14 (2014-11-12 14:52:02 отредактировано ShSF)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Уставки пересмотреть конечно можно. Но пересмотрев их Вы признаете, что причина в срабатывании неправильно выданные уставки, тем самым не найдете истинную причину.
30 кА это наверняка суммарный ток КЗ. А по присоединениям, т.е. по ТТ токи значительно меньше. Если 4 присоединения + ШСВ, то 6-10 кА на один ТТ. Какое же тут насыщение при Ктт 2000/1?
На ДЗШТ, если мне память не изменяет, гарантирована правильная работа при 50%  насыщении ТТ (надо заглянуть в руководство).  Надо искать причину искажения токов.
PS. А почему 3I0 загоняли в реле?

15 (2014-11-12 20:10:26 отредактировано rimsasha)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

alexandeeer5 пишет:

В минимальном режиме при кз в зоне Iкз(2)=13кА

alexandeeer5 пишет:

на момент отключения схема была не полной...

alexandeeer5 пишет:

но максимальные токи к.з на шинах достигают почти 30 кА

То есть схема была не полная, это можно ориентироваться на 13кА минус одно плечо (ошибся КЗ в зоне - полный ток) и при нем у вас сработала ДЗШ...
А как же тогда насытился ТТ?
Может и вправду

Борисыч пишет:

Может подключили на обмотку измерения у них Кбезопасности малый...


Либо собрали неправильно токовые цепи, вот оно и отстегнулось.


А какие мощности и кратности у ТТ вообще?

Присмотритесь к формуле, чем больше будете увеличивать торможение, тем сильнее будете загрублять защиту!!!
В итоге не выйдете на требуемый Кч.

16

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

ShSF пишет:

30 кА это наверняка суммарный ток КЗ. А по присоединениям, т.е. по ТТ токи значительно меньше. Если 4 присоединения + ШСВ, то 6-10 кА на один ТТ. Какое же тут насыщение при Ктт 2000/1?

К.З было внешним и очень близким (на ТН этого присоединения) потому порядка 30 кА хлынуло с шин через этот ТТ, но это не должно было привести к такому насыщению, как мне кажется. Тут влияние апериодики, а от неё как мне тут подсказали отстраиваться только коэффициентом 0.6 нужно...
Ну и, наконец, главное, при к.з в зоне ДЗШ учитывать нагрузку, сквозные токи которой возможны лишь при переходном К.З излишне, ведь, во-первых, по ПУЭ чувствительность приверяется при металлическом К.З, а во-вторых, в зоне ДЗШ "деревья не растут"...
Так что при таком алгоритме ток Iторм=Сумм[Iкз]-[СуммIкз] будет практически равен 0

17 (2014-11-13 07:11:38 отредактировано alexandeeer5)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

rimsasha пишет:

А какие мощности и кратности у ТТ вообще?

Из паспортных данных:
Класс точности для защиты 5Р
Номинальная втор.нагрузка для защиты 75
Номинальная предельная кратность для защит 20
номинальный коэффициент безопасности приборов 5

Только из ВАХ можно понять на каких кратностях реально происходит насыщение или пропорциональность вторичного тока и тока намагничивания(утечки) на характеристике нельзя приравнять Ктт+?

18 (2014-11-13 10:16:10 отредактировано rimsasha)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

alexandeeer5 пишет:

Из паспортных данных:
Класс точности для защиты 5Р
Номинальная втор.нагрузка для защиты 75
Номинальная предельная кратность для защит 20

Паспортные данные вполне адекватные, если и вправду не подключились на измерение.

alexandeeer5 пишет:

К.З было внешним и очень близким (на ТН этого присоединения) потому порядка 30 кА хлынуло с шин через этот ТТ, но это не должно было привести к такому насыщению, как мне кажется. Тут влияние апериодики, а от неё как мне тут подсказали отстраиваться только коэффициентом 0.6 нужно...

Эх считаю не верно вам подсказывают товарищи.
Пересчитать уставки конечно вы можете, за 30 лет могло что то изменится, но это не значит, что ваш расчет, да и уставки тоже, будут кардинально отличаться от предыдущего, они вполне могут совпасть.
В предыдущем расчете от аппериодики вполне могли отстроится, и отстройка идет не коэффициентом торможения, а тем что при выборе тока срабатывания в формуле умножают ток КЗ на коэффициент надежности равный 1,2-1,25 (или больше), то есть отстраивают уставку срабатывания, а не тормозят.

alexandeeer5 пишет:

Ну и, наконец, главное, при к.з в зоне ДЗШ учитывать нагрузку, сквозные токи которой возможны лишь при переходном К.З излишне, ведь, во-первых, по ПУЭ чувствительность приверяется при металлическом К.З, а во-вторых, в зоне ДЗШ "деревья не растут"...

Деревья не растут, но бывает КЗ через дугу, через не до конца пробитый изолятор.
Нагрузку учитывать надо!!! Потому как утверждение:

alexandeeer5 пишет:

Так что при таком алгоритме ток Iторм=Сумм[Iкз]-[СуммIкз] будет практически равен 0

не верно.
К примеру при однофазном КЗ, остаются две здоровые фазы, по которым течет ток нагрузки, кстати силовые трансформаторы прекрасно работают двумя фазами, потребитель на 10кВ ничего при этом не чувствует. И вот если присмотритесь к схеме ДЗШТ, то увидите, что там токи всех фаз суммируются через диоды и ток нагрузки вполне может выступить в качестве тормозного.
Так что формула проверки чувствительности в первом посте вполне верная и по ней видно, что Кт злоупотреблять черевато. Загрубите защиту и в один прекрасный момент при КЗ в зоне она откажет, тогда уж спросят с вас!
А вообще на вашем месте я бы больше доверял старому расчету, чем примерно знающим товарищам, наши предшественики были достаточно сильными инженерами!
Вполне возможно что то напортачили с токовыми цепями. До этого после замены ТТ были внешние КЗ?
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77494/thumb/p196jvcfev1c1tvk366s1ibg5ib2.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/70000/7000/77494/thumb/p196jvcfev1c1tvk366s1ibg5ib2.jpg

19 (2014-11-13 13:32:46 отредактировано alexandeeer5)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

Внешние

rimsasha пишет:

Вполне возможно что то напортачили с токовыми цепями. До этого после замены ТТ были внешние КЗ?

Внешние были, и помню даже одно достаточно близкое, но через старый ТТ.
Поделитесь, пожалуйста, из какой книги сканирована страница?
А я делюсь осциллограммой, где видно влияние апериодики на ТТ В-4Т.

Post's attachments

B4NCUPQT.DO 491.09 Кб, 7 скачиваний с 2014-11-13 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

20 (2014-11-13 14:00:36 отредактировано rimsasha)

Re: ДЗШТ 500 кВ, проблемы с чувствительностью.

alexandeeer5 пишет:

Поделитесь, пожалуйста, из какой книги сканирована страница?

До замены это не то. После замены это другое дело.

Post's attachments

Инструкция по проверке, наладке и эксплуатации дифференциальной защиты шин с торможением типа ДЗШТ ..djvu 4.85 Мб, 18 скачиваний с 2014-11-13 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.