1

Тема: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Приветстсвую всех форумчан!
Это тему создаю в первые.
Нужен Ваш совет по реализации АВР, два ввода + секционник, есть еще и ВНР. Вопрос в следующем на секциях первом и втором есть асинхронные двигатели по 2 на секцию, мощность 6МВА,так же есть конденсаторные ячейки, при исчезновении или при срабатывании уставки минимального напряжения на вводе 1 отключается ввод 1, а вот секционник включается только после того как сработает уставка на ячейке ТН понижение остаточного напряжения поддерживаемого от двигателей.Так написано в алгоритме АВР в проекте. Насколько это критично? Можно ли упростить алгоритм до стандартного, или все таки где есть такие двигатели должно быть так?Что произойдет страшного если включится секционник, при работающих двигателей в режиме генератора?

2

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

При включенных батареях после отключения напряжения асинхронные двигатели переходят в режим генераторов (в отличии от синхронных ненадолго). При классической схеме АВР с включением СВ блок-контактами вводов секционник включится на короткое со всеми вытекающими последствиями. Затухание напряжения на выводах двигателя происходит за 1-2сек. Если Вам хочется побыстрее, то вместе с вводом отключите и батареи.

3

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Получается именно с конденсаторами двигатели входят режим генератора? Если так, то думаю лучше оставить все как  в проекте. Кстати уставка остаточного напряжения 0,2 от номинального, как на Ваш взгляд допустимо?

4

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Novik пишет:

Если Вам хочется побыстрее, то вместе с вводом отключите и батареи.

А при самозапуске двигателей снова включить.
Рацпредложение :0)

5

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

sovethanov86, ЭДС одиночного двигателя затухает по экспоненте. Постоянная времени определяется параметрами ветви намагничивания. Можете выполнить эксперимент индивидуального выбега. Выполнял такой опыт, в итоге за 1 сек. ЭДС затухает до 0,48 о.е., за 2 сек. до 0,17 о.е. Если двигатели разнотипные, то одни выступают как генераторы, другие как двигатели.
Идея отсрочки включения АВР по затуханию ЭДС в том, чтобы не включить ЭДС резервного источника на ЭДС двигателя. При неудачном соотношении фаз можно получить близкий к двойному пусковому ток. Тут могут и ложно отключиться токовой отсечкой двигателя, это и электродинамические усилия на двигатель (тряска в прямом смысле слова). Но это не к.з.
С батареями конденсаторов еще интересней. Их время индивидуального разряда определяется параметрами изоляции диэлектрика. Среди трех фаз БК после отключения одна всегда будет иметь напряжение порядка 0,85 о.е. И опять возникает проблема  включения АВР ввиду возникновения переходного тока. Оставив параллельно АД и БК без питания мы получаем диссипативную систему, в которой все затухает. Но самое главное - до какого скольжения затормозятся АД при такой длительности перерыва электроснабжения? Какие опытные данные есть?

6

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Если ваши ЭД участвуют в режиме самозапуска, то при расчете уставок СВ должен был учитываться этот режим (у ставка загрубляется на коэф. 1,4, учитывающий не синхронное включение). См. БЭМ Байтер или Зельбирман по собств. нуждам ТЭЦ, АЭС, там все расписано с учетом большого количества двигателей

7

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Принимая такой факт, думаю разумно будет настроить уставку ЗМН (для АВР) на вводе как можно больше, чтобы при к.з. до ввода (рассматривая случай работы АВР при к.з. до ввода, и аварийного отключения питающей линии), этот ввод отключился как можно быстрее (питание точки к.з. до ввода при генераторном режиме двигателей), а уставку на ячейке ТН как можно меньше, который даст разрешение на включение секционного выключателя после отключения ввода. Как считаете?

matu пишет:

sovethanov86, ЭДС одиночного двигателя затухает по экспоненте. Постоянная времени определяется параметрами ветви намагничивания. Можете выполнить эксперимент индивидуального выбега. Выполнял такой опыт, в итоге за 1 сек. ЭДС затухает до 0,48 о.е., за 2 сек. до 0,17 о.е. Если двигатели разнотипные, то одни выступают как генераторы, другие как двигатели.
Идея отсрочки включения АВР по затуханию ЭДС в том, чтобы не включить ЭДС резервного источника на ЭДС двигателя. При неудачном соотношении фаз можно получить близкий к двойному пусковому ток. Тут могут и ложно отключиться токовой отсечкой двигателя, это и электродинамические усилия на двигатель (тряска в прямом смысле слова). Но это не к.з.
С батареями конденсаторов еще интересней. Их время индивидуального разряда определяется параметрами изоляции диэлектрика. Среди трех фаз БК после отключения одна всегда будет иметь напряжение порядка 0,85 о.е. И опять возникает проблема  включения АВР ввиду возникновения переходного тока. Оставив параллельно АД и БК без питания мы получаем диссипативную систему, в которой все затухает. Но самое главное - до какого скольжения затормозятся АД при такой длительности перерыва электроснабжения? Какие опытные данные есть?

8

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

sovethanov86 пишет:

Как считаете?

Считаю, что все же необходим баланс. Наверняка у Вас случаются провалы напряжения, но АВР в этом случае работать не должен, поэтому в случае

sovethanov86 пишет:

настроить уставку ЗМН (для АВР) на вводе как можно больше

будете отключаться часто излишне.
Если есть какая-то статистика по провалам напряжения в Ваших конкретных сетях, то необходимо использовать эти данные. Если нет, то думаю, что уставка по напряжению должна быть не менее 0,7Uном, выдержка времени не менее 0,3сек, этим отстроитесь от КЗ, на ЛЭП ВН.
По поводу подпитки КЗ от двигателей - если у Вас цифровые терминалы защит, то можно использовать защиту от реверса мощности (ANSI 32)

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

9

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

sovethanov86 пишет:

думаю разумно будет настроить уставку ЗМН (для АВР) на вводе как можно больше, чтобы при к.з. до ввода этот ввод отключился как можно быстрее

Это какую же? Можно так задрать, что и на пуск АД она будет реагировать. Да и зачем это? Если будет внешнее к.з., то будет кратковременная подпитка от АД, и тем самым их ЭДС разрядится на место к.з. Это вам на руку, т.к. остаточное напряжения на шинах АД после отключения внешнего к.з. будет минимальным. На практике как правило это случай и встречается, хотя бывает и другое.

10

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Очень интересные ответы и советы господа! Думаю уже можно подвести итоги по данному вопросу. Терминалы стоят цифровые и думаю нужно ввести защиту ANSI 32 (обратная активная мощность), которая отключит двигатели в момент потери напряжения на секции,   тем самым застраховаться от подпитки к.з. (в случае к.з. на питающей линии) и от больших пусковых токов этих двигателей в момент включения секционного выключателя (включение на прямую: большие токи, срабатывание защит, механические удары и т.п.) и после успешного АВР, технология сама запустит двигатели (автоматизация присутствует и есть такая возможность).То есть все остается как есть, только вводим вышеупомянутую защиту, что является простым и надежным решением

11

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Надо бы еще что-то вроде делительной автоматики по частоте предусмотреть. Сколько излишних АЧР по этому поводу припоминаю.

12

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

По какому поводу? При включении двигателей?

doro пишет:

Надо бы еще что-то вроде делительной автоматики по частоте предусмотреть. Сколько излишних АЧР по этому поводу припоминаю.

13

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Мощная двигательная нагрузка при отключении питания может перейти в режим генерации без посторонних источников мощности, по инерции. Естественно, частота при этом резко снижается. То ли превентивно отключаем такую нагрузку с расчетом на включение с восстановлением питания, то ли идем на риск излишнего отАЧРивания других, ни в чем не повинных потребителей.

14

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

doro пишет:

Надо бы еще что-то вроде делительной автоматики по частоте предусмотреть. Сколько излишних АЧР по этому поводу припоминаю.

Излишняя работа АЧР действительно имеет место быть, но все-таки от этого лучше отстраиваться (для микропроцессорных терминалов) во-первых напряжением, т.е. установить порог срабатывания АЧР при напряжении не ниже 90-100% от номинального, либо ввести блокировку АЧР-1 (быстродействующего) при скорости снижения частоты в районе 3,5Гц/сек, как правило, эту цифру должно дать РДУ вместе с уставками АЧР.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

15

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Совершенно с Вами согласен

flash74 пишет:

Излишняя работа АЧР действительно имеет место быть, но все-таки от этого лучше отстраиваться (для микропроцессорных терминалов) во-первых напряжением, т.е. установить порог срабатывания АЧР при напряжении не ниже 90-100% от номинального, либо ввести блокировку АЧР-1 (быстродействующего) при скорости снижения частоты в районе 3,5Гц/сек, как правило, эту цифру должно дать РДУ вместе с уставками АЧР.

16

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

flash74 пишет:

установить порог срабатывания АЧР при напряжении не ниже 90-100% от номинального

Боюсь, что не менее 50% всех аварийных режимов, когда необходима работа АЧР, как раз и характеризуются пониженным напряжением (0,8-0,9 Uн).
Измерение скорости изменения частоты - дело совсем не такое простое, в частности для АЧР-1, где уставки по времени 0,15-0,2 с.

Возьмите любое устройство, которое умеет измерять скорость изменения частоты, подайте на него реальную аварийную осциллограмму...
Оцените погрешность.

17

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

sovethanov86 пишет:

Терминалы стоят цифровые и думаю нужно ввести защиту ANSI 32, которая отключит двигатели в момент потери напряжения на секции

\
Тогда это у вас уже не самозапуск будет. И какую уставку по времени выбрать для ANSI 32? Ведь нужно будет отстроится от времени работы токовых защит смежных линии и питающей линии, иначе при внешних к.з. ложно будете отключать АД. А если оставить как есть, при к.з. на смежной линии к.з. быстро отключается, напряжение возрастает и АД почти не успели затормозиться. При к.з. на питающей линии ее отключает МТЗ, за это время ЭДС АД существенно снижается, ЗМН отключает ввод и ввиду незначительного остаточного напряжения АД включается АВР.

18 (2016-05-18 22:26:15 отредактировано flash74)

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Уставкин пишет:

Боюсь, что не менее 50% всех аварийных режимов, когда необходима работа АЧР, как раз и характеризуются пониженным напряжением (0,8-0,9 Uн).

К сожалению, такой статистикой не обладаю, а было бы интересно посмотреть эти осциллограммы, можете выложить? Я тоже сегодня размышлял на эту тему, ведь частота у нас "уходит" при дефиците активной мощности, а напряжение - реактивной. Способы борьбы для предотвращения этих явлений тоже разные, в случае с частотой это и ГРАМ, и вращающийся резерв, команды ПА по разгрузке (ОН), АЧР. Для поддержания напряжения в требуемых пределах используют АРВ, установку БСК, синхронные компенсаторы. Опять же лавина частоты и лавина напряжения - самостоятельные явления. Соответственно в теории вроде бы связи нет, конечно, не исключаю наличие этой связи в реальной жизни, поэтому и хотелось бы увидеть конкретные примеры.
Сименс в мануале на 7SJ80 рекомендует как раз-таки уставку по напряжению для АЧР - 100%, видимо чем-то это обосновано.

Уставкин пишет:

Измерение скорости изменения частоты - дело совсем не такое простое, в частности для АЧР-1, где уставки по времени 0,15-0,2 с.


Может и 0,3сек. быть, но здесь тоже не могу ничего сказать из практики.

Уставкин пишет:

Возьмите любое устройство, которое умеет измерять скорость изменения частоты, подайте на него реальную аварийную осциллограмму...Оцените погрешность.

Пока такой возможности нет.

Добавлено: 2016-05-19 02:23:58

sovethanov86 пишет:

Терминалы стоят цифровые и думаю нужно ввести защиту ANSI 32 (обратная активная мощность), которая отключит двигатели в момент потери напряжения на секции

Вернее, эта защита отключит двигатели или секцию (в зависимости от того куда поставите) при КЗ на питающей линии, в случае подпитки от двигателей, в момент потери напряжения, читай - отключения ввода, будет лишь "выбег" на секцию шин. От излишних отключений при КЗ на вышестоящих линиях - да, надо отстраиваться. Кстати, защиту можно поставить и ANSI67 и защита может быть и с инверсной характеристикой. Но конкретики по расчетам подсказать не могу.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

19

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

flash74 пишет:

Соответственно в теории вроде бы связи нет, конечно, не исключаю наличие этой связи в реальной жизни

И в теории и в жизни всё выглядит вот таким вот образом:

http://s1.radikale.ru/uploads/2016/5/19/0af51a7a91b15a71d27e4c928ca80dda-full.png

20

Re: АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

да конечно самозапуск просто невозможен из-за больших пусковых токов, насчет отключения при внешних к.з. АД мне это на руку, так как мне необходимо их отключать, чтобы не было самозапуска

matu пишет:

\
Тогда это у вас уже не самозапуск будет. И какую уставку по времени выбрать для ANSI 32? Ведь нужно будет отстроится от времени работы токовых защит смежных линии и питающей линии, иначе при внешних к.з. ложно будете отключать АД. А если оставить как есть, при к.з. на смежной линии к.з. быстро отключается, напряжение возрастает и АД почти не успели затормозиться. При к.з. на питающей линии ее отключает МТЗ, за это время ЭДС АД существенно снижается, ЗМН отключает ввод и ввиду незначительного остаточного напряжения АД включается АВР.