1

Тема: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Здравствуйте, про этот форум узнал недавно и сейчас смотрю как только есть возможность. Спасибо организаторам и всем кто отвечает.
Тему по подключению ДЗТ и расчетам поднимал  в рубрике Спрашивайте-отвечаем от 26.08.2016 и 17.09.2016.
После заданных там вопросов, для себя сделали вывод, что начали что то понимать,  сделали расчет витков для ДЗТ-11, но потом обратили внимание, на то что пользователь tca предложил изменить схему подключения реле. Появились вопросы.
Во вложении два варианта подключения ДЗТ.
Так вот как мы понимаем: суммарная МДС реле в обоих случаях одинаковая. Разница в том куда подключены ТТ для повышения чувствительности. 
Вопрос: 1. А что это меняет? и 2. Какая схема лучше и почему?

Post's attachments

2 варианта подключения ДЗТ-11 (2).bmp 3.38 Мб, 41 скачиваний с 2016-10-19 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2 (2016-10-19 13:39:29 отредактировано retriever)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Зачем столько тем-то плодить?
В Расчет ДЗТ Прошу бывалых проверить прочитайте, пожалуйста, внимательно ответ tca в #8.

UPD
Если вкратце: доп. ТТ 8000/5 по существующему варианту подключен к клемме [1] реле. Через эту клемму ток проходит, в конечном счете, до клеммы [2] и попадает в тормозную обмотку. Когда будет КЗ в реакторе, то в тормозную обмотку будет поступать ток от трансформатора 8000/5. Соответственно, начнется торможение=>вырастет
уставка по диф. току=>снизится чувствительность...

Единственное, что меня смущает - полярность этого тока. ТТ 8000/5 включен "нестандартно". Не приведет ли это к тому, что реально будет не "торможение",  а "ускорение"?

По измененному варианту при КЗ в реакторе через ТТ 1000/5 (35 кВ), 2500/5 и 8000/5 ток не течет вообще, соответственно, в тормозной обмотке тока не будет вообще.

3

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Может быть для бывалых и неприятно если кто то плодит лишнее, но там Вы между собой что то выясняете, которое для тех у которых меньше опыта непонятно. Не хотите не отвечайте.

Добавлено: 2016-10-19 16:07:36

retriever пишет:

UPD
По измененному варианту при КЗ в реакторе через ТТ 1000/5 (35 кВ), 2500/5 и 8000/5 ток не течет вообще, соответственно, в тормозной обмотке тока не будет вообще.

Всё это я вижу по схеме, а почему всё же одна схема лучше другой?

4

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

А можно вопрос, так для прикола...
А если использовать 1-ю схему, но ТТ 8000/5 не подключать?

5 (2016-10-19 15:38:00 отредактировано retriever)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Лучше та схема, где выше чувствительность.
Вопрос сводится к тому, где чувствительность выше.
Кч=дифференциальный_ток/ток_уставки
Торможение увеличивает ток_уставки, соответственно, при торможении меньше Кч.
Поэтому с точки зрения такой логики, лучше схема, где ТТ 8000/5 подключен на сторону 110 кВ. У нее при внутренних КЗ торможения нет совсем.

Однако вот я нарисовал сейчас схему, и подтверждаются мои опасения.
Смысл какой: 8000/5 - это очень большой коэффициент, соответственно, при внешних КЗ ток от этого ТТ перебивается током от ТТ 2500/5.
Поэтому при внешних КЗ в клемму [8] ток будет входить, а из клеммы [1] - выходить.
При этом ток в тормозной обмотке будет направлен от клеммы [6] к клемме [2]. И в таком режиме тормозной поток должен перебивать поток рабочей обмотки [8]-[3].

При внутреннем КЗ в реакторе у нас не будет "перебивающего" тока от ТТ 2500/5, соответственно, ток будет ВХОДИТЬ в клемму [1]. И ток в тормозной обмотке будет направлен [2]-[6]. А в рабочей обмотке ток по-прежнему [8]-[3]. Получается, поток тормозной обмотки наоборот, будет складываться с потоком рабочей.

Итого - ток_уставки уменьшится, что приведет к повышению Кч.
И получается, что существующая схема, на самом деле, лучше... Потому что она "тормозит" в обратную сторону ("ускоряет")
Я бы очень хотел услышать соображения tca по этому поводу...

6 (2016-10-19 16:53:40 отредактировано tca)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

retriever пишет:

Получается, поток тормозной обмотки наоборот, будет складываться с потоком рабочей.

Ток в тормозной обмотке просто увеличивает ток срабатывания реле. Есть только зависимость коэффициента торможения от угла между рабочей и тормозной МДС. То есть никакого "ускорения"быть не может по принципу работы реле. Еcли же оно наблюдается, то можно говорить о наличии взаимоиндукции между тормозной и вторичной обмоткой, чего быть не должно, то есть реле неисправно или его хар-ки специально изменили (последнее очень маловероятно, в практике встречал только один раз).

Цитата из Александрова А.М. "Эффект торможения заключается в том, что при протекании тормозного тока происходит подмагничивание крайних стержней, увеличивается магнитное сопротивление потоку рабочей обмотки и для создания рабочего потока соответствующего срабатыванию реле, требуется больший рабочий ток. Таким образом тормозной ток ухудшает трансформацию между рабочей(уравнительной) и вторичной обмотками, автоматически увеличивая ток срабатывания."


Для сравнения схем выкладываю калькулятор, только у меня по расчёту вместо 10 витков получилось 11.
По умолчанию КЗ стоит в зоне ДЗТ за реактором:

Post's attachments

Модель ДЗТ с зоной повышенной чувствительности.xlsx 15.35 Кб, 16 скачиваний с 2016-10-19 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

7 (2016-10-19 17:44:40 отредактировано retriever)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

tca, спасибо за ответ.
Нагуглил схему намотки на магнитопровод, и кажется, понял - дело в исключающей взаимоиндукцию хитрой намотке, когда одна в одной половине вторичной обмотки индуцируется ЭДС в одну сторону, а в во второй половине -в другую, итого индуцированного тока от тормозной обмотки нет, она только намагничивает боковые стержни, вызывая их насыщение.
Тогда да, схема с подключением ТТ 8000/5 на сторону 110 лучше, т.к. нет торможения при КЗ до реактора = >ниже ток срабатывания реле, выше чувствительность.

8 (2016-10-20 08:42:54 отредактировано RIN)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Спасибо за ответы и приведенный расчет.
Но как мне кажется тут что то не срастается в расчете который привел уважаемый tca. Или я сразу в первом письме некорректно поставил вопрос т.к. по моему нельзя сравнивать эти две схемы если на реле одни и те же витки.
Моя мысль:
Т.к. в схеме подключения ДЗТ которую предложил tca, ТТ 8000/5 сразу заходит в рабочую обмотку куда подключены ТТ-110кВ, при расчете числа витков на ДЗТ число витков на рабочей обмотке должно быть меньше.
Ведь число витков ДЗТ по 110кВ при стандартном расчете зависит от номинального тока силового тр-ра, Ктт ТТ-110кВ, Ксх и коэфф. запаса.
А тут на эту обмотку реле подключены ТТ-6кВ. Следовательно надо в расчете это надо учесть и количество витков там будет не 19, а например 12.
Правильно думаю или чего то недопонимаю?

Для интереса добавил свой расчет к существующей схеме подключения.

И дополнительный вопрос для tca - как Вы рассчитываете Fср реле (в модели расчета файла яч.R6) , я думал Fср реле всегда 100ав, у Вас же =125ав? по формуле ячейки не пойму.

Post's attachments

8 Расчет ДЗТ-11 ЦРП Тр-р №1 (RIN) со схемой окончательный.xls 108 Кб, 10 скачиваний с 2016-10-20 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

9 (2016-10-20 10:45:01 отредактировано tca)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

RIN пишет:

Т.к. в схеме подключения ДЗТ которую предложил tca, ТТ 8000/5 сразу заходит в рабочую обмотку куда подключены ТТ-110кВ, при расчете числа витков на ДЗТ число витков на рабочей обмотке должно быть меньше.

19 Витков на рабочей обмотке (для основной зоны) выбраны исходя из отстройки от БНТ при включении трансформатора. Если витков будет меньше, то чувствительность защиты при КЗ в точках K1 и К4 будет меньше, так как в этих случаях ток КЗ через 9ТТ не протекает.

При КЗ в точке К2 9ТТ  увеличивает ток в рабочей обмотке, то есть, фактически, снижает ток срабатывания защиты и повышает чувствительность. Или, говоря другим языком, уменьшает Ктт стороны ВН с 1000/5 до 1000/(5+115/6,6*5*1000/8000/1,73)= 1000/11,287 при среднем положении РПН.

И, кстати, 19 витков для ТТ стороны 110 кВ и 9ТТ это просто совпадение. Если изменить ток срабатывания защиты в зоне повышенной чувствительности, то изменится необходимое кол-во витков для 9ТТ и для 1ТТ+2ТТ, и тогда, из-за отсутствия дополнительных уравнительных обмоток, придётся делать отвод от рабочей обмотки для подключения 9ТТ см. п.6 Приложения П3 РУ13б.

RIN пишет:

И дополнительный вопрос для tca - как Вы рассчитываете Fср реле (в модели расчета файла яч.R6) , я думал Fср реле всегда 100ав, у Вас же =125ав? по формуле ячейки не пойму.

Fср зависит от Fт. В ячейке используется апроксимация тормозной хар-ки максимального торможения полиномом. Только определение Fср надо переделать, чтобы найти пересечение с прямой как на рис. 3.3.б РУ13б, но пока не придумал как автоматически решать уравнения в Excel. В данный момент расчитываются завышенные значения Fср.

UPD: Модифицировал определение Fср в полном соответствии с РУ13б методом итераций.

Post's attachments

Модель ДЗТ с зоной повышенной чувствительности.xlsx 16.13 Кб, 9 скачиваний с 2016-10-20 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

10

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

tca, А для стороны 35кВ, также всё надо проверять, как в Вашей модели расчета?

11 (2016-10-20 11:15:46 отредактировано tca)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

Нет, так как при КЗ на стороне 35 кВ торможение отсутствует. Вот эта же модель  - изменена точка КЗ и токораспределение по ТТ. (устранена ошибка при отрицательных значениях Fраб и Fторм).

Post's attachments

Модель ДЗТ с зоной повышенной чувствительности.xlsx 16.02 Кб, 2 скачиваний с 2016-10-20 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

12

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

не, я говорю про проверку коэфф чувствительности

13

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

А схема-то у вас показана неправильно, т.е. неправильно  собрана дифференциальная цепь. ТТ относительно объекта защиты должны быть включены "однообразно", одинаково P1 (S1) к объекту (трансформатору, шинам, всё равно) или от него со всех сторон, все плечи. Проследите сами, у вас по схеме сквозной ток или ток нагрузки попадает в реле.

14 (2016-10-20 12:12:54 отредактировано RIN)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

tca, понял, что надо проверять. Сейчас буду разбираться почему к существующей схеме Ваши расчеты и мои дают разный коэффициент чувствительности при кз 6кВ. Вижу что я не учел влияние тормозной обмотки, но всё равно она не даст такой большой разницы, т.к. у меня коэффициент рассчитан при 2-х фазном кз в сети 6кВ и =1,86. У Вас при 3-х фазном кз Кч=1,39.

nculesh? Вы про какую из схем говорите, там два варианта, и вроде обе правильные, если хотите переверните ТТ 2500/5 по 6кВ и 1000/5 по 35кВ, но тогда не забудьте перевернуть и вторичные цепи. Просто схема нарисована "как есть" по факту.
Уточняю, что точками у ТТ показаны начала вторичных обмоток.

15

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

RIN пишет:

Вижу что я не учел влияние тормозной обмотки, но всё равно она не даст такой большой разницы,

В Варианте 1 ТТ 8000/5 подключены к уравнительной обмотке с 10 витками, в Варианте 2 ТТ 8000/5 подключены к обмотке с 19 витками.

16

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

А я и говорю только про вариант 1 (существующий), у меня в расчетах (сообщение 8) один Кч, у Вас в (сообщении 9) другой Кч.
Наверное что то я не учел, т.к. с расчетами витков ДЗТ начал заниматься только недавно, когда принесли такую схему.

Добавлено: 2016-10-20 15:33:48

В принципе мой расчет совпадает с расчетами tca, кроме того что для подсчета Кч я брал мдс срабатывания реле ДЗТ=100ав.
Поэтому мой коэфф.чувствительности больше.
Вопросик:
tca, а так ли критично учитывать влияние тормозной обмотки, ведь и так принимаем коэффициент запаса, да и ложного срабатывания при сквозных кз точно не будет? А.

17

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

RIN, попробуйте посчитать Кч с помощью отношения ампер витков Fраб / Fср. В вашем расчёте Вы складываете токи от 9ТТ и ТТ стороны ВН и делите на ток срабатывания реле, то есть фактически рассчитываете чувствительность для Варианта 2.

18

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

TCA, а разве это так не будет (при кз в точке К2 ТТ-110 и 9ТТ по 6кВ), я их складываю потому что они включены на реле согласно, хоть и на разные обмотки реле и их мдс всё равно суммируется. Я так понимаю.

19 (2016-10-20 14:50:55 отредактировано tca)

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

В реле суммируются МДС (Ампер*витки), а не токи (Амперы). Если вместо 10 витков выставить 0, токи тоже будете суммировать?

20

Re: Дифф защита, 2 варианта подключения ДЗТ-11

TCA, теперь понял, и совершенно согласен. Спасибо!