1

Тема: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Известны расчётные сквозные максимальные (трёхфазные) и минимальные (двухфазные)  токи короткого замыкания (токи замыкания за зоной диф защиты, на с.ш. ) для плеч сторон 35 и 10 кВ.

Есть желание снять реальную тормозную характеристику. Число витков тормозной обмотки=9 Виткам.

Как, зная токи сквозные (тормозные) просчитать токи которые надо подавать на тормозную обмотку ?

Для стороны 35 кв токи в еденицах стороны 110 кв:
Jmax(3-х фазное к.з.)=1390 А
Jmin(2-х фазное к.з.)=673 А

2

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Cудя по всему, у Вас ЭМ реле дифзащиты тр-ра (ДЗТ-1_). И Вы хотите смоделировать к.з. и проверить, как работает дифзащита.
Раз Вы не задаете вопроса, как вообще снимать тормозную характеристику, Вы это знаете (а то я уже было собрался цитировать протокол наладки и указать, где можно найти рисунок зоны, за которую не должна вылазить тормозная х-ка).
Значит, вопрос сводится к созданию модели. 
Далее.  Что должно быть в этой модели? А должны быть сквозной токи к.з. с той стороны, чтобы торм. обм. обтекалась  током, и ток  небаланса. (ведь это ток, от которого будет раб. ДЗТ, если он превысит уставку). То есть, вы должны знать токи небаланса при этих сквозных токах к.з. А как Вы его определите? Он зависит от характеристик ТТ и от реальных токов в сети. Не знаю, существуют ли такие модели. ЭУ5000 явно не обойдешься.
Но самый первый вопрос: Вы не доверяее расчетчикам?

Делай , что должен, и будь, что будет

3

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Да я себе не доверяю, знаний практических мизер.
Благодарю за отзыв. Прошу продолжения дискуссии.

Постараюсь быть точным.
Касаемо первого вопроса. Мне подсказали что это уже даны токи для одного реле для минимального КЗ (это 2-х фазное) и для максимального КЗ (это 3-х фазное) на шинах.

Повторюсь, трансформатор с 3-мя напряжениями 110/35/10 кВ.
Теперь уточняю вопрос: зная сквозные токи, как снять реальную тормозную характеристику.
Стенд: Ретом41 макс.ток 20 А умножил на 9 (число витков тормозной обмотки) получил 180 АВ. Указал в условиях программы макс. начение по оси Х, т.е. Wт=180 АВ. Это конечно недостаток по токоывой мощности ретома.

Но это ладно, есть более интересный вопрос:
во внутренних схемах соединения ДЗТ-11 имеет какое нибудь значение полярность обмоток между собой?
У меня ток в Wр со стороны 110 кВ входит в ногу №8, со стороны 35 кВ в Wур2 в ногу реле №1, со стороны 10 кВ в Wур1 в ногу реле №4. Эти уравнительные обмотки с правой стороны собираются на ноге №9, а далее (внимание!) перемычка между №9 и №6 (тормозная обмотка).  А в бланке уставок задана перемычка между 9 и 2 ногой. Реле простояло более 15 лет, но что то меня настараживает.
Проверял токи срабатывания в полной схеме (при отсоединёных ТТ, с блоков БИ подавал ток в сторону реле ДЗТ) для проверки правильности сборки цепи торможения. Wур2+Wт ток срабатывания около 19-20 А, Wур1+Wт ток срабатывания около 50 А. Wур2=12 витков, Wур1=10 витков. МДС срабатывания Wур2=8,3 А*12 витков, а МДС срабатывания Wур1=9,9 А*10 витков. Wтормозн.=9 витков

Вот почемуто мне кажется что реле собрано не правильно, оно всё время подтормаживает. В методичках тоже вроде перемычка между 9 и 2.

Какие ориентировочно токи срабатывания в полной схеме с тормозной обмоткой? Зная МДС срабатывания рабочих обмоток (уравнительных) без торможения, как определить примерные велечины токов срабатывания цепи уравнительная обмотка (ки) с обмоткой торможения?

Но ведь оно простояло 15-20 лет, ну не могу же я быть таким умным.......нате  вам нашел неисправность........

Если кто понял о чём я, прошу откликнутся.

Маленькие вопросики:
1. При замерах МДС без торможения, надо ли разьеденять (отключать) Wт из схемы, или просто подаём соответствующие токи в рабочие (уравнительные) обмотки?
2. При снятии тормозной характеристики надо разбирать связь между уравнительной(ыми) обмотками и тормозной, т.е. снимать перемычку 9-6 ? (или 9-2 ?) ?
3. Для чего в программе ретома41 по проверке тормозной характеристики реле ДЗТ на экране где рисуется график по точкам можно устанавливать курсор (он фиксируется) и в соответствующих двух окошках высвечивается текущее значение Wр= * АВ и Wт= * АВ ?

4 (2011-08-17 13:09:30 отредактировано lik)

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

C добрым утром!
Первое. Дайте свою эл. почту. Я Вам вышлю протокол проверки ДЗТ-11, которую я делал. А вообще есть такая книга (знаете, наверное): «Справочник по наладке втор. цепей эл. станций и ПС» под. ред.  Э.С.Мусаэляна. Москва. Энергоатомиздат. 1989г. Там на стр. 135 как раз описана методика проверки ДЗТ-11. А на стр.137 даны торм. х-ки.  Теперь по сути вопросов.
1.Я от МП пров. у-в ДЗТ-11 никогда не проверял. Начинал я проверять ДЗТ-11 в начале 80г.г., когда о таковых не было ни слуху, ни духу. И вполне достаточно того, что сейчас имеет тип ЭУ-5000. Вообще, еще одно замечание, для проверки правильности уставок ДЗТ-11 нужно подавать туда строго синусоидальный ток, понятно – 50 Гц. При ином токе будут другие результаты. Не знаю, насколько синусоидален ток РЕТОМ при этом. Может, там и правильная синусоида. Просто не знаю.
2.Полярность рабочих и уравнительных обмоток имеет значение. А вот для  тормозной- нет. Конструктивно тормозная выполнена так, что одна ее полуобмотка намотана на один крайний стержень, вторая – на второй крайний стержень. И намотана так, что поток от нее не проходит по среднему стержню, на котором намотана втричная обмотка. Поток от торм. обмотки только создает доп. намагничивание и этим как бы тормозит, то есть ухудшает тр-цию. А в какую сторону течет поток тормозной обмотки – не имеет значения.
3.Тормозная х-ка – это зависимость м.д.с. сраб. от м.д.с. торм. обм. И нужно два ист. тока (синусоидальных 50 Гц). От одного подаем в любую раб. или ур. обм. ток, от другого – только в тормозную. И для разных тормозных токов фиксируем ток. сраб. Причем, проверок должно быть две: а)при сдвиге фаз между торм. и раб. током   0 град. (или 180, что одно и то же с учетом того, что полярность торм. тока неважна); в) при сдвиге фаз между торм. и раб. током   90 град (или270). И сравниваете с торм. х-ками в Мусаэляне или др. книгах.
А измер. тока сраб. при вкл. послед. торм. и раб. (ур.) -это косвенный метод. Просто, убедиться, чо торможение дает эффект.
4.Если Вы сомневаетесь, что полярность торм. обм. не имеет значения, снимите торм. х-ку при разном ее подкл.  Точно также, Вы можете проверить ток сраб., поменяв полярность торм. обм. И, уверяю Вас, результат будет одинаков.

Делай , что должен, и будь, что будет

5

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Увидел, что не на все вопросы ответил.
1.Да, при снятии торм. х-ки обязательно надо отделять раб. обм. от торм.
2.На счет подтормаживания. Ведь торм. обм. будет обт. током только при внешнем к.з. в сети 10 или 35 кВ. При к.з. в зоне защ. тр-ра ток через нее течь не будет. Разве что есть подпитка от 10 и (или) 35 кВ.

Делай , что должен, и будь, что будет
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Откровенно и коротко: ретом мне не нравится. Установка У5052-самый лучший стенд, но сломался (врёт) ампервольтметр на регулировочном блоке. А нептун-2, ну такой скользкий, ну не могу я им. Токов вообще не чувствую, шкала цифр тормозит. Ну это так ладно...

Протокольчик с удовольствие изучу, в сети скачал два варианта, да и в брошурах есть некоторые. Вообще есть желание конечно для себя полностью проработать протокол со всеми подсказками и т.п. Почта kda82@inbox.ru

А вот Мусаэленя пропустил, наверняка что то более подробнее описывает, посмотрю.

Вы пишите, что измерение тока срабатывания рабочая+тормозная обмотка ( в сборе) косвенный метод.   А в методичке "Методические указания по техническому обслуживанию дифференциальных защит с реле серии РНТ и ДЗТ-10. Гриценко И.П 1983 г." написано:
"Для оценки правильности выполнения тормозной цепи в схеме ДЗ с реле ДЗТ-11  необходимо сначало определить ток срабатывания для плеча защиты с торможением. Затем измереный ток сравнить с током, определённым по характеристикам наибольшего торможения в соответствии с полученной во время измерения МДС торможения. Равенство ( с точностью до 5%) указаных токов будет свидетельствовать, о правильности выполнеия тормозной цепи и соответствии установленного числа витков тормозной обмотки заданному"    Это был пункт 3.11.2.2- и всё, без уточнений...

По моемому, мне так думается, что это как бы чуть ли не самая главная проверка. Но сути её так пока и не могу понять.

Вот у меня ток срабатывания для плеча 35 кВ (уравнительная+тормозная) 20 Ампер. Эти амперы с какими амперами сравнивать? Точек на тормозной характеристике несколько, какую брать ? Какой ток брать ?

Ну и опять небольшой вопросец: ГДЕ купить ампервольтметр для регулировочного блока стенда У5052, или отремонтировать. Сдавали в ремонт в какую то более-менее серьёзную организацию, сказали нет ЗИПов, по началу предлагали сделать какую то растяжку а потом и сами отказались, сказали технически не возможно. Может кто задарит, хотя в таком стенде кроме этого ампервольтметра ломатся то и нечему, а посему с ним исправным, и стенд можно назвать рабочим. А стенд то никто не подарит...

7

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Ну честно говорю, перечитал 2-3 методички, а написал только Мусаэлян: "Перемычка между обмотками тормозной и рабочими (уравнительными) снимается, чтобы обеспечивалось независимое регулирование тормозного и рабочего токов".
Читаю дальше...

8

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Добрый день!
1.Относительно где купить  – не знаю. Я вообще сейчас проектировщик и  не работаю с проверочными стендами (а потребность есть).
2.Отвечу на вопросы,на  которые могу.
2.1.Я привык к методикам, которые были приняты в серьезных наладочных организациях в нашей бывшей общей стране (doro подтвердит). И протоколы были разработаны, в частности – по ДЗТ-11. Мы только клеточки заполняли. Конечно, надо было много учиться, чтобы правильно все проверять – это не на клавиши нажимать. Жаль, тех старых бланков в первозданном виде не осталось. Но то, что я Вам высылаю – это по образцу и подобию тех старых протоколов.
2.2.Книга Гриценко видимо грамотная, но не в русле тех методик, по которым мы проверяли. Как раз наоборот: сначала мы проверяли токи срабатывания от всех рабочих и уравнительных обмоток (а ур-ные, по сути, тоже рабочие). Наверное, Вы знаете, что ампервитки сраб. от каждой из этих обмоток – 100 Авит. Далее проверяются тормозные
х-ки.  Еще раз обращаю внимание: при сдвиге токов раб. и торм. -0 град. – одна торм. х-ка, при сдвиге токов раб. и торм. -90 град. – другая торм. х-ка. Обе приведены в Мусаєляне.
Вообще, Мусаєлян был нашей настольной книгой.
2.3.Вообще, наладку ДЗТ-11 надо начинать с проверки исполнительного органа (ИО). Как сейчас помню: 0,16…0,17 А сраб, при этом напряж. на обм. исп. орг. – 3,5…3,6 В. Эти параметры обеспечивают оптимальное сопротивление обмотки исполнительного органа в момент срабатывания: сраб. будет на перегибе характеристики намагничивания.
Правда, начиная с какого-то времени мы начали замечать, что железо стало хуже и эти параметры  не вписываются в оптимумы.  Да и вообще, это больше для наладки. Не будете же Вы в экс-ции перестраивать ИО.
2.4.Итак. Когда Вы проверили, что от всех раб. обм. – 100 Авит. сраб., снимаете тормозную х-ку. Вот сравнение ее с той, что должна быть, это и будет критерий правильности тормозной обмотки. Как проверять – у Мусаэляна. И у меня в прежнем посту (конечно, я – не Мусаэлян).
2.5. Еще раз. Проверка сраб. с посл. соед. раб. и торм. обм. – косвенная проверка в названных мной методиках. Она показывает, что сраб. с торм. – больше, чем без.
Еще. У Вас ведь три или два реле. У всех одни уставки. Вот сравните это сраб. в разных реле. Эти токи должны быть близки. Не могут же все реле одинаково врать.
2.6.Методики проверки ДЗТ-11 могут быіть разныіми. Надо выбрать одну и придерживаться ее. У Мусаєляна, считаю, наиболее оптимально.

Делай , что должен, и будь, что будет

9

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Еще раз обращаю внимание: обязательно надо подавать синусоидальные токи. Уставки именно для них и рассчитываются. Кстати, в техописании на У5053 (ЭУ5000) подробно написано, что делать, чтобы токи на ДЗТ-11 получались син-ми . Обм. ДЗТ-11 имеют большие нелинейные сопротивления, и если подавать токи  как попало, то может быть большой процент высших гармоник, и проверки будут некорректными.

Делай , что должен, и будь, что будет

10

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Коллеги!
Более внимательно прочел абзац из Вашего поста с цитатой из книги Гриценко. А вопросов без ответов, по возможности, не должно быть (так считали все великие сыщики, в частности, месье Дюпен). Но в данном случае индуктивный метод ни к чему – все достоверно.
1.Что значит наибольшее торможение? А это торможение при угле между торм. и раб. токами – 0 град. Тогда максимумы обоих токов совпадают,  и торможение максимальное.
А при посл. соед. этих обм. именно так и будет.

2.Смотрим на стр.137 Мусаэляна.
У Вас 20 А при 9 вит. торм. обм. и 12 вит. 2 ур.
9х20=180 Авит –тормозной ток.  12х20=240 – ток сраб. 2 ур. Ниже х-ки в Мусаєляне.

50 А при 9 вит. торм. обм. и 10 вит. 1 ур.
9х50=450 Авит –тормозной ток.  10х50=500 – ток сраб. 1 ур. Ниже х-ки в Мусаєляне.

Это две точки торм. х-ки. Через них, в принципе, можно провести кривую, которая идет ниже, чем в Мусаэляне. Отличие не 5, а около 20%. Но мой и моих коллег опыт показывает, что тормозные х-ки в разных реле отличаются. И мы сделали вывод, что всегда они между кривыми 1 и 2 в Мусаэляне при макс. торможении. И мы это приняли за критерий. У Вас – между ними. Так что можете быть спокойными. В конце концов, Гриценко – не закон. Да и что он имел в виду? Может, отличие реальной, данного реле, тормозной х-ки от того опыта. Но тогда это просто тавтология. То есть, проверка того, что действительно тормозная и любая из рабочих обмоток соединены последоватнельно.
Снимите, как я говорил, тормозную х-ку от двух ист. при угле 0 град, а потом проделайте эти опыты по Гриценко. И, думаю, отличий не будет.

3.Ампервитки сраб. чисто раб. обм. у вас почти 100.
В общем, по-моему, Вы на реле напрасно грешите.

Делай , что должен, и будь, что будет

11

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Тормозные характеристики у меня вроде получаются, укладываются между двумя кривыми.
Как написано в Инструкции по проверке реле серии ДЗТ с магнитным торможением,Энергия, 1965 год:  "Поэтому при испытании реле проверяется, лежит ли лубая  снятая тормозная характеристика в гарантированной заводом области: не ниже и не выше граничных характеристик" 
На этом временно и успокоюсь...

Протокол посмотрел, надо вникнуть, интересный...

Благодарю!

12

Re: Проверка тормозной характеристики ДЗТ зная сквозные токи (расчет)

Будут вопросы-задавайте. И адрес мой вы знаете.

Делай , что должен, и будь, что будет