Тема: Расчет ДЗТ Прошу бывалых проверить
Моя предыдущая тема по ДЗТ как то заглохла.
Я всё таки вроде сделал расчет по РУ13б.
Бывалые, проверьте пожалуйста.
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Расчет ДЗТ Прошу бывалых проверить
Страницы 1
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Моя предыдущая тема по ДЗТ как то заглохла.
Я всё таки вроде сделал расчет по РУ13б.
Бывалые, проверьте пожалуйста.
А почему Вы не делаете схему как в #22 предыдущей темы?
По-моему, у вас в схеме ТТ 8000/5 и 2500/5 соединены последовательно (соединены концы со стороны силового транса и отправлены в одну клемму ДЗТ)
Схема та же. Не знаю как нарисовать, но тогда словами, ТТ-110, 9ТТ по 6кВ включены от генератора к нагрузке. ТТ-35 и 1ТТ и 2ТТ по 6кВ включены наоборот.
Точками я это вроде показываю.
По 6кВ : суммарный тока на реле это ток 9ТТ минус (1ТТ плюс 2ТТ ).
Точками я это вроде показываю.
Если у вас, допустим, ток идет сверху вниз (от трансформатора к ТТ 8000/5), то он во вторичке выйдет из близжайшей клеммы
от трансформатора первичный ток
||
||
\/
/------>---- вторичный ток в ДЗТ
С
С
\------<----
Т.е. для встречного включения нужно менять местами вторичные концы одного из ТТ (провод, который шел из нижнего конца, подключить туда, куда ранее подключался верхний, и наоборот, по первичке ничего не менять)
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Выкладываю полную схему
Что-то мне не нравится ваш случай.
Во-первых, схема.
Я не очень понимаю, что означают обозначения А и Х на рабочей схеме.
А - это И1, Х - это И2?
Тогда у вас схема рабочая неправильная. Нужно А и Х поменять местами у ТТ 2500/5.
По смыслу - у ТТ 8000/5 очень маленький вторичный ток, он должен перекрываться бОльшим вторичным током ТТ 2500/5 при КЗ за реактором. В реле нужно заводить токи, взятые с концов ТТ со стороны шин.
Т.е. это из тока ТТ 2500/5 нужно вычитать ток ТТ 8000/5.
http://rzia.ru/uploads/4731/thumbnail/9n5J_EFlo7IUs6XqxRm3.png
http://rzia.ru/uploads/4731/thumbnail/h5_Qxa1DfLF6ryAi0Igv.jpg
Разумеется, в конечном счете все должна решать тупо наладка - что куда подключать.
Коллеги, если я ошибаюсь, поправьте.
И второе - у вас ток срабатывания ДЗТ (первичный, приведенный к 110 кВ) 602 А, в то время как двухфазный ТКЗ за реактором (до ТТ, приведенный к 110 кВ) 588 А...
Чувствительности не хватает, получается.
Я ведь правильно понимаю, что 0,25 Ом - это у одной ветви реактора?
UPD у 9ТТ тоже надо клеммы переставить. В реле И1 должен заводиться
retriever, ток срабатывания защиты в точке К2 (в зоне повышенной чувствительности) будет не 608 А, а меньше (около 415 А для номинального коэффициента трансформации без учёта торможения). При проверке чувствительности не учтено торможение, которое будет в зоне повышенной чувствительности. С учётом торможения ток срабатывания увеличиться на 20-30% по характеристике соответствующей минимальному торможению. Витки тормозной обмотки рассчитаны неправильно из-за того, что кол-во рабочих витков взято на стороне 110 кВ, а не 35 кВ.
В варианте, на котором так настаивает RIN, ток срабатывания защиты в зоне повышенной чувствительности при номинальном коэффициенте трансформации без учёта торможения будет равен 352 А, но при этом также будет торможение в зоне повышенной чувствительности. С учётом торможения ток срабатывания увеличиться на 20-30%.
В варианте #22 предыдущей темы, ток срабатывания защиты в зоне повышенной чувствительности при номинальном коэффициенте трансформации равен 270 А, торможение отсутствует. Этот вариант рекомендуется РУ13б.
Для тормозной обмотки достаточно 5 Витков, так как небаланс при КЗ реактором меньше 200 А (и даже меньше МДС срабатывания реле), что приводит к увеличению коэффициента торможения из-за увеличения угла Alpha.
Для тормозной обмотки достаточно 5 Витков, так как небаланс при КЗ реактором меньше 200 А
А, понял, то есть начальная уставка ДЗТ без торможения уже отстроена от небаланса.
Я только не понимаю, зачем так необходима зона повышенной чувствительности, ТКЗ до реактора вроде достаточно велик. Или это просто дело принципа?
Я только не понимаю, зачем так необходима зона повышенной чувствительности, ТКЗ до реактора вроде достаточно велик. Или это просто дело принципа?
Если реактор входит в зону ДЗТ, но ДЗТ не обеспечивает требуемой чувствительности, то необходима отдельная защита реактора. В данном случае, ДЗТ даже с минимальной уставкой равной номинальному току трансформатора (402 А) и отстроенной от БНТ не обеспечивает требуемую по ПУЭ чувствительность.
Тут всего три варианта:
1) Микропроцессорная ДЗТ, но потребуются большие денежные вложения.
2) Электромеханическая ДЗТ, всё уже есть, капиталовложения минимальны
3) Отдельная защита реактора: либо МТЗ с выдержкой времени либо ДЗО НН, что опять приводит к дополнительным капиталовложениям.
Была схема защиты тр-ра с одной секцией 35 и с одинарным реактором и одной секцией 6кВ, п/ст реконструировали только по 6кВ с установкой сдвоеного реактора и соответственно стало 2 секции 6кВ, и заменной ТТ, ранее был один 3000/5, стало два 2500/5. Проект делала проектна организация, дифф. защиту расчитала по РУ13б, расчет сырой и без учета старой удачной схемы. Когда увидели что по их расчету число витков и схема подключения реле сильно изменились энергетик засомневался и попросил ЭТЛ попробовать самим рассчитать. О дополнительных вложениях речь вообще не идёт. Никогда этого не делали, вот от этого и вопросы.
А МТЗ ВН трансформатора этот реактор не кроет?
Просто, может, реактору можно отключаться и с выдержкой времени? Или нельзя, недопустимо?
На других наших ГПП реакторов нет. А так по литературе реактор должен быть в зоне ДЗТ.
RIN, 14 витков на W2ур выставлены для выполнения требования по чувствительности ДЗТ к КЗ в точке К2. Обратите внимание, что при этом КЗ ток через нижний ТТ 6кВ не течет, поэтому его Ктт не учитывается. При этом расчетчик сознательно пошел на небаланс при сквозном КЗ (в точке К3), расчетом доказывая, что ампер-витков для срабатывания не хватит. Опыт эксплуатации подтвердил расчет, "сквозняков" не было. Теперь проектом предлагается уменьшить Ктт, что приведет к угрожающему росту небаланса. Если не менять витки, останется надеяться на торможение, которое тоже вырастет. Вы предлагаете уменьшить витки до 11. Небаланс уменьшится, но тогда ДЗТ перестанет удовлетворять требованию чувствительности к КЗ в точке К2. Вариант расчета без использования 9ТТ сразу отбрасываем, с 19 витками на Wр ДЗТ вообще не сработает при КЗ в точке К2. А вот схема из #22 наилучшая из предложенных. 19 витков против 14 гарантируют выполнение требования по чувствительности. Нет торможения при КЗ в зоне. W2ур освобождается для балансирования при сквозных КЗ. Вам даже калькулятор дали...
RIN, правильную схему Вам дали (#22 старой темы), расчёт тоже выложен. Вам осталось только разобраться с выложенным материалом, так как, по большому счёту, ничего сложного там нет. Подозреваю, что и наладку своими силами делать будете, поэтому и вцепились так в старую схему, которая с трудом удовлетворяла требованиям ПУЭ и в которой очень сильны взаимозависимости при выборе витков на реле.
У Вас был Ктт=3000/5, а стал 2500/5. Это увеличивает вторичный ток стороны НН, что приводит либо к необходимости уменьшения витков стороны НН либо к увеличения кол-ва тормозных витков, чтобы отстроиться от небаланса при КЗ за реактором.
Уменьшение витков стороны НН приводит к снижению чувствительности защиты в зоне повышенной чувствительности, так как одновременно уменьшается кол-во витков и для Ктт=8000/5, что увеличивает ток срабатывания.
Увеличение тормозных витков также снижает чувствительность защиты в зоне повышенной чувствительности, так как присутствует торможение от Ктт=8000/5.
То есть 8000/5 и 3000/5 очень удачное сочетание для такой схемы. Единственный способ решить проблему - это завести ТТ с Ктт=8000/5 на отдельную уравнительную обмотку со своими витками. Посмотрите рис. П3.2.в в РУ13б. Ничего не напоминает?
Посмотрел схему в старой теме (#22) еще раз.
Сдается мне, что "правильная" полярность будет вот так:
http://rzia.ru/uploads/4731/thumbnail/gfskvyTwR6a0X7jZWIQO.png
P.S. Концы ТТ я промаркировал в соответствии с #6, там главное вот что: в "начало" ДЗТ втыкаются
- конец ТТ со стороны шин 110 + конец ТТ со стороны 9ТТ, взятый со стороны трансформатора.
- конец ТТ со стороны шин 35
- конец ТТ со стороны шин 6
Добавлено: 2016-09-16 21:32:35
Витки тормозной обмотки рассчитаны неправильно из-за того, что кол-во рабочих витков взято на стороне 110 кВ, а не 35 кВ.
Понял. Не сразу дошло, что коэффициент торможения в эл/мех ДЗТ нужно приводить к той стороне, которой тормозим.
wт=wраб*Кнб/(115/38,5)*(Ксх110/Ксх35)*(Ктт35/Ктт110)
Так получается? Тогда да, wт в моем расчете будет 4 с дробями, и надо взять 5.
По идее, надо еще проверить торможение обмоткой 6 кВ, но там наверняка будет неопределяющее условие.
Понял. Не сразу дошло, что коэффициент торможения в эл/мех ДЗТ нужно приводить к той стороне, которой тормозим.
Не нужно ничего приводить, так как кол-во витков стороны 35 кВ уже расчитано ранее. Берется кол-во рабочих витков той стороны к которой подключена тормозная обмотка.
Не нужно ничего приводить, так как кол-во витков стороны 35 кВ уже расчитано ранее
Я, возможно, немного неправильно выразился. Я к тому, что если тормозить стороной 110 (хотя бы гипотетически, даже если конструктивно это нельзя), то результат будет один, а если тормозить стороной 35 - другой. У меня в расчете, как вы правильно отметили, торможение было стороной 110, и я задался вопросом - как соотносится число витков, полученное при торможении стороной 110, к количеству витков при торможении стороной 35 (считаем, что на 6 кВ тока нет для простоты). Рабочая обмотка в обоих случаях предполагается на стороне 110.
http://rzia.ru/uploads/4731/thumbnail/JbXWq9HS3eoMda2BhkLU.png
Получается, ток на 35 кВ будет больше, чем ток на 110 кВ (Ктт и Ксх одинаковы в данном случае), тогда для создания одной и той же тормозной МДС число витков для торможения стороной 35 кВ будет меньше, чем если тормозить 110-ю...
Получается, ток на 35 кВ будет больше, чем ток на 110 кВ (Ктт и Ксх одинаковы в данном случае), тогда для создания одной и той же тормозной МДС число витков для торможения стороной 35 кВ будет меньше, чем если тормозить 110-ю...
Совершенно верно.
Страницы 1
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Советы бывалого релейщика → Спрашивайте - отвечаем → Расчет ДЗТ Прошу бывалых проверить
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc