Re: Статья из журнала РЗиА: Проблемы подстанций "нового поколения"
(с)Жаль только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе...
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Организационые вопросы связаные с РЗА → Статья из журнала РЗиА: Проблемы подстанций "нового поколения"
(с)Жаль только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе...
crza2, :)
Уважаемый коллега.
Как человек занимающийся АСУ ТП с 1998года, могу сказать к своему сожалению, что вы находитесь в глубоком заблуждении.
Поверьте истиному фанату АСУ ТП ( т.е. мне и не думаю что на форуме есть много таких) и пустившему несколько десятков ПС с прообразами "гусей", на тот период асученых и цифровых ПС, что дело не выглядит таким простым, как кажется.
конечно нет на сегодня альтернативы цифровым ПС, но пути разные бывают.
одно из стойких заблуждений является то что РЗиА будет маловажной подсистемой, глубочайшая ошибка, и сегодня приходится уже пожинать плоды этой ошибки.
на "старом форуме" можно найти множество тем по теме :-).
8 лет я руководил бригадой наладчиков РЗиА и АСУ ТП, в неё входили релейщики, асушники и интеграторы, т.е люди 50/50.
иначе невозможно.
интеграторов нигде не готовят как таковых, хотя может сегодня ситуация изменилась.
Нельзя обьять необъятное.
Вот в одной из тем был разговор об АСУ ТП, где синхонизация в руках АСУ и релейщики не знают что делать.
У меня пример где кроме синхронизации, они делают управление заяземлением генераторов и мне пришлось изголяться чтобы подобрать защиту под их режимы ( левой ногой, через правое ухо сделал).
============================================================================
будучи ярым фанатом АСУ ТП, я так же яростный противник снижения роли РЗиА, так как уже не один год вижу последствия.
качания из стороны в сторону обычно топят лодку.
Да, вот еще тема для обсуждения в той же стороне. Для чего нужны разделения на защиты в цифровой системе (дистанционную, земляную, диф. и т.д.). Не знаю прорабатывал ли кто нибудь этот вопрос, но загружай информацию с датчиков (токовых, напряжения) и дальше голимая математика расчета и выявления ненормальных и аварийных режимов работы с определением опасности повреждения первичного оборудования и выдачей управляющих воздействий. По моему это тоже путь дальнейшего развития УРЗА. По сути все существующие защиты решают те же проблемы. Математическая модель способна и на большее, но повторюсь, здесь все ограничено возможностями тех кто будет ее описывать. Приведу последний пример из моей практики. Сейчас у нас установлено несколько десятков шкафов МКПА с функциями ФОЛ. Причем залиты типовые алгоритмы, которые согласованы (по словам разработчика) на уровне Москвы. В процессе эксплуатации выявляется интересная вещь. Благодаря триггерной схеме алгоритма ФОЛ, этот шкаф, установленный на ВЛ с двумя выключателями, постоянно выдает ложную команду ФОЛ при отключении одного из выключателей ВЛ. То есть, при работающем втором выключателе, он фиксировал его как длительно отключенный и при этом упорно молчал об этом. Сейчас по нашей просьбе производитель озадачился разработкой алгоритма сигнализации несоответствия сигнала ФОВ и входной информации. Это я к тому что дело построения даже таких простых математических моделей процесс трудный и сложный и требует как минимум совместного труда двух человек - релейщика и программиста. А по моему опыту, за редчайшим исключением, это разные люди.
Тоже стоят МКПА на линиях с двумя выключат.,подробно алгоритм не изучал,но и "косяков" таких тоже не было замечено.Завтра отключается ВЛ 500 - посмотрю
При нормальной работе КСА разъединителей, отсутствии ошибок оперативного персонала проблем нет. Проблемы начинаются тогда, когда дежурный сначала включает выключатель, а потом переводит режимный ключ в положение "работа".
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Коллега, на форуме накоплен огромный запас мнений и информации.
для начала из старого форума:
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =726617013
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =928263799
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =140147563
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =424982129
Да еще по поводу АСУ ТП. Откуда такие мысли? Да я ничего не придумываю. Достаточно почитать "Единую сеть" с бравурными отчетами нашего руководства о скором интеллектуальном управлении сетью, и сколько подстанции уже построено с этими системами. Причем в этот список попали даже системы телемеханики "Компас", по моему мнению редкая пакость в части исполнения и железа. Мудрые люди которые ее делали на некоторых объектах даже забыли выполнить запрет АПВ после отключения с АРМ. По моему это высший пилотаж.
:)
Для тех то не участвовал тогда в беседах и нам кто участвовал напомнить.
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =588450628
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =256892835
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =845422520
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =845422520
2. Аналогия с головой и руками-ногами, как уже было отмечено, притянута за уши. Тут уж скорее спинной мозг в качестве РЗ (быстрые безусловные рефлексы – реакция на внешние раздражители, типа отдергивания руки от пламени), и периферическая нервная система в качестве АСУ (органы чувств в качестве информационной подсистемы плюс каналы связи для передачи информации и управляющих воздействий). Головной мозг, т.е. принятие решение – по-прежнему за диспетчером. Правильно scorp сказал, АСУ на подстанциях четко укладывается в телесигнализацию/телеизмерения и телеуправление.
Солидарен с автором цитаты только в одном - РЗА, осуществляющая непосредственное управление аварийными и нормальными режимами работы оборудования и системы в целом, действует на уровне рефлексов, на уровне подсознания. А "голова", АСУ ТП и человек, вступают в действие, когда авария уже локализована.
Уважаемый автор статьи недоволен - "зарубежные фирмы поставляют конструктор". По мне, так лучше "конструктор" чем "наш" производитель, поставляющий с разницей в 2-3 года однотипные терминалы генераторов с разной логикой и не взаимозаменяемыми модулями.
Отгораживаться от отдельных производителей "Великой Китайской Стеной" - себе выйдет дороже.
Перспективнее брать у каждого лучшее и внедрять у себя за счет "свободной логики".
МКПА - наглядный пример российского производителя, когда в изделиях не учитываются старые типовые работы ЭСП. "Прософт системы" не вправе на меня обижаться, они от меня эти претензии слышали не раз. Они просто подстраиваются под рынок и в каждый регион продают нужную потребителю логику. А если у заказчика нет своих требований, то он получает самый экономичный вариант.
Насчет престижа. Да, всегда с релейщиками советовались, раньше зачастую прислушивались. Но несмотря на памятные приказы о расширении вилки окладов, доплат за допуск к самостоятельным проверкам, доплат за 500 кВ, доплат за ПА - старший смены оперативников всегда получал больше.
Я простой и тупой техник, который должен в своей работе руководствоваться макулатурой для меня разработанной, где каждый мой шаг должен быть четко прописан. А желание творить что либо новое должно появляться в другом месте, например в консерватории или академии художеств.
Почему-то сложилось ощущение, что автор статьи болеет за свое дело, а автору цитаты на все наплевать.
Я несколько раз слышал подобные заявки, но всегда это было перед уходом из релейки.
Все таки наша профессия для души, а не для зарплаты.
и о Лукомольской ГРЭС.
Вот где АСУ и вовсе не при чём. Забыли накладку УРОВ ввести. :(
:P
Сергей, да я помню отлично что накладка, но ты забыл с чего предположения начались :-)))).
И как Ракурс обвиняли.....
Солидарен с автором цитаты только в одном - РЗА, осуществляющая непосредственное управление аварийными и нормальными режимами работы оборудования и системы в целом, действует на уровне рефлексов, на уровне подсознания. А "голова", АСУ ТП и человек, вступают в действие, когда авария уже локализована.
Немного встряхнем тему (давно подзасохла). Отдадим должную память автору этого поста (давно покойник) и вспомним о старых советских "минижорах" как и о забугорном оборудовании. Упоминал как-то на предыдущих площадках форума. Реализация плана ГОЭЛРО практически полностью была выполнена на импортном оборудовании. Сия чаша не миновала и мою родную Харьковскую ГРЭС-2 (сейчас, насколько знаю, именуется НТЦ Эсхар). Отец этому объекту отдал последние 45 лет жизни, мама долго работала учительницей в местной школе, там и похоронены.
Так вот, отец Георгий Андреевич как-то упоминал о так называемом бронированном распредустройстве собственных нужд, там на то время было 3 кВ. Советские "минижоры" в 20-е годы прошлого века заказали в США РУ с объемом в тоннах. Да, получите нужное оборудование с толщиной стенки в 20 мм. Да какая там дуговая или логическая защита шин? Все выдержит. Отец в должности начальника электроцеха с радостью дождался ликвидации этого чудовища, цеховой план по сдаче металлолома при реконструкции был выполнен на два года вперед. А заказывали кто? да первые советские "минижоры" с образованием, в лучшем случае, 4 класса. Инженеры в то время ведали техникой, а не закупками.
Авиаконструктор Туполев и его команда купили документацию на самолет в дюймах и прочих футах.
Да и мы не без того (в плане борьбы с контрафактом). Вспомнилась одна старая статья в одном из технических журналов моей молодости. Повадились японцы (довольно хитромудрая нация) под видом покупки какого-то грандиозного оборудования для начала просить документацию для ознакомления. После этого документация возвращается под видом "да и у нас такое есть", после чего выпускается полная копия. Был у нас известнейший кораблестроитель А.Н. Крылов (и при царской, и при советской власти был уважаем). Легкий росчерк карандаша, переведенный в нормативную документацию, и японский аналог переворачивается вверх килем. Тамошний главный конструктор по законам тамошней дворянской чести вынужден был сделать себе харакири.
Советы бывалого релейщика → Организационые вопросы связаные с РЗА → Статья из журнала РЗиА: Проблемы подстанций "нового поколения"
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc