1 (2012-05-19 13:19:20 отредактировано new_1)

Тема: вопрос по дифзащите

Я не релейщик, а простой электрик и обслуживаю оборудование гпп, поэтому прошу быть снисходительными в отношении неточностей.
Вопрос, собственно, такой. Заглянул я в схему дифзащиты и обнаружил, что существует зона шинопровода, которая не охватчена ни дифзащитой ни какой-либо другой защитой более низкого уровня. Это потому, что 2-я катушка дифзащиты расположена до вводной тележки. Полистал немножко литературу, и выяснил, что такое положение вещей считается нормальным. А почему, собственно, катушка дифзащиты находится до вводной ячейки, а не после нее? Какие препятствия мешают поставить ее после вводной тележки?

2

Re: вопрос по дифзащите

Это стандартная конструкция. Если поставить после В, то при к.з. на участке от В до ТТ откл. весь тр-р. А если он трехобм., то обесточ. и СН (вторая нога). Правда, при станд. констр. есть "мертвая зона" (между ТТ и В).Но там повреждение маловероятно, а если и будет,  то сраб. МТЗ ВН. Правда, там время может быть великовато. Может еще быть  УРОВ  НН, действ. на откл. всего тр-ра. Правда ступень селективности по времени между МТЗ НН и МТЗ ВН соизмеримо с УРОВ.

Делай , что должен, и будь, что будет

3 (2012-05-19 12:29:43 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

>>Если поставить после В, то при к.з. на участке от В до ТТ откл. весь тр-р. А если он трехобм., то обесточ. и СН (вторая нога)

Ну и что? Альтернативой может быть неустранимая авария пожар и выгорание всего РУ, со всеми вытекающими. Неужели это лучше, чем перебой в питании объекта. Я не понимаю логики.

>>то сраб. МТЗ ВН

Не сработает.

4

Re: вопрос по дифзащите

"Зона шинопровода" все таки должна защищаться. Если она существенна и Вы не имеете ввиду 20 см в самой ячейке. Транс 35/6 или 110/6?
Все должно быть в зоне ДЗТ, ТТ в ячейке ввода.

5 (2012-05-19 14:13:57 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

Я имею в виду как-раз эти 20 см. А чем эти 20 см отличаются от любого другого участка? Я считаю, что вся цепь должна быть защищена. Что мешает защитить ее так как я указал? Есть реальные причины или это просто инженерная глупость проектировщиков?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: вопрос по дифзащите

Причины Вам были названы. Есть понятие селективности. Дифзащита - защита с абсолютной селективностью. Т.е. она работает в своей зоне, ограниченной ТТ, и не работает при сквозных (внешних) КЗ. Если установить ТТ, как Вы хотите, то при КЗ между ТТ и выключателем ввода, по сути за выключателем ввода, трансформатор полностью отключится, в то время как в настоящей схеме отключится только ввод (ДЗТ тормозит), тем самым не погасив СН или второй ввод расщепленной обмотки.

7

Re: вопрос по дифзащите

Да все это понятно, я спрашиваю, почему В ПРИНЦИПЕ так не делается, или Вы никогда не задумывались о надежности системы с которой работаете. Я ведь говорю, что приоритетом должно быть безопасность оборудования и людей, а в данном случае на первое место ставиться бесперебойность питания и отсутствие скачков в питающей линии.

8

Re: вопрос по дифзащите

Я советую Вам повежливее выражать свои соображения, раз уж зашли на форум за советом. Представляете, задумывался о надежности.
А Ваш вариант исполнения дифзащиты как раз не учитывает бесперебойность, поскольку неселективно будете отрубать транс. Все, что после ввода защищается защитой ввода, но никак не дифзащитой.

9

Re: вопрос по дифзащите

>>как раз не учитывает бесперебойность

Правильно, но она и не должна ставиться выше безопасности.

10

Re: вопрос по дифзащите

Безопасность обеспечится резервной защитой Т, а также дуговой при очень низкой вероятности КЗ между ТТ и В.

11

Re: вопрос по дифзащите

senior пишет:

Безопасность обеспечится резервной защитой Т

Я дико извиняюсь за безграмотность, но что это такое? Это везде устанавливается?

12 (2012-05-19 15:26:51 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

Погуглил, понял, что это такое, это отношения к делу не имеет, поскольку, во первых установлено далеко не везде, во-вторых, к дифзащите, и к рассматриваемому случаю прямого отношения не имеет.

senior пишет:

а также дуговой

Причем тут дуговая, если речь идет о возможном кз в "мертвой зоне"

низкой вероятности

и чем же она ниже, чем на любом другом участке? Уж не тем ли, что туда имеют доступ кошки и мышки?

13 (2012-05-19 17:18:21 отредактировано Яков)

Re: вопрос по дифзащите

new_1 пишет:

Причем тут дуговая, если речь идет о возможном кз в "мертвой зоне"

У дуговой защиты нет "мертвых" зон.
Защита от дуговых замыканий (ЗДЗ) современных вводных ячеек имеет три защищаемых зоны (участка): участок присоединения - кусок шин внутри ячейки от трансформатора до губок выкатного элемента; зона выкатного элемента; зона шинного отсека - от губок выкатного элемента до шин секции. Срабатывание защиты в каждой из этих зон имеет свое действие: при КЗ в 1-й зоне ЗДЗ без выдержки времени отключает трансформатор (в том числе и ввод в котором было КЗ) и разрешает АВР секции, во 2-й - без выдержки отключает выключатель ввода с запретом АВР секции + с выдержкой времени отключает трансформатор; в 3-й - отключает без выдержки времени только вводной выключатель с запретом АВР секции.
ЗДЗ достаточно надежная и очень быстродействующая защита. ЗДЗ не сработает только при КЗ без дуги, а это - установленное ПЗ или ЗН!
Поэтому ваш вопрос

new_1 пишет:

Вопрос, собственно, такой. Заглянул я в схему дифзащиты и обнаружил, что существует зона шинопровода, которая не охватчена ни дифзащитой ни какой-либо другой защитой более низкого уровня.

имеет ответ - ЗДЗ.

Будешь тише воды, не заметишь, как окажешься ниже травы.

14 (2012-05-19 17:43:33 отредактировано Яков)

Re: вопрос по дифзащите

new_1 пишет:

Да все это понятно, я спрашиваю, почему В ПРИНЦИПЕ так не делается, или Вы никогда не задумывались о надежности системы с которой работаете. Я ведь говорю, что приоритетом должно быть безопасность оборудования и людей, а в данном случае на первое место ставиться бесперебойность питания и отсутствие скачков в питающей линии.

Давайте расставим точки над ё.
1. О надежности какой системы вы говорите? Могу предположить, что Вы имели ввиду, что есть участок электроустановки (20см.), который не защищается ни одной защитой? Так? Но это не так! от КЗ в зоне этих 20-ти см. защищают ЗДЗ, ЛЗШ секции, а также защиты ввода и резервные защиты трансформатора (это как правило дистанционные защиты). Если у вас этих защит нет, то это плохо (ненадежно). Но это проблема РЗА вашей электроустановки, а не общего принципа выполнения ДЗТ.
2. В РЗА безопасность никогда не была приоритетом. Ее нет даже в перечне основных требований к РЗА. Безопасность людей обеспечивается другими способами и средствами - то отдельная тема, а "безопасность" оборудования опосредованно обеспечивается за счет быстродействия и селективности РЗА. ДЗТ - защита трансформатора и она не должна работать при КЗ за выключателем!
и 3. От бесперебойности электроснабжения также косвенно, а иногда и напрямую зависит безопасность и оборудования и людей...
Так что в существующих технических решениях нет никаких проблем, дыр, белых пятен и т.п. В этой отрасли все настолько продумано, что изобрести велосипед практически невозможно!!! Но то, что Вы в поиске и пытаетесь, делает вам честь!

Будешь тише воды, не заметишь, как окажешься ниже травы.

15

Re: вопрос по дифзащите

Народ, извините, я торможу, о каких 20см шинопровода идёт речь???
от ТТ до В?

16 (2012-05-19 19:13:52 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

Яков пишет:

имеет ответ - ЗДЗ

Яков, спасибо большое за развернутый ответ, действительно ЗДЗ у нас нет, к сожалению, я поначалу подумал грешным делом, что ЗДЗ - это среда гашения дуги в ВН (вакуум. масло и т.д.). Я, кстати не думаю, что много подстанций оборудовано ЗДЗ, и в большинстве случаев опасность все же остается, и с этим ничего сделать нельзя.
В любом случае, спасибо за ответ.

17 (2012-05-19 21:45:43 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

grsl пишет:

ТТ до В

Да, от ТТ дифзащиты до В(включительно).

18

Re: вопрос по дифзащите

grsl пишет:

Народ, извините, я торможу, о каких 20см шинопровода идёт речь???
от ТТ до В?

Я так понимаю, что 20 см - это расстояние м/у шинными ТТ и выключателем)). ТТ в этом случае расположены в сторону транса, т.е. выключатель ввода НН не попадает в зону ДЗТ. Топикстартер спрашивал, чем защищается этот участок.
Я понял так:)

19

Re: вопрос по дифзащите

new_1 пишет:

ЗДЗ у нас нет, к сожалению

Какой тип ячеек КРУ? У СЭЩа, например, все типовые схемы выполнены с ЗДЗ (только различается тип оборудования, либо МП, либо на фототиристорах и клапанах). Видел АВВшное КРУ 6 кВ, в котором нет ЗДЗ (и ЛЗШ, кстати). Но там шины везде изолированы (покрыты чем-то вроде термоусадки), поэтому вероятность междуфазных КЗ очень маленькая. Слава, если что, поправит.

20 (2012-05-19 19:44:59 отредактировано new_1)

Re: вопрос по дифзащите

Яков пишет:

технических решениях нет никаких проблем, дыр, белых пятен

В самих решениях может и нет, хотя это спорный вопрос, но в реализации они бывают практически всегда. И без изобретения велосипедов вообще далеко не уедешь в нашей отрасли, ИМХО. Но тут другой случай. Я не могу просто так, по своей прихоти "расширить зону дифзащиты", хотя и сделал бы это, будь моя воля. Я ничего не вижу страшного в отключении Т, а вот когда этот участок начнет коротить, загориться проводка, начнется пожар и отрубиться все управление, я вообще ничего не смогу сделать с этой ситуацией, даже пожарных допустить не смогу, пока диспетчер не соизволит отключить головную линию, а сколько пройдет времени, и будет ли связь - это вопрос. разъединит под нагрузкой дергать желания нет.