141

Re: энергобезопасность страны

Что-то тема затихла. Подкину тогда дров. :-)
http://ria.ru/world/20150118/1043082578.html

Согласно документам, рассекреченным Эдвардом Сноуденом, массовая слежка в интернете, осуществляемая АНБ США, была лишь начальной стадией американской цифровой военной стратегии.
Агентство национальной безопасности США готовится к доминированию в киберпространстве, сообщает изданию  Der Spiegel со ссылкой на документы, рассекреченные бывшим сотрудником ЦРУ и АНБ Эдвардом Сноуденом.

Согласно секретным данным, Соединенные Штаты готовятся к войнам будущего, в которых будут иметь возможность через интернет выводить из строя работу компьютеров, а за ними потенциально всю инфраструктуру, включая системы электро- и водоснабжения, заводы, аэропорты и денежные потоки потенциального противника.

Новое цифровое оружие было разработано для ведения войн по интернету, однако, пишет издание, оно практически не контролируется международными конвенциями или органами надзора, а единственным применимым к нему законом является естественный отбор.

"Это превращает интернет в зону беззакония, в которой сверхдержавы и их секретные службы действуют по своей собственной прихоти", — отмечает издание, добавляя, что становится маловероятно призвать их к ответственности за совершенные ими действия.

Неслучайно, пишет Der Spiegel, директор АНБ также возглавляет кибернетическое командование США, осуществляя вместе со своими сотрудниками цифровой шпионаж наряду с сетевыми атаками.

На одной из презентаций АНБ сообщило, что "следующий крупный конфликт начнется в киберпространстве". Это заявление подтверждает запрошенный агентством бюджет в 1 миллиард долларов, необходимый для активизации сетевых компьютерных атак.

Отмечается, что массовая слежка в интернете была лишь начальной стадией американской цифровой военной стратегии. Так, с ее помощью сначала обнаруживались уязвимые места в системах противников, чтобы, проникнув через них, получить постоянный доступ к необходимой информации. Уже после этого, согласно документу, АНБ сможет контролировать или уничтожать важные системы и сети.

142

Re: энергобезопасность страны

да несерьезно это все.
http://www.forbes.ru/news/269469-putin- … neta-izvne

143

Re: энергобезопасность страны

Синжеры как раз используют дурошлепство для проведения своих кибер-атак

Есть и такой вид хакерства

http://rzia.ru/post80313.html#p80313

Против них бессильны программные средства. Необходимо организовывать подходящую политику информационной безопасности

144

Re: энергобезопасность страны

Спартак Молодцов пишет:

А, если будут средства ИБ, они станут гарантией безопасности при любой атаке? ИБ не презерватив, да и последние рвутся.

Первое средство ИБ - это инструкция для персонала и ее соблюдение.

145

Re: энергобезопасность страны

Нашу могучую энергосистему кибератаками на завалить. Когда на одном конце линии стоит ПЗ2/1 70хх годов, а на втором - REL511. Когда на одной станции на генераторах равной мощности стоит ЭПА305 и UNITROL6000. Когда на разных ячейках одного из  ГРУ-6кВ станции стоят терминалы защиты БМРЗ100, МР740, Spam, Sepam. Когда АЧР на разных ПС выполнена по групповому и индивидуальному принципу. По ПА вообще отдельная тема.
    А на дорогах у нас ездят жигули, уазы с карбюратором и БМВ, Шевроле - с мультиплексированной сетью....
    Трудно валить все сразу.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

146

Re: энергобезопасность страны

Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в военном ведомстве, падение бомбардировщика произошло из-за отказа всех четырех двигателей.
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/society/14/07/2015/55 … fd8b2f0fc9
И на нашем Форуме (временно закрытая тема)
http://rzia.ru/topic6593-releishchiki-s … ie-p7.html (сообщение 124)
Припоминаю газетную статью 30-40-летней давности. В то время то ли студентом был, то ли молодым наладчиком. В окрестностях города Кропоткин Краснодарского края садится на шоссе (нынче это – федеральная трасса - то ли Дон, то ли Кавказ) самолет ТУ-134. Вполне вероятно, что это событие – один из мотивов создания фильма «Приключения итальянцев в России». Обошлось благополучно. Предутреннее время, машин нет, дорогу уже видно, но ни освещение, ни навигация, ни радиосвязь не работают.
Причина – практически одновременный отказ всех четырех вроде бы независимых систем электроснабжения. Проблема оказалась в том узле, где они сходились. Была решена довольно быстро.
Буду признателен, если кто поможет разыскать в Интернете или где еще упоминания об этом событии.
Кстати, некоторые сходные вопросы на странице http://dororz.ru/os_32.htm упоминались.
Так что давайте думать в первую очередь над уходами от методической ошибки.

dominator пишет:

    А Вы говорите кибератаки.


140 dominator⇑ 26-01-2015 16:14:41
Незадолго до моего ухода на пенсию разбирались с одним интереснейшим технологическим нарушением. Три молодых джигита после неудачной охоты расстреляли гирлянды изоляторов ВЛ (уж и не припомню - 35, 110 или 220 кВ). После того, как их аул (не в качестве наказания - просто вынужденно) оказался отключенным от ЕЭС России, их же односельчане ребят вычислили и попросили приползти на коленях: да мы все расходы оплатим, только не наказывайте по полной программе.

147

Re: энергобезопасность страны

doro пишет:

Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в военном ведомстве, падение бомбардировщика произошло из-за отказа всех четырех двигателей.

Керосин... Вечного полёта погибшим ...

doro пишет:

Припоминаю газетную статью 30-40-летней давности. В то время то ли студентом был, то ли молодым наладчиком. В окрестностях города Кропоткин Краснодарского края садится на шоссе (нынче это – федеральная трасса - то ли Дон, то ли Кавказ) самолет ТУ-134.
Причина – практически одновременный отказ всех четырех вроде бы независимых систем электроснабжения.

Там четыре генератора, а шин 115 В, ЕМНИМС, две.

doro пишет:

Проблема оказалась в том узле, где они сходились. Была решена довольно быстро.
Буду признателен, если кто поможет разыскать в Интернете или где еще упоминания об этом событии.

Avec plaisir:

Во время одного из полетов по маршруту Ереван — Москва из-за ошибки экипажа произошло переключение электропитания бортовой сети с генераторов на аккумуляторную шину. Такой вариант предусмотрен «Руководством по летной эксплуатации…», но при этом следовало оставить включенными лишь самое необходимое оборудование. В этом случае запаса электроэнергии хватало почти на полчаса полета. Но экипаж об этом забыл, и пришлось делать вынужденную посадку в районе Минеральных Вод на снежный покров. После завершения работы аварийной комиссии Ту-134 взлетел с той же площадки. Тогда это происшествие отнесли к «человеческому фактору». Однако вскоре произошло еще одно ЧП с гораздо худшими последствиями.

Экипаж венгерской авиакомпании «Малев» выполнял рейс из Будапешта в Москву, когда повторился случай с рейсом Ереван — Москва. После перехода на аварийное питание остались включенными второстепенные потребители электроэнергии. В районе Киева аккумуляторы сели, и экипаж пошел на вынужденную посадку. Недостаточная видимость не позволила пилотам выбрать подходящую площадку, и самолет упал на железнодорожную насыпь…

После этих случаев электросистему Ту-134 доработали, и для ее проверки 17 июля 1972 года в полет отправился экипаж ГосНИИ ГА во главе с летчиком-испытателем Вячеславом Кузменко. Когда по программе испытаний остался заход на посадку с оборудованием, работавшем в аварийном режиме, произошло непредвиденное. На посадку заходил иностранный борт, и диспетчер попросил испытателей подождать с посадкой. Пока ходили по кругу и выписывали восьмерки, аккумулятор изрядно подсел. Вслед за этим остановились оба двигателя, и посадку пришлось совершать на водную гладь Икшинского водохранилища. Но самолет не утонул благодаря герметичным фюзеляжу и отсекам крыла.

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

148

Re: энергобезопасность страны

zloi пишет:

Там четыре генератора

+ преобразователи DC/AC

zloi пишет:

шин 115 В, ЕМНИМС, две.

и 208 В и 36 В 3-х ф,=27 В

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

149 (2015-07-15 14:43:38 отредактировано Andrey_13)

Re: энергобезопасность страны

zloi пишет:

Avec plaisir:

Для релейщиков мораль сей басни такова: никогда не полагаться на правильность действий персонала.

150

Re: энергобезопасность страны

Не хочется перечитывать всю тему, но по памяти помнится, что релейщики как бы разделились, на тех кто считает что микропроцессорная техника РЗА особенно связанная с внешней сетью может быть опасной для энергобезопасности страны и на тех, кто считает это все ерундой. Прошло не так уж много времени и мы живем немного в других реалиях и мире и вот интересно поменялось ли хоть чье то мнение в ту или инную сторону. Я был и остаюсь сторонником, что это стратегическая отрасль и нужно быть очень внимательным в этой сфере.

151

Re: энергобезопасность страны

zloi пишет:

Керосин... Вечного полёта погибшим ...

А вот это - мой мотив связки энергетической темы с авиационной. Там соответствующие технические специалисты с прокуратурой разберутся.
А мы попробуем разобраться с соответствующими выводами в части энергетики.
1. Плохой керосин, который привел к отказу одновременно всех двигателей. Неужели такой ужасный? Или все двигатели настолько критичны к качеству керосина?
2. Откуда такой плохой керосин взялся? Видимо, от тендера - взять где подешевше (а то и откуда откат круче)
3. Альтернатива. Неуж-то весь запас топлива на стратегическом бомбардировщике хранится в одном баке? одна шальная пуля - и все накрылось. Пожалуй, он рассредоточен по нескольким незавиимым хранилищам. Иначе бы авиапроектировщики выглядели бы абсолютными идиотами. А все ли двигатели одновременно получают топливо из одного бака?
4. А может ли один заправщик за один прием доставить необходимое количество керосина для такого большого самолета ?
Остается малое. Распределить питание топливом разных двигателей по отдельным топливным бакам и обеспечить их заправку от альтернативных поставщиков.
Так речь идет об условиях мирного времени. А что в более жестких условиях?
В энергетике, полагаю, нужно придерживаться аналогичных принципов

152

Re: энергобезопасность страны

rimsasha пишет:

микропроцессорная техника РЗА особенно связанная с внешней сетью

что такое "внешняя сеть"?

если собственная закрытая сеть - то пусть

если инет - то так не делают

153

Re: энергобезопасность страны

Пользователь пишет:

что такое "внешняя сеть"?

Да любая.
Тут в пентагон хакеры как к себе домой в последние времена, там тоже закрытая Default/smile=)

154

Re: энергобезопасность страны

rimsasha пишет:

Да любая.
Тут в пентагон хакеры как к себе домой в последние времена, там тоже закрытая Default/smile=)

"Министр Обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) заявил о «о проникновении российских хакеров в нынешнем году в несекретные оборонные сети США». Согласно его словам, уязвимость и нарушение были быстро вычислены при помощи датчиков Министерства обороны. 

«[Хакеры] обнаружили старую уязвимость в одной из наших старых сетей, которая не была исправлена… они получили несанкционированный доступ к нашей несекретной сети», — рассказал Эштон Картер. Он утверждает, что была получена необходимая информация о тактике злоумышленников, после чего незваные гости были «выгнаны из сети таким образом, чтобы свести к минимуму шансы на возвращение». Он утверждает, что сетевая активность хакеров указывает на связь с Россией.
--------------------
это инет - с доступом отовсюду

155

Re: энергобезопасность страны

rimsasha пишет:

Не хочется перечитывать всю тему, но по памяти помнится, что релейщики как бы разделились, на тех кто считает что микропроцессорная техника РЗА особенно связанная с внешней сетью может быть опасной для энергобезопасности страны и на тех, кто считает это все ерундой. Прошло не так уж много времени и мы живем немного в других реалиях и мире и вот интересно поменялось ли хоть чье то мнение в ту или инную сторону. Я был и остаюсь сторонником, что это стратегическая отрасль и нужно быть очень внимательным в этой сфере.

Зачем гадать? Есть такая книга: "Уязвимости микропроцессорных реле  защиты. Проблемы и решения" -  Инфра-Инженерия,  Москва, 2014,  256 с. В ней содержатся ответы на многие вопросы по этой теме.

Post's attachments

Обложка.jpg 432.01 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

156

Re: энергобезопасность страны

Пользователь пишет:

если собственная закрытая сеть - то пусть

Полностью закрытая сеть - это миф. Давно надо понять это.
В электроэнергетике используются и арендованные каналы.
Уйдем от аренды. Тогда наладчики на своих компьютерах могут занести заразу.
Запретим наладчикам работать со своими компьютерами. Тогда найдется идиот, который вставит в свой рабочий компьютер найденную на улице флешку.
Раскурочим и зальем эпоксидной смолой все USB порты. Тогда банальный подкуп специалиста по информационной безопасности никто не отменял.

Системы надо строить так, чтобы сеть не являлась критичной для ее работы.

157

Re: энергобезопасность страны

#161, ещё закладки от производителей.

158

Re: энергобезопасность страны

ХВА пишет:

Полностью закрытая сеть - это миф.

У меня по модбасу терминалы с рабочей станцией работают. Ну смотрю я осцилограммы, дискреты и аналоги в режиме реального времени. На рабочей станции не то что уюсби, даже 232 свободного порта нет. То закрытая сеть или , как вы сказали, миф. Только не надо рассказывать про подключение стороннего устройства на шлейфах связи к потокам Rx, Tx, с совпадающим адресом МП терминала.

159

Re: энергобезопасность страны

Andrey_13 пишет:

#161, ещё закладки от производителей.

Про это вообще молчу. Тема необъятная.
Кроме закладок есть еще и ошибки в программном коде, которые периодически обнаруживаются. И никто не даст гарантии, что не будут обнаружены новые.

160

Re: энергобезопасность страны

ХВА пишет:

Тогда найдется идиот, который вставит в свой рабочий компьютер найденную на улице флешку.

Зачем идиоту свой рабочий компьютер? Зачем идиот в РЗА? И главное: зачем компьютер идиота имеет связь по железу с железом РЗА?