1

Тема: Релейщики. Старое и новое поколение

Коллеги, предлагаю обсуждение взамен закрытой мною (на совсем или на три дня, пока сам не знаю) темы http://rzia.ru/topic5699-releishchiki-f … etsya.html Как взаимодействуют между собой представители старого и нового поколения? Спартак Молодцов упомянул о С.Я. Петрове, краткий предварительный некролог о котором приведен на моем сайте. Была тема, посвященная принудительному уходу на пенсию трех величайших спецов в ВЧ части РЗА и ПА. А здесь - речь о старых пе****** (пусть меня администраторы поправят), которые мешают развиваться и продвигаться молодым (пи*****). Помню и сообщение об одной старой пьющей бабке, которую руководство увольнять не хотело. Ох, как эту женщину узнаю! Полагаю, что безошибочно. Но при моих предположениях это - великолепный технический специалист старого поколения!
Я - представитель той возрастной категории, которая является связующим звеном между старыми 80-90 летними и современными 20-50-летними. Каким-то чудесным образом мне и жене удалось выжить в тот период диких 90-х годов. Наши коллеги по наладке кто умер, кто спился от безысходности. Те же, кому удалось удержаться в это время на плаву (главным образом, за счет загранкомандировок,  сейчас - очень крутые и продвинутые), Мы выжили за счет перехода в эксплуатацию. Но мне задают вопрос: ты непрактичный человек, делишься своими наработками безвозмездно. А у меня - свой, хоть и слабенький бизнес. Не задаю вопросов "а что я от этого буду иметь". Имею немалый приварок к пенсии от того, что мою вроде бы безвозмездную работу кто-то оценил.

2

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

doro пишет:

мне задают вопрос: ты непрактичный человек, делишься своими наработками безвозмездно. А у меня - свой, хоть и слабенький бизнес.

Есть люди которые останутся в истории навсегда... благодаря своим трудам, вкладу в развитие отрасли и воспитанию высококлассных технарей, это люди с большой буквы, люди одержимые идеей творчества и созидания, а те кто делает "бизнес" (их слишком много)  канут в лету...

3 (2015-06-28 23:10:37 отредактировано Lekarь)

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Тема хорошая. У нас как-то в стране заведено, что вот мол вечная память, знаменитым релейщикам и другим профессионалам, кто свой след оставил. А нужна ли после смерти эта вечная память? Когда она есть это хорошо. Только во всем цивилизованном мире, стараются о пожилых людях при жизни заботиться и относиться к ним с уважением. У нас это к сожалению не принято. Когда имея отношения с системным оператором, я некоторым руководителям служб в филиалах, включая ОДУ упоминал, Путина, что Он тоже пенсионер, когда меня пытались ткнуть носом, в то, что в службе которой я работал есть пенсионеры, то выражения лиц менялось. Какие-то отмазки сразу шли, смахивающие на детский лепет.
Мое мнение, что у пенсионеров надо учиться и перенимать опыт. И уж ни в коем случае не унижать их.
Был у нас в РДУ случай очень интересный и показательный. Лет пять назад. Помнят, наверное многие, прошедшие сначала ледяные дожди, за ними летом непогоду, для которой нечищеные просеки оказались очень кстати для отключений, а за ними и пожары.  Так вот, как то в одну из ночей, шквальный ветер навалял деревьев на провода линий, и отключилось несколько тяговых подстанций, в результате отключений несколько эшелонов поездов встало. Дежурил в ту ночь старшим диспетчером, пенсионер под 70 лет, университетский математик по образованию, но энергетик-оперативник, с более чем сорока летним стажем, прошедший путь на всех должностях от дежурного подстанции до заместителя начальника ЦДС в энергосистеме. После образования РДУ, работавший в нем старшим диспетчером.  Отключения в ту ночь, касались диспетчеров РДУ постольку-поскольку. Но этот старший диспетчер, и свою работу сделал и подсказал нижестоящим товарищам и соседям, что следовало бы сделать или на что обратить внимание. Вдруг ночью звонит Председатель Правления системного оператора. Стал спрашивать о ситуации. Трубку взял как раз старший диспетчер. Все ему грамотно ответил. Председатель Правления задал вопрос, а сколько бригад работают, каково время восстановления движения поездов. Старший диспетчер, ответил, что этой информацией не обладает (это не входило в его обязанности), но попросил записать мобильный главного инженера АО-энерго, который обладает как раз такой информацией, и сможет дать наиболее полный ответ на вопросы по проведению ремонтов. Тем более звонок старшего диспетчера с вопросами техническому руководителю АО-энерго даже не по рангу будет. Последствия отключений ликвидировали. Все нормально. Проходит неделя, другая, и вдруг приходит команда «сверху» , чтобы наградили, тех кто ликвидировал эту аварию в нашем филиале, в системном.  Мне было приятно, что дескать, оценили труд диспетчеров той ночной смены. Издали приказ, а в приказ вписали другие фамилии, тех кто принял смену у ликвидаторов. Честно говорю, что был удивлен.  Через день-два спросил директора, а как же так, ведь некрасиво и непорядочно получилось? Он мне отвечает, ты же понимаешь, не мог я сказать Председателю Правления системного оператора, что аварию ликвидировал глубокий пенсионер…  Я  перед тем диспетчером извинился, что не мог ничего сделать. А тот мужчина, которому премию выписали, был порядочным и возмутился. Возмутился Он мне, что ему неудобно брать премию, которую не заслужил, да и потом вместе как никак дежурить придеться, в глаза придеться тоже смотреть. Уже на тот момент сделать ничего нельзя было. Уговорили его, что иначе никому не дадут, а при случае попробуем компенсировать и настоящим героям финансы.  После того случая, когда стыдливость руководителя породила вранье первому руководителю системного оператора, дело пошло во всю, "тормоза" в других случаях вообще не работали, а молодое поколение, как я заметил очень и очень  училось у того руководителя филиала (которому еще и 40 годков вроде не было), который постеснялся (или побоялся) сказать правду ПредПраву.

4

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

doro пишет:

Как взаимодействуют между собой представители старого и нового поколения?

Да ни как - молодому поколению ничего не надо. Если старые требуют что то сделать - молодой сделает, но не потому что понял зачем так нужно делать, а потому старому хрычу делать нечего и чтоб начальству не настучал.
Все это напоминает Родителей и подростка 14 лет, так что тут все зависит от мер как воспитывается молодежь.
Работа она как семья - как воспитаешь, то и будет тебе в дальнейшем, может уважать и боготворить будут, а может и нах** посылать.

5

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Чую, что молодым в теме не место... Старые пе****** могут предать анафеме.

rzakvges пишет:

молодому поколению ничего не надо

Не согласен. Мне (и моим товарищам; возраст 24-30 лет; наладка; бригада всего 12 человек, но не суть важно) вот приходится сталкивается с абсолютно противоположной ситуацией.

rzakvges пишет:

Если старые требуют что то сделать - молодой сделает, но не потому что понял зачем так нужно делать, а потому старому хрычу делать нечего и чтоб начальству не настучал.

Теперь я. Молодой подходит с вопросом/предложением. Просит совета у матерого. Последний сам не алё. С умный видом отбрыкивается от молодого. Потому что старого хрыча уже все достало, он уверен, что постиг все премудрости РЗиА, ПА, режимов и т.д.
Хотите немного статистики (исключительно мои наблюдения)? ОЭС Юга. Ростовское, Кубанское, Ставропольское ПМЭС. 60% не смогут ни хрена подсказать. 30% не подскажут из-за того, что они старые пе******. Только 10% подскажут и научат. Но это выдающиеся люди. Так всегда было. И в ваше время и в нынешнее. Нужно отдавать себе отчет в том, что эти 10% релейщиков могут стать таковыми спустя много лет упорного труда и самообразования. Они и будут ощущать разрыв между поколениями. Вы (отписавшиеся выше) относитесь к этим 10%. Остальные молчат в трубочку, так как права не имеют...
---
Я надеюсь спустя некоторое время (много лет) попасть в эти 10%. Если бы у меня были наставники из их числа, то я бы непременно этим воспользовался.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

rzakvges пишет:

молодому поколению ничего не надо.

..... и сказал эксперт в области познания сознания умов молодых релейщиков.
Старое поколение..... новое поколение.... Все стараются сравнить несравнимое.
   Однозначно, если человек всю сознательную жизнь занимался релейной защитой и шел В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ, своевременно проглатывая все технические новинки и усовершенствования, жертвуя личным временем - тогда он будет на несколько голов выше любого молодого релейщика.
     Но, поверьте господа-товарищи, как в наладке, так и в эксплуатации хватает предпенсионных дедав и бабуль, которые научились 40 лет назад крутить РТ, РН, ну максимум ДЗТ, так всю жизнь и прожили, гордясь своими умениями. Конечно перед молодыми и зелёными  - они асы. Видел кучу таких, старого поколения, релейщиков, которые и по компьютерной клавиатуре не могут пальцем нажимать, не говоря уже о анализе конфигурации МП терминала. Так в парадокс в том, что они даже не осознают, что они уже в принципе не нужны с такими знаниями. Их держат, потому что их держат......
     Но видел и 25 летних инженеров, которые ЭПЗ-1636 не хуже старого наладят.
     Выводы, все относительно, не нужно всех под одну.....
     А то, что мотивация для молодежи упала, так это не только в энергетике, и в других отрослях.
Но молодежь способная есть и её не мало, в том числе и в РЗА.

7

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Во втором номере журнала"Релейная защита и автоматизация" - две статьи, посвященные 80-летию Юрия Николаевича Орлова (ОРГРЭС) и Альберта Петровича Малого (НПП ЭКРА). Один - член редколлегии журнала, другой регулярно там публикуется. Но кроме возраста их связывает еще один фактор: оба работают в небюрократизированных организациях. И держат их не за старые заслуги, а за деловые качества.

Саня пишет:

которые и по компьютерной клавиатуре не могут пальцем нажимать, не говоря уже о анализе конфигурации МП терминала

Есть на работе, которую я покинул, двое ребят. Одному чуть за тридцать - начальник моей службы, другому тридцати еще нет, но уже давно начальник отдела расчетов. По клавиатуре я лихо стучу, а вот с конфигурацией МП терминалов туговато. Так вот, когда они еще были свежими выпускниками университета, я их учил логике на электромеханике, они меня - конфигурации МПУРЗА. Отсюда и несколько страниц моего сайта выросло.

8

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают алкоголь и язвят учителям.
Сократ, Афины. V-IV вв. до н.э.

Everything should be made as simple as possible, but not simpler.

9

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

doro пишет:

я их учил логике на электромеханике, они меня - конфигурации МПУРЗА

.... с этим все понятно, я согласен. Но не зная софта и железа, грош цена обширным знаниям в электромеханике.
      Я всегда гордился людьми, которые могли рассказать и показать, что в панели ЭПЗ1636 для определения качаний в КРБ-126 имеется ФТОП, а в терминале REL характеристики сопротивлений + скорость изменения. Что в дифзащите трансформатора на ДЗТ-11 для выравнивания векторов тока на 30 гр. используют схему звезда-треугольник по токовым цепям, а в RET в задании уставок правильно указать, он посчитает.
      Что есть биметалл,  а есть тепловая модель....
      Релейщик, знающий старое и новое,  выявляющий концептуальные отличие в архитектуре построения РЗ, принципах реализации функций, алгоритмов  - это специалист с большой буквы. Он бесценен для молодежи. Он - "динозавр". Остальное - балласт, в плане передачи опыта.

10

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

doro пишет:

По клавиатуре я лихо стучу, а вот с конфигурацией МП терминалов туговато.

Почему так? Отвечу, только строго не судите, пожалуйста. Если не прав, поправьте....
      Туговато, потому что терминалов куча, куча специализированного софта, который свойствен для определенного набора блоков. Куча обновлений, куча изменений, куча индивидуальных особенностей. Тут особая область знаний в современной РЗА, я бы сказал. И деды тут слабоки. Ну ничего не сделаешь, хотелось что бы одна программа была на АББ, Сименс, Чебоксары, Механотронику. Изучил разок и отслеживай изменения. Но реалии другие, маркетинг прет против здравого и желаемого технического ума.
       А в механике, все стандартизировано и понятно. начиная от построения функций - заканчивая обозначениями.
       Релейщик, умеющий анализировать особенности различных терминалов по софту и железу, знающий алгоритмы не ровня консервативному деду (Вас не имею ввиду), знающему только механику.

11

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Да разная есть молодёжь. Есть очень умные и желающие учиться. Есть и такие, которым ничего не надо на работе, кроме своих личных дел. Думаю, сейчас вторых стало больше, потому что реклама лёгкого заработка очень сильна по сравнению с советскими временами, да и возможностей для лёгкого заработка гораздо больше.
Какая молодёжь где будет работать - зависит от зарплаты и перспектив, которые могут быть предоставлены работодателем.
Радует то, что в России престиж инженерной профессии поднимается. Только пока не все чиновники это понимают. Думаю, со временем этих чиновников поменяют на понимающих

12

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Саня пишет:

  Я всегда гордился людьми, которые могли рассказать и показать, что в панели ЭПЗ1636 для определения качаний в КРБ-126 имеется ФТОП, а в терминале REL характеристики сопротивлений + скорость изменения.

А я всегда считал, что это - азбучные истины. Может быть, потому, что еще на преддипломной практике в наладке мне дали настроить КРБ-126, при этом справился , используя только заводской мануал, практически не задавая вопросов. Вот только далеко не все понимают, что КРБ-126 выполняет две функции: собственно блокировка при качаниях и пусковой  орган по кратковременной несимметрии. И в МПУРЗАх с блокировками никаких проблем не возникало. Но вот что тяжелее всего дается - это многочисленные "черные ящики" со входами и выходами на иностранных языках , внутри которых пока не прочтешь мануал в сотни страниц, не разберешься. Уж для этого я староват. С отечественной аппаратурой еще разбираюсь, а когда пошли многочисленные зарубежные (у нас в энергосистеме, кажется, все есть, во всяком случае мне известные), больше молодежи доверял.
Примерно так же в свое время с приемопередатчиками. УПЗ-70 знал до последнего проводка, АВЗК-80 - до последнего транзистора. А когда в бригаде появился электромонтер с электронным образованием и чуть поднатаскался, в другие типы уже и не лез: "Иосиф Владимирович, разбирайся". И ему в удовольствие (за релейкой по электронике скучал), и у меня как у мастера дел других немало. Мне оставалось в конце сделать вердикт: "верю" или "не верю". В редчайших случаях сам влезал. Очень помогло, когда новые приемопередатчики пошли массово (10 ДФЗ - 6 типов от УПЗ-70 до ПВЗУ-Е).

13

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Старое поколение, новое поколение ... я теперь старое (пенсионер, 57 скоро).
Знаете, когда было мне около тридцати, проработал релейщиком в сетях лет пять, казался себе очень сведущим, наверное, у всех так ... Проработал несколько лет диспетчером, вернулся к профессии - и как-то по-другому стал видеть. В том числе и то, что делал раньше, стал делать куда осмысленнее.
Ремесло наше такое ... синтетическое, очень важно первичное знать, представлять, как это устроено, как работает. Должно время пройти, мне кажется. Нужен опыт. Хорошо бы иметь базовое образование, у многих ребят, кого я знаю, недостаток этого образования заметен.
Молодёжь быстро учится, нередко знают английский,  у неё нет ещё стереотипов. За несколько лет в хорошей команде они вполне могут (и каждый знает примеры тому) вырасти в сильных, хороших релейщиков. Много приходилось работать в последние годы с молодыми людьми, в одной группе, бригаде. Вместе росли и развивались ... Другое дело - если человек хочет быстро сделать карьеру, такие часто уходят в менеджеры. Наверное, это тоже ремесло, но это - другая профессия. Наша - вот такая, а у них - другая.

14

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Квалификация, опыт и совесть.
Вот и всё что надо.

15

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

doro пишет:

Но вот что тяжелее всего дается

doro пишет:

пока не прочтешь мануал в сотни страниц, не разберешься

Вот это и есть одна из, я бы сказал, самая сложная задача современного релейщика. В куче информации, порой самой не систематизированной и не нужной, часто на иностранном языке, найти то, что нужно. Это реалии современной жизни релейщиков. А искать в куче, извините меня, г.....на, то что нужно, тратя драгоценное время на прочтение и анализирование непонятного, не адаптированного под Федосеева, Чернобровова и инструкции времён стандартов СССР, материала не каждому по зубам. Тут нужен навык, усидчивость, понимание и нахождение связки: что хотел сказать автор - нахождение аналогий - привязка к стандартным концепциям - проверка автора, проверка себя на понимание того, что понимает автор, проверка людей, что они понимают тебя и автора. (в качестве автора имею ввиду писателей техдокументации к современным РЗА).

16

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Эта тема вечная и подымается она обычно после принятия на грудь энного количества C2H5OH, до хрипоты можно спорить - но и так понятно, что у всех своя правда.
Правда - мнение очень субъективное, каждый человек по своему понимает и усваивает информацию, и каждый по своему преподносит один и тот же факт. Если двоих человек попросить пересказать увиденное ими событие - у них будут разночтения, но это не значит что они говорят не правду - у них у каждого своя правда.
Так и это обсуждение заходит в тупик - каждый пытается доказать свое, все понимают что есть у них что то общее (виденье темы РЗА) но каждый видит ее по своему.
Так что тут просто - если человек выполняет свою работу и у тебя к нему претензий нет, то какая мне разница сколько ему лет, старый он или молодой? Седина не признак ума, как и молодость не признак что человек горы свернет. Есть люди которые компьютер и в 25 не могут (читай не хотят) освоить. А у меня на станции есть оперативный персонал - который  в свои 70 лет с первого раза понял как работать и в полной мере пользоваться прелестями SCADA и пока молодежь бегает по панелям - он всю информацию получает из компьютера.

17

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Саня пишет:

нужен навык, усидчивость, понимание и нахождение связки

Есть еще немалые факторы: свежий взгляд, незапудренные мозги и молодость. В молодые наладочные годы мне все было интересно. С каким удовольствием я сделал первое в своей жизни указательное реле, отрегулировал автомат АП-50. Чуть позже - двухпозиционное реле РП-8 (как правильно это делать мне, кстати, показал человек года на три меня моложе, когда я уже был устоявшимся специалистом). Кстати, некоторые из моих коллег, которые за этим наблюдали и кого я уже учил, при недавней встрече отмечали мою виртуозность в некоторых компонентах: с точностью до вольта или долей ампера и до секунды. Но ведь это была нормальная постановка в родной фирме Мнацаканяна, где при мне было немало как моих ровесников, так и людей старшего поколения. Но как я благодарен Ивану Макаровичу Бакину за то, что он меня буквально вел в нужном направлении. Сидел за печкой (или за шкафом) пожилой замначальника участка и краем глаза примечал: вот этого беру на воспитание, а этот пусть идет своей дорогой - кто-то сам справится, кто-то неперспективен). Поработал на наладке подъемного крана (там научился читать схемы, чего так не хватает выпускникам учебных заведений, пусть даже и высокого уровня), далее - бригаду по испытаниям оборудования. Там меня уж научили в этом разбираться. Какое-то время поработал вторичником (или "прозвоночником"). Но когда Иван Макарович отправил меня на освоение сложных защит (ЭПЗ-1636 и т.п.) я пытался воспротивиться: скучновато после постоянных прогулок по подстанции (или машзалу). Силы оказались неравны, о чем не жалею.
Но в НМУ ЭЮМ издавна хорошо была поставлена подготовка кадров от курсового обучения до взаимодействия старшего и младшего поколений. А людям сильным всегда давалась возможность проявить себя.
Вот только в КПСС поступить было очень сложно. Разверстка: на одного ИТР - три электромонтера. Поскольку в фирме было 80% ИТР, задача была очень сложная. Но это - другая отдельная песня.
А по Дмитрию и Андрею уверен: если бы они в возрасте 25-30 лет, когда все интересно и голова не забита прочим хламом не столкнулись с таким потоком информации о множестве новых устройствах РЗА, к 40 годам они бы с задачей не справились.
Кстати, Дмитрий упомянут на странице http://dororz.ru/fc_11.htm (первый снимок). Под его приход в РДУ временно вышла с пенсии старая расчетчица. Подучила тому, чему в учебном заведении не доучили, а как стал на ноги, ушла окончательно.

18

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

rzakvges пишет:

Правда - мнение очень субъективное

http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/7500/87706/thumb/p19ovcno9mfjco0n1qrrcdn19rb1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/7500/87706/thumb/p19ovcno9mfjco0n1qrrcdn19rb1.jpg

19 (2015-06-29 16:16:52 отредактировано Lekarь)

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

DmitryZ пишет:

Теперь я. Молодой подходит с вопросом/предложением. Просит совета у матерого. Последний сам не алё. С умный видом отбрыкивается от молодого. Потому что старого хрыча уже все достало, он уверен, что постиг все премудрости РЗиА, ПА, режимов и т.д.
Хотите немного статистики (исключительно мои наблюдения)? ОЭС Юга. Ростовское, Кубанское, Ставропольское ПМЭС. 60% не смогут ни хрена подсказать. 30% не подскажут из-за того, что они старые пе******. Только 10% подскажут и научат. Но это выдающиеся люди. Так всегда было. И в ваше время и в нынешнее. Нужно отдавать себе отчет в том, что эти 10% релейщиков могут стать таковыми спустя много лет упорного труда и самообразования.

Ну да Вы правы, когда сам "не алё" НЕ МНОГИЕ способны в этом признаться, хотя бы по той причине, что тот, кому скажешь, что "сам не алё" бежит как баба базарная всем об этом рассказывать. Некоторым просто стыдно признаваться, потому что возможно должны знать, но либо лень было узнавать, либо времени не было, либо не видели необходимости, так как неизвестно было закупят такие защиты или нет. Причин много. Но знаете, молодые тоже не особо делятся тем что знают и объясняют, что делают. И для пожилых и для молодых это качество зависит от воспитания человека. Некоторые вот так вот пишут по причине, чтобы за них работу сделали - по русски "садятся на шею". Вы когда так пишите, то вспомните свой трудовой договор, что там написано, чтобы старые п***ны, как Вы их называете должны Вас учить и ведь у этих старых п**ов тоже в трудовом  договоре не написано, что они должны Вас учить. Или не так?  А когда эти старые п***ны Вас учат, вы получая зарплату несете ее , чтобы с ними поделиться? Нет наверное. Поэтому не стоит гнать пургу на людей пожилого возраста. Нужна консультация, пишите в личку, мне другим форумчанам. Мой очень хороший знакомый релейщик - заслуженный энергетик РФ, никогда не отказывает. Есть и другие спецы. Пишите, только пургу не гоните.

20

Re: Релейщики. Старое и новое поколение

Вырвали из контекста. Обозвали метателем пурги... Я в большей мере не за себя говорил даже. А за молодых релейщиков из эксплуатации. Мне, наладчику, и такое внимание не перепадает. Насчёт денег -  согласен полностью и всегда так говорю своим товарищам, сподвигая их на самостоятельную проработку многих вопросов. Но элементарное шевство должно быть. Не надо рассказывать, что все старые релейщики были великими спецами в период 25-30 лет. Абсолютно все релещики высокой квалификации оттачивали свои навыки с более опытными спецами. ИМХО тема себя исчерпала, так как дальше будут одни "если" и "нюансы".