1 (2011-10-03 11:38:58 отредактировано beginner)

Тема: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

Такая ситуация. Обычная понизительная подстанция 110/10, но к шинам 10 кВ к 1 и 2 секциям подключены по 3 газопоршневых агрегатов на каждую из секций. На вводе энергосистемы стоит делительная защита (по симметричному току, по току обратной посл-ти, по частоте и по напряжению). Уставки ДЗ по напряжению (30-40%)Uном и выдержка времени 1.5с. Ну вот и что делать с АВР на СВ в этом случае. Сразу же рубить ГПА и включать СВ по цепям АВР или же дать некоторое время поработать им, а если не поможет, то например с выдержкой времени 1.8 с (по отсройке от ДЗ) гасить ГПА и дать работать АВР?

Вся нагрузка генераторов висит только на шинах 10 кВ понизительной подстанции (там где висят генераторы - только их собственные нужды). Схему прикрепил.

Post's attachments

ДЗ и АВР.jpg 7.73 Кб, 6 скачиваний с 2011-10-03 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2 (2011-10-03 19:31:50 отредактировано fll)

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

Хреновастое схеммное решение, честно говоря
синхронизация где выполнена? если на вводах электростанции, то и делительную автоматику логичнее там делать.
если ставилась задача сохранить электроснабжение потребителей ПС от генераторов, то
1. чего их от электростанции не запитали или генераторы на шины ПС не повесили? 2. если из этих соображений делилку на вводах ПС установили, то мощность электростанции должна быть выбрана соответствующим образом, либо как вариант, по факту работы делилки и например защит трансформатора и линии разгружать неответвенную нагрузку ПС до уровня, который ГПЭС вытянет. Причем мгновенно, чего ждать? ГПЭС набросы нагрузки не любят, так называемую АБРС выполнить, но на ПС (автоматика быстрой разгрузки станции). Диковато, но как вариант.
вообще говоря, если это Крайний Север, и электростанцию однозначно надо сохранить, чтобы людей не эвакуировать, то там однозначно ничего ждать не надо и делиться на вводах электростанции. но иметь ввиду, если на шинах электростанции практически нагрузки нет, то при отделении ее она может встать по минимуму загрузки, там процентов 30 этак надо иметь.

3

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

Коллега fll задал очень важные вопросы.
В данном случае надо хорошо знать что самое важное для "предприятия" и конечно точки синхронизации.

само собой вопросы механической устойчивости ГПА играют роль.

нет одного ответа, один из вариантов это динамическая система баланса мощностей.
постояный замер входящей мощности от сети и производимой генераторами ( само собой разумеется что имею ввиду синхронизацию генераторов в любой точке). скажем Pc- мощность сети и Рг-мощность генераторов.
дельта= Рг-Рс , в зависимости от дельта будет приниматьша решение, скажем генераторы могут набросить +10% или сбросить - 30%. зависит от двигателя, не от генератора. самос собой наличие питания на второй линии.

таким образом будет три решения:
1. Отключить генераторы и произвести АВР ( дельта за пределами).
2. Оставить генераторы и потом синхронизироваться на вернувшуюся линию ( дельть в пределах разрешёного).
3. Отключить сеть и произвести разгрузку ( дельта за пределами, но разгрузка поможет войти в предел наброса нагрузки).

4 (2011-10-04 09:04:06 отредактировано beginner)

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

fll пишет:

синхронизация где выполнена? если на вводах электростанции, то и делительную автоматику логичнее там делать.

сминхронизация выполнена даже не на вводе, а на генераторных выключателей и более нигде

fll пишет:

1. чего их от электростанции не запитали или генераторы на шины ПС не повесили?

слишком разбросана нагрузка потребителя (на шинах висят 7 РУ потребителя - по 2 секции на каждой), а если ставить генераторы на шины ПС, то там места и так нет для потребительских РУ, неговоря уже про выключатели генераторов.

Вопрос не в тему и в тему - при качаниях энергосистемы и генераторов, что творится с органами направления мощности?
Вы тут заговорили про устойчивость двигателей внутреннего сгорания. Задавал вопрос у режимщиков - как смоделировать этот двигатель с регулятором - никто не отозвался и даже литературу не посоветовал, может тут есть какие-то соображения? неужели будет достаточным эти кривые допустимых нагрузок на двигатели в заивисмости от его загрузки?

5

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

Коллега, так у вас нет  выбора, только отключать ГПА и делать АВР.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

grsl пишет:

Коллега, так у вас нет  выбора, только отключать ГПА и делать АВР.

да, спасиб, вчера выяснили с заказчиком этот момент ICQ/ac:(
кстати, ухом услышал, что у немцев есть какой-то дроссель, который ставится на вводных выключателей подстанции для выделения без проблем ДВС на автономный режим с учетом его способностей к критичности набросов нагрузки. Так вот - что он из себя может представлять?

Да и остались вопросы по поводу направления мощности органов направления мощности при качаниях, а также хоть какое-то описание математичексой модели двигателя и его регулятора, оочень буду признателен за оказанную помощь.... только правда и особо в термодинамчиеские процессы тоже не хотелось бы вникать...

7

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

beginner пишет:

сминхронизация выполнена даже не на вводе, а на генераторных выключателей и более нигде

Все равно необходимо выполнить блокировку несинхронного включения на вводах и СВ ГПП, линиях связи с электростанцией на реле контроля синхронизма или с использованием соответствующей функции терминалов защиты.

8

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

evdbor пишет:

Все равно необходимо выполнить блокировку несинхронного включения на вводах и СВ ГПП

да, это учтено

9

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

beginner пишет:

Да и остались вопросы по поводу направления мощности органов направления мощности при качаниях, а также хоть какое-то описание математичексой модели двигателя и его регулятора, оочень буду признателен за оказанную помощь.... только правда и особо в термодинамчиеские процессы тоже не хотелось бы вникать...

все еще открыты, буду признателен любой помощи

10

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

вроде как, при качаниях токовые направленные защиты работают на ура, если их по току или по времени не отстроить от них, вроде однозначно мтз должно быть больше секунды или двух...(кто как пишет), короче, больше периода качаний, если не ошибаюсь. Дистанционные так вообще с блокировкой...
с точки зрения защит линий энергосистем направленные защиты работать не должны, чтобы аварию не усугубить отключением генерации...типа, большинство из случаев потери устойчивости проходящиие, устраняются работой регуляторов, результирующая устойчивость и прочее
но другой вопрос, что энергосистема так "качнет" маломощную электростанцию, что хрен она в большинстве случаев в себя придет, так что мы в свое время решили выделяться на автономную работу, и пусть направленная в линию связи с энергосистемой МТЗ отработает, лишь бы электростанция в работе была...малая энергетика - это не спасение сети, это спасение себя)))
более того, в результате все вылилось в простейший самопальный алар с счетчиком циклов (имелось ввиду описанный в большинстве книг по автоматике)

11 (2011-10-05 10:27:55 отредактировано beginner)

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

fll пишет:

но другой вопрос, что энергосистема так "качнет" маломощную электростанцию, что хрен она в большинстве случаев в себя придет, так что мы в свое время решили выделяться на автономную работу

вопрос я задал в контексте ЛЗШ. Как неоднократно обсуждалось, при наличии генерации на шинах ЛЗШ не применимо. Ситуация у меня вот какая.  Другая организация делала проект по РЗА подстанции. Шкафы и РЗА уже закуплены, в них организована ЛЗШ и дуговая защита, моя задача - увязать генераторный фидер с их защитами. Ну вот я ломаю голову как с меньшими потерями организовать эту ЛЗШ (сразу говорю, что заказчик не собирается организовывать там дифзащиту шин, в том числе неполную). Схема приложена вверху принципиальная.

Моя рассуждения таковы - поправьте где надо. На генераторном фидере стоит продольная диф защита, ненаправленная МТЗ 3 ступени, дистанционная защита - 2 ступени. На вводном фидере стоит защита, на которой можно организовать направленную МТЗ.
Блокировку ЛЗШ на генераторном фидере я блокирую от ПО дифзащиты линии (хотя сомневаюсь есть ли смысл в этом, потому что в проектах многих от ТО отходящих присоединений блокировки нет, а только от их МТЗ), от пусковых органов дистанционных защит.
Чтобы не было неверного действия при повреждении на линии связи с с энергосистемой - ТО сделать направленной от линию в шины.... Смущает вот режим токов качаний...... ведь при качаниях генератора в режиме маятника (генератор-двигатель).... если отстроить от тока качаний, то увы ТО будет не чувствитеным к КЗ на шинах..... в общем не знаю что делать ICQ/ac:(

12

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

а на вводах  10 кВ ПС, СВ 10 кВ ПС и вводах 10 кВ ПС от электростанции сколько ТТ, и с какими коэффициентами трансформации релейных отмоток?

13

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

какой комплект защит у ГПА?

14

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

fll пишет:

а на вводах  10 кВ ПС, СВ 10 кВ ПС и вводах 10 кВ ПС от электростанции сколько ТТ, и с какими коэффициентами трансформации релейных отмоток?

по 4 керна и там и там
причем два керна лапать никто не даст (учет и измерение), с трудом вклинился на вводной керн, где стоит дифзащита трансформатора, чтобы туда всучить делительную защиту.

на вводе от генераторов на первом керне - SPAC810-Л29 -- дифзащита, ненаправленная МТЗ; на втором керне -- SPAC810-В29 - дистанционкак, ненаправленная МТЗ, мин. напряжение......... ну и как понял, что придется лепить еще терминал с направленной МТЗ для организации хоть какой ЛЗШ... Кстати вопрос между прочим - надо ли блокировать ЛЗШ при пуске дифзащиты линии и дистанционки, и что если да в этом случае является пусковыми органами (диф ток и сопротивление после блокировки от качаний??? )

на вводе от системы - первый керн - REM (защита ввода); второй уерт - делилка SPAC810-Л22+дифзащита транса 

хех и еще узнал, что на СВ не будет АВР к тому же вообще

15

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

а нормальный режим работы схемы тогда какой?...
что где включено, а что отключено? терзает меня смутное сомнение, что запараллелить мсекции 10 кВ не дадут

16

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

если то REM543/545 с литерой G oт ABB, то он сам по себе отличная делилка.

хоть и не фонтан, но можно логику от качаний сделать.

17

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

фантазии ради))))
если хотите гипер схитропопить, можно шины в зону действия дифзащиты тр-ра включить если коэффициенты ТТ на СВ и генераторном вводе одинаковые))) , но ее придется с выдержкой времени делать как у лзш и блокировать от защит отходящих...
единственное, надо посмотреть как это все хозяйство в различных режимах работать будет...))) вот такой вот экспромт)

18

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

grsl пишет:

дельта= Рг-Рс , в зависимости от дельта будет приниматьша решение, скажем генераторы могут набросить +10% или сбросить - 30%. зависит от двигателя, не от генератора. самос собой наличие питания на второй линии.

каким образом производят данные вычисления делта мощности на практике, чтобы особо и дорого не было?

19

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

ммммм, мы делали такое на очень серьёзном аппарате.

а вот не дорого и надёжно....даже не знаю что сказать сразу, сам алгоритм не требует скоростей, мощности резко не меняются....я не знаю на каком МП можно сделать сейчас такое, не смотрел такие возможности, в принципе можно на хорошем ПЛК, но надо ставить преобразователи тока и напряжения. теоретически можно сделать на высококлассных приборах учёта, типа ION, работающих по связи друг с другом...

...попробовал бы посмотреть возможности 670 серии АББ и Сипротеков Сименса...но оно недёшево.

давно такой задачи не ставили :-).

20

Re: Что лучше АВР или работа ГПА при отделении

А вот такая идейка родилась...взять напругу с шин, а токи гены и ввода включить друг другу в параллель встречно, вот и будет разница. и получите разницу мощностей..
но КТТ надо продумать или ставить ПТТ чтобы привести токи к одному басису.