1

Тема: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Здравствуйте, уважаемые коллеги !
Прошу подтвердить мои догадки или подсказать причину. Ситуация следующая:
ПС 220/110/6 кВ. Стоят два АТ по 125 МВА каждый. Один был выведен в ремонт.  По стороне 110 кВ ШСВГ всегда включен (транзит)-схема без изменений. Потребители по стороне 6 кВ переведены через СВ-6 кВ. Потребителя только 2 трансформатора по 630 кВА (собственные нужды ПС). Загружены процентов на 30-40. При восстановлении нормальной схемы по 6 кВ (АТ уже был под напряжением и включен на СШ 110 кВ) при включении вводной ячейки отключился СВ-6 кВ от ТО (500 А, 0,1 сек). При повторном включении через час все прошло нормально. Это был бросок намагничивания ? Но АТ уже был под напряжением и нагрузкой по стороне 110 кВ. Перевозбуждение ? Но напряжение не повышалось и частота не менялась. Тогда что ? (положение РПН одинаковое, напряжение тоже) В приложенных файлах осциллограммы с СВ-6 кВ и РАС Экра

Post's attachments

IMG_7564.jpg 375.78 Кб, 1 скачиваний с 2024-05-08 

IMG_7565.jpg 423.83 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2 (2024-05-08 16:04:41 отредактировано beyond)

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Напряжение между секциями 6 кВ сравнивали? Похоже на то, что оно было немного разное, т.к. один АТ был запитан только от 110 кВ, отсюда возник переток через СВ-6 кВ.

shevg писал(а):
2024-05-08 14:12:10

При повторном включении через час все прошло нормально.

Тут схема точно не поменялась? Может быть сторону 220 кВ уже включили?

Добавлено: 2024-05-08 18:18:14

Пример как влияет разница в 1% между секциями на переток через СВ-6 кВ.

Режим №1. У АТ-2 В-220 - отключен, В-110 - включен. Разница напряжений между секциями 6 кВ - 1 %.
https://rzia.ru/uploads/images/593/fdd978435f8b8e53c1ab0994e9ca23ea.png https://rzia.ru/uploads/images/593/fdd978435f8b8e53c1ab0994e9ca23ea.png

Режим №2. У АТ-2 В-220 - отключен, В-110 - включен. СВ-6 кВ - включен. Появился переток через СВ-6 кВ порядка 700А.
https://rzia.ru/uploads/images/593/5be66a645c431a5a4eeca3ee8fa7a6c6.png https://rzia.ru/uploads/images/593/5be66a645c431a5a4eeca3ee8fa7a6c6.png

Режим №3. У АТ-2 В-220 - включен, В-110 - включен. СВ-6 кВ - включен. Перетока нет, т.к. напряжения выровнялись.
https://rzia.ru/uploads/images/593/6417d9088f5d09e0c2247a318e190180.png https://rzia.ru/uploads/images/593/6417d9088f5d09e0c2247a318e190180.png

3

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Спасибо за ответ! На АТ подавали напряжение со стороны 220 кВ. При отключении оно было, как и 110 кВ.

4

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

shevg писал(а):
2024-05-09 07:39:28

При отключении оно было, как и 110 кВ.

Тогда интересно посмотреть на схему ПС по стороне 220 кВ. Может быть еще и схема вышестоящей ПС есть?

5

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

shevg писал(а):
2024-05-08 14:12:10

при включении вводной ячейки отключился СВ-6 кВ от ТО (500 А, 0,1 сек)

Зачем на СВ отсечка?
Ещё и с такими уставками

Long Live Rock'n'Roll
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Оно-то более уместны была "живая" осциллограмма. Откуда скрин взялся: то ли с защиты СВ, то ли с каких-то плеч АТ?

7

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

doro писал(а):
2024-05-09 14:36:24

Оно-то более уместны была "живая" осциллограмма

Тогда может были бы напряжения и углы с обоих сторон СВ. Ток откуда-то ведь берется...

8

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Схему ПС приложил. По стороне 220 кВ только 2 КРУЭН 220 кВ (3APDTC Siemens). Между ними связи нет. Выше- ПС 500 кВ. Она узловая.
Принадлежит ФСК. Схемы нет. Но там точно есть ни одна СШ 220 кВ.
Первый скрин осциллограммы с МПТ Sepam с СВ-6 кВ. Второй с РАС Экра. На вводных ячейках осциллограммы на записались, т.к. не было работы защит. На РАС осциллограмма записались, т.к. были пуски МТЗ ВН АТ.
На СВ-6 кВ через ТО (500А, 0,1 сек) реализована ЛЗШ. В данном случае она была не заблокирована, т.к. не было пусков нижестоящих защит.
По величине тока расчет был выполнен проектной организацией. Возможно, нужно пересчитать. ПС была включена в 2017 году.
Уставки больше не изменяли. Только по письмам РДУ. Приложил скан осциллограммы с СВ с векторами напряжения.
https://rzia.ru/uploads/images/13544/e6bba0c072d9420aeff48171abe9b214.jpg https://rzia.ru/uploads/images/13544/e6bba0c072d9420aeff48171abe9b214.jpg https://rzia.ru/uploads/images/13544/f5663d3028cc117fafd2eec274a3ffbf.jpg https://rzia.ru/uploads/images/13544/f5663d3028cc117fafd2eec274a3ffbf.jpg

9

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

shevg писал(а):
2024-05-08 14:12:10

При восстановлении нормальной схемы по 6 кВ (АТ уже был под напряжением и включен на СШ 110 кВ)

Насколько я понял Вы через 6кВ АТ под нагрузку ставили? А до этого он был на ХХ со стороны 110кВ? С такого режима (ХХ) и бросок тока будет, и не факт что у Вас напряжения на 6кВ от АТ1 и АТ2 были одинаковые на момент включения.

10

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Спасибо за схему объекта. Но скрин - только для комиссии, но не для анализа. Дайте живую осциллограмму. В первом приближении бросок тока просматривается.

11

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

По сциллограмме два вопроса:
1. Почему напряжения почти в  в противофазе? Возможно,  на ЦРАПе по вторичке начало и конец не поменяли?
2. Все равно есть сдвиг по фазе (по величине напряжения не могу сказать, наверное, тоже есть), а значит должен быть уравнительный ток...

12

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

АТ ставили под напряжение стороной 220 кВ. Потом восстановили схему по 110 кВ (включили ВГ 110 кВ АТ1. Потребители 1СШ 110 кВ питались до этого через ШСВГ). И потом уже стали восстанавливать схему 6 кВ. Ранее эти все операции многократно выполнялись. АТ далеко не первый раз выводили. Но ТО на СВ-6 кВ первый раз в такой момент отработала. Мне тоже кажется, что это переток. Ведь на осциллограмме нет апериодической составляющей как при БТН. Но не понятно причина перетока. Живую осциллограмму смогу прикрепить только в понедельник.

13

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Мне кажется, что причина перетока - именно разница фаз напряжений (может и величин, плохо видно).... Что делать - увеличить уставку по току ЛЗШ. Просто "не повезло", уставка на грани, может выбрана неверно

Добавлено: 2024-05-11 14:19:11

Сейчас практически не осталось схем с обходным выключателем (системой шин). Там, при "объединении" на момент перевода присоединения никогда ток не делился поровну.... Наверное, переходное сопротивление первичных контактов. Никто этому не удивлялся.....

14

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Спасибо! Под разницей фаз напряжения вы имеете ввиду некий угол между векторами напряжений одноименных фаз ? И откуда эта разница могла появиться, ведь АТ синхронизированы по стороне ВН ? И на осциллограмах только напряжения нагруженной секции 6 кВ. Второго с АТ нет.

15

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Предполагаю, что если параметры АТ (и/или внешней схемы) немного отличаются, то и сдвиг появится... Тут много расчетчиков, они могли бы со схемой и параметрами "поиграться". Я бы с уставкой тока ЛЗШ "поигрался".... Как-то ведь считают.... Кстати, в токах ведь апериодика (по крайней мере в двух фазах) есть.... Может все-таки "просто не повезло" с моментом включения....

16 (2024-05-11 22:22:58 отредактировано stoyan)

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

shevg писал(а):
2024-05-11 15:42:55

И откуда эта разница могла появиться, ведь АТ синхронизированы по стороне ВН ?

Из за нагрузки - переток 220 - 110 кВ у работающего АТ скорее всего.
Но действительно как у СВ имеется защита с временем практически ноль, как упомянул High_Voltage...

17

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Спасибо ! Уставки ЛЗШ я попробую пересчитать. Если в проекте найду токи КЗ на шинах 6 кВ. Какой-то переток по стороне 110 кВ есть скорей всего. Там транзит. ШСВГ включен, а нагрузка по системам шин 110 кВ разная. Или вы имеете ввиду переток с секции 6 кВ через магнитную систему на сторону 110 кВ ? Как я могу это все увидеть ? Осциллограммы по 110 кВ посмотреть ? Хотел в понедельник глянуть напряжение на АТ1 по стороне 6 кВ. Разность углов посмотреть. Но не получится. Оно берется с ТН 6 кВ, а они были на одной секции через СВ. Понимаю, что момент включения был неудачным, но как это объяснить руководству ? В чем неудачность момента ? А то причина выглядит почти как «вспышка на солнце»????????

18

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

shevg писал(а):
2024-05-12 06:51:32

Уставки ЛЗШ я попробую пересчитать.

Пересчитывать - это 100% надо, тем более сторона 6кВ АТ включена на секцию напрямую, а не через реактор, там токи КЗ должны быть ого-го. Советую ещё перепроверить отключающую спсобность выключателей ЗРУ-6кВ, особенно вводных и секционного, предельную кратность тока трансфоматоров тока (не насыщаются ли?).

19

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

stoyan писал(а):
2024-05-11 22:22:18

Но действительно как у СВ имеется защита с временем практически ноль, как упомянул High_Voltage...

C выдержкой времени все нормально. Это ЛЗШ (reverse interlocking). А вот с уставкой по току, похоже проблема... Неужели у "слабого"  отходящего фидера 6кВ такой маленький ток КЗ?

Добавлено: 2024-05-12 12:34:54

shevg писал(а):
2024-05-12 06:51:32

Спасибо ! Уставки ЛЗШ я попробую пересчитать. Если в проекте найду токи КЗ на шинах 6 кВ. Какой-то переток по стороне 110 кВ есть скорей всего. Там транзит. ШСВГ включен, а нагрузка по системам шин 110 кВ разная. Или вы имеете ввиду переток с секции 6 кВ через магнитную систему на сторону 110 кВ ? Как я могу это все увидеть ? Осциллограммы по 110 кВ посмотреть ? Хотел в понедельник глянуть напряжение на АТ1 по стороне 6 кВ. Разность углов посмотреть. Но не получится. Оно берется с ТН 6 кВ, а они были на одной секции через СВ. Понимаю, что момент включения был неудачным, но как это объяснить руководству ? В чем неудачность момента ? А то причина выглядит почти как «вспышка на солнце»????????

Я "неправильно" выразился.... Под "неудачным" моментом включения я подразумевал, что "наложилось" несколько обстоятельств (режим и т.д.), которые по отдельности не могли привести к отключению, но, как обычно бывает, одно "наложилось" на другое. Надо бы проанализировать схему ЛЗШ, может там что-то не так?

Добавлено: 2024-05-12 14:42:51

Shevg, а почему Вы не обращаетесь в РДУ, чтобы там промоделировали ситуацию? Это, скорее  задача для службы режимов, причем рутинная... Главное, чтобы расчетный ток совпал с действительным. А дальше уже дело расчетчиков...

20

Re: Неправильная работа МТЗ СВ-6 кВ при восстановлении нормальной схемы ПС

Всем большое спасибо за ответы ! На каждой секции 6 кВ из нагрузки только трансформатор собственных нужд мощностью 630 кВА. В РДУ руководство не захочет обращаться. Ведь это официальное письмо нужно писать. И сообщать о  некорректных уставках. Прошу хотя бы предположить, что могло наложиться в момент включения ?