Lekarь пишет:
7. Если происходил разрыв транзита, то насколько сложно было его включить заново?
scherenkov ответил:
7.Была очень сложно включить в режиме недокомпесации реактивной мощности ( на транзите в работе были не все шунтирующие реакторы). Проблем не было, если ВЛ включалась в компенсированном режиме.
Я тут применил слово «недокомпенсация». Слово не совсем литературное, но очень наше, советское. Делали, делали и недоделали…
Хочу рассказать, как мы замыкали транзит Экибастуз – Урал первый раз…
К концу лета 1988 года в Европейской части СССР, из-за засухи, осталось мало воды в водохранилищах Волжского каскада ГЭС, наступил дефицит электроэнергии. В Сибири же воды было много, электроэнергии тоже избыток. И вот тут кто-то из ЦК КПСС вспомнил про электропередачу Барнаул – Экибастуз – Кокчетав – Кустанай – Челябинская. Она была практически готова к работе, за исключением некоторых недоделок, самой существенной из которых была неготовность одного из шунтирующих реакторов 1150кВ на ПС Кокчетавская. Т.е. на электропередаче 1150кВ Экибастуз – Кокчетав – Кустанай (остальные участки электропередачи работали на напряжении 500кВ) из 5400мВАр мощности остались некомпенсированными 900мВАр.
Надо сказать, что хозяином вышеуказанной электропередачи было производственное объединение «Дальние электропередачи» с головным офисом в Москве, а оперативно электропередача управлялась ОДУ Казахстана. Никто из этих организаций не посмел возражать ЦК КПСС, который приказал восполнить дефицит электроэнергии в Европейской части СССР включением в работу «энергомоста», как тогда говорили, Экибастуз – Урал.
Надо включать… Но как себя поведет электропередача 1150кВ с некомпенсированными 900мВАр? Никто не знал. Решили проверить. Начали собирать схему с ПС Экибастузская. Включили ВЛ-500кВ Экибастузская ГРЭС-1 – ПС Экибастузская (длина 17км), на ПС Экибастузская подали напряжение на автогруппу 500/1150кВ, включили ВЛ-1150кВ ПС Экибастузская – ПС Кокчетавская. На ПС Кокчетавская включили последовательно выключатели 1150кВ ВЛ Экибастузская и ВЛ Кустанайская. После включения выключателя 1150кВ ВЛ Кустанайская на электропередаче образовался избыток реактивной мощности в 900мВАр. Поток этой мощности был в сторону Экибастузской ГРЭС-1 по ВЛ-500кВ ПС Экибастузская – ГРЭС-1. К тому же, в момент включения выключателя 1150кВ ВЛ Кустанайская на ПС Кокчетавская запустились пусковые органы блокировки при качаниях (ПОБ) дистанционных защит. 3 зона ДЗ ВЛ-500кВ ПС Экибастузская – ГРЭС-1 поток реактивной мощности в сторону ГРЭС-1 восприняла как трехфазное КЗ в зоне защиты (несмотря на весьма повышенное напряжение в сети) и отключила транзит! Не поверили, повторили включение. Эффект тот же!
Вы думали это охладило пыл начальства? Ничего подобного, ведь «партия приказала»! На следующий день начали собирать схему транзита со стороны ПС Кустанайская. На ПС Кустанайская отключили ВЛ-500кВ Челябинская, оставив в работе ВЛ-500кВ Сокол (длина 40км), включили автогруппу 500/1150кВ и т.д. После того, как на ПС Кокчетавская включили выключатель ВЛ-1150кВ Экибастузская, сработали ПОБ дистанционных защит в транзите. 3 зона дистанционной защиты ВЛ-500кВ ПС Кустанайская – ПС Сокол восприняла поток реактивной мощности в 900мВАр с ВЛ-1150кВ в сеть 500кВ как трехфазное КЗ в зоне защиты и отключила электропередачу. Не поверили, повторили включение. Эффект тот же! Начальство впало в ступор. Тут подключились «низы». Т.е. релейщики с ПС Кустанайская предложили замкнуть передачу в полуавтоматическом режиме с помощью функции ТАПВ-КС, т.к время работы ТАПВ-КС гораздо меньше времени срабатывания 3 зоны ДЗ. В Москву, в головной офис ПО ДЭП был передан алгоритм подготовки схемы РЗА к полуавтоматическому включению, откуда вниз он спустился в виде руководящего указания.
И вот, в один прекрасный момент, все московское руководство: генеральный директор, его зам, главный инженер приехали на ПС транзита 1150кВ и дали команду на включение электропередачи в работу. Электропередачу включили в работу! На этот раз удалось обмануть проклятые 900мВАр, однако они обиделись и затаили злобу и в реальности счастливого конца не было…
Некомпенсированные 900мВАр давали о себе знать в каждый выходной день, когда нагрузка в сети была минимальной. Защиты от повышения напряжения в сети 1150кВ регулярно «разваливали» транзит. Так было до октября месяца 1988 года. В октябре сначала произошел этот непонятный случай с АТГ на ПС Кустанайская (см. выше), а через 10 дней так и вовсе взорвалась одна фаза АТГ из-за КЗ на «землю» внутри бака в районе ввода 1150кВ. После этого транзит перешел в режим 500кВ до июня 1989 года. Нет бы сразу так включать (в смысле на 500кВ)!
Добавлено: 2018-03-05 18:09:00
Вдобавок две осциллограммы:
1. Неудачное включение ВЛ-1150кВ ПС Кокчетавская - ПС Кустанайская со стороны ПС Кокчетавская.
2. Замыкание транзита 1150кВ на ПС Кустанайская в полуавтоматическом режиме.
Post's attachmentsполуавтомат.jpg 1.28 Мб, 5 скачиваний с 2018-03-05
ручной1.jpg 709.86 Кб, 4 скачиваний с 2018-03-05
You don't have the permssions to download the attachments of this post.