1

Тема: АПВ после УРОВ

Вопрос: Применяется ли АПВ шин после работы УРОВ. Если да, то при каких условиях. Если нет, то каким документом это запрещено.
Я конечно понимаю, что подача напряжения на неисправный выключатель это развитие аварии. Но всё же...

2 (2013-04-05 20:47:22 отредактировано Комрад)

Re: АПВ после УРОВ

Switch63 пишет:

Вопрос: Применяется ли АПВ шин после работы УРОВ. Если да, то при каких условиях. Если нет, то каким документом это запрещено.
Я конечно понимаю, что подача напряжения на неисправный выключатель это развитие аварии. Но всё же...

Запрет АПВ при действии УРОВ - аксиома РЗА!!!

НТП ФСК
9.11.2 УРОВ присоединений 110 кВ и выше должно быть реализовано со
ступенчатым действием:
- первая ступень – действие без выдержки времени и без контроля тока
на отключение своего выключателя;
- вторая ступень – действие с выдержкой времени и с контролем тока на
отключение выключателей смежных присоединений с запретом АПВ.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

3

Re: АПВ после УРОВ

Большое спасибо за ответ.

4

Re: АПВ после УРОВ

Камрад "Запрет АПВ при действии УРОВ - аксиома РЗА!!!"
Почему?
Типовое решение запрет АПВ при работе УРОВ в случае отказа выключателя АТ (Т).
Если отказал выключатель ВЛ, то запрета нет.

5

Re: АПВ после УРОВ

Дожигать - так дожигать!
Если при УРОВ сгорел один пролет, дожгем АПВ и РПВ всю линию. Проще проще будет собрать схему.

6

Re: АПВ после УРОВ

Papuas пишет:

Типовое решение запрет АПВ при работе УРОВ в случае отказа выключателя АТ (Т).
Если отказал выключатель ВЛ, то запрета нет.

Разницы нет. Вторая ступень УРОВ с контролем тока и выдержкой времени - отключение все смежных В с запретом их АПВ.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

7

Re: АПВ после УРОВ

Papuas пишет:

Если отказал выключатель ВЛ, то запрета нет.

Смысл? Даже при успешном АПВ всё равно потом нужно будет отключать все смежные выключатели.

8 (2013-04-06 15:18:46 отредактировано Сергей89)

Re: АПВ после УРОВ

Раньше не запрещали АПВ ВЛ 110 кВ после работы УРОВ, если КЗ было на линии. Смысл очень простой - быстрое восстановление питания потребителей при успешном АПВ. Ведь вероятность успешного АПВ на ВЛ - высокая. Это было типовое решение, оно было заложено в схеме типовой панели УРОВ 110 кВ.
Сейчас это уже почти нигде не используется. Возможно, потому, что стали применяться более надёжные схемы электроснабжения потребителей. Вот и в нормы уже записали запрет АПВ всех без исключения присоединений.

P.S. А вывести в ремонт отказавший выключатель линии в некоторых схемах РУ можно и без отключения линии. Например, зашунтировав его обходным.

9

Re: АПВ после УРОВ

Сергей89 пишет:

некоторых схемах РУ можно и без отключения линии. Например, зашунтировав его обходным.

Или в схемах, где два выключателя на линию. Только не везде такое есть.

10

Re: АПВ после УРОВ

Комрад пишет:

Запрет АПВ при действии УРОВ - аксиома РЗА!!!

весело у вас там. О каких аксиомах идёт речь? Хотя если честно, и сам раньше так заблуждался smile
не надо быть таким категоричным
Старые типовые схемы говорят, что не нужно запрещать АПВ шин после срабатывания защиты шин и работе УРОВ выключателей 110-330 кВ. Хотя тот же Таубес И.Р. с своей "УРОВ в сетях 110-220 кВ" (библиотека электромонтера, выпуск 608, 1959год), говорит, что ЖЕЛАТЕЛЬНО (настоятельно рекомендует как бы) делать запрет любого АПВ после УРОВ, даже после работы защиты шин. Хотя и делает приписку, что нигде данное действие не регламентировано, но приводит конкретный перечень причин, почему так надо делать.
Из своего опыта эксплуатации могу сказать, что у нас (Беларусь) есть даже особенные транзиты 330кВ (энергосистема у нас дефицитная, покупаем энергию у России и Украины, и тягаем её большими пачками - вот такие линии и имеют такие особенности), где при к.з. на шинах и последующей работе УРОВ запрета АПВ шин нет. В тоже время при УРОВ этих же выключателей 330кВ, но при после работы защит АТ или ВЛ-330кВ - УРОВ действует с запретом АПВ. Что ещё особенного: при работе УРОВ выключателя 330кВ происходит передача разных команд по в.ч. на обратный конец ВЛ. При УРОВ после работы защит ВЛ и АТ - 1ая команда (отключение 3х фаз с запретом ТАПВ), а при работе шин - 2ая команд (отключение 3х фаз без запрета ТАПВ). Помню очень я "возмущался" - как это при работе УРОВ передается не первая команда...

Главное об электротранспорте и электроэнергетике -> www.proenergo.net

11 (2013-11-18 17:31:27 отредактировано Andrey_13)

Re: АПВ после УРОВ

Проще говоря у вас отключение от УРОВ без запрета АПВ идёт только при КЗ на шинах? При КЗ на Т, АТ, ВЛ и работе УРОВ у вас запрет АПВ?

12

Re: АПВ после УРОВ

В свое время пытался убедить вышестоящую службу о сохранении АПВ после работы УРОВ, а именно: запрещать АПВ только того участка, который отключился действием УРОВ, и сохранять АПВ участка, который отключился от защит. Это позволяло в тяжелых энергоузлах сохранить питание, до перевода нагрузки потребителей, и вывода отказавшего элемента. В схеме с двойной системой шин при КЗ на одной СШ и отказе ШСВ, это позволяло сохранить систему шин где возникло КЗ, после устранившегося КЗ. Убедить не удалось, приказали выполнить запрет всех элементов,  при любой работе УРОВ.

13

Re: АПВ после УРОВ

Andrey_13 пишет:

Проще говоря у вас отключение от УРОВ без запрета АПВ идёт только при КЗ на шинах? При КЗ на Т, АТ, ВЛ и работе УРОВ у вас запрет АПВ?

Да. Но такая ситуация на одной-двух ПС 330 кВ. На остальных объектах при работе УРОВ запрещается любое АПВ, независимо, от защиты пустившей УРОВ (даже защиты шин или ошиновки). Слепым быть не очень хочется: какие фазы не отключились, что с ними, что с выключателем и т.д.

Главное об электротранспорте и электроэнергетике -> www.proenergo.net

14

Re: АПВ после УРОВ

И все таки о запрете АПВ после работы УРОВ. Существуют какие либо нормативные документы регламентирующие запрет АПВ после работы УРОВ  на электромеханике ? Первичная схема РУ две системы (секции) шин. Все что нашел, это  Руководящие указания по релейной защите, ”УРОВ 35-500кВ” Выпуск 6
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82876/thumb/p19gervqvb1aqn1ehi1bpk1fsqmak1.PNG
и  Библиотека электромонтера “УРОВ в сетях 110-220 кВ” И.Р. Таубес, выпуск №608
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/80000/2500/82876/thumb/p19ges0cu378cr419364am19542.PNG
Данные схемы запретов АПВ не приемлемы по следующим причинам:
1). При КЗ на линии с отказом выключателя, работе УРОВ и отключении системы (секции) шин без запрета АПВ, в случае неустранившегося КЗ будет поочередное включение всех выключателей, с многократной работой УРОВ. К месту КЗ будет многократно подаваться напряжение от всех питающих линий.
2). При КЗ на одной СШ с отказом ШСВ, действием УРОВ будет отключаться неповрежденная СШ без запрета АПВ. При неустранившемся КЗ, со стороны  неповрежденной СШ будет поочередное включение всех линий на КЗ. 10 питающих линий на смежной СШ, 10 раз работа АПВ – 10 КЗ на ВЛ- 10 работ УРОВ- 10 отключений.
При работе УРОВ в случае отказа выключателя линии, автор  книги “УРОВ в сетях 110-220 кВ” И.Р. Таубес  предупреждает:
“В тех случаях, когда при действии УРОВ из-за отказа выключателя линии АПВ считается недопустимым, устанавливается перемычка, шунтирующая контакты KL1.2,KL4.2.” Установка перемычки обязательна, здесь понятно. Но нет документа в котором бы говорилось о КЗ на СШ с отказом ШСВ и как минимум запрете АПВ неповрежденной СШ.
Коллеги у кого н-ть есть такой документ?
Повторюсь, вопрос касается  электромеханических УРОВ.

15

Re: АПВ после УРОВ

Опробование шин напряжением осуществляется только от одного, заранее выделенного для этой цели, присоединения (линии, трансформатора, иногда ШСВ). Автоматическая сборка остальной схемы РУ осуществляется только после успешного АПВ шин посредством АПВ остальных элементов с контролем синхронизма.

16

Re: АПВ после УРОВ

Сергей89 пишет:

Опробование шин напряжением осуществляется только от одного, заранее выделенного для этой цели, присоединения (линии, трансформатора, иногда ШСВ). Автоматическая сборка остальной схемы РУ осуществляется только после успешного АПВ шин посредством АПВ остальных элементов с контролем синхронизма.

Простите, поправлю Вас. При коротком замыкании к примеру первой системы шин и отказе ШСВ, от УРОВ отключается 2-я система шин без запрета АПВ. Т.к. ДЗШ 2-й системы шин не работала, она не переводится в режим опробования. На всех линиях 2-й системы шин пускаются АПВ, и все АПВ линий будут поочередно включать выключатели, т.к. запретов нет.

Спартак Молодцов пишет:

Думаю, не существует, я не могу вспомнить ни одного информационного письма или циркуляра, только типовые проектные решения, которые предполагают запрет АПВ.

В том то и дело, что проектные решения разных лет и исполнений в части запрета АПВ разные. Например, у нас только при отказе ШСВ применяется четыре разных варианта запретов. Ключевая ошибка в половине случаев, отсутствие запрета АПВ участка, отключенного действием УРОВ. Невыполнение этого условия я отразил в предыдущем сообщении. На нашем участке 19 УРОВ и все на электромеханике. Думаю у других еще немало наберется. Если директивного документа нет, то он крайне нужен. Кто нибудь из форумчан может посодействовать изданию  сего документа (ЦП, ДМ)?  Или проблема так и останется на местах.

17

Re: АПВ после УРОВ

arco пишет:

Простите, поправлю Вас. При коротком замыкании к примеру первой системы шин и отказе ШСВ, от УРОВ отключается 2-я система шин без запрета АПВ. Т.к. ДЗШ 2-й системы шин не работала, она не переводится в режим опробования. На всех линиях 2-й системы шин пускаются АПВ, и все АПВ линий будут поочередно включать выключатели, т.к. запретов нет.

В том то и дело, что проектные решения разных лет и исполнений в части запрета АПВ разные. Например, у нас только при отказе ШСВ применяется четыре разных варианта запретов. Ключевая ошибка в половине случаев, отсутствие запрета АПВ участка, отключенного действием УРОВ. Невыполнение этого условия я отразил в предыдущем сообщении. На нашем участке 19 УРОВ и все на электромеханике. Думаю у других еще немало наберется. Если директивного документа нет, то он крайне нужен. Кто нибудь из форумчан может посодействовать изданию  сего документа (ЦП, ДМ)?  Или проблема так и останется на местах.

При отключении 2СШ от УРОВ она опробуется одним заданным для этого присоединением с контролем АПВ "наличие U на ВЛ + отсутствие U на 2СШ", после неуспешного опробования 2СШ АПВ других присоединений не будет, так как нет условий для контроля АПВ по синхронизму

Long Live Rock'n'Roll

18 (2015-03-16 16:10:51 отредактировано scorp)

Re: АПВ после УРОВ

High_Voltage пишет:

после неуспешного опробования 2СШ АПВ других присоединений не будет, так как нет условий для контроля АПВ по синхронизму

или делается запрет АПВ при/после неуспешном опробовании СШ всех присоединений

19 (2015-03-16 18:58:49 отредактировано doro)

Re: АПВ после УРОВ

ANTi_13 пишет:

Старые типовые схемы говорят, что не нужно запрещать АПВ шин после срабатывания защиты шин и работе УРОВ выключателей 110-330 кВ.

А какие схемы? Все же не припоминаю ни одного действующего технического решения в эту пользу. Таубес не рекомендует? Не нормативный документ, но все же авторитетнейший специалист в данном вопросе.
Полагаю, что отказ от запрета АПВ при работе УРОВ должен быть оговорен в каждом конкретном случае с обоснованием этого отказа. Без такового - безусловный отказ.

ANTi_13 пишет:

Хотя и делает приписку, что нигде данное действие не регламентировано, но приводит конкретный перечень причин, почему так надо делать.

А вот по конкретному перечню и давайте поработаем. Пока достаю с полочки твердое издание его мануала.

20 (2015-03-17 01:11:26 отредактировано arco)

Re: АПВ после УРОВ

High_Voltage пишет:

При отключении 2СШ от УРОВ она опробуется одним заданным для этого присоединением с контролем АПВ "наличие U на ВЛ + отсутствие U на 2СШ", после неуспешного опробования 2СШ АПВ других присоединений не будет, так как нет условий для контроля АПВ по синхронизму

Нет на линиях ни ТНов ни ШОНов, не разжились.