Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
кто то может привести документ, в котором регламентированы требования по запрету АПВ, при различных направлениях действия УРОВ, особенно на электромеханике?
Никто. Прямых запретов не существует.
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → ДЗШ, ДЗО, УРОВ → Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
кто то может привести документ, в котором регламентированы требования по запрету АПВ, при различных направлениях действия УРОВ, особенно на электромеханике?
Никто. Прямых запретов не существует.
Неужели великая проблема? Вы даже не сказали, что за защиты - электромеханика, микроэлектроника, МП.
Разобрался, запрет АПВ реализован. Собрано на электромеханике.
Добавлено: 2018-10-02 09:34:30
Что-то конкретное отвечу после какой-то реакции инициатора темы. Терпеть не могу, когда тему забросил, а потом созерцает за разборкой старых форумчан. Хотя бы на этот вопрос ответьте:
Тему не забросил)) Только сегодня зашел на форум, плюс не все мы в одном часовом поясе живем. На вопрос Bogatikova ответил выше.
Добавлено: 2018-10-02 09:49:09
Разобравшись понял, что запрет АПВ при действии УРОВ и ДЗШ реализован. Но возникает другой вопрос, не понятно различие запрета АПВ от безусловного запрета АПВ. Прошу помочь разобраться в этом вопросе.
p.s. Защиты собраны на электромеханике.
Товарищи, такого плана вопрос. Просьба не закидывать релюшками, если что нитак.
Значит пришло с РДУ задание, на реализацию внесения изменений в схемы и логику РЗА, безусловного запрета АПВ оборудования и ЛЭП 110, 220кВ, после срабатывания УРОВ. Имеются ли у кого-нибудь какие примеры на эту тему, может типовые схемы, которые можно приспособить и врезать в схемы? Или направить на путь решения данной задачи.
Вы бы документик из РДУ дали почитать. Можно без адресов и фамилий.
Добавлено: 2018-10-02 06:44:42
Разобравшись понял, что запрет АПВ при действии УРОВ и ДЗШ реализован. Но возникает другой вопрос, не понятно различие запрета АПВ от безусловного запрета АПВ. Прошу помочь разобраться в этом вопросе.
p.s. Защиты собраны на электромеханике.
С определениями может быть путаница: это когда одно и тоже разные люди называют по-разному. Лучше не стесняться и спросить у автора.
У нас применяются термины "Запрет АПВ" и "Подрыв АПВ". Может быть запрет АПВ через накладку и без.
Что бы не гадать спрашивайте у автора, требуйте поясняющую схемку, имеете право уточнить.
Вы бы документик из РДУ дали почитать. Можно без адресов и фамилий.
Завтра попробую что-нибудь сделать.
С определениями может быть путаница: это когда одно и тоже разные люди называют по-разному. Лучше не стесняться и спросить у автора.
У нас применяются термины "Запрет АПВ" и "Подрыв АПВ". Может быть запрет АПВ через накладку и без.Что бы не гадать спрашивайте у автора, требуйте поясняющую схемку, имеете право уточнить.
Понимаю, сколько людей столько и вариантов понимания. Но все же думал, что кто-нибудь сталкивался. А то не представляю, что делать. Что-то добавлять в схему (пром реле) или использовать существующие. Запрет АПВ реализован же, что еще.......
условный и безусловный запрет АПВ.
не слышал таких терминов
У нас применяются термины "Запрет АПВ" и "Подрыв АПВ".
О "Подрыве АПВ" тоже самое
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
А то не представляю, что делать. Что-то добавлять в схему (пром реле) или использовать существующие. Запрет АПВ реализован же, что еще.......
Лично я из прочитанного так понял - прямой запрет (разряд конденсатора) без накладки. Но лучше уточнить у автора (без стеснения). Свои контакты разработчик обязан оставить внизу под текстом.
Чтобы чувствовать себя увереннее при обсуждении данного вопроса желательно прочитать БЭМ №608 под редакцией Таусеса.
Можно, конечно, обратится к первоисточникам (материалы ЭСП, например).
Однако, в приказе РАО ЕЭС от 11.02.2008 № 57, в пп 5.5 и 6.5 есть, по-моему, ответ на Ваши вопросы.
5.5. УРОВ 330-750 кВ
5.5.1. УРОВ на напряжении 330-750 кВ должен устанавливаться во всех случаях, независимо от эффективности дальнего резервирования.
5.5.2. Конструктивно УРОВ 330-750 кВ должен предусматриваться отдельно для каждого выключателя с возможностью независимого обслуживания каждого устройства.
5.5.3. УРОВ 330-750 кВ должен действовать на отключение смежных с отказавшим выключателей и на запрет их АПВ.
5.5.4. При КЗ на шинах и отказе выключателя линии, через который она коммутируется на шины, УРОВ должен обеспечивать также отключение с противоположной стороны этой ЛЭП с запретом АПВ.
5.5.5. При КЗ на присоединении и отказе общего выключателя данного присоединения и смежной ЛЭП УРОВ должен обеспечивать также отключение с противоположной стороны этой ЛЭП с запретом АПВ.
и в пп 6.5
6.5. УРОВ 110-220 кВ
6.5.1. На напряжении 110–220 кВ УРОВ должен устанавливаться во всех случаях.
6.5.2. Конструктивно УРОВ 110-220 кВ может выполняться как одно целое устройство на систему шин, секцию, распределительное устройство или отдельно для каждого выключателя, что дает возможность независимого обслуживания каждого устройства.
6.5.3. УРОВ 110-220 кВ должен действовать на отключение смежных с отказавшим выключателей и на запрет их АПВ путем отключения присоединений.
6.5.4. При КЗ на шинах и отказе выключателя линии, через который она коммутируется на шины, УРОВ должен предусматривать останов высокочастотного передатчика высокочастотной защиты на данном конце ЛЭП и посылка команды телеотключения на противоположный конец этой ЛЭП с запретом АПВ при наличии такой возможности.
6.5.5. При КЗ на присоединении и отказе общего выключателя данного присоединения и смежной ЛЭП УРОВ должен предусматривать останов высокочастотного передатчика высокочастотной защиты на данном конце смежной ЛЭП и посылку команды телеотключения на противоположный конец этой ЛЭП с запретом АПВ, если таковая возможность имеется.
6.5.6. Схема УРОВ должна быть выполнена таким образом, чтобы предотвращалось их случайное действие на отключение выключателей смежных присоединений из-за ошибок релейного персонал при производстве работ.
Речь, возможно, не о традиционной схеме с ДЗШ и групповым УРОВ на соседних панелях, а о сочетании индивидуальных УРОВ и ДЗШ, о выполнении действия в схему ДЗШ (на выходные реле запрета АПВ от ДЗШ?) от индивидуальных УРОВ всех присоединений. Сам по себе запрет АПВ шин (системы шин, секции шин) при отказе в отключении одного из выключателей присоединений этих шин вопроса вроде не вызывает?
Вставлю свои 5 копеек без возможности в дальнейшей дискуссии..
В схеме централизованного УРОВ пуски от защит трансформаторов и линий разделены. В том числе - для реализации запрета АПВ шин только после действия УРОВ трансов. Это было предусмотрено в типовой работе ЭСП.
не слышал таких терминов
О "Подрыве АПВ" тоже самое
Хочу "заступиться" за термин "условный" и "безусловный" запрет АПВ вместо "запрета АПВ от ДЗШ" и "запрета АПВ" от УРОВ. Я имею в виду прежде всего схемы и терминалы АУВ. Дело в том, что, как все, конечно, помнят, реле запрета АПВ находятся в схеме ДЗШ, там же, само собой, и выходные реле ДЗШ. Я имею в виду традиционные схемы ДЗШ и УРОВ 110-220 кВ, подробно описанные в "синей" книжке и "красной" книжке И.Р. Таубеса (из БЭМ). Таким образом, вроде и тот, и другой запрет АПВ - от ДЗШ, нет?
Да, я помню, что 065 - от контактов выходных реле ДЗШ, и замыкается эта цепь всегда при срабатывании ДЗШ, а 067 - от контактов реле запрета АПВ, специальных быстродействующих РП-220, и работают эти реле только от УРОВ или от ДЗШ, но в некоторых специальных случаях (например, при введённой накладке "Запрет АПВ от ДЗШ" в схеме ДЗШ, которую вводят перед наалом переключений, например.
"Условный" запрет АПВ от ДЗШ (065) может быть выведен или введён накладкой в схеме АУВ. "Безусловный" запрет АПВ (067) не может быть выведен, он действует всегда.
Не вполне понятно, как правильно пользоваться этой возможностью вывода запрета АПВ от ДЗШ в сочетании с применением АПВ ОШ (с контролем отсутствия напряжения на шинах). Скажем, на шинах (секции шин) две линии и ШСВ (СВ), нормально включенный. Предположим, одна линия выбрана опробующим присоединением (по условию чувствительности ДЗШ и уменьшению воздействия на устойчивость). На остальных присоединениях (линиях) ввести запрет АПВ от ДЗШ в схемах АУВ? Неправильно, доаварийная схема не соберётся, их АПВ (этих присоединений) не произойдет. Значит, на опробующем присоединении задать АПВ ОЛ, только на нём одном. И всё вроде, достаточно? Зачем тогда накладка в цепи 065 и сама эта цепь? Классик пишет, что накладка нужна "... для возможности оперативного изменения режима". А почему не отказаться совсем от этого "условного", зависящего от положения накладки или другого переключающего устройства в цепи 065, запрета АПВ присоединения от ДЗШ? Почему не ограничиться изменением режима АПВ, он ведь тоже изменяется оперативно?
К сожалению, схожесть названий приводит к путанице не только у оперативников, но и релейщиков тоже. Как часто оказывается :)
Добавлено: 2018-10-02 21:41:32
"Подрыв АПВ" - это, вероятно, размыкание цепи пуска АПВ, подобно тому, как действовала когда-то АЧР? АЧР через шинку ШАЧР на реле отключения от АЧР, оно (в каждой схеме АУВ) размыкает цепь пуска АПВ. Восстановилась частота до уставки возврата РЧ, отработала выдержка времени ЧАПВ - напряжение с шинки "ШАЧР" снимается, собирается цепь пуска АПВ (выключатель же отключен не оперативно, несоответствие есть) и спустя выдержку времени АПВ - включение, "да будет свет".
Хочу "заступиться" за термин "условный" и "безусловный" запрет АПВ вместо "запрета АПВ от ДЗШ" и "запрета АПВ" от УРОВ.
несмотря на то,что с ЭМ работал лет 25,терминов таких не слышал,не в ходу видать были,но примерно вспомнил о чем речь.
несмотря на то,что с ЭМ работал лет 25,терминов таких не слышал,не в ходу видать были,но примерно вспомнил о чем речь.
А как их называть, эти два таких разных запрета, надо же как-то различать? Звучит-то одинаково "Запрет АПВ от ДЗШ".
Запрет АПВ реализован же, что еще.......
Схему УРОВа выложить можете? Направление запретов АПВ бывают разные при различных КЗ и работе защит.
не слышал таких терминов
О "Подрыве АПВ" тоже самое
"Запрет АПВ" это разряд конденсатора в электромеханике (и его аналоги в электронике и микропроцессорах).
"Подрыв АПВ" это разрыв цепи пуска АПВ (цепочки несоответствия положения ВВ). Применяется, например, в схемах отключающего импульса на ПС с отделителем-короткозамыкателем. Пока отделитель не отключится - висит подрыв от приёмного реле отключающего импульса. После отключения отделителя приёмное реле отпадает, контакт замыкается, происходит пуск АПВ и включение ВЛ под напряжение. Это, чтобы не подать напряжение на включённый заземнож.
Зачем тогда накладка в цепи 065 и сама эта цепь?
Для запрета АПВ конкретных присоединений и только при работе ДЗШ, т.е. если хотим, чтобы при работах защит ВЛ АПВ было, а при работе ДЗШ не было, то вводим на АУВ накладку Н4.
Зачем это нужно другой вопрос.
Пока готовил ответ, пришло сообщение #33. Но не выбрасывать же на мусорку! Итак:
терминов таких не слышал,не в ходу видать были,но примерно вспомнил о чем речь
Из моей практики безусловным или прямым АПВ назывался запрет АПВ без оперативных элементов. Введен постоянно. Уж и не припомню, как у нас обзывался "условный" запрет АПВ. Скорее всего, оперативный ввод запрета АПВ при некоторых обстоятельствах. Первый - работа УРОВ, чувствительный орган ДЗШ или защита от внутренних повреждений трансформатора. Второй вводится оперативно в некоторых режимах (отключение от основного органа ДЗШ при переключениях на системе шин (операции с шинными разъединителями). Встречал оперативный вывод АПВ при опасных работах типа прорубок дерева в зоне линии. Там уж АПВ попросту выводится.
Подрыв АПВ" - это, вероятно, размыкание цепи пуска АПВ, подобно тому, как действовала когда-то АЧР? АЧР через шинку ШАЧР на реле отключения от АЧР, оно (в каждой схеме АУВ) размыкает цепь пуска АПВ. Восстановилась частота до уставки возврата РЧ, отработала выдержка времени ЧАПВ - напряжение с шинки "ШАЧР" снимается, собирается цепь пуска АПВ (выключатель же отключен не оперативно, несоответствие есть) и спустя выдержку времени АПВ - включение, "да будет свет".
Подрыв АПВ - совсем другая статья (с таким термином, кстати, встречаюсь вервые). В первом случае, как понимаю, готовность АПВ происходит со временем повторной готовности АПВ после снятия воздействующего импульса (20 - 40 секунд для первого цикла АПВ). Во втором - немедленно после его снятия.
Хотя, впрочем, аналогия с АЧР мне не до конца понятно. Понимаю, что при работе АЧР (как, впрочем, и других средств ПА, действующих на разгрузку элементов сети или энергосистемы в целом) должен выполняться запрет АВР, а восстановление - своими средствами ЧАПВ или что-то в этом роде. Впрочем, я - специалист в области релейной защиты, но никак не противоаварийной автоматики.
Добавлено: 02-10-2018 14:09:57
Прошу прощения, сразу картинки не удосужился вставить, а потом вставлены как-то несуразно, удалить уж не могу. На электромеханике вроде бы 065, 067 - прямой и оперативный запрет АПВ. У ЭКРЫ за эти компоненты отвечает SA 10. В каждом случае нужно разбираться индивидуально.
Добавлено: 02-10-2018 14:24:32
Да, еще, как у ЭКРА это выполнено.
Понимаю, сколько людей столько и вариантов понимания. Но все же думал, что кто-нибудь сталкивался. А то не представляю, что делать. Что-то добавлять в схему (пром реле) или использовать существующие. Запрет АПВ реализован же, что еще.......
Запрет АПВ от УРОВ реализован с дополнительным условием работы выходных реле защит АТ, выходных реле ДЗОШ АТ1(2).
Там в принципе, много думать не нужно.
В старой схеме УРОВ (построенной по старой идеологии, с реле-повторителями защит каждого присоединения на панели УРОВ) замыкаете все контакты реле 14РП, 15РП (повторители защит АТ1) внешними перемычками (для 1СШ), и контакты реле 32РП, 33РП (повторители защит АТ2) перемычками (для 2СШ).
В новой схеме УРОВ (построенной по "новой" идеологии, заточенной на исключение ложных срабатываний) еще проще - закорачивается по одной группе контактов РП1,( РП2) используемых в общих цепях запрета АПВ от УРОВ (тоже условие работы защиты АТ / Т).
Реализовали у себя несколько лет назад.
Никто. Прямых запретов не существует.
В том то и проблема, что нет четких указаний как запрещается АПВ после действия УРОВ. Например документ № 57 РАО ЕЭС только в 2008 году вкратце изложил принцип запрета АПВ:
6.5.3. УРОВ 110-220 кВ должен действовать на отключение смежных с отказавшим выключателей и на запрет их АПВ путем отключения присоединений.
Из этого следует, что разрешается действие АПВ выключателей, отключенных защитами, а не УРОВ, и это правильно.
В руководящих указаниях выпуск 6, и у Таубеса БЭМ выпуск №608 про запрет ни слова, а в схемах нарисованы такие страшилки.
В схеме централизованного УРОВ пуски от защит трансформаторов и линий разделены. В том числе - для реализации запрета АПВ шин только после действия УРОВ трансов. Это было предусмотрено в типовой работе ЭСП.
Запрет АПВ от УРОВ реализован с дополнительным условием работы выходных реле защит АТ, выходных реле ДЗОШ АТ1(2).
Там в принципе, много думать не нужно.
Ошибаетесь, уважаемый RemezV, вам нужно задуматься, что произойдет при КЗ на линии с отказом выключателя, или КЗ на СШ с отказом ШСВ если у вас схема с двойной системой шин. Комментарии в приложении.
Запрет АПВ от УРОВ реализован с дополнительным условием работы выходных реле защит АТ, выходных реле ДЗОШ АТ1(2).
Там в принципе, много думать не нужно.
Кажется оба случая - это старая работа по ДЗШ и УРОВ, которая была заменена на новую. Безусловный запрет идет в таких случаях:
1. При приеме сигнала от УРОВ (неважно какая защита сработала),
2. При автоматическом опробовании шин,
3. При ручном опробовании.
Насчет поледнего пункта точно не помню, завтра гляну.
Не соглашусь с коллегой arco по вариантам 3,4 из его монографии про многократное включение выключателей на КЗ при повреждении на шинах и отказе ШСВ, так как один выключатель на СШ имеет контроль АПВ Н+ОШ/Н+С, то он и включится после действия УРОВ на отключение неповрежденной СШ, остальные выключатели имеют контроль НШ+О/Н+С или Н+С и для них условий контроля АПВ не будет.
Добавлено: 2018-10-03 01:38:56
Да и по вариантам при КЗ на ВЛ и отказе собственного выключателя тоже не соглашусь по той же причине.
I_yuriy
Вы бы документик из РДУ дали почитать. Можно без адресов и фамилий.
Вот такой документик. Файл 1 и 2.
Добавлено: 2018-10-03 10:45:11
arco
Схему УРОВа выложить можете? Направление запретов АПВ бывают разные при различных КЗ и работе защит.
Вот, схема УРОВ-110.
Советы бывалого релейщика → ДЗШ, ДЗО, УРОВ → Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc