Berks писал(а): ↑2021-08-10 15:02:48
указанных мной случаях при схеме 4Н и аварии одной ВЛ оставшийся в работе тр-р легко тянет всю нагрузку ПС до момента включения ВЛ или перемычки. При ремонте ВЛ - планово включается ремонтная перемычка и оба тр-ра работают от одной ВЛ.
Что такого нового и ранее неизвестного появилось в мостике, чтоб его начать применять на тупиках вопреки рекомендациям ГОСТа и СТО? Ведь в них даже не упоминается возможность применения 5Н в тупиках?
Коллега, я сейчас постараюсь Вам изложить развернуто видение ситуации с той стороны фронта.
Схема 5Н действительно задумалась для подстанций включенных в одноцепной транзит и рем. перемычка нужна здесь для сохранения транзита. Схема 4Н - дешево и сердито для тупиков. Эти типовые схемы не новые, и не в ГОСТ Р, и не в СТО они появились, а зародились они еще в альбомах ЭСПа при Советской власти.
Но есть один нюанс, как в том бородатом похабном анекдоте про Василия Ивановича, который заключается в том, что при применении схемы 4Н, из за отсутствия СВ нет возможности параллелить секции 110 кВ в нормальной полной схеме. А это значит, что такое рядовое событие как отключение ВЛ 110-220 кВ даже с успешным АПВ 1-3 сек (что в грозовой сезон на северах событие частое) приводит к том что половина всей распределительной сети, питающейся от этой ПС 110-220 попадает под кратковременное обесточение, на эти самые 1-3 сек.
Допустимо ли это ? Для электроснабжения например поселка или колхоза - наверное да, а вот для нефтегазодобывающего предприятия - это значит половина всех насосов, компрессоров и другого технологического оборудования, подключённых с ПС по схеме 4Н отвалится за цикл АПВ, а вторая половина нагрузки по АСУТП развалится, буквально через несколько секунд.
Вы скажете - есть АВР, я отвечу, что "классический медленный АВР" тут ни чем не поможет, а быстрый АВР (БАВР) тоже еще та песня, как в части коммутационных аппаратов первичной схемы, так и в части МП устройства. Он не во всех случаях обеспечивает подхват потребителей чувствительных к провалов напряжения, особенно тех что допускают провал напряжение в 3-4 периода промышленной частоты.
После АПВ напряжение на шинах восстанавливается, но технологическое оборудование по взмаху волшебной палочки не включается. Запуск идет где-то автоматикой повторного пуска, но в основном руками операторов, и это процесс занимает время... иногда и 2-3 часа иногда и до суток, или еще хуже скважинные насосы клин поймали. Казалалось бы, все нормативные требования выполнены: потребители подстанции обеспечены I категорией надежности, но каждый раз при отключении одной питающей ВЛ идут сбросы нагрузки. НГДО в момент выхода оборудование на режим, получает недовыполнение плана, по добыче жидкости, подготовке товарной нефти и газа, их транспортировке - это все эти недовыполненные плановые показатели оцениваются НГДО как упущенная выгода и имеют, учитывая стоимость продукта, конкретное измерение в больших деньгах и полетевших головах. За время промышленной эксплуатации промысла в 30 лет, таких инцидентов будут сотни. Конечно работа по обеспечению нечуствительности к провалам напряжения у самих электропримеников она ведется:
-ставят устройства защиты отпадения магнитных пускателей
-обеспечивают цепи управления бесперебойным питанием
-отстраивают работу защит КИП от максимально возможного времени провала напряжения
Но эти мероприятия не могут полностью исключаться сбросы нагрузки. Вторая компонента это снижение времени работы РЗ и создание таких схем электроснабжения при которых, схемно меньшее число в раз линии попадают под обесточенные, пусть даже и на время цикла АПВ
В этом смысле, схема 5Н позволяет секционник нормально замкнуть, но это питающие ЛЭП превращает в ЛЭП с двух сторонним питанием, поэтому ДЗЛ/ДФЗ, и КСЗ "в сторону линии", в том числе в соответствии с логикой п. 3.2.4. ПУЭ:Устройства релейной защиты должны обеспечивать наименьшее возможное время отключения КЗ в целях сохранения бесперебойной работы неповрежденной части системы (устойчивая работа электрической системы и электроустановок потребителей, обеспечение возможности восстановления нормальной работы путем успешного действия АПВ и АВР, самозапуска электродвигателей, втягивания в синхронизм и пр.) и ограничения области и степени повреждения элемента.
При такой схеме провал напряжения возникает только на время работы ДЗЛ и выключателя, и то он как правило 1ф КЗ не всех фазах, поэтому отключения электроприемников потребителя или отсутствуют вообще или носят единичный характер носят и решаются по ним мероприятиями точечно. И кстати смысловая нагрузка рем перемычки у такой ПС как по мне так отсутствует. для отпаечной или тупиковой ПС она свою функцию не выполняет, основная тема в секционнике, который нормально включен.
Berks писал(а): ↑2021-08-10 11:45:06
Если ВКЛ - то он шунтирует секционник на шинах центра питания (ненормально это, мне кажется)
Соберите схему в растре и пощелкайте состояние СВ на Вашей проектируемой ПС, ни какие перетоки через этот шунт дополнительные возникать не будут.
Если Вы радеете за кап. вложения, то могу ответить что 1 выключатель 110 кВ и дополнительная РЗА, размажутся в смете стройки таким тонким блинчиком, в проекте технологической площадки ценой в 50 мрлд руб. зато поводов, когда к энергетикам приходят нефтянники с ключом на 32 и искренним удивлением, почему насосы встали - значительно поубавиться.