Да предстоит то самое восстановление блокировок - ОРУ 110 и 35.
Вот только с нормальной реализацией АСУ встречаться пока не приходилось (через заднее крыльцо в основном), потому и полагаться на него при блокировке совсем не хочется.
Мы производим и внедряем системы оперативной блокировки, как совмещенные с ССПИ, так и разделенных от ССПИ, а также иногда только что-то одно, и по опыту более чем 100 объектов 35-110кВ в различных энергосетевых предприятиях и хотели бы поделиться своими наблюдениями:
1. На старых объектах, практически везде оперативная блокировка не работает. Самая большая проблема это блок-контакты приводов, она касается как электромагнитной блокировки, так и программируемой блокировки. НО в случае программируемой оперативной блокировки, благодаря тому, что система передается информацию диспетчеру или на АРМ дежурного на подстанции, сразу можно понять в каком именно приводе есть проблема с блок контактами. В случае же с традиционной оперативной блокировкой - все делается "вслепую". Настраивать программируемую блокировку на порядки проще, благодаря системе конфигурации и визуализации, не говоря уже про гибкость системы и возможностей, которых достичь с традиционной оперативной блокировкой невозможно - использование телеизмерений в цепях логики оперативной блокировки, использование сигналов со смежных подстанций, получаемых в протоколах МЭК 870-5-101/104, использование таймеров для моторных приводов, различные логики для включения и отключения привода, а также более тесное взаимодействие с системой управления моторными приводами, когда системы страхуют друг друга и надежность процесса переключений растет. Управления моторными приводами это вообще вопрос отдельный и каждый понимает и решает его по своему.
2. Чтобы восстановить оперативную блокировку на целом ряде объектов, Заказчик принял решение производить эти работы совместно с реконструкцией телемеханики. Это дало как экономию по средствам, так и огромную экономию по времени. Да это и логично, т.к. в техническом задании на проектирование есть требования по выводу сигналов положения разъединителей и выключателей двухпозиционными контактами, а чтобы системы оперативной блокировки заработала необходимо добавить модули телеуправления и реле, проложить кабельные связи, создать и прописать логику. В конечном счете доля оперативной блокировки не превышает 25% от общих затрат на всю систему (ССПИ + ОБР). Реконструкция целого объекта занимает, как правило, не более 1 месяца с пусконаладкой и испытаниями.
3. Раздельная или совмещенная система оперативной блокировки с ССПИ имеют несколько разные недостатки и преимущества, но разделение решает основную проблему Заказчика - кто будет обслуживать данную систему. Однако, несмотря на четкую границу, результата в виде рабочей систему добиться труднее по причинам более сложной организации системы, необходимость присутствия персонала из разных служб в одно время на объекте и т.д.
Наиболее надежно и корректно (как хочется Заказчику) работают системы, где за обе системы отвечает одна служба и налажен четкий контакт с производителем. В некоторых филиалах оперативная блокировка на целом ряде объектов была создана нашими силами, а запрограммирована и проверена персоналом Заказчика. Такая форма сотрудничества отлично себя зарекомендовала.
4. На малых объектах (до 256 ТС) мы рекомендуем все же совмещенную систему оперативной блокировки с ССПИ, т.к. общее количество сигналов на таком объекте невелико и чрезмерно дробить систему это лишние затраты, уменьшение надежности и увеличение сложности наладки. Система оперативной блокировки параметрируется отдельной утилитой, поэтому подсистемы не оказывают влияния друг на друга.
5. На объектах с более чем 256 ТС имеет смысл разделять две подсистемы, но заставить работать данную систему при различных проектировщиках, подрядчиках и наладчиках все же много сложнее.