1

Тема: Помогите методой проверки трансформаторов тока

Господа, добрый день.
Прошу господ релейщиков помочь проектанту. Проблема и задача - помогите с методикой проверки трансформаторов тока на существующей РП10кВ.
инспектор требует "расчет на проверку трансформаторов тока 10 кВ ..... на допустимую токовую погрешность обмоток класса 10Р при максимальных токах КЗ на шинах 10 кВ и вблизи РП, а также на допустимые максимальные вторичные токи по термической стойкости устройств РЗА"
Правомерно такое требование? И как понять вблизи РП - на 50м от кабельной линии?
На самой РП на шинах и на отходящих линиях установлены трансформаторы тока ТОЛ-ЭС-10 с классом точности 10P/0,5S. Коэф-ты трансформации ТТ - на  шинах - 500/5/5; на отходящих линиях - 200/5/5 и 75/5/5.  На каждой линии заложены кабели ААБл10-3х240.
ТКЗ вблизи РП(т.е. на 50м от РП)  - на каждой линии одинаковый 18,4кА , ТКЗ на шинах 18,7кА. ТКЗ в точке питания (на ПС110/10кВ) - 18,95кА
Линии на РП защищаются реле Sepam S20, на вводе Sepam S40.

И что делать если не проходит по ТКЗ???

Заранее огромное спасибо

2 (2015-05-17 09:04:21 отредактировано doro)

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

И как понять вблизи РП - на 50м от кабельной линии?

Нет, скорее всего - "под носом", на вводе линии.

4724385 пишет:

И что делать если не проходит по ТКЗ???

Скорее всего, менять ТТ. Кстати, на погрешность влияет и сопротивление вторичных цепей ТТ. Но, видимо, объект компактный, усилением сечения кабеля вопрос не решить.
Еще одну задачку нужно решить. Как там с напряжением на выводах ТТ? Бывает, что амплитудное значение вылезает и за 1000 В, там уже особые решения в части проверки изоляции нужно применять.
С подобными проблемами общался как-то при реконструкции РЗА ОРУ-110 (вводилось УРОВ, нужно было пересчитать нагрузку на ТТ в связи с подключением дополнительных реле РТ 40/Р). Так вот на трех самых удаленных от релейного щита линиях погрешность ТТ при близком (на первой опоре) КЗ достигала 92%, а на двух трансформаторах программа просто отказалась считать. Там, полагаю, при КЗ непосредственно за ТТ он просто сгорел бы.
Да, при токе КЗ за 18 кА 200/5, а тем более 75/5 крайне мало. Какое реле выдержит даже кратковременный ток больше 1000 А вторичных?

3

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

doro пишет:

Да, при токе КЗ за 18 кА 200/5, а тем более 75/5 крайне мало. Какое реле выдержит даже кратковременный ток больше 1000 А вторичных?

И какие же ТТ подойдут? При максимальных ТТ на ТОЛ-ЭС 2000/5 вторичный ток будет ~50А!!!
А еще варианты? например токоогр. реакторы на вводе в РП?  Или ограничители тока или промежуточное реле между ТТ и sepam?

Добавлено: 2015-05-17 15:46:37

doro а как насчет методы проверки трансформаторов? или таковой нет?

4

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

а как насчет методы проверки трансформаторов? или таковой нет?

Шабад. "Расчёты релейной защиты и автоматики распределительных сетей"

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

Проверяли ли  трансформаторы тока на термическую и особенно электродинамическую устойчивость при КЗ? Обычно это основное условие выбора, а не ток нагрузки. Ток КЗ для Ктт 75/5 превышает номинальный ток более чем на два порядка ... Как мне кажется, 75/5 ну никак не проходит, вот такой ТТ ? http://www.cztt.ru/tol_10_I.html
Методика проверки ТТ, используемых  для целей РЗ есть в последнем издании пособия "Расчёты релейной защиты распределительных сетей" М.А. Шабада. Погуглите, в сети есть. Первая глава, с. 46 и далее.
Вообще при выборе ТТ  первичный  номинальный ток определяется чаще всего именно требованием устойчивости при КЗ, а не максимальным рабочим током присоединения. При высоком уровне тока КЗ это приводит к тому, что приходится выбирать ТТ с большим первичным номинальным током, а по условиям учёта Ктт должен быть близким к току нагрузки. Нужно искать компромисс, выбирая более стойкие к току КЗ конструкции ТТ и тип ТТ, обеспечивающий удовлетворительную работу классной обмотки для учёта при возможно более низких токах.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

Господа, добрый день.
Прошу господ релейщиков помочь проектанту. Проблема и задача - помогите с методикой проверки трансформаторов тока на существующей РП10кВ.
инспектор требует "расчет на проверку трансформаторов тока 10 кВ ..... на допустимую токовую погрешность обмоток класса 10Р при максимальных токах КЗ на шинах 10 кВ и вблизи РП, а также на допустимые максимальные вторичные токи по термической стойкости устройств РЗА"
Правомерно такое требование? И как понять вблизи РП - на 50м от кабельной линии?
На самой РП на шинах и на отходящих линиях установлены трансформаторы тока ТОЛ-ЭС-10 с классом точности 10P/0,5S. Коэф-ты трансформации ТТ - на  шинах - 500/5/5; на отходящих линиях - 200/5/5 и 75/5/5.  На каждой линии заложены кабели ААБл10-3х240.
ТКЗ вблизи РП(т.е. на 50м от РП)  - на каждой линии одинаковый 18,4кА , ТКЗ на шинах 18,7кА. ТКЗ в точке питания (на ПС110/10кВ) - 18,95кА
Линии на РП защищаются реле Sepam S20, на вводе Sepam S40.

И что делать если не проходит по ТКЗ???

Заранее огромное спасибо

Читай справочник по проектированию том 4.

7

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

l_yuriy а под чьей редакцией "справочник по проектированию том 4."?

8

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

l_yuriy а под чьей редакцией "справочник по проектированию том 4."?

Не помню. Вернусь из командировки недели через 1-2 посмотрю.

9

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

l_yuriy а под чьей редакцией "справочник по проектированию том 4."?

Вы точно проектант???

10

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

Поразительно, спросил "поделитесь методой, помогите".....и .....куча советов и ни одного нормального предложения. Народ очень прошу если можете помочь - помогите нормальным решением или предложением.

11

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

помогите нормальным решением или предложением.

предлагают заглянуть наконец самому в настольные книги релейщиков и проектировщиков. Или Вы ждёте, что за вас выполнят расчёты, не имея полных данных о ячейках и ТТ? Даже мощность ТТ нам неизвестна. Про рассчётное место КЗ (на шинах РП) Вам уже сказали. Методой (где искать) поделились.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

В книге Шабада все есть, тут напрашивается метод расчета по измеренным ВАХ ТТ, если таковые имеются. Должно быть два расчета: в одном в качестве исходных данных принят максимальный ток к.з., во втором - принятая уставка защиты. Зная первичный ток ТТ (это максимальный ток к.з. и уставка) определяем вторичный по выражению I2=I1/Kt. Затем определяем напряжение на выводах вторичной обмотки при к.з. по выражению U2=I2*(Zобм.тт+Zвтор.тт), т.е. произведение вторичного тока на сумму сопротивлений обмотки, нагрузки и соединительных проводов. Сопротивление обмотки ТТ измеряем при проверках, сопротивление приборов считаем по паспортным данным приборов, с кабелем и так понятно. Далее по ВАХ ТТ и определенному напряжению U2 определяем ток намагничивания Iнам, который соответствует данному U2. По сути именно он определяет погрешность ТТ. Далее определяется погрешность как отношение Iнам/I2*100%. При большой вторичной нагрузке (например, длинный кабель от ТТ на ОРУ до реле и обратно) ТТ сильно насыщаются и дают колоссальные погрешности. При этом ЭДС на вторичной обмотке может представлять опасность для самого ТТ.
Также в ПУЭ есть требования проверки ТТ на термическое и динамическое действие токов к.з. В паспорте ТТ указывают ток электродинамической стойкости (например iдин=52 кА), который должен быть выше чем ударный ток на шинах; могут в паспорте указать кратность тока (например, кратность равна 250 при I1ном.тт=75 А, что говорит о том, что iдин=75*250=18,7 кА). Также в паспорте ТТ указываются параметры термической стойкости ТТ в формате ток к.з./секунды например 60/3. Это говорит о том, что ТТ способен рассеять без повреждения тепловой импульс Bk=60^2*3=10800 кА^2*c. При расчете токов к.з. определяется тепловой импульс на шинах ПС, как произведение тока к.з. в квадрате на время действие к.з. Я выразился несколько упрощенно, в технической литературе можно найти более подробно. Так вот расчетный тепловой импульс должен быть ниже чем термическая стойкость ТТ. Bk определяется отдельно для ТТ отходящих присоединений и для ТТ ввода, поскольку время действие защит различно.
Бегло глянул буклет "Русский трансформатор" с тех. информацией о ТОЛ-СЭЩ-10. Токи к.з. у вас немаленькие, но мне кажется есть модификации ТТ, способные пройти по условию термической и динамической стойкости.

13

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

Поразительно, спросил "поделитесь методой, помогите".....и .....куча советов и ни одного нормального предложения. Народ очень прошу если можете помочь - помогите нормальным решением или предложением.

Это раньше не было ни мобильных телефонов, только системные, ни интернета. А сейчас интернет с яндексом и гуглом всем в помошь. А зза нормальные предложения при рыночной экономике надо платить... Но не все могут и не все хотят, а это другой вопрос.

14

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

matu, nkulesh спасибо за помощь

15

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

4724385 пишет:

И какие же ТТ подойдут? При максимальных ТТ на ТОЛ-ЭС 2000/5 вторичный ток будет ~50А!!!

Да никаких проблем! Гляньте на страничку http://dororz.ru/cons_7.htm и http://dororz.ru/cons_7_1.htm. Немало есть токовых реле, которые кратковременно выдерживают протекание тока до 500 А. Так что 50 А - не что-то запредельное. Опять же на время не более 1 с.
Кстати, у меня в практике были защиты ЭПЗ-1636 с диапазоном срабатывания: 1 ступень ТЗНП - 130 А вторичных, 5 (6) ступень - 90 А первичных. Впрочем, об этом не раз уже упоминал, в том числе и на страницах Форума.
Кстати, при таких токах КЗ проблемы возникают не только с устройствами РЗА, но и с первичным оборудованием. Какой максимальный ток КЗ могут отключить выключатели на отходящих линиях? Если ВМП-10, то, насколько помню, они больше 10 кА не потянут.

16

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

doro пишет:

Если ВМП-10, то, насколько помню, они больше 10 кА не потянут.

По паспорту ток отключения - 20 кА
http://leg.co.ua/info/vyklyuchateli/vyk … p-10k.html
http://www.studfiles.ru/preview/417647/

l_yuriy пишет:

ТКЗ вблизи РП(т.е. на 50м от РП)  - на каждой линии одинаковый 18,4кА , ТКЗ на шинах 18,7кА. ТКЗ в точке питания (на ПС110/10кВ) - 18,95кА

Для выключателей ВМП-10 ТКЗ - предельный. При малейшем дефекте выключатель с таким током КЗ не справиться.
Явно необходимо, что-то делать с первичной схемой, например, установить реакторы (см. сообщение #3)

17

Re: Помогите методой проверки трансформаторов тока

Да, но при установке реакторов нужно принципиально изменять и всю систему РЗА. К примеру, при КЗ до реактора ТО на отходящем фидере неуместно, переходим на МТЗ. Головной выключатель однозначно должен справиться (т.е., отключающая способность - следующая ступень - 40 кА). Конфликт между чувствительностью, быстродействием и селективностью. Решается использованием неполной ДЗШ.