1

Тема: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Друзья, всех приветствую! Прошу помочь разъяснениями!
Я молодой диспетчер РЭС, есть вопросы по работе ТН-10 и ТН-110.
Начну с ТН-10:
2 ПС 35/10, одна на пост. опер токе, вторая на переменном, исполнение КРУН, с вакумниками BBTEL и сириусами.
Возник такой вопрос, при замыкании на землю одной из отходящих линий (точно), ТН сигнализирует о земле. Но до того пока установили, что замыкание на линии, начался шквал обвинений на неисправность самого ТН. Когда сгорает ПК 10 на ТН, я знаю, какие показания вольтметра, в этот случай было мне лично, ясно, что не ПК. Те кто валили на ТН, особо в показаниях вольтметров не шарят. Я повелся у них на поводу, решили проверить напряжение вторичных цепей ТН. Я на смене в РДП, ОВБ на ПС мериют на 100В АП от ТН в ячейке ТН. Они мне называют следующие показания: 100, 100, 02. Ну те кто валили на ТН, (нач ОТГ) конечно же обрадовались и уже начали звонить УСП. Помогло мне от позора спастись, решение отключить одну из линий, угадал, земля пропала. Потом нашли что повреждение разрядника. в общем такая история, которая заставила меня вникать во вторичные цепи ТН-10.
Отсюда вопрос:
1- в нормальном режиме, без замыкания на землю, я сам в свой выходной поехал на ПС и измерил на АП напряжение. Относительно корпуса КРУН 100, 100, 60. Относительно ШП в релейном отсеке КРУН ТН-10: 60,60,100. Междуфазное на АП:60,100,60. Что за дела? почему такие показания? я думал, что везде должно быть по 100В. разъясните мне как откуда и почему?
2- Гл инженер РЭС, мне заявляет, что когда при замыкании на землю, то та фаза, что замыкает, соответсвенно не приходит на ТН, т.е. кратко: когда земля на линии, на фазе В, то если мерить вторичку на ТН, на АП ТН-10 - фазы В не будет тоже. На сколько я знаю вторичные цепи ТН-10 запитывают, автоматику АВР, РПН, ЗМН, некторые сириусы у нас прямо напрямую получают питание от ТН-10... Это что получается, по логике Гл. Инж. при замыкании на землю у нас, что половина автоматики может остаться без напряжения? Тут я вспоминаю от контроле цепей напряжения в цепят ТН-110, и точно, знаю, что при неисправности, ходябы одной фазы в цепях ТН-110, защиты ШДЭ-2802, ТНЗНП, автоматически выводятся. Короче я в потерях.
3- самый главный вопрос, когда сгорел пк перед ТН - я знаю, что показет вольтметр, а ВОТ КАК ПОНЯТЬ ТОЧНО! когда ТН-10 накрылся, как это определить? по каким признакам, прямым или косвенным, или как точно или косвенно определить, что ТОЧНО не ТН-10 ????
Для начала - это достаточно, буду очень благодарен все грамотным людям за помощь!
п.с. извините если в тексте есть грам. ошибки.

2

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Люблю общаться с диспетчерами. Среди релейщиков я - равный среди равных, а вот здесь иногда смотрю с высоты полета. Но получаю такие вопросы, что приходится вычесывать остатки седых волос из головы.

dispres пишет:

Когда сгорает ПК 10 на ТН, я знаю, какие показания вольтметра, в этот случай было мне лично, ясно, что не ПК.

dispres пишет:

1- в нормальном режиме, без замыкания на землю, я сам в свой выходной поехал на ПС и измерил на АП напряжение. Относительно корпуса КРУН 100, 100, 60. Относительно ШП в релейном отсеке КРУН ТН-10: 60,60,100. Междуфазное на АП:60,100,60. Что за дела? почему такие показания? я думал, что везде должно быть по 100В. разъясните мне как откуда и почему?

Я так понял, что здесь - последовательность фаз А, В, С (или А, 0, С?). И если АП - автоматический выключатель вроде АП-50, то как оперативный персонал мог замерить напряжение на нем (перед ним, за ним) без снятия крышки? Что такое "относительно ШП"?
Готов к дальнейшему обсуждению по получении ответов на вопросы.

3 (2016-03-19 12:48:57 отредактировано Lekarь)

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

ШП - шинки питания, наверное. Если у Вас по-другому, то поправьте.
Лучше по порядку.
В шкафу ТН сколько автоматов? С разомкнутого треугольника, что? Со звезды что?
Как ВЫ узнаете, что "земля"? Блинкер (указательное реле) - "земля" или выводы делаете сами измерив фазные напряжения, переключая предназначенный для этой цели переключатель на вольтметре?

4

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

dispres пишет:

Относительно корпуса КРУН 100, 100, 60.

doro пишет:

Я так понял, что здесь - последовательность фаз А, В, С (или А, 0, С?)

А-С-0,если вспомнить что заземленная В через автомат не заводится

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

5

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

doro пишет:

Люблю общаться с диспетчерами. Среди релейщиков я - равный среди равных, а вот здесь иногда смотрю с высоты полета. Но получаю такие вопросы, что приходится вычесывать остатки седых волос из головы.
Я так понял, что здесь - последовательность фаз А, В, С (или А, 0, С?). И если АП - автоматический выключатель вроде АП-50, то как оперативный персонал мог замерить напряжение на нем (перед ним, за ним) без снятия крышки? Что такое "относительно ШП"?
Готов к дальнейшему обсуждению по получении ответов на вопросы.

конечно крышку сняли, мерили без крышки, никто там не знает какая последовательность, и я тоже.
ШП - шинки питания

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Lekarь пишет:

ШП - шинки питания, наверное. Если у Вас по-другому, то поправьте.
Лучше по порядку.
В шкафу ТН сколько автоматов? С разомкнутого треугольника, что? Со звезды что?
Как ВЫ узнаете, что "земля"? Блинкер (указательное реле) - "земля" или выводы делаете сами измерив фазные напряжения, переключая предназначенный для этой цели переключатель на вольтметре?

в шкафу один автомат АП-50, с разомкнутого треугольника ничего нет, т.к. если я не ошибаюсь в его цепь включено КН, которое сигналит мне о появлении земли на секции шин. единственный автомат там - это "цепи напряжения 100В"
о земле узнаю на АРМ диспетчера приходит сигнал, на ПС выпадает блинкер, и затем по показаниям вольтметров.

Добавлено: 2016-03-19 14:05:16

scorp пишет:

А-С-0,если вспомнить что заземленная В через автомат не заводится

с каких это пор у нас НОЛЬ относительно корпуса показывает 60? А? если это - А-С-0 ?

7

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Поступили нехорошо, а точнее плохо.
Фаза В как заземленная через автомат и любой коммутационный аппарат проходить не должна. Похоже, что сообщение scorp (#4) вполне объясняет эту проблему. Последовательность цепей, проходящих через автомат - А, С, 0.

dispres пишет:

Относительно ШП в релейном отсеке КРУН ТН-10: 60,60,100.

совершенно непонятно. Но

dispres пишет:

Междуфазное на АП:60,100,60.

вполне объяснимо. 100 В - междуфазное напряжение, 60 В - между двумя фазами и нулем. Осталось замерить напряжение между заземленной фазой и нулем, опять же получите 60 В. Если будет существенно другое напряжение - информация к размышлению. Вполне вероятно, что ОЗЗ - на фазе В.

8

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

dispres пишет:

с каких это пор у нас НОЛЬ относительно корпуса показывает 60? А?

а если подумать?

scorp пишет:

заземленная В через автомат не заводится

заземленный ноль - редкое явление,хотя на ПС 35 возможно и такое,но на очень старых ПС

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

9

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Да, кстати, ГИ у ТС насколько с РЗА знаком? Одно дело, нахватался где-то поверхностных знаний, другое - профессиональный релейщик. В первом случае можно повесить лапшу на уши с поддержкой Форума. Второй случай куда сложнее - нужно отбиваться профессионально.

10

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

doro пишет:

вполне объяснимо. 100 В - междуфазное напряжение, 60 В - между двумя фазами и нулем. Осталось замерить напряжение между заземленной фазой и нулем, опять же получите 60 В. Если будет существенно другое напряжение - информация к размышлению. Вполне вероятно, что ОЗЗ - на фазе В.

сразу отпадает, этот вариант, т.к. я в начале написал, 2 ПС 35/10, я ездил и на другую, та что на пер. опер, токе, там тоже самое, абсолютно идентичные замеры!!!

Добавлено: 2016-03-19 15:33:40

doro пишет:

Да, кстати, ГИ у ТС насколько с РЗА знаком? Одно дело, нахватался где-то поверхностных знаний, другое - профессиональный релейщик. В первом случае можно повесить лапшу на уши с поддержкой Форума. Второй случай куда сложнее - нужно отбиваться профессионально.

что за вопрос? к чему он?
ГИ у ТС насколько с РЗА знаком? ГИ? ТС?
про себя все написал в шапке.
п.п.с. я уже тут не раз писал, можешь посмотреть открытые мной темы.

Добавлено: 2016-03-19 15:34:53

doro пишет:

вполне объяснимо. 100 В - междуфазное напряжение, 60 В - между двумя фазами и нулем. Осталось замерить напряжение между заземленной фазой и нулем, опять же получите 60 В. Если будет существенно другое напряжение - информация к размышлению. Вполне вероятно, что ОЗЗ - на фазе В.

более того, замерял на обоих ТН-10, т.е. 4 ТН промерил в общем.

11 (2016-03-19 16:59:04 отредактировано Papuas)

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Не надо над кем-то летать.
Вот обычная схема ТН и нормальные напряжения на нем. Надеюсь понятно.
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/7500/97585/thumb/p1ae7ehmoi18d24l794d1o491th11.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/7500/97585/thumb/p1ae7ehmoi18d24l794d1o491th11.png

PS. А вообще-то Ваши действия неправильные и нарушают правила ТБ (может быть и местные инструкции по ликвидации аварии).
На ТН  должен быть ключ переключения замеров напряжения  Uф и Uл (отсутствие такого не наблюдал в своей практике). 
По этим замерам можно легко определить что имеем: замыкание на землю или или обрыв фазы.

12

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

dispres пишет:

ОВБ на ПС мериют на 100В АП от ТН в ячейке ТН. .

Интересно, кто же "скоммуниздил" штатный кВ-метр?  ни разу не видел ячейку ТН без кВ-метра

13 (2016-03-30 23:08:06 отредактировано Papuas)

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

dispres пишет:

Они мне называют следующие показания: 100, 100, 02. Ну те кто валили на ТН, (нач ОТГ) конечно же обрадовались и уже начали звонить УСП.

А почему по такому замеру делается вывод о обрыве фазы ТН?В корне не правильно. 02 - вообще левый замер.
Все верно, земля на ф.А или ф.С

14 (2016-03-19 20:02:37 отредактировано Topo)

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

2Papuas
Замер на АВ ТН: АС, А0, С0. При глухой земле вполне естественно получить 100, 100 и 0 (или 2). Или 100,100 и 100 - земля в фазе В.
По Вашей картинке, настоятельно не рекомендую заземлять Ад, Uнв вывернется на 180 отн. 3U0.

2dispres
Как отличить повреждение ТН от повреждения в сети - по U2. При повреждении ТН наверняка появится U2, след-но, исказятся линейные напряжения. А при появлении земли в сети U2 не будет, и линейные напряжения в норме. Касается только сетей с изолированной нейтралью.
Про ГИ, вернее, про его слова: мне кажется, Вы смешали два факта, которые он хотел довести до Вас: что фаза В вторички ТН не проходит через АВ ТН, и что при появлении земли пропадет одно из фазных напряжений.

15 (2016-03-30 23:10:41 отредактировано Papuas)

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Topo пишет:

При глухой земле вполне естественно получить 100, 100 и 0 (или 2).

Так как я по жизни лодырь, то картинка не моя, а взята первая попавшееся в интернете, что бы показать, что можно замерить на АВ ТНа.
А вот утверждение, что при глухой земле можно получить замеры на автомате ТН 100, 100, 0 не верно    и вводит менее опытных коллег в заблуждение. Прошу  конкретно указать между какими точками на АВ будет напряжение будет= 0 (А, С, 0). Может я ошибаюсь, то признаю свою ошибку.
U2 дежурному персоналу поглядеть не где.
Признаю свою ошибку ICQ/ac:(

16

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Земля на фазе А: имеем на АВ ТН А0 = 0, то же самое при земле на фазе С (С0 = 0). АС при земле = 100; А0 при земле на фазе С равно АС (100). И симметрично при земле на фазе А получим С0 равно СА.

17

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

U2 проявится в искажении треугольника линейных напряжений, надо только покрутить переключатель киловольтметра. Присоединяюсь к предыдущим постам, про то что не надо лезть во вторичку, надо пользоваться киловольтметром.

18

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Без комментариев:
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/7500/97597/thumb/p1ae7td7ap1mjpuis4jlda01ek01.png http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/90000/7500/97597/thumb/p1ae7td7ap1mjpuis4jlda01ek01.png

На вольтметре написано U2?

19

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

Нам не нужно знать значение U2, достаточно опознать его наличие. Если имеем АВ=ВС=СА, делаем вывод: U2 нет.

20

Re: Вопрос по ТН-10 от диспетчера

#10, ну очень уж сурово.
ГИ - это главный инженер. Пытался выяснить его квалификацию как релейщика, ответа не получил.

dispres пишет:

я ездил и на другую, та что на пер. опер, токе, там тоже самое, абсолютно идентичные замеры!!!

Система оперативного тока к данной проблеме не имеет абсолютно никакого отношения.

dispres пишет:

более того, замерял на обоих ТН-10, т.е. 4 ТН промерил в общем.

Что-то никак не добавляет информации к ранее приведенной.
Меня больше интересуют показания щитовых приборов: А0, В0, С0, АВ, ВС, СА. Если ваш киловольтметр с переключателем не позволяет оперативными методами выявить такие замеры

Papuas пишет:

На ТН  должен быть ключ переключения замеров напряжения  Uф и Uл (отсутствие такого не наблюдал в своей практике).

, то претензии к службам РЗА или метрологам.
Но если Вы считаете, что умнее их, давайте здесь задавать и более профессиональные вопросы: напряжение фазы А относительно нуля такое-то и т.д., напряжение между фазами А и В такое-то и т.д.