61 (2014-05-09 20:13:09 отредактировано Bogatikov)

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Rishechka, давйте так. Мы с Вами где находимся? На ПС или на станции? Защиты и сам АТ где находятся? На ПС или на станции? Линии 220 откуда отходят, от шин ПС или станции? Давайте расставим точки над й.

62

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Rishechka, дайте так. Мы с Вами где находимся? На ПС или на станции? Защиты и сам АТ где находятся? На ПС или на станции? Линии 220 откуда отходят, от шин ПС или станции? Давайте расставим точки над й.

Давайте, диплом у меня по расчету ПОДстанции. Защиты установлены на АТ, который находится тоже на ПОДстанции. Линии от станции к подстанции. Сеть на остальные напряжения я не рассматривала, поэтому показаны только линии на 220 и 110 кВ.

63

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Rishechka пишет:

По крайней мере, КЗ на шинах станции у меня и в величине тока КЗ, и в величине сопротивления сошлось с тем, что мне предоставили в отделе расчетов.

Ну, вероятнее всего меньше. Ну, согласитесь, чем больше сопротивление, тем меньше токи. Для защит АТ нужно считать токи от самого АТ, например от вводов ВН.

64

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Ну, вероятнее всего меньше. Ну, согласитесь, чем больше сопротивление, тем меньше токи. Для защит АТ нужно считать токи от самого АТ, например от вводов ВН.

Я не знаю, как это делается))) у меня есть расчеты при КЗ на:
- шинах обеих станций 220 кВ
- шинах 220, 110, 10 кВ подстанции
- на линии ВЛ1-ПС
Других точек КЗ мне для диплома не задавали...

65

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Rishechka, тут ведь всё просто, достаточно посмотреть схему первичных соединений.

Post's attachments

Без имени-1.jpg 23.62 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

66

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Rishechka, тут ведь всё просто, достаточно посмотреть схему первичных соединений.

КЗ на шинах 220 я считала - 13,38 кА; 8,89 Ом.

67 (2014-05-09 21:02:45 отредактировано Bogatikov)

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Токи от АТ? Ну не возможно ток КЗ на шинах 220 меньше тока КЗ на линии 220.

68

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Токи от АТ? Ну не возможно ток КЗ на шинах 20 меньше тока КЗ на линии 220.

Полный ток КЗ при КЗ на шинах 220 ПС - 13,38 кА.
Полный ток КЗ при КЗ на линии - 17,506 кВ.
Полный ток КЗ при КЗ на шинах 220 станции - 42,465 кА.

69

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Афигеть!
Это, видимо, суммарные токи. Токи через АТ будут другими и при расчёте необходимо учитывать именно эти токи.

70 (2014-05-09 21:12:42 отредактировано Rishechka)

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Афигеть!
Это, видимо, суммарные токи. Токи через АТ будут другими и при расчёте необходимо учитывать именно эти токи.

нет, конечно, через АТ другие!
При КЗ на шинах подстанции - ток через АТ 1,558 кА.
При КЗ на линии - ток через АТ 0,224 кА.
При КЗ на шинах станции - ток через АТ 0,62 кА.
Как-то так...

Пардон, в 2 раза меньше будут - это токи через два АТ.

71

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Мда, а почему такие малые токи при кз на линии?
В любом случае, то, что Вы говорил, на практике что-то не объяснимое. Чудес не бывает. Считайте тщательнее.

72

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Мда, а почему такие малые токи при кз на линии?
В любом случае, то, что Вы говорил, на практике что-то не объяснимое. Чудес не бывает. Считайте тщательнее.

У меня нет только реального тока при КЗ на линии. Но токи на шинах подстанции и станции в реальности такие же, практически. Только я не пойму, что именно нереально? Ток при КЗ на линии меньше, чем ток при КЗ на шинах станции, но больше тока при КЗ на шинах подстанции. Должно быть не так?

73

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Не станции, а подстанции. Я понимаю, что Ваш район расчётов находится именно на подстанции.

74

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Bogatikov пишет:

Не станции, а подстанции. Я понимаю, что Ваш район расчётов находится именно на подстанции.

да, у меня расчет защит подстанции - воздушной линии, сборных шин и уров 220, спецвопрос по защитам АТ, с которыми вот я и мучаюсь...

75

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Таки не мучайтесь, а внимательнее посчитайте исходные условия.
Нет сил пересказывать истиннои прописные.

76 (2014-05-09 22:09:03 отредактировано retriever)

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Я помнится сам с этими зонами ДЗ для АТ тупил, не в плане расчетов, а в плане того, сколько и нафига. Как я понял, сейчас вроде бы рекоменуется 2 в шины, 2 в АТ. Пусть будет тр-р 220/110/10 кВ

1. Ступень 1 на стороне 220 кВ, направл. в АТ. Zуст=0.85*Zв-н. Ну X и R можете сами посчитать. Цифры будут небольшие
2. Ступень 2 на стороне 220 кВ, направл. в АТ. Уставка согласуется с ДЗ ввода 110 кВ, направленной в сеть 110 кВ.
   2.1 Ступень 3 на стороне 110 кВ, направленная в шины 110 кВ (1 и 2 напр. в АТ). Согласуется с 1ми ступенями защит отходящих линий. Если линий отходит много, и есть среди них питающие (больше одной) - они дают подпитку в шины 110, и это подпитка увеличивает падение напряжения на линии 110 кВ, итого уставка ступени 3 ввода 110 может быть серьезно выше сопротивления какой-нибудь одной из отходящих линий на стороне 110 кВ, или даже всех, хотя на самом деле она не кроет целиком ни одну.
Ступень 4 ввода 110.... уже запамятовал, но вроде ее можно согласовать со вторыми ступенями отходящих линий 110, а можно взять по чувствительности при КЗ в конце отх. линии 110. По сути, это аналог "обычной" третьей ступени ДЗ. Согласуем со вторыми ступенями - будет чуть меньше выдержка времени, выбираем по чувствительности - будет немного проще расчет. Но проверить по чувствительности в конце ВЛ 110 надо, и желательно, чтобы она прошла.
Уставка этой ступени может быть довольно большой по цифре, да и по времени тоже.

Теперь вернемся к нашим баранам, т.е. к ступени 2 стороны 220 кВ. С чем ее согласовывать - с ДЗ-3-110 или с ДЗ-4-110?.. По большому счету, тут надо смотреть на выдержку времени, это раз (естественно с ДЗ-3-110 в этом случае вроде как лучше)... И на то, резервирует ли она сторону НН АТ... А вот тут может быть проблема.

Дело в том, что если есть питание со стороны 110, то при КЗ на стороне НН АТ эта чертова подпитка будет такой, что падение напряжения в луче НН "звезды" будет огромным, и даже согласование с ДЗ-4-110 может не помочь. Да, можно пересогласовывать  ДЗ-4-110 с какии-нибудь 3-ми ступенями отходящих ВЛ, только выдержка времени взлетит вообще до небес (да и так она немалая). Я помню цифры в районе 10 сек - нужна ли такая "защита" вообще?  Да и проблемы с резервированием стороны 10 кВ как были, так и остались, особенно если учесть тот факт, что при двухфазном КЗ на стороне 10 кВ из-за перехода "звезда-треугольник-11" у нас получается разворот вектора сопротивленияя на 30 градусов вправо и удлинение в 2/корень(3) раз, и это при питании с только с одной стороны, а при двустороннем считать надо...

Что касается численных значений... ну посудите сами, пусть мы согласовываем с ДЗ-3-110. Ее уставка по Z может быть больше сопротивления отходящих ВЛ-110 из-за подпитки в шины 110. Если мы начинаем с ней согласовывать ДЗ-2-220, то очевидно, что нужно привести уставку ДЗ-3-110 к 220 кВ (и она взлетит раза в 2), помножить на 0.9 (для учета погрешности ТТ), затем добавить сквозное сопротивление трансформатора Zв-н (тоже приведенное к 220 кВ) и все это умножить на 0.85. Про подпитку со стороны 10 кВ -считаем, что ее нет (так будет более жесткое условие)
Естественно, цифра там может быть очень здоровая. А уж если согласовывать с ДЗ-4-110, то тем более.

Коэффициент токораспределения, таким образом, вам понадобится для расчета ДЗ-3-110 (направленной в сеть 110 кВ). Нужно будет протыкать КЗ в конце линий 110 кВ (т.е. на шинах противоположных ПС, хотя методически это не совсем правильно, на самом деле нужно делать КЗ на расстоянии 0.9*0.85=0.765 длины линии... а если двуцепа, то вроде все же в конце...). При этом нужно погасить второй АТ+ одну линию на стороне 110 кВ (желательно, с самой мощной подпиткой).
а) Делаем КЗ в конце линии 110 кВ-
б) находим Кток
в) согласуем с защитой этой линии
г) берем следующую линию и переходим к п.а

Если совсем рабоче-крестьянски к этом делу подходить (для диплома), то можно принять Кток=1.
Будет загрубление защиты...(реально Кток меньше 1) но для диплома прокатит. Тем более, что в процессе отключения линий 110 кВ может оказаться так, что критическим условием будет согласование с каким-нибудь тупиком при отключении всей подпитки в шины 110, тогда Кток и впрям будет равен 1. Ну или почти 1, если  подпитка слабая.

Так что на повестке дня тока один вопрос: есть ли какие-то нормативы, регламентирующие требования ко второй ступени, смотрящей в АТ, можно ли от нее отказаться и на каких основаниях?

77

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

retriever, спасибо большое за развернутый ответ!

На счет схемы - на 3 листе этой темы в самом верху я выкладывала файл, там есть схема сети. По 110 питающих линий аж 5 штук.
На счет сопротивления 1 ступени Zуст = 0,85*Zв-н = 0,85*59,2 (сопротивление высокой стороны) = 50,3 Ом при том, что уставка первой ступени по карте селективности в районе 8 Ом. Это как бы ничего?)
На счет ДЗ-3-110 - токи на ВЛ 110 я завтра посчитаю, Кток тоже.
Пока не посчитала, вопросов вроде больше нет)) Завтра буду пересчитывать. Если можно, то возникающие вопросы буду снова задавать. Уж простите за назойливость...

78 (2014-05-09 22:40:53 отредактировано retriever)

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Rishechka пишет:

На счет сопротивления 1 ступени Zуст = 0,85*Zв-н = 0,85*59,2 (сопротивление высокой стороны) = 50,3 Ом при том, что уставка первой ступени по карте селективности в районе 8 Ом. Это как бы ничего?)

У вас эта карта селективности откуда - с действующей ПС? Куда были подсоединены эти защиты?
Бывает такая засада: сказано, типа ДЗ стороны 220 кВ, но сбоку сказано, что ТН взят со стороны 10 кВ. Тогда реально это не ДЗ АТ 220 кВ, это ДЗ ввода 110 кВ, только в профиль и с неясным поведением при КЗ на вводах 10 кВ (по идее сработает, если пройдет по направленности... считать надо). И уставка у нее - по согласованию с защитами линий 110 кВ.

UPD Или это защиты стороны 110 кВ? Или здесь нумерация ступеней другая, и 1,2 - это защиты, смотрящие в шины?
И еще нужно учесть при расчете РПН, забыл сказать выше. Так что не просто 0.85*Zв-н, а с учетом пресловутого РПНа (есть ГОСТ на трансформаторы 220 кВ и выше, там есть uk% для разных позиций РПН)

Ах да, защиты ввода имеют еще до кучи несколько выдержек времени: вначале рубится секционник, затем ввод своего напряжения, затем ввод высшего напряжения, а если там ОТ с КЗ, то идет еще несколько итераций. Согласовывать вроде бы надо с той, что рубит ввод своего напряжения.

79

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

retriever пишет:

У вас эта карта селективности откуда - с действующей ПС? Куда были подсоединены эти защиты?
Бывает такая засада: сказано, типа ДЗ стороны 220 кВ, но сбоку сказано, что ТН взят со стороны 10 кВ. Тогда реально это не ДЗ АТ 220 кВ, это ДЗ ввода 110 кВ, только в профиль и с неясным поведением при КЗ на вводах 10 кВ (по идее сработает, если пройдет по направленности... считать надо). И уставка у нее - по согласованию с защитами линий 110 кВ.
Ах да, защиты ввода имеют еще до кучи несколько выдержек времени: вначале рубится секционник, затем ввод своего напряжения, затем ввод высшего напряжения, а если там ОТ с КЗ, то идет еще несколько итераций. Согласовывать вроде бы надо с той, что рубит ввод своего напряжения.

На счет выдержек времени уже второстепенное дело, мне хотя бы уставки по сопротивлению домучать до разумных величин))
Карта селективности - да, с действующей ПС, так же есть протокол наладки шкафа, где указаны эти же данные. Только вот в паспорте указаны уставки на все 4 ступени для стороны 220 и 110, а на карте селективности только для одной стороны, вроде бы для стороны 110, хотя стрелки идут с обеих сторон - и 220, и 110. Непонятно... Или мне уже спать пора...

80

Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ

Все эти паспорта лучше выложите сюда, понятней будет, что и как.