Re: Пояснения к типовым схемам, защита АТ
Rishechka, давйте так. Мы с Вами где находимся? На ПС или на станции? Защиты и сам АТ где находятся? На ПС или на станции? Линии 220 откуда отходят, от шин ПС или станции? Давайте расставим точки над й.
Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики (РЗА). Обмену опытом и общению релейщиков. |
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Советы бывалого релейщика → Релейная защита и автоматика трансформаторов, реакторов и автотрансформаторов → Пояснения к типовым схемам, защита АТ
Rishechka, давйте так. Мы с Вами где находимся? На ПС или на станции? Защиты и сам АТ где находятся? На ПС или на станции? Линии 220 откуда отходят, от шин ПС или станции? Давайте расставим точки над й.
Rishechka, дайте так. Мы с Вами где находимся? На ПС или на станции? Защиты и сам АТ где находятся? На ПС или на станции? Линии 220 откуда отходят, от шин ПС или станции? Давайте расставим точки над й.
Давайте, диплом у меня по расчету ПОДстанции. Защиты установлены на АТ, который находится тоже на ПОДстанции. Линии от станции к подстанции. Сеть на остальные напряжения я не рассматривала, поэтому показаны только линии на 220 и 110 кВ.
По крайней мере, КЗ на шинах станции у меня и в величине тока КЗ, и в величине сопротивления сошлось с тем, что мне предоставили в отделе расчетов.
Ну, вероятнее всего меньше. Ну, согласитесь, чем больше сопротивление, тем меньше токи. Для защит АТ нужно считать токи от самого АТ, например от вводов ВН.
Ну, вероятнее всего меньше. Ну, согласитесь, чем больше сопротивление, тем меньше токи. Для защит АТ нужно считать токи от самого АТ, например от вводов ВН.
Я не знаю, как это делается))) у меня есть расчеты при КЗ на:
- шинах обеих станций 220 кВ
- шинах 220, 110, 10 кВ подстанции
- на линии ВЛ1-ПС
Других точек КЗ мне для диплома не задавали...
Rishechka, тут ведь всё просто, достаточно посмотреть схему первичных соединений.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб. |
Rishechka, тут ведь всё просто, достаточно посмотреть схему первичных соединений.
КЗ на шинах 220 я считала - 13,38 кА; 8,89 Ом.
Токи от АТ? Ну не возможно ток КЗ на шинах 220 меньше тока КЗ на линии 220.
Токи от АТ? Ну не возможно ток КЗ на шинах 20 меньше тока КЗ на линии 220.
Полный ток КЗ при КЗ на шинах 220 ПС - 13,38 кА.
Полный ток КЗ при КЗ на линии - 17,506 кВ.
Полный ток КЗ при КЗ на шинах 220 станции - 42,465 кА.
Афигеть!
Это, видимо, суммарные токи. Токи через АТ будут другими и при расчёте необходимо учитывать именно эти токи.
Афигеть!
Это, видимо, суммарные токи. Токи через АТ будут другими и при расчёте необходимо учитывать именно эти токи.
нет, конечно, через АТ другие!
При КЗ на шинах подстанции - ток через АТ 1,558 кА.
При КЗ на линии - ток через АТ 0,224 кА.
При КЗ на шинах станции - ток через АТ 0,62 кА.
Как-то так...
Пардон, в 2 раза меньше будут - это токи через два АТ.
Мда, а почему такие малые токи при кз на линии?
В любом случае, то, что Вы говорил, на практике что-то не объяснимое. Чудес не бывает. Считайте тщательнее.
Мда, а почему такие малые токи при кз на линии?
В любом случае, то, что Вы говорил, на практике что-то не объяснимое. Чудес не бывает. Считайте тщательнее.
У меня нет только реального тока при КЗ на линии. Но токи на шинах подстанции и станции в реальности такие же, практически. Только я не пойму, что именно нереально? Ток при КЗ на линии меньше, чем ток при КЗ на шинах станции, но больше тока при КЗ на шинах подстанции. Должно быть не так?
Не станции, а подстанции. Я понимаю, что Ваш район расчётов находится именно на подстанции.
Не станции, а подстанции. Я понимаю, что Ваш район расчётов находится именно на подстанции.
да, у меня расчет защит подстанции - воздушной линии, сборных шин и уров 220, спецвопрос по защитам АТ, с которыми вот я и мучаюсь...
Таки не мучайтесь, а внимательнее посчитайте исходные условия.
Нет сил пересказывать истиннои прописные.
Я помнится сам с этими зонами ДЗ для АТ тупил, не в плане расчетов, а в плане того, сколько и нафига. Как я понял, сейчас вроде бы рекоменуется 2 в шины, 2 в АТ. Пусть будет тр-р 220/110/10 кВ
1. Ступень 1 на стороне 220 кВ, направл. в АТ. Zуст=0.85*Zв-н. Ну X и R можете сами посчитать. Цифры будут небольшие
2. Ступень 2 на стороне 220 кВ, направл. в АТ. Уставка согласуется с ДЗ ввода 110 кВ, направленной в сеть 110 кВ.
2.1 Ступень 3 на стороне 110 кВ, направленная в шины 110 кВ (1 и 2 напр. в АТ). Согласуется с 1ми ступенями защит отходящих линий. Если линий отходит много, и есть среди них питающие (больше одной) - они дают подпитку в шины 110, и это подпитка увеличивает падение напряжения на линии 110 кВ, итого уставка ступени 3 ввода 110 может быть серьезно выше сопротивления какой-нибудь одной из отходящих линий на стороне 110 кВ, или даже всех, хотя на самом деле она не кроет целиком ни одну.
Ступень 4 ввода 110.... уже запамятовал, но вроде ее можно согласовать со вторыми ступенями отходящих линий 110, а можно взять по чувствительности при КЗ в конце отх. линии 110. По сути, это аналог "обычной" третьей ступени ДЗ. Согласуем со вторыми ступенями - будет чуть меньше выдержка времени, выбираем по чувствительности - будет немного проще расчет. Но проверить по чувствительности в конце ВЛ 110 надо, и желательно, чтобы она прошла.
Уставка этой ступени может быть довольно большой по цифре, да и по времени тоже.
Теперь вернемся к нашим баранам, т.е. к ступени 2 стороны 220 кВ. С чем ее согласовывать - с ДЗ-3-110 или с ДЗ-4-110?.. По большому счету, тут надо смотреть на выдержку времени, это раз (естественно с ДЗ-3-110 в этом случае вроде как лучше)... И на то, резервирует ли она сторону НН АТ... А вот тут может быть проблема.
Дело в том, что если есть питание со стороны 110, то при КЗ на стороне НН АТ эта чертова подпитка будет такой, что падение напряжения в луче НН "звезды" будет огромным, и даже согласование с ДЗ-4-110 может не помочь. Да, можно пересогласовывать ДЗ-4-110 с какии-нибудь 3-ми ступенями отходящих ВЛ, только выдержка времени взлетит вообще до небес (да и так она немалая). Я помню цифры в районе 10 сек - нужна ли такая "защита" вообще? Да и проблемы с резервированием стороны 10 кВ как были, так и остались, особенно если учесть тот факт, что при двухфазном КЗ на стороне 10 кВ из-за перехода "звезда-треугольник-11" у нас получается разворот вектора сопротивленияя на 30 градусов вправо и удлинение в 2/корень(3) раз, и это при питании с только с одной стороны, а при двустороннем считать надо...
Что касается численных значений... ну посудите сами, пусть мы согласовываем с ДЗ-3-110. Ее уставка по Z может быть больше сопротивления отходящих ВЛ-110 из-за подпитки в шины 110. Если мы начинаем с ней согласовывать ДЗ-2-220, то очевидно, что нужно привести уставку ДЗ-3-110 к 220 кВ (и она взлетит раза в 2), помножить на 0.9 (для учета погрешности ТТ), затем добавить сквозное сопротивление трансформатора Zв-н (тоже приведенное к 220 кВ) и все это умножить на 0.85. Про подпитку со стороны 10 кВ -считаем, что ее нет (так будет более жесткое условие)
Естественно, цифра там может быть очень здоровая. А уж если согласовывать с ДЗ-4-110, то тем более.
Коэффициент токораспределения, таким образом, вам понадобится для расчета ДЗ-3-110 (направленной в сеть 110 кВ). Нужно будет протыкать КЗ в конце линий 110 кВ (т.е. на шинах противоположных ПС, хотя методически это не совсем правильно, на самом деле нужно делать КЗ на расстоянии 0.9*0.85=0.765 длины линии... а если двуцепа, то вроде все же в конце...). При этом нужно погасить второй АТ+ одну линию на стороне 110 кВ (желательно, с самой мощной подпиткой).
а) Делаем КЗ в конце линии 110 кВ-
б) находим Кток
в) согласуем с защитой этой линии
г) берем следующую линию и переходим к п.а
Если совсем рабоче-крестьянски к этом делу подходить (для диплома), то можно принять Кток=1.
Будет загрубление защиты...(реально Кток меньше 1) но для диплома прокатит. Тем более, что в процессе отключения линий 110 кВ может оказаться так, что критическим условием будет согласование с каким-нибудь тупиком при отключении всей подпитки в шины 110, тогда Кток и впрям будет равен 1. Ну или почти 1, если подпитка слабая.
Так что на повестке дня тока один вопрос: есть ли какие-то нормативы, регламентирующие требования ко второй ступени, смотрящей в АТ, можно ли от нее отказаться и на каких основаниях?
retriever, спасибо большое за развернутый ответ!
На счет схемы - на 3 листе этой темы в самом верху я выкладывала файл, там есть схема сети. По 110 питающих линий аж 5 штук.
На счет сопротивления 1 ступени Zуст = 0,85*Zв-н = 0,85*59,2 (сопротивление высокой стороны) = 50,3 Ом при том, что уставка первой ступени по карте селективности в районе 8 Ом. Это как бы ничего?)
На счет ДЗ-3-110 - токи на ВЛ 110 я завтра посчитаю, Кток тоже.
Пока не посчитала, вопросов вроде больше нет)) Завтра буду пересчитывать. Если можно, то возникающие вопросы буду снова задавать. Уж простите за назойливость...
На счет сопротивления 1 ступени Zуст = 0,85*Zв-н = 0,85*59,2 (сопротивление высокой стороны) = 50,3 Ом при том, что уставка первой ступени по карте селективности в районе 8 Ом. Это как бы ничего?)
У вас эта карта селективности откуда - с действующей ПС? Куда были подсоединены эти защиты?
Бывает такая засада: сказано, типа ДЗ стороны 220 кВ, но сбоку сказано, что ТН взят со стороны 10 кВ. Тогда реально это не ДЗ АТ 220 кВ, это ДЗ ввода 110 кВ, только в профиль и с неясным поведением при КЗ на вводах 10 кВ (по идее сработает, если пройдет по направленности... считать надо). И уставка у нее - по согласованию с защитами линий 110 кВ.
UPD Или это защиты стороны 110 кВ? Или здесь нумерация ступеней другая, и 1,2 - это защиты, смотрящие в шины?
И еще нужно учесть при расчете РПН, забыл сказать выше. Так что не просто 0.85*Zв-н, а с учетом пресловутого РПНа (есть ГОСТ на трансформаторы 220 кВ и выше, там есть uk% для разных позиций РПН)
Ах да, защиты ввода имеют еще до кучи несколько выдержек времени: вначале рубится секционник, затем ввод своего напряжения, затем ввод высшего напряжения, а если там ОТ с КЗ, то идет еще несколько итераций. Согласовывать вроде бы надо с той, что рубит ввод своего напряжения.
У вас эта карта селективности откуда - с действующей ПС? Куда были подсоединены эти защиты?
Бывает такая засада: сказано, типа ДЗ стороны 220 кВ, но сбоку сказано, что ТН взят со стороны 10 кВ. Тогда реально это не ДЗ АТ 220 кВ, это ДЗ ввода 110 кВ, только в профиль и с неясным поведением при КЗ на вводах 10 кВ (по идее сработает, если пройдет по направленности... считать надо). И уставка у нее - по согласованию с защитами линий 110 кВ.
Ах да, защиты ввода имеют еще до кучи несколько выдержек времени: вначале рубится секционник, затем ввод своего напряжения, затем ввод высшего напряжения, а если там ОТ с КЗ, то идет еще несколько итераций. Согласовывать вроде бы надо с той, что рубит ввод своего напряжения.
На счет выдержек времени уже второстепенное дело, мне хотя бы уставки по сопротивлению домучать до разумных величин))
Карта селективности - да, с действующей ПС, так же есть протокол наладки шкафа, где указаны эти же данные. Только вот в паспорте указаны уставки на все 4 ступени для стороны 220 и 110, а на карте селективности только для одной стороны, вроде бы для стороны 110, хотя стрелки идут с обеих сторон - и 220, и 110. Непонятно... Или мне уже спать пора...
Все эти паспорта лучше выложите сюда, понятней будет, что и как.
Советы бывалого релейщика → Релейная защита и автоматика трансформаторов, реакторов и автотрансформаторов → Пояснения к типовым схемам, защита АТ
Форум работает на PunBB, при поддержке Informer Technologies, Inc