181 (2019-04-15 15:59:48 отредактировано shf_05)

Re: два ЕТН на одном узле

Пока пропустим ВЧ обработку, первый раз запуская WinTrakt, и сразу такая витиеватая ВЛ...
Подозреваю, что наличие массы необнородностей вызовет должный отклик в АЧХ.

Добавлено: 2019-04-15 16:47:03

Добавлю, что тема тесно переплетена с вопросом ВКЛючение ВЛ500, где подведена некоторая черта над этой тривиальной казалось бы задачей.

Добавлено: 2019-04-15 17:59:28

falcon писал(а):
2019-03-26 15:28:29

WinTrakt показывает

пожалуйста, подскажите, как учесть такое "заземление" грозотроса в тракте?

Post's attachments

ВЛ214км.jpg 1.54 Мб, файл не был скачан. 

грозотрос.png 128.79 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

182

Re: два ЕТН на одном узле

shf_05 писал(а):
2019-04-15 15:59:28

и сразу такая витиеватая ВЛ...

А что, транспозиция на 500км только одна?

183

Re: два ЕТН на одном узле

У меня на тот момент была половина паспорта ВЛ, еще две и зачем-то одна на последнем десятке опор

184

Re: два ЕТН на одном узле

Из личного опыта знаю, что ВЧ помеха в канале связи появлялась по вине службы линий примерно в 90% случаев, по вине службы подстанций примерно 5% и 5% другие непредвиденные ситуации. По вине релейщиков ни разу.

Извините, не удержался от комментария.

185

Re: два ЕТН на одном узле

Упоминал то ли в этой теме, то ли в смежных. Один случай - пробой искрового промежутка грозотроса, отрегулировали - проблемы ушли. Другой - давно забытый компонент СРОГ (опять же заброшенный разрядник). Оба случая - на совести службы линий. Ну и СПС совместно с диспетчерами свою лепту внесли. Как релейщики могут вызвать появление помехи, ума не приложу.

Добавлено: 15-04-2019 19:02:56

l_yuriy писал(а):
2019-04-15 18:15:17

5% другие непредвиденные ситуации

Да, припоминаю несколько случаев, когда иные факторы влияли. Первый - из наладочной биографии (не собственный опыт, воспоминания аксакалов, dnestr может припомнить). Линия где-то в районе Одессы - Молдавии. Вводится ДФЗ, при вводе ВЧ канала при попытке установления телефонной связи вдруг наладчик из трубки слышит: "Вой Букарешти" (радио Румынии - довольно мощная радиовещательная станция). Другой случай - на моей ТЭЦ, где я в свое время принял княжение над бригадой. Года за два до моего вокняжения вдруг запеленговали ловлю "сквозняка" ДФЗ в строго обозначенное время. Подключили трубки, прослушали. Отлично прослушивается системная оперативка (канал довольно плотный, несколько системных каналов связи, сейчас еще и УПАСКи добавились). И ровно в 9:30 ежедневно страсти накалялись, главарь оперативки начинал стучать кулаком по столу. Иногда это приводило к излишней работе защиты. И, наконец, вводим Сочинскую ТЭС (это я над этим процессом куражился при работе в РДУ). Оказалось, что на соседней горке стояла военная вышка связи, ой сколько помехи в один из каналов вносила.
Во всех трех случаях был один выход: смена собственной частоты. Что там АВВ ловила помеху от параллельного канала связи, уж не говорю, в этих процессах некомпетентен.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

186

Re: два ЕТН на одном узле

doro писал(а):
2019-04-15 19:02:56

Один случай - пробой искрового промежутка грозотроса, отрегулировали - проблемы ушли.

От чего искровой промежуток пробивало, от наведенного напряжения, земля отпала? Здесь вот тоже может что-то подобное 2000 опор и заземление грозотроса на первых 20 с двух сторон, остальные с одной судя по картинке-схеме, а в паспорте вовсе указано - трос изолирован. как это понимать?

187 (2019-04-15 20:06:22 отредактировано l_yuriy)

Re: два ЕТН на одном узле

shf_05 писал(а):
2019-04-15 19:23:01

От чего искровой промежуток пробивало,

От уменьшения искрового промежутка. Может что-то отгнило, ветром согнуло, грозотросс оборвался. Это лучше у линейщиков спросить, правда это народ специфичный, они даже в разговоре другие выражения применяют, или, на крайний случай, у диспетчеров.

А релейщики могут и не знать. Они ведь по опорам не лазят.

188 (2019-04-15 20:32:36 отредактировано doro)

Re: два ЕТН на одном узле

l_yuriy писал(а):
2019-04-15 20:05:39

Они ведь по опорам не лазят.

В данном случае релейщики имели самое прямое отношение. В темное время суток (бывает такое и в рабочее время) запеленговали искровой пробой, причем неоднократно. Пробой был на первой опоре линии.
Да, у них (как и у меня как работника РДУ) была заинтересованность. Неоднократные "сквозняки". Нашли первопричину, нашли решение проблемы.

189

Re: два ЕТН на одном узле

shf_05 писал(а):
2019-04-15 15:59:28

пожалуйста, подскажите, как учесть такое "заземление" грозотроса в тракте?

Тросы стальные или какие-нибудь другие?
Если стальные, то следует заметить, что:

наличие стальных тросов на ВЛ в силу их большого удельного сопротивления практически не влияет на результаты расчета. Поэтому их можно не принимать во внимание, задавая число тросов равным нулю.

((c) Ю.П.Шкарин).

Однако, если трос и режим его заземления необходимо учесть, то, полагаю, тут необходимо использовать матрицы влияния опоры, которые нужно рассчитывать программой Tower (которой у меня нет).

С другой стороны, если возможно пренебречь влияниями емкостей относительно опоры (правда я не знаю, допустимо ли такое в вашем случае), то можно попробовать "вручную" указать в той матрице только сопротивления (R), которые в случае заземленных тросов задать где-то 5...10 ом, а в случае изолированных - 100 МОм (а поправки емкостей оставить все = 0).

190 (2019-04-16 12:18:04 отредактировано shf_05)

Re: два ЕТН на одном узле

falcon писал(а):
2019-04-16 09:56:15

Тросы стальные или какие-нибудь другие?

В одном паспорте на ВЛ указано, что марка троса С-70/72 до опоры 800, а потом идет другой паспорт и там указана марка АС-70/72 до 2000 опоры.
Но для меня более странно то, как изображена схема - выходит трос не просто изолирован через одну опору, он еще и "разрезан" на куски?
Может просто схема неудачная и это сплошной канат, который не заземляется никак. А заземляется нижняя часть искрового промежутка.

Добавлено: 2019-04-16 14:09:08

falcon писал(а):
2019-04-16 09:56:15

Поэтому их можно не принимать во внимание, задавая число тросов равным нулю.

Примерно те же слова в его книге в соавторстве с Костенко М.В. и Перельман Л.С. Но там речь о проводящих тросах (заземленных непрерывно или дискретно), а здесь не пойму что за конфигурация такая.
Там же и про влияние опоры.

Добавлено: 2019-04-16 14:15:49

falcon писал(а):
2019-04-16 09:56:15

программой Tower (которой у меня нет)

Программа есть, да надо знать, что в нее задавать, пообщался с коллегами - расчетчиками, они ей практически не пользуются. Как и учетом многих параметров, которыми у меня голова забита. Первый расчет канала, вот и не знаю что учитывать, что нет... Например параллельные ВЛ 220кВ на расстоянии 50м и длине 8 км. Еще не пробовал такую схему прорисовать.

Хочу просчитать чистый канал, а потом обвесить его элементами тракта.

Судя из ваших примеров - очень сильно будет влиять ВЧ обработка.

191

Re: два ЕТН на одном узле

а какого года проект, по которому вы ставили свою аппаратуру?

192

Re: два ЕТН на одном узле

shf_05 писал(а):
2019-04-16 12:15:49

Может просто схема неудачная и это сплошной канат, который не заземляется никак. А заземляется нижняя часть искрового промежутка.

Я где-то видел паспорт линии, где было это разрисовано, вроде там так: трос разрезан на куски, заземлен на анкерных опорах с одной стороны, с другой стороны (на анкерной опоре с другого конца) искровой промежуток. А также искровые промежутки на промежуточных опорах.
Разрезание вроде бы делается для того, чтобы на разземленном с одного конца тросе не наводилось напряжение, достаточное для пробоя искрового промежутка.

193

Re: два ЕТН на одном узле

делается это для того, чтобы не плавилось волокно в ОПГВ грозотросах при ударах молний (в грозовых регионах)
если УПАСКи поставлены до того, как грозотросы порезали, а это, предположительно, было в 2018 году (по крайней мере конкурс на эту работу был в феврале 2018), надо становиться в позу и требовать перепроектирование - все каналы вообще не обязаны работать (мне такие линии встречались - жуть - в том смысле, что ради волокна плюют вообще на все, к тому же проекты делали полные ---удалено автоцензором--- / не очень умелые в ВЧ))...

пробовать играть в Тракте с этой линией - не очень умно - вы о ней ничего не знаете, и так сложно работать не умеете, пока... Эта ВЛ идет в одном коридоре с еще тремя ВЛ: две 220 кВ и одна... 750 кВ (если ее еще в 500 кВ не перевели)... Провода на ВЛ меняли - точно не помню - в 2003 и 2009 годах; фазы не стандартной конструкции... На... сделана бяка - переход проводов АС-500 - АС-400 - АС-300.... Первичку силовую и вторичную, всю вторичку и кабели массово поменяли, кажется, в 2018 году - вот вам и причина появления такого шума - раньше такого просто не было - надо узнавать какие разъединители, выключатели и заземлители поставили - какие у них дуги горят...  в общем, если вы ставили железо в 2017 или первой половине 2018, посылайте всех на фиг... А если это ваш тендер 2019 года, то смотрите проект по ВЧ - теперь вы знаете, что смотреть - но в любом случае можете в дурачка сыграть: в проекте есть возможность передачи, как вам надо - команд в первую секунду после ввода ВЛ???

194 (2019-04-17 09:13:05 отредактировано shf_05)

Re: два ЕТН на одном узле

Sergei писал(а):
2019-04-16 22:30:09

а какого года проект

2017 г. Рабочая документация = замена ТТ-500 в цепи ЛЭП на элегаз с заменой каб.втор. цепей с зам. РЗА. Первое включение в марте 2018г.

Добавлено: 2019-04-17 09:35:16

Sergei писал(а):
2019-04-16 23:04:32

делается это для того, чтобы не плавилось волокно в ОПГВ грозотросах при ударах молний

Судя из паспорта ВЛ там обычный трос без ОВ, либо не внесено изменение в паспорт.
г) способ крепления (с указанием значения искровых промежутков в миллиметрах) на промежуточных опорах - изолированный; 168 мм на анкерных опорах - изолированный; РР отсутствуют.

Добавлено: 2019-04-17 09:46:02

Sergei писал(а):
2019-04-16 23:04:32

Эта ВЛ идет в одном коридоре с еще тремя ВЛ: две 220 кВ и одна... 750 кВ (если ее еще в 500 кВ не перевели).

судя из паспорта два участка с параллельной ВЛ220 кВ по расстоянию 8км и примерно 20км, расстояние до этих ВЛ 33 и 80 м. Но уже и не знаю, насколько достоверные данные в паспорте то...

Добавлено: 2019-04-17 09:50:06

Sergei писал(а):
2019-04-16 23:04:32

Провода на ВЛ меняли - точно не помню - в 2003 и 2009 годах; фазы не стандартной конструкции... На... сделана бяка - переход проводов АС-500 - АС-400 - АС-300....

Вы правы - первые 8 опор = АС500/64, потом 90 опор = АС400/51, потом 720 опор = АС300/39, вторая половина якобы все АС300/39. Зачем такое разнообразие не понятно - может быть что было из того и делали, а может какое-то ноухау.

Добавлено: 2019-04-17 09:52:39

Sergei писал(а):
2019-04-16 23:04:32

надо узнавать какие разъединители, выключатели и заземлители поставили - какие у них дуги горят...

Зуб дают первичное коммутационное оборудование не меняли, в чем у меня уже нет уверенности.

Добавлено: 2019-04-17 10:55:27

Sergei писал(а):
2019-04-16 23:04:32

надо становиться в позу и требовать перепроектирование

А ведь об этом никто не уведомлял - "ничего как раз не менялось".

Добавлено: 2019-04-17 11:06:29

retriever писал(а):
2019-04-16 22:39:33

Я где-то видел паспорт линии, где было это разрисовано,

вот рисунок арматуры крепления - схема заземления в #181. Имеем относительно длинные участки троса, подвешенные через искровые прмежутки, а один конец троса заземлен через несколько опор, но не анкерных, а на промежуточных.

Post's attachments

арм_анкер.jpg 112.44 Кб, файл не был скачан. 

арматура_троса.png 218.86 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

195

Re: два ЕТН на одном узле

как минимум один выключатель поменяли, 11 трансформаторов напряжения тока...
не исключено, что "проектировщики" подсмотрели этот принцип с прокладки ОПГВ, и решая задачу "повышения грозостойкости" решили прикарманить н-ную сумму - не менять старый стальной ГТ, а просто порезать его на участки с поопорным заземлением... ВЧ свойства линии при этом меняются, но кому какое дело...

уведомлять - с какой стати атомщики первичники о чем-то вторичников должны уведомлять? - да и вообще, я говорю не о том, как правильно, а о возможности встать в позу - не стать крайним, если в проекте нет обоснования возможности передачи команд в первые секунды после включения ВЛ - пошли на фиг: чтобы что-то требовать, надо иметь основание - такое требование в ТЗ, и его решение в Проекте

имхо, если бы такое требование было первоначально, то скорее всего появилось бы ВЧ присоединение фаза-фаза вместо фаза-земля и команды передавались бы... надо считать...

196

Re: два ЕТН на одном узле

shf_05 писал(а):
2019-04-17 09:06:29

чтобы не плавилось волокно в ОПГВ грозотросах

Сергей, если не секрет - в чем соль разрыва троса? возрастает индуктивность троса в землю и ударный ток от молнии падает?

197

Re: два ЕТН на одном узле

молния - длинный провод большого сопротивления заземленный с одной/двух сторон - греется - плавится волокно на большой длине
молния - короткие проводки сразу уходят в землю - в худшем случае плавится один пролет

198 (2019-05-13 16:42:55 отредактировано shf_05)

Re: два ЕТН на одном узле

Вот выдалось псевдосвободное время и для 3-х проводной ВЛ рассчитал каналы.

Разбил ВЛ на куски с одним проводом, считал всю как на однотипной опоре промежуточного типа.
Транспозиция по номерам опор как "среднее арифметическое" расстояние, т.к. данных нет.
Гололед не учитывал.

Два участка ВЛ 220кВ (идут несколько км на расстоянии около 100 м) не учитывал, каюсь - еще не разобрался как учитывать.

Итог:
Для 24 и 36 кГц смущает резкое изменение канал вблизи рабочей частоты. Нагрузка для ФП = 75 Ом.
А в целом вроде бы как:
1. ЕТН не влияет особо на затухание,
2. смена сечения проводов вдоль на начальном участке ВЛ тоже мало дает изменений.
3. стрела провиса и сопротивление грунта влияет больше.
4. учет влияния провисания и опор сильно не влияет на картинку (может быть повезло, что влияние проявило себя не на этих частотах)

ПС - возможно где-то напратачил и сам не заметил.

Но вроде как каналы терпимо выполнены. С оговоркой - если нет какой-то изюминки.

Добавлено: 2019-05-13 18:42:29

Добавлено: 2019-05-13 18:45:35

Коллеги, кому интересно - осциллограммы в студию.

Коллеги из Анком сказали, что записыанный файл- это  весь сигнал без потерь, (по моим подсчетам если сжатие не выполняется, то размеры должны быть много больше). Обещали подумать, как вытащить отчеты из файла, но ввиду текучих задач будет это не скоро или никогда - штатное ПО этого не делает.

Дома не смог увидеть осциллограммы, подумал Анком не может - только спектр. А на рабочем ПК - показывает. Выходит - смотрим картинки осциллограмм.

Правда осциллограмма идет как будто рывками - чувство, что это не пишущийй осциллограф, а куски сигнала в моменты стоп кадра, отправляемого в ПК например раз в секунду некоторой длиной, который без разрывов не состыковать. Например картинка на стопкадре помехи есть, нажатие на покадровую перемотку - и сигнал уже чистый. Развертка при этом правильная.
Рассуждать не буду - просто смотрим, что есть уже круто!

Добавлено: 2019-05-13 18:47:23

еще картинки

Post's attachments

183438_с_осц.png 140.66 Кб, файл не был скачан. 

183439_с_осц.png 138.48 Кб, файл не был скачан. 

183552_с_осц.png 141.94 Кб, файл не был скачан. 

183552_с_осц_2.png 138.83 Кб, файл не был скачан. 

184045_осц_2.png 149.18 Кб, файл не был скачан. 

184045_с_осц.png 142.87 Кб, файл не был скачан. 

184046_с_осц.png 141.92 Кб, файл не был скачан. 

184047_осц.png 138.14 Кб, файл не был скачан. 

184047_осц_2.png 138.95 Кб, файл не был скачан. 

192108_с_осц.png 167.22 Кб, файл не был скачан. 

500 км кусками разного провда с ВЧ обр и ЕТН с неоднор.WTR 1.45 Мб, 8 скачиваний с 2019-04-29 

ПБ-500-5н.png 68.69 Кб, файл не был скачан. 

ПБ-500-5н.tow 625 b, 6 скачиваний с 2019-04-29 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

199

Re: два ЕТН на одном узле

Т.е. это при включении такая осцилла?

200

Re: два ЕТН на одном узле

Достоверно не известно. Ставили Анком в режим записи и ждали что когда-то сейчас включат ВЛ скорее всего конец осциллограммы там где виден спектр ДФЗ в диапазоне 36 кГц.