21 (2023-07-25 05:49:12 отредактировано scherenkov)

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-24 13:44:38

где здесь спряталось отключение с противоположной стороны?)

На снимке экрана в месте расположения маркера

Post's attachments

2023-07-25.png 165.42 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

22

Re: Анализ простой аварии #2

GRadFar писал(а):
2023-07-24 09:47:37

Я на следующей неделе буду в Караганде, заеду в РДЦ, пообщаюсь со спецами.

ICQ/ay:thumbsup:

Добавлено: 2023-07-25 09:57:06

scherenkov писал(а):
2023-07-25 05:48:31

На снимке экрана в месте расположения маркера

Разобрался, благодарю

Добавлено: 2023-07-25 09:59:19

GRadFar писал(а):
2023-07-24 17:02:23

Там в качестве основной ПДЗ (параллельнапя дифзащита)

ПДЗ надо проверять. Странно, что не работала, это не то слово

Добавлено: 2023-07-25 10:05:01

scherenkov,
http://rzia.ru/uploads/images/17565/b4be5de1ffd3098dde0d5dcd85b7d77c.jpg http://rzia.ru/uploads/images/17565/b4be5de1ffd3098dde0d5dcd85b7d77c.jpg
по Вашему, чем могут быть вызваны эти броски, можно поинтересоваться?

23

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-25 07:05:01

по Вашему, чем могут быть вызваны эти броски, можно поинтересоваться?

Во-первых это явно не кратковременные изменения режима в первичной сети. Ну не может точка КЗ мгновенно перемещаться из одного места в другое а, затем, мгновенно возвращаться назад. Это помехи. Помехи могут быть в первичной сети, во вторичной сети и в цепях регистратора аварийных событий. Есть теория, подтвержденная практикой, что в сетях с заземленной нейтралью дуга при КЗ не вызывает помех. Иначе бы ВЧ защиты не работали. Однако помехи в первичной сети в сетях с глухозаземленной нейтралью все-таки бывают. Они связаны с разрушением оборудования. Это не наш случай. Если бы помехи были во вторичных цепях ТН, Вы бы это заметили по неисправностям в цепях ТН. Их, как я понимаю, нет. Остается одно - ваш регистратор несколько "нервный".

24 (2023-07-25 13:17:01 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

Посидел ещё над осциллограммой.
Момент времени 0 на рисунке - условие для работы ПДЗ по 3I0. По межфазному току через 47мс (далее будет видно, что резервные защиты работают быстрее) . Следующий маркер через 27мс - условие для ТО и ТЗНП. Еще через 33 мс 1 ст. земляной защиты даёт сигнал на отключение МВ.  И ещё через 28 мс срабатывает выходное РП. Всего 88мс.

Задержка ПДЗ - 0.1с. Следовательно, даже при более раннем обнаружении аварии сигнал на отключение бы был после резервных защит. При условии, что она сработала. Но что-то помешало. Ни один блинкер не выпал. Есть с чем разбираться. А вопрос с неселективной работой защит первой цепи пока открытый. Но все по уставкам ICQ/bf:ok:

Зы: с другой стороны тоже основная (ПДЗ) защита не работала, только резервная)

25 (2023-07-25 13:34:30 отредактировано GRadFar)

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-25 03:40:38


Со стороны пс Астаховка (смотрю их бланк) 1  ступень тнзнп направленная (как выполнена, узнаю сегодня у их начальника), и тоже работала на обоих линиях. Как я понимаю, только в момент разворота тока от наших шин по этой линии.  Направление РМ и панели, и комплекса - от шин.
Вероятно, нужно поднимать бучу и разбираться до конца

Насчет "работала с их стороны" не лукавят? Какими ступенями? Иначе откуда каскад с вашей? Если только они работали вторыми ступенями...
Дико извиняюсь, но для нулевой последовательности при кз на линии её мощность как раз-таки в шины...

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-23 06:04:12

Иконка вложений 1.png 95.79 Кб, файл не был скачан.

Иконка вложений 2.png 95.79 Кб, файл не был скачан.

а осциллограмма ....sg2 - это родной формат? от Прософта? если так, то каналы тока не прономированы, т.к. синусоида переворачивается,  у них так АЦП работает был такой опыт

27

Re: Анализ простой аварии #2

ПАУтина писал(а):
2023-07-25 13:52:37

а осциллограмма ....sg2

Да, РЭС-3
И что следует из того, что она переворачивается?

Добавлено: 2023-07-26 01:13:02

GRadFar писал(а):
2023-07-25 13:31:33

Насчет "работала с их стороны" не лукавят?

по поводу этой аварии никто не разбирается. Отключились, включились - ну и ладно. Информация от их диспетчеров и от начальника защит - работали ТО и ТЗНП 2 ступень. Со своей стороны я понял, что ПДЗ не работала оба раза (первое и второе КЗ - условия были). Про действие защит первой цепи - вопрос открытый, правильно ли это действие?

28

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-25 22:13:02

Да, РЭС-3
И что следует из того, что она переворачивается?

в принципе, для такого вида не фатально, можно конвертировать в xls, и там восстановить сигнал (бывает просто срежет, тогда хуже - не известно, что восстанавливать),
но если будете изучать (векторки, симметричные составл., годографы и пр.) так как есть, то будут непонятки... это же только осциллограмма с ОКЗ, а если будет ДКЗ или ТКЗ и с задержкой, что Вы там увидите?! а он собственно и предназначен для того, что бы видеть всё из аварийной осциллограммы ...
я бы перенастроил токовые цепи РЭС-3.

29

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-07-25 22:13:02

по поводу этой аварии никто не разбирается. Отключились, включились - ну и ладно.

После того, как приватизировали энергетику, не осталось собственников, заинтересованных в поисках причин аварий и неправильной работы. Это касается и России и Казахстана  Думаю, и не только их... Думаю также, что не устраняемые дефекты могут со временем достичь критической массы.

30 (2023-08-07 10:22:04 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

scherenkov писал(а):
2023-07-27 07:54:07

что не устраняемые дефекты могут со временем достичь критической массы

это точно. Не везде на местах ответственные и грамотные руководители и исполнители

И мой случай - не исключение. По всем пунктам

Добавлено: 2023-08-07 13:20:45

http://rzia.ru/uploads/images/17565/398045848cfe8fd9ac4d581106deea70.jpg http://rzia.ru/uploads/images/17565/398045848cfe8fd9ac4d581106deea70.jpg
Это нормально, что в одном периоде сигнала 3 полуволны?
Схему подключения проверил. Разомкнутый треугольник.
на сш-35кв такого не наблюдаю, картинка измеренного сигнала совпадает с расчетной
а вот на сш-110 некрасивая. Вторые системы шин в ремонте, не могу проверить, как там)
на обмотках напряжение 100В. Но, видимо, что-то с фильтром не так)

31

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-08-07 10:20:45

Это нормально, что в одном периоде сигнала 3 полуволны?
Схему подключения проверил. Разомкнутый треугольник.
на сш-35кв такого не наблюдаю, картинка измеренного сигнала совпадает с расчетной
а вот на сш-110 некрасивая. Вторые системы шин в ремонте, не могу проверить, как там)
на обмотках напряжение 100В. Но, видимо, что-то с фильтром не так)

В одном периоде частоты 50 Гц не три полуволны, а три волны. В сетях с заземленной нейтралью это нормальное явление.

32

Re: Анализ простой аварии #2

Благодарю, господин scherenkov. Господин GRadFar также отметил, что это норма.

Я понимаю, что система 3х фазная и в сигнале присутствует 3 волны. Смотрел сигналы с других ТНов 110кВ, там такого не видел.
Еще смущает то, что как написал господин scorp, Ктн в случае разомкнутого треугольника 110000/1,73/100=636. А мне для того, чтобы подогнать значение измеренного сигнала к расчетному, понадобилось установить Ктн = 500. Вот и подумал, что из-за неправильной формы сигнала (не знаю чем вызванной)) и рабочий коэффициент не подходит.

33

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-08-09 20:37:09

Я понимаю, что система 3х фазная и в сигнале присутствует 3 волны. Смотрел сигналы с других ТНов 110кВ, там такого не видел.
Еще смущает то, что как написал господин scorp, Ктн в случае разомкнутого треугольника 110000/1,73/100=636. А мне для того, чтобы подогнать значение измеренного сигнала к расчетному, понадобилось установить Ктн = 500. Вот и подумал, что из-за неправильной формы сигнала (не знаю чем вызванной)) и рабочий коэффициент не подходит.

Все, что Вами сказано, вообще непонятно. Ктн стандартная величина. Его нельзя устанавливать произвольно. Покажите, пожалуйста осциллограммы с цепями напряжения других ТН 110кВ, где отсутствует третья гармоника. Третья гармоника в цепях ТН 110кВ должна быть всегда.

34 (2023-11-22 08:52:57 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

Господин scherenkov, имею в виду Ктн изменяю в РАС для 3Uo измереннного. Кроме измеренного, РАС сам вычисляет этот параметр из фазных напряжений. В 30 сообщении этой темы есть рисунок, на котором присутствуют оба сигнала. Измеренный подписан.
Осциллограммы ТН сейчас посмотрю

Добавлено: 2023-11-22 01:21:15

Приветствую всех участников форума.
Куча аварий навалилась за выходные. 8 часов сильного ветра заставили работать все защиты)

А я на первом файле застрял. Не встречал еще в работе ТЗНП. И главный вопрос - как определить направление мощности н.п.?

Уставки земляная защита
1 ст. 5100 А/42,5 А t=0 с
2 ст. 1600 А/13,33 А t=0,8 с
3 ст. 780 А/6,5 А t=2,4 с
4 ст. 70 А/0,585 А t=4,8 с
все ступени направленные, кроме первой

С самого начала файла в первой цепи ток н.п. 120-130А. Направление совпадает с направлением тока поврежденной фазы. Напряжение н.п. очень мало. Как определить направление мощности, КЗ впереди или за спиной?

вроде разобрался. Направление мощности в линию. Вектор тока н.п. опережает вектор напряжения. Блокирующее реле не работает. Защита работает правильно

Выдержку замерить не представляется возможным. Надеюсь, с этим все хорошо. Уставка 4 ступени 70А. В момент времени около нулевой отметки срабатывает выходное РП 4 ступени.
После откл. МВ ц1 во второй цепи происходит разворот вектора тока н.п. на 120 градусов и он совпадает с направлением вектора тока поврежденной фазы В. С действующим значением тока н.п. времени не хватает для работы наших защит даже при условии срабатывания разрешающего РМ. Снова не могу определить направление мощности н.п. Для себя определяю КЗ впереди. КЗ отключилось за шинами подстанции с другой стороны, видимо.

Направление мощности в линию, ток н.п. опережает напряжение. Не хватает для работы ТЗНП. Но есть условие для работы ПДЗ 3I0=800А, t=0.1c. Эта защита не работает неправильно.

После успешного АПВ цепи 1 с нашей стороны работает ТЗНП-1 и ДЗ-1. ТО молчит, условие есть. Вектор н.п. также совпадает  с направлением вектора тока фазы В. В цепи 2 в это время разворот направления мощности и вектора 3I0 на 180 градусов. Условий для работы защит этой цепи нет. После отключения МВ с нашей стороны есть всплеск 3U0 на второй системе шин. Что может быть?

на цепи один защиты ЭПЗ-1636 работают правильно за исключением ТО. ПДЗ этой линии не работает неправильно. Защиты второй цепи не работают правильно.

В момент 7750мс очередное КЗ на землю фазы В в цепи 2. Направление вроде в линию, не хватает значения тока и времени для работы.
Ну и работу ПДЗ не могу оценить, так как не знаю направление мощности.

Так же, как при втором КЗ. ПДЗ не работает неверно. КЗ отключается ПДЗ с другой стороны.

Понимаю, что по вектору тока и напряжения н.п. можно определить, должно работать реле мощности или нет. Даже в waves не научился еще правильно умножать эти сигналы. Пробовал переводить в комплексный вид, умножать и переводить обратно в аналог. Пробовал просто умножать два аналоговых сигнала друг на друга. Результаты получились различные. Поддержка пока отвечает. Но ведь раньше все на бумажке делалось. Видел в лаборатории проявленные фото с осциллографа Н13. Никаких тебе величин, значений, векторов и прочего. Измеряешь синусоиды и ручкой чертишь диаграммы. Научите, пожалуйста.
В инструкции по проверке реле мощности есть пример близкого КЗ фазы А. Угол между током н.п. и напряжением н.п. -120град. Автор пишет, что реле в данном случае не работает, так как момент отрицательный. Чтобы это исправить, нужно развернуть одну из обмоток. Вот здесь я не понял. Вроде подключаем реле по маркировке выводов. Звезда - начало обмотки. В случае с блокирующим РМ - вроде здесь нужно изменить, чтобы реле срабатывало при КЗ за спиной. А в книге о чем речь. Как будто на заводе маркировка не правильная, я так понял этот момент. И понял, что не понял, о чем говорит автор. Ох уж эти РМы..

Мои выводы: для определения момента в реле смотрим исключительно на взаимное положение векторов  тока и напряжения н.п. Все верно?

Post's attachments

18.11.23 16.29.cfg.waves 3.81 Мб, 3 скачиваний с 2023-11-21 

18.11.23 16.29.dat 4.57 Мб, 3 скачиваний с 2023-11-21 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

35

Re: Анализ простой аварии #2

С направленностью ТЗНП все просто: по осциллограммам определяете вектор U0 (3U0). Строите его на на диаграмме. Его считаем "опорным". Что принимаете за 0 градусов, это по большому счету условно. Сименс, например, принимает за 0 направление +R (стрелка горизонтально вправо). Относительно опорного вектора строите, согласно данных в техописании, характеристики зон (разрешающее, блокирующее, вперед, назад). Потом на эту диаграмму наносите вектор Ie (земляной ток) или -3I0 и смотрите, куда он попадает. Если "полярность" уже "вывернута" на клеммах реле (электромеханика), то надо брать, скорее всего,  ток 3I0. Во вложении сравнение направленности ТЗНП для Сименс и Экры (при заводских уставках имеем сдвиг по Фи мч на 40 градусов.

Добавлено: 2023-11-22 07:34:58

Да, еще советую "вернуться" к сообщениям коллеги Шеренкова и проанализировать их. Это где-то есть на сайте, я для себя копировал, думаю он не будет против, если я еще раз выложу это в своем сообщении

Post's attachments

НапрТЗНП_СименсЭкра.vsd 6 Мб, 7 скачиваний с 2023-11-22 

О выборе направленности ТЗНП.docx 4.31 Мб, 8 скачиваний с 2023-11-22 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

36 (2023-11-22 08:02:44 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

Conspirator писал(а):
2023-11-22 07:11:46

то надо брать, скорее всего,  ток 3I0

честно говоря, третий день с этим разбираюсь, как определить. Даже снилось сегодня во сне что-то такое. Вот только понял/разобрал, в чате людей достал своими глупыми вопросами по элементарным вещам. Ну ладно. Главное - результат. Дополнял свое сообщение выше, Ваше не заметил.
Да, на электромеханике выворачивают. В Инструкции по проверке реле мощности сказано, что обмотку напряжения. А есть принципиальная разница, какую обмотку разворачивать?

Добавлено: 2023-11-22 10:54:09

Conspirator писал(а):
2023-11-22 07:34:58

Относительно опорного вектора строите, согласно данных в техописании, характеристики зон

это, видимо, только для терминалов? Для электромеханики зоны относительно угла м.ч.

Conspirator писал(а):
2023-11-22 07:34:58

3I0 и смотрите, куда он попадает

не ясно мне, разве вектор тока определяет срабатывание реле.

37

Re: Анализ простой аварии #2

Величина вектора тока определяет срабатывает защита или нет, а взаимное положение векторов тока и напряжения (с привязкой к опорному вектору) определяет зону работы (вперед, назад или ненаправленное). Не должно быть разницы между электромеханикой и МП-реле. Только у электромеханики есть минимальная мощность срабатывания РМ, а у МП это задается уставками

38 (2023-12-26 14:01:07 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

Желаю всем здравствовать!
Давно не писал. Нужно исправляться)
В очередной раз прошу поглядеть осциллограммку аварийного процесса и помочь понять, что произошло.
Файл приложил. Картинка энергорайона не изменилась. Тоже приложил

В общем, что мои защиты по уставкам не работают, с этим все ясно. Межфазный комплект 1000А, земляной 800А, 3U0 4,4 кВ, выдержка 0,1с для всех.
Пока замена реле мощности не решается никак. Настроить не могу. Сейчас не об этом.
Во время второго КЗ по цепи 1 уменьшается ток, реверс мощности. Только вот чем он вызван? Обе линии в работе. Предполагаю КЗ за шинами ПС Астаховка, так как токи маленькие. Больше по имеющимся данным не могу разобрать, что произошло..

Добавлено: 2023-12-26 17:02:52

Кстати, на ТН обоих с.ш. изменил коэффициент с 1100 на 635 (в какой-то из тем это обсуждалось).
Вроде теперь измеренные и расчетные значения совпадают)

Post's attachments

2023.12.23,06.02.54.728,+6t,ГРЭС-1,РЭС-3.cfg.waves 16.75 Мб, 12 скачиваний с 2023-12-26 

2023.12.23,06.02.54.728,+6t,ГРЭС-1,РЭС-3.dat 10.23 Мб, 14 скачиваний с 2023-12-26 

Схема темиртауского энергоузла цвет.jpg 1.18 Мб, 3 скачиваний с 2023-12-26 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

39

Re: Анализ простой аварии #2

VovkaKrut писал(а):
2023-12-26 14:02:52

Во время второго КЗ по цепи 1 уменьшается ток, реверс мощности. Только вот чем он вызван? Обе линии в работе. Предполагаю КЗ за шинами ПС Астаховка, так как токи маленькие.

Все верно, КЗ внешнее. Однако реверса мощности при неуспешном АПВ не было. При неуспешном АПВ отключилась вторая цепь ВЛ Астаховка 2. Далее сложно анализировать не понимая, где было КЗ и что отключалось. Нужна информация с противоположного конца ВЛ.

40 (2023-12-27 08:17:11 отредактировано VovkaKrut)

Re: Анализ простой аварии #2

scherenkov писал(а):
2023-12-27 07:01:57

при неуспешном АПВ

по порядку.
- реверс мощности по цепи 1 при втором (аварийном) КЗ в момент (если в Waves, то 5090мс) уменьшения тока с 800 до 200 А (грубо) * . На цепи 2 в это время наброс мощности до 78МВт. После отключения цепи 2 на первой цепи вновь реверс мощности с выдачей в линию 12МВт. Симметричный режим устанавливается примерно через 6с с момента пуска осциллографа ** (предаварийный режим 0,5с, если у Вас отметка "ноль" по времени в начале осциллограммы). АПВ цепи 2 успешное

По устной информации с противоположного конца: отключается одна из двухцепной линии и ШСМВ на ПС Астаховка. Видимо, он отключается в момент * первым (от чего, не знаю; говорят, в соответствии с бланками уставок так реализовано отсутствие УРОВ). После отключения МВ с нашей стороны подпитка места КЗ по оставшейся нашей линии через неповрежденную линию после шин ПС Астаховка и шины за трансформаторами (думаю, это возможно). В момент ** предполагаю отключение поврежденной ВЛ на ПС Астоховка. Тогда все развороты мощности закономерны на мой взгляд.

Получается, у соседей все еще хуже, чем у нас. Не знаю, радоваться этому или нет.. надежности почти никакой во всем этом. При рабочем межфазном комплекте обе линии с нашей стороны должны были отключиться раньше, чем на той стороне ШСМВ (+4690мс значение уставки +0,1с выдержка). Как-то так.