101

Re: Оперативный отдел. Аварии.

SVG пишет:

И вопрос на вопрос. А разве не было такого, что кабель отключается от ЗНЗ, потом ничего не находят и успешно включают? Думаю, бывало. Если у нас было уже не один раз, то у вас тоже должно было быть.
Короче, ждите повреждений на тех отключавшихся фидерах...

Поначалу бывало, но потом утихло. Бывает "накатит" и неделю один фидер от ЗНЗ лупит. потом успокоится)))

А  сеть питания ТЭЦ-3 это полный отжиг! Практически любое отключение на ТЭЦ-3 сопровождается "пачкой" отключенных фидеров с этой же ТЭЦ и кучи направлений с РП в сети питания этой ТЭЦ. Аццкая ТЭЦ, какая то!
Мы их так и зовем "отключенные за компанию")))

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

102

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Conspirator пишет:

Я вот все стесняюсь спросить: 6кВ -это уровень РЭСов. Неужели у Вас в РЭСах есть релейщики? В ПЭСах, обслуживающих подстанции 110кВ их уже днем с огнем не найдешь..... Неужели у Вас все так "шоколадно"? Тем более обеспечение селективной работы при ОЗЗ?

Работает целая служба в нашем "ПЭС")). Они разделены функционально ( начальник РЗАИ их условно поделил) одни чисто по распредсети шаманят, другие по ПС, еще есть разделение на "олдскул" (электромеханика) и "ньюскул" (цифровики).

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

103 (2012-10-03 23:22:44 отредактировано operby)

Re: Оперативный отдел. Аварии.

ОФФ.
Подскажите где для "чайников" почитать про ЛЗШ и про I>  I>>  I>>>, про организацию ступеней токовых защит в цифровых терминалах, про их приоритеты и про... , и прочие шаманства.
Сегодня, я  полчаса начальника РЗАИ пытал, почему из-за отказа защиты фидера ( на ТЭЦ) работала ЛЗШ, а не УРОВ?

Ps: именно для "чайников", а не для релейщиков))) я понимаю, что может не быть такой литературы, но все таки)

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

104

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Алгоритм работы ЛЗШ следующий (и на ЭМ, и на МП). ЛЗШ - это, по сути, одна из ступеней токовых защит, без выдержки времени, в составе защит ввоода и СВ. Блокируется при пуске защиты отходящего присоединения (пуск - это только от тока, то есть - когда защита только начала олтрабатывать свое время). Итого, при к.з. в линии( или СВ как отх. происоед.) ЛЗШ не работает. При к.з. на шинах ни одна защита отх. присоед. не запускается, и ЛЗШ сраб.
Но все описанное - когда ни одна защита нигде не отказывает. А если к.з. в линии, и его защита отказала (и отказала так, что и не запустилась), то...что?...правильно - ЛЗШ благополучно сработает. А почему не УРОВ? Прежде всего, потому что УРОВ как раз в составе защит того присоед., где защита отказала (следовательно И УРОВ тоже не будет работать). Но даже если УРОВ централизованный, он все равно с выдержкой времени. Ведь он работает после работы защиты при отказе выключателя линии.
Так что по любому ЛЗШ сработает или без УРОВ, или раньше УРОВ.

Делай , что должен, и будь, что будет

105

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

Подскажите где для "чайников" почитать про ЛЗШ и про I>  I>>  I>>>, про организацию ступеней токовых защит в цифровых терминалах, про их приоритеты и про... , и прочие шаманства.

возьмите мануал на конкретный тип МП РЗА там это все должно быть расписано понятным языком.

operby пишет:

Сегодня, я  полчаса начальника РЗАИ пытал, почему из-за отказа защиты фидера ( на ТЭЦ) работала ЛЗШ, а не УРОВ?

отказ защиты - нет пуска УРОВ, отказ защиты - нет блокировки ЛЗШ, вот она и отработала...

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

106

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

фишка в том, что на 2-ой секции релейщики еще не настроили ЗНЗ на направлениях, а на подстанции ПС Петровщина, на фидерах уже настроили)

Кто же вводит защиты в «голове» на отключение, не сделав аналогичные в «хвосте»?
Если так делать, то «суппер деньков» будет много!

operby пишет:

3) даже если ток в бкбликах был, то все равно..что это за фигня? Отраженные волны высших гармоник? Что скажет научное сообщество?

«Я Вам не скажу за всю О…», но думаю, что никто ничего не сможет сказать. Не знает общество, что у Вас творится с защитами. Могу предположить, что если наводили ЗНЗ в «голове», а в «хвостах» нет, то «отключения за компанию» будут продолжаться.
А из шока релейщикам пора выти и напрячь мозги.

operby пишет:

ЛЗШ и про I>  I>>  I>>>,

Чем больше значков «>». Тем больше уставка по току.
Думаю, что на у Вас на ТЭЦ не ЛЗШ, а неполная ДЗШ. По неполной ДЗШ есть книжки серии «Библиотека электромонтера». Коротко неполная ДЗШ включается на ТТ только источников питания (ввода, СМВ, линий связи и т.п.). Тупиковые фидера не подключаются. Может быть несколько ступеней. Уставка I>>> (самая грубая) выбирается по чувствительности при КЗ на шинах  по времени согласована с уставкой ТО отходящих фидеров. Как правило 0,5 сек. Не всегда получается достаточной чувствительности. Более чувствительные I>>,  I> выбираются по согласованию по току и времени с МТЗ. Самая чувствительная может резервировать полностью МТЗ фидера. Своеобразный УРОВ фидера.
ЛЗШ -  измерительный орган включается на ТТ ввода, но в логику заводятся блокирующие сигналы от защит отходящих фидеров. Уставка по току обеспечивает достаточную чувствительность при КЗ на шинах. Как правило с двумя выдержками времени – 0,1 и => 0,5.
0,1 сек если- нет блокирующего сигнала от защит фидера (ни одна из защит отходящих фидеров не пустилась).
= > 0.5 сек если есть блокирующий сигнал от защиты фидера. 
Это упрощенный вариант ЛЗШ. Могут быть более сложные завязки. Но принцип работы сохраняется.
Можно в неполную ДЗШ добавить блокирующие сигналы от защит фидеров и ограничится одной ступенью.

PS.
На счет разных защит в «голове» и в «хвосте» был показательный случай. Ввели в работу отпаечную тяговую ПС 110/35/6 кВ. Лет 5 напряжение 35 кВ не использовалась. Подключили сетевую ВЛ 35 кВ. И началось. В течение двух месяцев отрабатывает несколько раз МТЗ 110 кВ. После каждого отключения послеаварийная проверка, сначала местными силами, потом ЦС РЗА, расчетчикам тоже досталось. Все исправно! Множество совещаний, оперативок, сколько ушатов г… на головы релейщиков всех мастей и служб вылили не счесть.
Причина – заземленная нейтраль 35 кВ трансформатора. В результате для МТЗ 110 кВ трансформатора любое замыкание в сети 35 кВ было КЗ и она работала. Защита ВЛ замыкание на землю ф.В не видят, сигнализация замыкания на землю в сети 35 кВ с выдержкой 9 сек сработать не успевала. Вот так ICQ/ag:D

107

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

А  сеть питания ТЭЦ-3 это полный отжиг!

Это после всех китайских реконструкций? Стоп! В сетях 6кВ ТЭЦ-3 резистивное заземление нейтрали?

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

108

Re: Оперативный отдел. Аварии.

SVG пишет:

Это после всех китайских реконструкций? Стоп! В сетях 6кВ ТЭЦ-3 резистивное заземление нейтрали?

Кетайсы реконструировали ТЭЦ-2, и она на 6 кВ (хотя уже построен распред. на 10 кВ)))).
А на ТЭЦ-3 было и есть 10 кВ, правда, уже, как года четыре, на ТЭЦ-3 абсолютно новехонькое ЗРУ-10 кВ с  резисторами . Но наши релейщики с "тецовскими" договится не могут. Наш нач РЗАИ не знает что за защиты на ТЭЦ, ну, т.е. сходу сказать не может. А релейщики ТЭЦ-3, это отдельная песня....
Секции их, сеть наша. В Минске у "сети" очень много "хозяев". Так что делайте выводы.

PS Когда у меня от ЛЗШ гасла секция на городской подстанции то я ее включил под напряжение через несколько минут. А "ТЭЦовские" спецы примерно через час поставили пустую секцию под напряжение при таких же симптомах (ЛЗШ, отказ защиты фидера)..
У них авария - как праздник, раз в году. А у нас по сем раз на дню.

Добавлено: 2012-10-04 21:36:05

Спасибо всем ! За ликбезы по релейным вопросам, которые я задавал!))

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

109

Re: Оперативный отдел. Аварии.

К ТЭЦ-3 тоже жёлтые ручонки приложили... Без них нынче не обходится ICQ/ac:(

operby пишет:

уже, как года четыре, на ТЭЦ-3 абсолютно новехонькое ЗРУ-10 кВ с  резисторами

Вона чё...

operby пишет:

А релейщики ТЭЦ-3, это отдельная песня....

Вполне так нормальные. На станции у них чуток специфика другая. Им генераторы, ОРУ-110 и собнужды много важнее твоих фидеров. За них не расстреляют.

operby пишет:

А "ТЭЦовские" спецы примерно через час поставили пустую секцию под напряжение при таких же симптомах

Потому что последствия много серьёзнее, чем на ПС. Если они при этом потеряют секцию РУСН и не дай боже какой котёл или хуже того генератор, то ущерба и разборок будет в разы больше, чем за погашение секции 10... Да и токи КЗ на шинах генераторного напряжения станции - это тебе не шуточки.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

110

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Продолжим об авариях и о защитах которые не защитили оборудование.
Сегодня "земля" появилась на одной из подстанций у коллег из Минских сетей (МЭС- это районные сети Минска) Секция с выключателями и всем оборудованием принадлежит им , а вся кабельная сеть принадлежит МКС ( городским электросетям) ...
Появляется "земля" и идет "дележ", кто поедет искать землю.
Диспетчер МЭС: "Езжайте, ищите землю -ваша сеть"
Диспетчер МКС: " Сами езжайте, ваша ДГК  расплавится через час)))" ...и так кто кого. ))

Но не в этом суть.  Две недели назад на одной из подстанций МЭС появилась "земля", и в результате- погашение секции и полное выгорание трех ячеек 10 кВ на секции. Предварительные причины: "замыкание на землю вызвало недопустимые перенапряжения и обусловило перекрытие изоляции опорных изоляторов...." ну и времени МТЗ ввода хватило, для хороше "прогулки дуги".

Вывод: надо менять старое оборудование.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

111

Re: Оперативный отдел. Аварии.

SVG пишет:

Потому что последствия много серьёзнее, чем на ПС. Если они при этом потеряют секцию РУСН и не дай боже какой котёл или хуже того генератор, то ущерба и разборок будет в разы больше, чем за погашение секции 10... Да и токи КЗ на шинах генераторного напряжения станции - это тебе не шуточки.


Э, не.... Ничего они не погасят на генераторном. Кануло в прошлое генераторное напряжение. Теперь мухи отдельно - котлеты отдельно. ЗРУ-10 кВ ТЭЦ-3 это уже , практически, просто отдельная  подстанция, с отдельными трансами 110/ 10...и все это на территории ТЭЦ. т.е. ЗРУ отделено от генераторов , теперь 2-мя  трансформаторами.

Раньше , гасла 110-ка, ТЭЦ отделялась от энергосистемы и на генераторном напряжении ( на секциях генераторного напряжения, ТЭЦ питала нагрузку своей зоны - подшипниковый ,моторный заводы, город немного.)
А сейчас гаснет 110-ка,ТЭЦ отделяется от энергосистемы, вся зона ТЭЦ-3 погружается в успешный блэкаут. А генерторы ТЭЦ успешно пашут исключительно на собственные нужды......ускоряются, отключаются технологическими защитами от набора скорости ( из-за сброса нагрузки)....и ТЭЦ успешно садится на "0".....
Реконструкторы, мать их, постарались..... извиняюсь, сорвалось!

Так что, неповоротливые они, по-любому.)))

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

112

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

Ничего они не погасят на генераторном. Кануло в прошлое генераторное напряжение

operby пишет:

с отдельными трансами 110/ 10

А, ну теперь прояснилось ICQ/ab:)

operby пишет:

погружается в успешный блэкаут. А генерторы ТЭЦ успешно пашут исключительно на собственные нужды.

А через шины 110 и эти самые трансформаторы никак? При такой мощности машин они на собнуждах не удержатся. Тут даже сомнений никаких.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

113

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Нет  , через шины 110 после отделения никак. Пашут только на собнужды, естественно не удерживаются и естественно садят станцию на ноль. Гениальное проектное решение! Хотели уйти от «возмущений» из города на генераторном напряжении.....ушли....))).

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

114

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Почти каждую смену сталкиваемся с неселективностью....по три выключателя в цепочке отключается....

Замечу все это при нормальной схеме..

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

115

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Это отдельный топик надо делать "Как добиться селективности токовых отсечек в кабельной сети 6-10 кВ". Задача далеко не так проста, как может показаться.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

116

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Загадка:  сегодня не включился ввод ВМ -10кВ  3 секции 10 кВ на одной из  пс 110/10 кВ , при восстановлении по бланку. ШУ, ШП все есть (напряжение). Разъем вторичных цепей попробовали скрутить раскрутить...автоматы пробовали туда сюда...эксперименты с принудительным включением  проводить не хочу...

Вопрос философский кто получит завтра трынды релейщики или подстанционщики?))

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

117

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

Вопрос философский кто получит завтра трынды релейщики или подстанционщики?))

Кто первый доложил Главному "причину", тот, обычно  и "прав"......

118

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Это вопрос политический.
У нас в сетях как сказал Conspirator.
На ГРЭС – «Кто первый пришел к выключателю тот и виноват». Так, что на проверки ходят в «обнимку».

119

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Коллега, не знаю, как кого, но меня запутали.
у вас каждый ( почти ) случай на отдельную диссертацию тянет.

у вас там полный бордельеро.
как говорят на востоке шувай, шувай ( медлено, медлено ), и рассмотрим каждый серъезный случай, а то ускореная сьёмка какая то в теме.
можете кому из релейщиков пинка дать, чтобы сюда зашёл и подробную инфу дал.

120

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Лучше бы нашим релейщикам (в наших сетях), кто «волшебное ускорение» придавал. Тогда бы тем меньше было бы))

А так , конечно, хотелось бы услышать больше мнения участников....)

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.