1

Тема: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Доброго времени суток коллеги!
У меня вопрос следующего содержания:
в существующих схемах защит трансформатора на стороне СН (220кВ) имеется схема 220-14(Схема с двумя секционированными системами сборных шин и с обходной системой шин). Резервные защиты "Т" в данном случае 4и 5 ст. ДЗ и 4 ст. ТЗНП действуют на деление по следующему алгоритму:
с первой выдержкой времени выдается команда на отключение ШСВ-220кВ, со второй выдержкой времени на отключение выключателя 220кВ "Т" и с третьей на полное отключение "Т".
Вопрос: почему при действии на деление нет сигнала отключения секционного выключателя на стороне СН, а сразу на отключение ШСВ, ведь как я понимаю, если КЗ произошло за секционным выключателем, то первым должен отключиться именно он, а не ШСВ, поскольку в данном случае отключение ШСВ не приведет к прекращению прохождения сверх токов через трансформатор в точку повреждения, хотя с другой стороны, если КЗ произошло на другой системе шин, то в первую очередь должен отключиться ШСВ, и в отключении секционного выключателя здесь нет необходимости?
Итак, следует ли вводить дополнительное возздействие на отключение секционного выключателя и как в данном случае обеспечить селективность между СВ и ШСВ?
Может кому-нибудь на практике приходилось сталкиваться с таким случаем?

2

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

фото

Post's attachments

112121212.jpg 867.56 Кб, 1 скачиваний с 2014-07-31 

23232323.jpg 651.31 Кб, 1 скачиваний с 2014-07-31 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3 (2014-07-31 09:38:21 отредактировано retriever)

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Из мыслей, которые приходят в голову: по идее, нужно рубить и СВ, и ШСВ.
Однако проблема в том, что при смене фиксации присоединения трансформатора на другую систему шин, нужно рубить другой СВ, и нужно определить, какой именно (чтобы не отключить излишне) - должна быть какая-то логика, зависящая от текущей фиксации, иначе можно слишком много чего "нарубить", если гасить все СВ и ШСВ.
А что будет, если трансформатор запитан через ОСШ, как тут определить, на какой системе шин трансформатор сидит? Привязывать логику к работе обходного выключателя и его разъединителей? А как определить, трансформатор ли через ОСШ запитан?

Налицо, получается, усложнение системы, т.е. нужно либо что-то специальное городить (есть какие-то решения готовые типа таких?), либо вручную что-то переводить при смене фиксации.
А если тупо рубить 2 ШСВ от защит транса, то ничего переводить не надо, если трансы сидят на разных системах шин... Да даже если и на одной - деление на 2 части наверняка переносится легче, чем на 4.

Причем тут вообще какой-то монстр - гибрид ШСВ и ОВ, походу. Или я что-то не понял?

4 (2014-07-31 10:21:46 отредактировано Евгений)

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

retriever пишет:

Из мыслей, которые приходят в голову: по идее, нужно рубить и СВ, и ШСВ.
Однако проблема в том, что при смене фиксации присоединения трансформатора на другую систему шин, нужно рубить другой СВ, и нужно определить, какой именно (чтобы не отключить излишне) - должна быть какая-то логика, зависящая от текущей фиксации, иначе можно слишком много чего "нарубить", если гасить все СВ и ШСВ.
А что будет, если трансформатор запитан через ОСШ, как тут определить, на какой системе шин трансформатор сидит? Привязывать логику к работе обходного выключателя и его разъединителей? А как определить, трансформатор ли через ОСШ запитан?

Налицо, получается, усложнение системы, т.е. нужно либо что-то специальное городить (есть какие-то решения готовые типа таких?), либо вручную что-то переводить при смене фиксации.
А если тупо рубить 2 ШСВ от защит транса, то ничего переводить не надо, если трансы сидят на разных системах шин... Да даже если и на одной - деление на 2 части наверняка переносится легче, чем на 4.

Причем тут вообще какой-то монстр - гибрид ШСВ и ОВ, походу. Или я что-то не понял?

По поводу выбора это вопрс решеный(я его через ключ двухпозиционный завел и все) т.е. при переводе на другую секцию оперативник переводит ключик во второе положение и цепи отключения рубят именно тот секционник, который и необходимо отключать.
при переводе на обходной тоже в выходных цепях есть ключик, который переводит отключение со своего на обходной, на отключение ШСВ в данном случае сигнала вообще не будет, поскольку он сейчас занят как ОВ, ну и разумеется токовые цепи переводятся на ОВ.
по  поводу "два в одном"(ОВ и ШСВ)-это не монстр, это экономия!!!)))
Т.Е. по поводу переводов на обходной и переводов на другую секцию этот вопрос я решил вышеописанным способом, но вот в какой последовательности должно быть отключение сначала ШСВ или СВ?

5

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

ОВ и ШСВ это один и тот же выключатель!так что скажете по поводу обеспечения селективности??

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2014-07-31 12:36:05 отредактировано retriever)

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Спартак Молодцов пишет:

Пусть роль ШСВ выполняет ШОЭВ-212.

А почему бы не включить оба сразу - ШОЭВ-211 и ШОЭВ-212? На схеме они показаны оба как выключенные по умолчанию... Или так ненадежно?

Спартак Молодцов пишет:

Теперь вспоминаем назначение резервных защит АТ, защиты каких присоединений они резервируют.

"резервируют"-значит гасят питание со стороны АТ. Какая разница, отключено это питание было непосредственно выключателем АТ через еще полсекунды, или же одновременным погашением СВ и ШСВ сразу (так даже лучше будет, по-моему)? Скажем, КЗ было между ШОЭВ-212 и СЭВ-12 (к примеру, на ВЛ-4), - что плохого в их одновременном отключении?

7

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Резервные защиты трансформатора в первую очередь делят сеть с целью оставить в работе хотя бы один из двух трансформаторов, если не делить можно потерять оба. Думаю можно делить как при помощи СВ, так и при помощи ШСВ.  Но вот в вашей конкретной схеме  считаю  нужно первой выдержкой отключать СВ при чем сразу оба, что бы разделиться. Почему не ШОВ - как тут успели заметить он не только соединяет системы шин, но он же еще и обходной, а значит возможен перевод на обходную, если переводят трансформатор еще ладно, а если переводят линию, то выходит первой выдержкой вы отключаете линию или две, а она тут не при чем. Поэтому легче всего выполнить деление путем отключения обоих СВ. Еще о чем я бы подумал, на предмет можно ли так, как после деления посредством СВ будет режимная ситуация, устойчивость и уровень ТКЗ, хватит ли их для дальнейшего верного действия защит.

8

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

rimsasha пишет:

как тут успели заметить он не только соединяет системы шин, но он же еще и обходной, а значит возможен перевод на обходную, если переводят трансформатор еще ладно, а если переводят линию, то выходит первой выдержкой вы отключаете линию или две, а она тут не при чем

"экономия", называется)

rimsasha пишет:

как после деления посредством СВ будет режимная ситуация, устойчивость и уровень ТКЗ, хватит ли их для дальнейшего верного действия защит.

Защиты должны отработать, по идее - у резервных ступеней при отключении подпиток на смежной ПС растет зона охвата (только как бы они слишком далеко не залезли... но это вряд ли). А вот устойчивость может поплыть, да...

9

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

При переводе Вл на обходной действия при делении от КСЗ АТ на отключение ОВ НЕ БУДЕТ! При постановке ВЛ, или какое-либо другое присоединение на ОВ, на панели рез. защит АТ по бланку для опер. персонала (который нужно будет сделать) необходимо будет вывести ключ в выходных цепях отключения ОВ при работе на деление КСЗ АТ.(вывод действия на отключение ОВ можно было реализовать по средствам КСА разъединителя ОВ , иными словами, когда бы выкл. использовался в режиме ОВ один из его разъед. был бы отключен, а другой включен, и эти сигналы заведя на входа, можно было бы в автомате делать "запрет", но это мне кажется гемморойным, поэтому был принят классический способ-переключатель в выходных цепях.
Что касается селективности, то я думаю наверное стоит сделать одновременное отключение СВ и ШСВ, щатем если подпитка через Ат не ушла, то гасим ЭВАт и затем уже весь АТ.

10

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

вот так сделал

Post's attachments

4444444.pdf 62.81 Кб, 20 скачиваний с 2014-07-31 

5555555.pdf 73.51 Кб, 17 скачиваний с 2014-07-31 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

11

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Спартак Молодцов пишет:

Схема ПС получится кольцевой, два выключателя на присоединение… Что делать с ДЗШ?

Поподробнее можно? В чем проблема будет для ДЗШ?

Спартак Молодцов пишет:

Таким образом, при КЗ на ВЛ-4 отключится и СЭВ-22 2СШ. А 2СШ, АТ-2 и отходящие линии в чём виноваты?

Возможно, вы правы.
Если КЗ на ВЛ-4 близкое, и не работает ее защита (1я ступень), и не работает УРОВ, то через 0.8 с начнут работать вторые ступени отходящих от ПС линий (питающих), какие смогут дотянуться (возможно, чуть ли не все), и одновременно с этим пойдет деление сети (выдержка тоже 0.8), если дотянется защита АТ. Тогда, получается, худший вариант (если защиты СВ и ШСВ не будут дергаться сами...) - все питалово на ПС погасло, кроме АТ, которые ждут еще выдержки времени 1.3 с, и останутся тупики, которые по определению резервировать не умеют и останутся в работе. Их питание будет осуществляться через АТ. Далее вышла выдержка времени 1.3 с, и 1 АТ отключился, итого - все оставшиеся тупики повисли на втором АТ.  В этом случае дополнительное деление - возможно, означает потерю питания каким-то тупиком, если такие есть...

12

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Спартак Молодцов пишет:

Схема ПС получится кольцевой, два выключателя на присоединение… Что делать с ДЗШ? С ДЗШ погорячился.

Никаких два выключателя на присоединение!!!
У вас вообще в сообщении №8 не прочерчены выключатели на присоединениях оттого видимо и путаница. Подобные схемы вообще должны работать со всеми включенными выключателями вообще то, правда с ШСВ, а не с ШОВ, но думаю сути не меняет. Да и сети от 110 и выше кольцевые.

Спартак Молодцов пишет:

При этом вместо отделения повреждённого участка от неповреждённого мы получим разрыв транзитов и погашение тупиковых потребителей.

Данная схема применяется на объектах с большим количеством присоединений, так что разрыв транзитов будет частичный и аварийный, а вот если не доделите, вот тогда потеряете все!

Спартак Молодцов пишет:

Шинносоединительный выключатель, совмещённый с обходным не может быть одновременно и шинносоединительным, и обходным. Либо ШСВ, либо ОВ.

Это понятно, только до сообщения топикастера информации об отключении действия на ШОВ при работе "обходным" не было, а действие если заложено никуда не уйдет без вмешательства. Получается по сравнению с действием на СВ еще и схемное  усложнение и в переключениях возможны варианты....

Спартак Молодцов пишет:

Правильно, для того, чтобы сохранить в работе один АТ, транзиты, питание тупиковых потребителей ДОСТАТОЧНО отключить ТОЛЬКО ШОЭВ-212.

Беру за основу включение всех выключателей - получается не доделили и потеряли все вообще.

Евгений пишет:

Что касается селективности, то я думаю наверное стоит сделать одновременное отключение СВ и ШСВ

Вроде как неплохой вариант, за исключением того, что при переводе на ШОВ какой либо линии т.е. он выступает в роли ОВ, разъединителями напрямую могут объединяться системы шин, если их раздельная работа не допустима.

13

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

rimsasha пишет:

Вроде как неплохой вариант, за исключением того, что при переводе на ШОВ какой либо линии т.е. он выступает в роли ОВ, разъединителями напрямую могут объединяться системы шин, если их раздельная работа не допустима.

не совсем понял, каким образом разъденителями ОВ могут объеденяться системы шин?

14 (2014-07-31 17:11:37 отредактировано Евгений)

Re: Обеспечение селективности при действии резервных защит трансформатора

Евгений пишет:

Вроде как неплохой вариант, за исключением того, что при переводе на ШОВ какой либо линии т.е. он выступает в роли ОВ, разъединителями напрямую могут объединяться системы шин, если их раздельная работа не допустима.

И тем не менее интересно, в советские времена инженеры ведь грамотные были!! почему тогда у них в алгоритмах отсутствует сигнал отключения СВ, у них в схемах существующих имеется сигнал только на отключение ШСВ!!! может в проекте не стоит мудрить?? и оставить как было у них???
Кстати, разговаривал по этому поводу с эксплуатацией, они согласны с тем, что должно быть действие не только на ШСВ, но и на СВ!!! И говорят, что на другом АТ почему-то этого не предусмотрели!!