81

Re: Оперативные переключения

r3laydefend0r писал(а):
2023-10-07 15:48:12

Зачем они тогда нужны?

Заземляющие ножи это элемент системы безопасной работы.
Что они самые важные и гарантируют безопасно так нельзя сказать. Что они не нужны тоже нельзя сказать.
Надо рассматривать всё в комплексе - это и отключение и создание видимого разрыва и заземление и заземление на рабочем месте.
Выполнение этого всего на сегодняшнем этапе эксплуатации российской энергетики гарантирует максимальную безопасность, но не полную. Это надо помнить.
Самое большое заблуждение, что заземляющие ножи защищают от поражения электрическим током. Если при работе на присоединении с включенными заземляющими ножами, на провода этого присоединения упадет провод, находящийся под рабочим напряжением, то тут как повезет - может быть останется живым человек, а может и нет.
Находясь даже в метре от включенных заземляющих ножей, и попадании на присоединение действующего рабочего напряжения шансов не пострадать практически нет.
Исправные заземляющие ножи при исправном контуре заземления могут защитить примерно на расстоянии до 1 м. Поэтому в правилах и написано, что на рабочем месте должно быть ПЗ, а сами ЗН не относят к защитным средствам (по крайней мере сегодня). А вот ПЗ это уже защитное средство.
Да даже по расцветке - контура заземлений и заземляющие ножи красят в черный цвет по причине, что они не защитное заземление, от поражения током. А вот контура защитного заземления имеют другой окрас. Защитное, потому что оно защищает от действия электрического тока.
Может быть не очень хорошее тождество, но пешеходный переход состоит из "зебры", светофора, знака пешеходного перехода, стоп-линии для автомобилей, но не смотря на все эти меры безопасности, начинать нужно с тог7о, что надо убедиться возможностью всем этим пользоваться, т.е. посмотреть по сторонам. В принципе любой из элементов пешеходного перехода можно убрать, и безопасность в большинстве случаев будет соблюдаться, но чем больше убираем, тем больше риск ДТП.
Также и с ЗН, в принципе, можно и видимого разрыва не делать, но риск повышается, что в выключателе фаза не отключилась.
Функции заземляющих ножей, как бы две - они снимают оставшийся заряд на проводах или шинах и тем самым облегчают установку ПЗ.

82

Re: Оперативные переключения

При вводе/выводе присоединения перед операцией с ШР нужно ввести запрет АПВШ только для С.Ш., на которой будет выполняться коммутация (2 системы шин, схема фиксированная, ШСВ включен)? В случае работы ДЗШ в момент коммутации ШР ШСВ отключается и неповрежденная С.Ш. будет опробоваться своим присоединением. Все верно?

83

Re: Оперативные переключения

Рекомендуется выводить АПВ обоих систем шин, так как при манипуляциях с ШР одной СШ его колонка может развалиться и через "штаны" утянет за собой колонку ШР другой СШ.

84

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-16 17:26:32

через "штаны" утянет за собой колонку ШР другой СШ.

Так другой-то ШР отключен, что бы "утянуть" должно очень не повезти. Стандартно вроде АПВ СШ на которой оперируют выводят...

85

Re: Оперативные переключения

Так. Мнения разошлись. Прошу внести ясность в этот вопрос)

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

86

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-16 17:26:32

Рекомендуется выводить АПВ обоих систем шин, так как при манипуляциях с ШР одной СШ его колонка может развалиться и через "штаны" утянет за собой колонку ШР другой СШ.

Вывести можно, если все плохо в части состояния оборудования, только есть риск, что не введут или не то введут, когда будут нормальную схему собирать. И через пол года, когда все уже забудут, что выводили, случится авария и это самое АПВ шин будет выведено.

87

Re: Оперативные переключения

Lekarь писал(а):
2023-10-17 08:47:30

Вывести можно, если все плохо в части состояния оборудования, только есть риск, что не введут или не то введут, когда будут нормальную схему собирать. И через пол года, когда все уже забудут, что выводили, случится авария и это самое АПВ шин будет выведено.

Если манипуляции делались по бланку переключений, то не забудут.

88 (2023-10-17 16:09:21 отредактировано VovkaKrut)

Re: Оперативные переключения

Вот здесь https://www.ess-ltd.ru/elektro/instrukc … -urov.html есть инструкция. Она не имеет статуса, но в пункте 4.1.8 указано о необходимости ввода запрета АПВ обеих СШ
А есть болле "весомый" документ такого рода, если кто сталкивался? Местную инструкцию можно как угодно написать, в зависимости от условий.
В нашем случае, из за различий в конструкциях на ОРУ, не для всех присоединений актуально вводить запрет АПВ для обеих СШ. То есть вероятность при операциях с ШР для определенных присоединений того, что произойдет перекрытие двух СШ в результате падения конструкций и проводов, к ним прикрепленных, в некоторых случаях близка к 0. А в некоторых - к 1.
Все же я склоняюсь к тому, чтобы вводить запрет для двух СШ. Безопасность людей, которые производят переключения, на первом месте

В итоге, получил вот такие последовательности вывода-ввода трансформатора
dokument_microsoft_word.pdf
По вводу в работу: одновременно со снятием ПЗ с высокой стороны включаю ШР, при этом на низкой стороне еще ПЗ установлено. Нужно ли предварительно снять ПЗ с низкой стороны?

89

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-17 15:06:29

Если манипуляции делались по бланку переключений, то не забудут.

Пока не увидите такого, как на фото наврядли вас переубедишь.
Так полыхает АТ 500 кВ, 501 МВА. Причина в том, что забыли перевести накладку резервных защит стороны 220 кВ с ОВ на собственный выключатель при сборке нормальной схемы. Сколько человек проверяло тот бланк переключений, даже писать не буду, не поверите. Некоторые проверяльщики были с очень знаменитыми фамилиями. Через месяц случилось это:http://rzia.ru/uploads/images/8857/cc9445180530bbbb7afa8cbd9a9c240c.jpg http://rzia.ru/uploads/images/8857/cc9445180530bbbb7afa8cbd9a9c240c.jpg

90

Re: Оперативные переключения

VovkaKrut писал(а):
2023-10-17 15:09:42

По вводу в работу: одновременно со снятием ПЗ с высокой стороны включаю ШР, при этом на низкой стороне еще ПЗ установлено. Нужно ли предварительно снять ПЗ с низкой стороны?

Обязательно! Любые ШР, ЛР, ТР должны включаться только после полного снятия ПЗ и отключения ЗН, мы даже прописываем такой пункт, что нужно убедиться в отсутствии заземлений и посторонних предметов.

Lekarь писал(а):
2023-10-17 16:32:40

Так полыхает АТ 500 кВ, 501 МВА. Причина в том, что забыли перевести накладку резервных защит стороны 220 кВ с ОВ на собственный выключатель при сборке нормальной схемы.

Так может тут были проблемы не только с этой накладкой? А как же защиты со стороны 500кВ? А как же дифференциальная защита? А газовая? А персонал никогда не проверяет положение накладок? В общем, я вижу здесь только отсутствие культуры эксплуатации, что в конечном итоге и привело к аварии. Я понимаю, что бланк составляется человеком, и в нём могут быть ошибки.

91

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-17 18:07:25

только после полного снятия ПЗ

Понял, сохраняется принцип "сначала перевести в резерв, потом вводить в работу"
Вроде, господин Lekarь давал рекомендации разделить бланк на 2. Так как именно данный трансформатор в резерв не выводится, бланк отдельный делать не стал. Постарался в одном эти операции разделить. Плохо постарался значит, буду дальше стараться

Добавлено: 2023-10-18 06:49:25

VovkaKrut писал(а):
2023-10-17 15:09:42

Все же я склоняюсь к тому, чтобы вводить запрет для двух СШ

Господин Лапидус в комментариях к оперативным переключениям https://youtu.be/ZXNOLIq8Lww?si=tK8gvUXA1mEo02_2 говорит следующее: существует 2 вида типовых схем ДЗШ. В одних есть накладка для ввода запрета АПВ для всех присоединений двух СШ , в других - для каждого присоединения своя накладка. Во втором случае при вводе запрета только на СШ, где операции с ШР, есть риск отключения ШР другой СШ по ошибке. То есть, для безопасности персонала (людей) первый вариант надёжнее.
Я соглашусь с этим

92 (2023-10-18 08:55:44 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-17 18:07:25

В общем, я вижу здесь только отсутствие культуры эксплуатации, что в конечном итоге и привело к аварии.

Согласен, культуры эксплуатации нет. Только если ее на том объекте нет частично, то на объекте, где написали выводить АПВ шин сразу на двух системах, она полностью отсутствует - потому что и состояние оборудования такое, что имеются риски падения колонок, даже на "здоровой" системе шин и персонал вдруг ошибется.
Там где культура эксплуатации есть, совсем не надо ничего выводить - привода с моторчиком.

Добавлено: 2023-10-18 10:31:50

VovkaKrut писал(а):
2023-10-18 03:49:25

  Во втором случае при вводе запрета только на СШ, где операции с ШР, есть риск отключения ШР другой СШ по ошибке.

Неправильный подход у Лапидуса. Надо исключить риск отключения ШР другой системы шин. Каким образом исключить это другой вопрос (может человека поменять, а может быть и буквы с цифрами на табличке с наименованиями разборчивее и крупнее написать, может оперативную блокировку отремонтировать). Но важно то, что если дежурному сказать, что АПВ шин на другой системе тоже надо выводить потому что вдруг ты ошибешься, как результат в голове у нормального человека "застрянет" то что, если я эту накладочку выведу, то даже отключив взамен нужного ШР другой ШР ничего страшного не будет, так как я же подстраховался - АПВ шин вывел. И это произойдет.

93

Re: Оперативные переключения

Lekarь писал(а):
2023-10-18 08:31:50

то на объекте, где написали выводить АПВ шин сразу на двух системах, она полностью отсутствует - потому что и состояние оборудования такое, что имеются риски падения колонок, даже на "здоровой" системе шин и персонал вдруг ошибется.

Подход простой: если что-то повышает безопасность персонала, то это нужно применять.

Lekarь писал(а):
2023-10-18 08:31:50

совсем не надо ничего выводить - привода с моторчиком.

Наличие моторчиков не освобождает от ввода запрета АПВ шин. С таким подходом я бы Вам даже отвертку подержать не доверил.
Спорить, конечно, дальше уже не охота. Что ещё можно сказать человеку, который против дополнительных мер безопасности.

Кстати, мы в бланках даже предусматриваем вывод АПВ линии с противоположного конца, если переключаем ЛР и ШР ОСШ. Выполняем, конечно же, не мы, а передаётся через диспетчера.

94 (2023-10-18 21:48:28 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативные переключения

Dr.Radio писал(а):
2023-10-18 17:37:07


Спорить, конечно, дальше уже не охота. Что ещё можно сказать человеку, который против дополнительных мер безопасности.

Это правда, я против дополнительных мер, которые являются кажущимися мерами безопасности.
Для сведения меньше всего несчастных случаев по всему миру при работе под напряжением и больше всего травматизма, когда что-то вывели в ремонт или при производстве переключений. Капиталисты умеют считать деньги и никто бы не покупал вертолеты, если бы работа под напряжением приводила к несчастным случаям.

Добавлено: 2023-10-18 23:46:14

Dr.Radio писал(а):
2023-10-18 17:37:07

Наличие моторчиков не освобождает от ввода запрета АПВ шин. С таким подходом я бы Вам даже отвертку подержать не доверил.

Этим летом парадоксальная ситуация произошла. Подрядчики, перед покраской опор настаивали на выводе в ремонт целого коридора линий 110-220 кВ, в котором было около 10 цепей. Аргумент был убийственный - мы выиграли конкурс, по наименьшей цене, и не хотим ходить к прокурору потому, что наши дешевые работники могут перепутать цепи и начать окраску опор, линий находящихся в работе. На моё возражение, что наши линейщики  красят опоры линии без отключения, они мне сказали, что может мы специально уничтожаем рабочий класс. Так что про отвертку это вы еще мягко сказали про меня))))

95

Re: Оперативные переключения

Lekarь, насколько могу судить по ответам, Вы являетесь начальником СРЗА ОДУ. Видимо, прошли и низшие должности.  Типовые схемы ДЗШ  знаете лучше меня точно. Схемы, где запрет АПВШ вводится одной накладкой для всех присоединений, существуют и для чего-то это сделано. Если знаете, поделитесь, пожалуйста

В сети нашёл инструкцию по эксплуатации ДЗШ и УРОВ одного облэнерго (Донбасс), там есть такой пункт
http://rzia.ru/uploads/images/17565/4c4dcb9afae894fb57506262316c91f2.jpg http://rzia.ru/uploads/images/17565/4c4dcb9afae894fb57506262316c91f2.jpg
Никаких отступлений. Я не для того, чтобы поспорить, а для того, чтобы узнать больше. Где ещё можно поговорить на такие темы?) В моём случае только здесь.
Получается, на местах руководство или "великие умы" принимают решение по таким вопросам, и обстоятельства, которые влияют на решение, везде разные. Я так понял для себя

96

Re: Оперативные переключения

Lekarь писал(а):
2023-10-18 21:46:14

Подрядчики, перед покраской опор настаивали на выводе в ремонт целого коридора линий 110-220 кВ

У нас недавно красили закрытый шинопровод 6кВ (точнее, его оболочку), так для этого его даже расшиновали со стороны трансформатора. Но тут уже требование самого начальства.
Так что у всех своё видение на технику безопасности.

97

Re: Оперативные переключения

Лучше перебдеть, чем недобдеть. С другой стороны, псевдобдительность отупляет исполняющий персонал, что приводит к игнорированию всех вышестоящих документов.
С другой стороны, в типовой электромеханической схеме ДЗШ (около 1980 г.) есть единая накладка в схеме запрета АПВ. для обеих систем шин. В более старых схемах есть иные решения. А попробуй на ОРУ с 15 присоединениями индивидуально ввести запрет АПВ каждого!

98 (2023-10-19 17:39:20 отредактировано Lekarь)

Re: Оперативные переключения

VovkaKrut писал(а):
2023-10-19 13:57:14

Схемы, где запрет АПВШ вводится одной накладкой для всех присоединений, существуют и для чего-то это сделано.

Вероятнее всего это сделано после череды так называемых отказов в схемах, где было "слепое" АПВ, которое само по себе уже АПВ шин. Т.е. на таких объектах и АПВ шин есть и "слепое" АПВ. Внутри объекта если просто вывести АПВ шин, перед операциями с ШР, этого может оказаться недостаточно, т.к. слепое АПВ повторно включит другой выключатель. И этот самый другой выключатель может оказать выключателем, который подает напряжение на поврежденную систему шин. "Слепые" АПВ предусматривались на линиях с односторонним питанием, но в связи с развитием сети, питание на такие линии могло приходить из сетей более низкого напряжения.
В старой инструкции, которую вы приводите написано ВВ, что означает воздушные выключатели.
ВВ, когда массово устанавливались имели также массовые отказы. Если ВВ при работе ДЗШ разлетался, то осколками мог задеть соседние присоединения, которые могли быть зафиксированы за другой системой шин с соответствующими последствиями. И если такое случалось, а такое случалось, то целесообразно вывести АПВ сразу на двух системах шин, чтобы минимизировать последствия аварии и оперативно ее ликвидировать. Когда стали уходить от воздушных выключателей такая необходимость исчезла.
Сейчас уже не помню, с кем переписку вел именно по приведенной вами формулировке, но меня в ней смущало, что союз И был между шинными разъединителями и воздушными выключателями. Т.е. получалось, что если нет ВВ, то вроде и АПВ шин не надо выводить. В нынешней редакции его убрали.

Добавлено: 2023-10-19 19:38:23

doro писал(а):
2023-10-19 17:13:12

Лучше перебдеть, чем недобдеть.

Тут проблема в том, что если бланк содержит много операций и несколько листов, то невнимательность того кто писал бланк может привести к следующему. Инженер РЗА, увидев, что забыл дежурный вписать в бланк накладку, возьмет ее и сам при переключениях переключит. При этом уведомит дежурного и скажет, чтобы ее потом ввели. Тот кто будет собирать схему, а это может быть совсем другой человек, взяв бланк по которому выводили и не увидев, что накладку вывели также ее и не введет. Хорошо, если он спросит, почему в бланке на вывод не переключались этой накладкой. Но сегодня такой вопрос может стоить месячной и годовой премии. Делают тупо. Молча возвращают то, что было в бланке. И накладка АПВ шин останется выведенной. А при системных авариях потом ходят и гадают, а что это у нас такое.
Да вы сами наверное не один десяток раз в случаях когда члены комиссии еще не доехали до объекта шли и смотрели, а что надо немного подправить, чтобы потом не тыкали носом. Вывод тут простой - не надо делать лишних операций.

99

Re: Оперативные переключения

Lekarь писал(а):
2023-09-29 13:12:14

Если в цепях РЗА никаких работ не планируется, то и трогать их просто так не надо.

столько разговоров даже в пределах этой темы по этому вопросу. Смею спросить. Для РЗА регламентируются следующие положения: введено, выведено, выведено для ТО (сокращенно, но понятно, я думаю).
У меня возникает вопрос: в каких случаях выводятся РЗА (не для ТО)? Понимаю, что режимные карты - не руководящий документ. К примеру, из моего бланка можно смело убирать 6 пунктов http://rzia.ru/uploads/images/17565/7902242f7a42921ffce73861743caadd.jpg http://rzia.ru/uploads/images/17565/7902242f7a42921ffce73861743caadd.jpg
Но все они диктуются режимными картами. Оперативный персонал, выполняя последний пункт бланка, сверяя положение КА с таблицами, все это выведет)  ICQ/bp:yahhoo:
Переделать таблицы можно. Людей надо переучивать. Оперативники "воспитаны годами" выводить и вводить УРОВ и ДЗШ. С релейщиками сейчас очень все плохо.

Добавлено: 2023-10-23 13:24:01

Dr.Radio, в Ваших бланках также под одним пунктом есть несколько операций. Например, осмотреть, включить/отключить ШР, проверить положение. У нас действует типовая инструкция РД 34 РК.0-20.505-05 от 13 декабря 2005 г. приказ №324. П.49: Каждая операция (или действие) в бланке переключений записывается под порядковым номером.

100

Re: Оперативные переключения

VovkaKrut писал(а):
2023-10-23 10:24:01

У меня возникает вопрос: в каких случаях выводятся РЗА (не для ТО)?

Когда возможна работа это защиты с выдачей команд или сигналов на что-то.
Наверное самый понятный пример - это газовая защита тр-ра. Если вы собираетесь сливать или доливать масло в работающий трансформатор, то ее лучше вывести, чтобы она не подействовала на выключатели этого трансформатора.